Этот материал поможет педагогам в воспитании у детей патриотических чувств, любви к своему родному краю, городу, в котором ребёнок родился, вырос, проживает, к своим родителям, близким людям, сверстникам. В статье описан опыт работы по данному направлению работы, используемые методы работы педагога.О патриотическом воспитании дошкольников.
Тортумашева А. А.,
Воспитатель МБДОУ «ЦРР – ДС «Улыбка»
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через
знакомство с историей родного края.
Только тот, кто любит,
ценит, уважает накопленное
и сохранённое предшествующим
поколением, может любить Родину,
узнавать её, стать подлинным патриотом.
С. Михалков.
Наше общество стремительно развивается. Однако в нашей стране
сохраняется нестабильность в экономической и психической обстановке.
Проблема духовно – нравственного, патриотического воспитания стоит особо
остро.
Теперь уже с экранов телевидения показывают примеры доброго поведения.
Созданы передачи для детей, которые учат добру и милосердию, любви к
своей Родине, уважению к достижениям нашей страны! И есть передачи для
взрослых, которые затрагивают нравственную сторону жизни наших граждан и
о многом заставляют задуматься.…
Совершенно отчётливо проявляется потребность в воспитании истинных
патриотов нашей Родины. Психологи и педагоги убеждены в том, что
воспитание патриотизма важно и нужно начинать в дошкольном возрасте.
Детям старшего дошкольного возраста доступно чувство любви к родному
городу, родной природе, к своей Родине. А это и есть начало патриотизма,
который рождается в подсознании, формируется в процессе
целенаправленного воспитания.
Задача педагога и родителей – пробудить в растущем ребёнке любовь к
родной земле. Нужно формировать у ребёнка такие черты характера, которые
помогут ему стать человеком, патриотом, достойным гражданином общества.С малых лет нужно воспитывать уважение к родному дому, детскому саду,
родной улице, городу, чувство гордости за свою страну.
В рамках реализации задач по воспитанию патриотических чувств у старших
дошкольников был разработан проект по ознакомлению детей с родным
городом – «Абаза – город мой среди гор!».
Целью данного проекта является воспитание у детей чувства гордости,
уважения к тому месту, где они живут.
Воспитание у старших дошкольников любви к малой Родине – это первый
этап воспитания патриотизма. Для наших детей малая Родина – это город
Абаза. Дошкольникам ещё непонятна и трудна для восприятия история
родного города, поэтому постепенно подводили детей к пониманию того, что
наш город Абаза – это маленькая частичка огромной страны России – нашей
Родины.
Проект «Абаза – город мой среди гор!» включает в себя знакомство:
с историей города Абаза
природой родного края, его природными богатствами.
с промышленными объектами города, основными профессиями людей на
этих предприятиях.
символика и достопримечательности г. Абаза.
Легенды о реке Абакан, г. Абаза.
В процессе НОД дети знакомились с историей города, природой нашего
края, с промышленностью – Абаканским
рудником, шахтой, ТЭЦ,
леспромхозом, туристическими организациями.
Родителям предлагалось во время прогулок по городу Абаза с детьми
понаблюдать за зданиями, обратить внимание на памятные места города,
сфотографировать их, составить рассказ о достопримечательностях города
Абазы так, чтобы ребёнок мог рассказать другим детям о своих впечатлениях.
Совместно с детьми и родителями составили альбом с фотографиями
любимого города, где можно увидеть все значимые места города Абаза. И
дети с удовольствием рассматривают его, обсуждают, высказывают своё
мнение.Дети посетили краеведческий музей им. В.В. Андрияшева в г. Абаза,
познакомились с историей города и историей Абаканского рудника.
Используемые методы ознакомления дошкольников с родным краем,
позволяют повысить эмоциональную активность детей, а так же создаются
условия для развития у детей умения действовать самостоятельно.
Использовали такие формы работы, как составление рассказов «Мой город
Абаза», «Мой край родной», чтение рассказов и легенд о Хакасии, хакасских
народных сказок, оформление в группе «Уголок Хакасии».
Для решения задач по патриотическому воспитанию применяли различные
игры:
сюжетно – ролевая игра «Путешествие по родному городу на автобусе»,
«Наша шахта» «Магазин таёжных ягод», «Альпинисты» «Мы пришли в
музей»;
Д/И «Узнай на фото», «С чьей ветки эти детки», «Богатства родного края»,
«Герб города», «Найди флаг Хакасии», «Чей костюм», «Узнай по описанию»,
«Хакассий узор» и др.
Хакасские – народные игры: «Киик nÿÿpi» (дикие козы и волк), «Медведь и
пень», «Спрячь рукавицу».
Творческие и развивающие игры: «Придумай герб», «Раскрась флаг нашего
города», «Расскажи, где работают твои родители».
В беседах о родном городе побуждали детей думать и говорить, высказывать
своё мнение, использовать в речи изученные слова.
Особенно понравились детям легенды о реке Абакан, городе Абаза.
Познакомили детей с творчеством абазинских поэтов. Дети с большим
желанием и интересом рисовали наш город, природу г Абазы. В приёмной
была оформлена выставка « Город Абаза – Хакасии краса!».
Вся работа по патриотическому воспитанию проходила в тесном контакте с
семьёй. Родители были активными участниками всех мероприятий,
проводимых в группе. Помогали в оформлении фотовыставок о родном
городе, о родном крае, участвовали в конкурсах рисунков, поделок.
Участвовали в организации совместных творческих домашних заданий
придумывание и изображение герба своей семьи, создание фотоальбома «Мойгород и я», что очень объединило родителей и детей, обогатило общение
между ними и доставило радость.
Проведены для родителей: консультация на тему: «Семейный маршрут
выходного дня», «Клуба умных родителей» на тему «Учим детей любить и
беречь свой город»; помогли родителям стать для своих детей примером
отношения к своему городу, к месту, где живёшь.
Анализ проделанной работы по ознакомлению детей старшего дошкольного
возраста с историей, культурой, традициями и природой родного города,
позволил убедиться в доступности для понимания детьми этой темы.
Использование материалов об истории города,
его людях и
достопримечательностях в педагогическом процессе позволяет воспитать
чувство гордости и уважения за свою страну и город. В ходе работы
установлено, что эффективнее ознакомление с родным краем будет
происходить при тесном сотрудничестве «воспитательребёнокродители».