ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СПОСОБСТВУЮЩЕЕ СТАНОВЛЕНИЮ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
Л.Н. Теплякова, учитель
МАОУ «СОШ №14» п. Калья,
Североуральский городской округ
Любовь к Родине начинается с любви к своей семье, к своему дому, к своей школе. Она постепенно растёт. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а, созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовью к своей стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса, и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала.
Д.С. Лихачёв
В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой Родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой Родине – месту, где человек родился. С родного уголка земли начинается для маленького человека огромная страна, гражданином которой, он, повзрослев, осознает себя. Я веду кружок «Моя малая Родина», разработала программу на четыре года. На занятиях дети получают знания об историческом прошлом уральского края, культурных традициях, на примерах мужества, героизма идёт воспитание любви к Отечеству, российского патриотизма, в котором общероссийское чувство гражданина (готовность служить Родине, защищать её) сочетается с его любовью к малой родине (своему посёлку).
Как руководитель кружка использую инновационные воспитательные технологии, направленные на всестороннее воспитание и развитие детей младшего школьного возраста: личностно ориентированные; здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; технологию деятельностного метода; технологию педагогических мастерских; проектно-исследовательскую деятельность; технологию коллективных творческих дел (КТД).
Я хочу познакомить вас с формами, методами и средствами проведения занятий кружка: викторины, конкурсы, тематические праздники, коллективно-творческие дела; художественное творчество; экскурсии и походы по родному краю; виртуальные экскурсии (работа с использованием мультимедийных программ); устные журналы, выступления перед одноклассниками по итогам проделанной работы.
Моя воспитательная установка проста: чтобы каждый день ребёнок уходил домой хотя бы с маленькой, но победой. Всё, что я делаю, работает на личностный рост воспитанников. Я стараюсь научить их думать, мечтать, прививаю потребность трудиться, дружить, развиваю такие нравственные качества, как чувство любви к природе, чувство ответственности за то, что тебя окружает. Воспитанники моего кружка изучают историю своей семьи, т.к. это первый шаг к познанию Родины; ведётся работа по изучению истории посёлка, города, жизни знаменитых земляков. Я воспитываю в детях патриотические чувства, стремление к миру на всей планете, негативное отношение к войне. Постоянными в практике работы с коллективом детей стали беседы о гражданственности и патриотизме. встречи с участниками войны. На встрече с ветераном узнали о том, какой вклад в победу внесли жители Свердловской области и города Североуральска в годы Великой Отечественной войны. Принимали активное участие в конкурсе рисунков, посвящённых 23 февраля – «Наша Армия» - 1 место, в поселковом конкурсе «Нашей Армии 75 лет» - 2 место, «Открытка ветерану» - в конкурсе принимали участие все воспитанники кружка. Ежегодно, 23 февраля, возлагаем цветы к памятнику Героя России Дмитрия Шектаева - нашего земляка. На День пожилого человека подготовили поздравительные открытки своими руками, поделки.
Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью я считаю значимым. Здоровьесбережение – также является важным направлением работы кружка. Основная цель этой работы - воспитать у детей потребность в здоровом образе жизни, сформировать представления об активном отдыхе и его влиянии на самочувствие и здоровье человека, развить интерес к различным формам целесообразного времяпрепровождения. На занятиях систематически провожу беседы, ролевые игры. Например: «В гостях у здоровой пищи», «Личная гигиена», «Твой образ жизни», «О вредном влиянии алкоголя на организм», «Кто курит табак, тот сам себе враг». Изготовили книжки-малышки «Лечение без лекарств», выпустили стенгазету «Лесная аптека».
В результате, постепенно дети занимают активную жизненную позицию, идёт формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, формируются благоприятные условия для самореализации воспитанников, потребность к саморазвитию, гуманистическое отношение школьника к окружающему миру, к здоровому образу жизни как одной из главных жизненных ценностей, создаются условия для осознания детьми своей причастности к судьбе Отечества, его прошлому, настоящему и будущему.
Мои воспитанники прекрасные артисты. Они поют, танцуют, ставят инсценировки, являются постоянными участниками классных и школьных праздников, концертов. Класс является призёром конкурса – Смотра строя и песни (2 место), ежегодно участвует в «Кроссе Наций», в конкурсе «Живое слово» - 1 место.
В своей работе использую технологию включения детей, родителей в совместную деятельность по системе коллективных творческих дел (КТД). Коллективная деятельность носит личностно ориентированный и творческий характер. Участвуя в общем деле, младшие школьники учатся радоваться успехам друзей, приходить на помощь тем, кто нуждается в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга; общее дело сплачивает коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта. Для формирования коммуникативных умений устраиваю общение в группе равных между собой сверстников, что даёт младшему школьнику возможность критично относиться к действиям, видеть позицию другого человека, а главное – иметь свою собственную точку зрения, уметь отстаивать её. Собственные наблюдения показывают, что дети научились работать в команде, договариваться между собой, находить нестандартные решения, приобрели навыки работы с книгой и другими источниками информации. Они проявляют инициативу, мыслят творчески.
Активно использую информационные технологии. При помощи ИКТ оживляю деятельность воспитанников на занятии, в результате углубляется процесс познания, проявляется личностное отношение к тому или иному вопросу, удовлетворяются потребности и интересы. На занятиях кружка дети обогащаются новыми знаниями: Что же это за дерево-берёза, какие виды берёз существуют и где, как они размножаются, где используются. Результатом работы стал проект «Берёзка – символ родины моей». После знакомства с редкими видами животных, обитающих в наших краях, было создание альбома животных нашего края. Составили мини Красную книгу для нашего края, мультимедийную презентацию «Моя Калья», коллективный проект «Моя родина – Калья». Мои ребята с удовольствием составляют интерактивные стенгазеты «Готовимся к празднику», «Наши защитники», «Известные люди посёлка». Участвовали в конкурсе сочинений «Мой дедушка», «Бабушка и её история жизни», были отмечены Грамотами. Результатом успеха проекта «Что за чудо эти пряники» стало открытое занятие кружка и первое место в городском конкурсе «Я – исследователь».
Родители моих учеников – инициаторы многих интересных дел. Тесная связь с родителями помогает в формировании личности ребёнка, его социализации. Наиболее полюбившиеся КТД, проводимые на кружке: «Новогодний карнавал»; праздник «Береги природу!»; Акция «Кормушка» - изготовление и развешивание кормушек по посёлку вместе с папами; «Праздничный стол» к 8 Марта; «Песенное творчество родного края»; «Поэтическая мастерская» - знакомство со стихами и рассказами наших поэтов и писателей; «Наш земляк – П. Бажов». Дети вместе с родителями читали сказки П. Бажова и подготовили инсценировку. Ко «Дню рождения школы» дети от родителей узнали историю своей школы и приняли участие в конкурсе рисунков «Школа будущего». Совместными мероприятиями я пытаюсь сплотить детей и родителей в единый дружный коллектив, создаю своеобразную школьную семью, в которой все переживают друг за друга. Вместе мы делаем жизнь детей интересной и содержательной.
С большим желанием дети посещают музей посёлка, где знакомятся с работами народных умельцев родного края (вышивки, рукоделия, игрушки и др.). На занятии обсуждались особенности игрушек, изготовленных умельцами Уральского края, особенности народного костюма коренных жителей. О чём могут рассказать игрушки и народный костюм. Практической работой стали рисунки, дети придумывали орнамент народного костюма; изготовили и сделали выставку игрушек в традициях народных умельцев нашего края. Распространяю опыт своей педагогической деятельности через участие в работе школьного, муниципального методических объединений, во всероссийских конкурсах.
Одним из самых главных результатов своей работы по патриотическому воспитанию считаю сформированность у большинства воспитанников устойчивого интереса к истокам героизма и самоотверженности людей, гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества и стремление подражать им. Система ценностных ориентаций, которые я закладываю в программу развития детского коллектива на занятиях кружка «Моя малая Родина», построена на нравственных идеалах справедливости, доброты, ответственности, уважительного отношения к людям, приобщения к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии.
Особо хочется отметить важность постоянного контроля своей педагогической деятельности, её анализа, обдумывания выбора методов и средств патриотического воспитания, постоянной корректировки, чтобы достичь продуктивных результатов формирования нравственной личности младшего школьника с учётом его потребностей, интересов и способностей.
Литература:
1. Закон Российской Федерации «Об образовании»
2. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»
3. «Конвенция ООН о правах ребенка»
4. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. Пособие для студ.вузов. — 4-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия». 1999. 672с.
5. Выготский Л С. Педагогическая психология/ Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.
6. Фридман Л. М; Маху В. И. Проблемная организация учебного процесса - М.-1990.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.