Вопросы патриотического воспитания, нравственного развития, совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена.
Особенно сейчас, когда всё чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится всё более актуальной.
Часть школьников зачастую не желает активно участвовать в общественных делах.
ПАТРИОТИЗМ
Патриотизм — одна из важнейших черт всесторонне развитой личности, чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом.
Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину.
Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность к служению Отечеству.
ЦЕЛЬПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Приобщить детей к духовным и нравственно-патриотическим ценностям общества через все доступные средства, формирующих:
- базис личной нравственности и культуры поведения
- чувство любви к Родине
- развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.
ЗАДАЧИПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Формировать представление о нравственно-патриотических ценностях, умение отличать добро от зла.
Привлекать внимание ребёнка к самому себе, своему отношению к другим, поступкам. Побуждать желание стать лучше, добрее.
Воздействовать на душу ребёнка с помощью различных видов искусства.
Воспитывать у ребёнка чувства любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, деревне.
Формировать бережное отношение к природе и всему живому.
Воспитывать уважение к труду.
Формировать уважительное отношение к людям, чувства толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям.
Познакомить детей с символами, государствами (герб, флаг, гимн).
Расширение представлений о Москве – главном городе, столицы России, о городах России.
Особую актуальность приобретает вопрос патриотического воспитания подрастающего поколения.
Патриотическая направленность воспитания всегда была присуща отечественной педагогической науке и практике, опирающейся на уникальный опыт и традиции народной педагогики.
В работе по патриотическому воспитанию младших школьников необходимо учитывать психологовозрастные возможности и особенности.
ПСИХОЛОГОВОЗРАСТНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ОСОБЕННОСТИ
- впечатлительность и эмоциональность ребёнка
- открытость и готовность к познанию нового
- высокий авторитет учителя
- стремление занять социально значимую позицию
- ориентация на социальные нормы
Эти и другие особенности создают благоприятную почву для роста устойчивых патриотических чувств в ходе приобщения к народной культуре.
У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Многое требуется от школы: её роль в этом плане невозможно переоценить.
Начиная с 1 класса этой теме можно посвящать многие внеклассные часы. На классных часах: «Защитники Святой Руси», «Встань за веру, Русская Земля!», «Защита Отечества: взаимосвязь церкви и государства», «Щит военный, щит духовный», «Подвиг и его природа» - у учащихся формируются представления о таких понятиях, как «героизм», «мужество», «верность» и «преданность Отечеству».
С каждым занятием, дети будут усваивать всё больше и больше материала. Например, можно познакомить детей со следующими понятиями…
У учеников младших классов:
развиваются элементы социальных чувств
формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.)
возникают коллективные связи, формируется общественное мнение.
Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности.
С момента, когда ребёнок пошёл в школу, его эмоциональное развитие больше, чем раньше, зависит от того опыта, который он приобретает вне дома. Необъяснимые и вымышленные страхи прошлых лет сменяются другими, более осознанными: уроки, отношения между сверстниками.
В группе продлённого дня в свободное время можно уделить время лёгким диктантам, в процессе которых учащимся предложено определить основную мысль текста, акцентировать внимание на тех мыслях, чувствах, которые формируют патриотизм и гражданственность, например:
Как проявилась храбрость русских людей, их верность Отчизне?
Что помогло героям одержать победу над врагом?
Смогли бы вы поступить также?
Любовь к своей Родине проявляется и в умелом обращении с русским языком: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности – соблюдение этических и коммуникативных норм.
Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещённые во всех разделах учебника русского языка:
- Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди?
- Составьте предложения с разными обращениями;
- Составьте предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны».
Возможно проведение мероприятий со следующей тематикой: «Они защищали Родину», «России доблестной сыны», «Памятники и памятные места нашей местности» и др.
На такие мероприятия хорошо бы пригласить участников Великой Отечественной войны или тружеников тыла – родственников учащихся.
При возможности уместно посещение местного музея с организацией тематической экскурсии «Наш край в годы Великой Отечественной войны», а также школьного музея.
На занятиях по «Окружающему миру» изучаются следующие темы: «Природа России», «Родной край – часть большой страны», «Страницы истории Отечества», «Климат России». Эти темы говорят сами за себя.
Цели уроков этого предмета: учить бережливому отношению к природным богатствам нашей Родины; прививать любовь к своему родному краю; учиться быть мужественными и отважными, как древние защитники Отечества, и стараться вырасти настоящими людьми.
Окружающий мир среди всех школьных предметов играет роль мостика между естественными и общественными науками, она универсальна, охватывает всю систему: природная среда - общество - человек.
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- национальное государство – государство с общей, центральной властью, хозяйственно-экономической основой и с общими историко-культурными ценностями жителей страны. Российская Федерация – национальное государство, имеющее разнообразный этнический и религиозный состав населения и отличающееся большой региональной спецификой.
- формирование национального самосознания – формирование у личности представления о многонациональном народе Российской Федерации как о гражданской нации и воспитание патриотизма.
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- многообразие культур и народов – культурное многообразие, существующее в стране и мире в целом. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия.
- воспитание – педагогически организованный целенаправленный процесс развития обучающегося как личности, гражданина, освоения и принятия им ценностей, нравственных установок и моральных норм общества.
ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
- духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
От младших школьников требуется:
- знать, что они граждане своей страны;
уметь воспитывать в себе волю и мужество, твердый характер и целеустремленность, доброту и требовательность;
любить Родину, людей, способных своим трудом беззаветно служить народу крепко держать свое слово;
дружить с ребятами всех национальностей верно и преданно;
- беречь своё человеческое достоинство и честь; все добро, созданное народом, охранять и восстанавливать памятники культуры;
- помогать всем, попавшим в беду, и не требовать награды за добрый поступок; проявлять доброту и заботливость о людях в повседневной жизни;
- творить в учёбе, в искусстве, в любом деле, в котором чувствуешь способность и тягу к творчеству.
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ
Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребёнка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.
Именно поэтому школа, а в частности учитель, решая задачи воспитания, должны опереться на разумное и нравственное в человеке, помочь каждому воспитаннику определить ценностные основы собственной жизнедеятельности.
Этому поможет процесс патриотического и нравственного воспитания, органически вплетённое в учебно-воспитательный процесс и составляющее его неотъемлемую часть.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.