ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время возникает необходимость в патриотическом воспитании подрастающего поколения. «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так учитель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине» (В.А.Сухомлинский). Источником патриотического воспитания для младших школьников является естественная для ребенка среда его жизнедеятельности. Это «малая Родина»: социальная и природная сфера поселка, района..., отдельные страницы локальной истории и культуры.
Чувство патриотизма многогранно: это и любовь к родным местам, и ощущение связи с окружающим, и гордость за народ, и желание сохранять, приумножать богатство Родины. Чаще всего это связано с содержанием базовой программы школы, со знаменательными датами, отмечающимися в стране, с всенародными праздниками, с теми людьми, чьи имена носят улицы и площади городов района и области. При планировании работы по данной теме ставятся задачи:
1) показать всестороннюю связь человека с окружающим миром, включить ребенка в активное познание своей «малой Родины»: поселка, района;
2) формировать интерес к прошлому и настоящему поселка, района, области;
3) развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране;
4)развивать бережное отношение к поселку (его природе, культуре);
5)воспитывать чувство гордости за своих земляков.
Работа по патриотическому воспитанию разделена на несколько блоков: исторический; биогеографический; этнокультурный; социокультурный.
Каждый блок включает в себя несколько разделов, например, в исторический блок входят следующие разделы: русский народ и его истоки; государственная и военная символика; история «малой Родины»; жизнь и подвиги юных защитников Отечества; книга памяти; патриотические игры; знаменательные даты.
В биогеографический блок: заповедники нашего края; экологическая тропа; зеленые леса и лесные чудеса нашего края и т.д.
В этнокультурный блок: древние жители Кольской земли; саамская культура и быт; саамский фольклор; коренные жители поселка; рукотворная книга (выполнение рисунков к стихам саамских поэтов).
Каждый блок включает подготовку и проведение тематических мероприятий, подведение их итогов; выбор конкретных тем должен быть тесно связан с программным материалом по чтению, истории, изучаемым в данный период в школе, с памятными событиями в жизни школы и страны. Прежде чем планировать работу, необходимо провести анкетирование для уточнения знаний детей об истории родного края, страны.
Так, например, анкета показателей знаний учащихся о поселке включает в себя вопросы о возникновении поселка, названии главной улицы, история названия, коренных жителях, основных профессиях жителей поселка, достопримечательностях поселка, а также о том в честь кого названа улица, на которой находится школа.
Анкета показателей знаний учащихся о национальных ценностях содержит вопросы о славянах, народных героях и богатырях, снаряжении, одежде и оружии русских воинов, русских народных сказках, песнях, праздниках, играх, видах декоративно-прикладного искусства, первопечатниках.
Анкета показателей знаний учащихся о саамах включает в себя вопросы о названии коренных жителей поселка, особенностях одежды и видов деятельности саамов, саамских сказках, поэтах и писателях.
Анкета показателей знаний учащихся о родном крае охватывает вопросы о месте жительства, названиях области, городов, главного города района и области, полезных ископаемых, добываемых в крае, заповедниках, традициях, праздниках, поэтах и писателях региона.
Основная тематика мероприятий биогеографического блока: «Край, в котором мы живем»; «Полуостров сокровищ»; «Полезные растения Мурманской области»; «О Север, Север-чародей!»; «Праздник цветов»; «Про зеленые леса и лесные чудеса»; «День птиц».
Исторический блок включает в себя: «День Конституции»; «День Победы»; «День Земли»; «Наша Слава и наша Память».
Этнокультурный блок: «Саамская сказка (театрализованное представление)»; Экскурсия в музей «Жизнь и быт саамов» (Литературная викторина по сборнику саамских сказок; Азбука саамского узора).
Социокультурный блок: «Я иллюстрирую Пушкина»; «Дружат дети всей земли»; «Папа, мама и я - дружная семья».
Важное условие реализации программы патриотического воспитания - совместная деятельность педагога, учащихся и родителей, так как без помощи родителей невозможно проведение многих мероприятий, таких, например, как: «Папа, мама и я - дружная семья», «Моя родословная», «Женский день», «Экологическая тропа», «Экскурсии на предприятия», «Тепло любимых песен», походы, создание «Книги памяти»...
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.