Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Оценка 5
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
31.05.2018
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, той общественной среды, в которой они живут.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях адыгских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре.docx
Чуц Фатима Чишуковна,
воспитатель МБДОУ №9,
города Майкопа
Маленькая Родина все равно
большая,
Ведь она единственная.
Ж. Ренар
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской
народной культуре
патриотических,
духовно–нравственных,
Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя
все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно
прикладное искусство, фольклор и многое другое. Дошкольный возраст
наиболее оптимальный период становления личности, где закладываются
базовые системы ценностей, формируется мировоззрение, национальное
самосознание, нравственно – патриотические позиции. Приобщение детей к
народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств
и развития духовности. Отсутствие знаний делает человека равнодушным, а
равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей.
Ключевые слова: патриотизм, родина, культура.
Воспитание
социально–
коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через
познание детьми народной культуры своей Родины, той общественной среды, в
которой они живут.
Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте
дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально,
приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство
восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну.
Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о
родном городе, стране, особенностях адыгских традиций, равнодушное
отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и
сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с
родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Да и большинство педагогов сами плохо знают традиции, обычаи адыгского
народа, не всегда проникнуты чувством и пониманием его величия. Нельзя
сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это
необходимым.
Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание
народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства,
необходимо разработать доступную познавательным возможностям детей,
систему занятий, игр, упражнений и экскурсий.
Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее
истории и культуре.
Задачи:
1. Познакомить детей с разнообразием жанров адыгского народного творчества,
с народно прикладным искусством. Дать представление о традициях адыгских
промыслов, адыгского фольклора. (Экскурсии)
2. Знакомить детей с предметами адыгского быта, жилищем, народным
костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта адыгского
народа. (Джэгу, обряды)
3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре и
людям, создающим её.
4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини
музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий. (минимузей, игра
«Верни Нартам просо»)
Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения
материала:
метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и
приданий посредством театрализованных постановок, настольных игр
праздников, традиций; эвристический (частично поисковый) метод; (театр
детский, экскурсия в театр)
метод моделирования,
социоигровые технологии,
игровой метод,
метод практических действий,
наглядный.
Работу по приобщению детей к адыгской народной культуре необходимо
начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу,
матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет,
детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты
русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о
добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко
использовать все виды фольклора (сказки, песенки потешки, пословицы,
поговорки, загадки, и т.п.). Знакомя детей с поговорками, загадками,
пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим
нравственным ценностям. (слайд с адыгскими книгами, иллюстрациями)
Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку»
Пшысэр къа1о, «Узнай из какой сказки герой» къаш1э пшысэу зыхэтыр,
«Загадки и отгадки» Хырыхыхьэхэр къаш1э, «Чудесный мешочек» Дзыо
Хьалэмэт, «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о
музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем?
Проводим в музее занятия. Тем самым вызываем интерес к музею и желание
создать свой мини музей в группе. Таким образом, накапливается исторический
материал (предметы домашнего быта, элементы одежды и обуви,
фотографии из музея, фотографии подготовленные родителями), который
используем в работе с детьми в приобщении к адыгской народной культуре.
В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной
культуре должно занимать знакомство с адыгскими народными традициями,
такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций
адыгской кухни.
Большое внимание уделяем знакомству с адыгским народным костюмом.
(Конкурс поделок и рисунков, конкурс национального костюма из
бросового материала ). Дети узнают, что женщины в Адыгее носили самые
красивые сае и украшали их золотым шитьем одежду. У мужчин самый удобный
костюм цые. (слайды с национальным костюмом,). Также знакомим детей с
адыгскими праздниками: «Мэш1ошъхьачэт» встреча нового года по
мусульманскому календарю, «Кушъэхапх» Укладывание ребенка в люльку,
«Лъэтегъэуцу» Праздник Первого шага, «Сыбзи с1орэлъ, сихабзи схэрэлъ»
(Слайды из проведенных мероприятий по обрядам)
Дети узнают как праздновали наши предки, что изменилось с того времени,
какие традиции остались. На праздник «Мэш1ошъхьачэт» с детьми разучили
адыгские народные песни, танцы, скороговорки. Ежегодно проводится в ДОУ праздник «Мэш1ошъхьачэт», на котором дети ближе узнают традиции встречи
этого праздника.
В старшем дошкольном возрасте очень важно познакомить детей с и
прикладным искусством.
Произведения народного искусства воплощали в себе символы и образы времен
родового строя и язычества, несли в себе глубокий магический, сакральный
смысл, хранили информацию о духовном мире наших предков. Но со временем,
переходя из поколения в поколение, эти образы стали декоративными
элементами и обрели новую жизнь в декоративноприкладном искусстве адыгов.
Дети узнают, что такое керамика, металл, народные музыкальные инструменты,
Золотое шитье адыгов, плетение циновки и т.д.
1.Керамика, которое занимало важнейшее место в жизни наших предков: ее
использовали для хранения продуктов, для питья. (Слайды с экскурсии)
2.Металл, художественный металл, торевтика, металлопластика это
терминология, обозначающая художественную обработку металла. Возрождение
ювелирного искусства в Адыгее связано с именем художника по металлу Аси
Еутых, которая плодотворно работает в зверином стиле меотоскифского
искусства, образно моделируя традиционные сюжеты, композиционные приемы,
технологию литья, гравировки, чернения, филиграни, а также используя
отличительную особенность адыгской торевтики золочение серебряной
пластины, золочение отдельных деталей изделия. (слайды знакомящие с Асей
Евтых)
3.Изготовление народных музыкальных инструментов, которым занимаются
Гучев Замудин, Абид Гисса, Баете Инвер, Нагоев Заур, Пчегатлук Мадин,
Уджуху Байзет. Благодаря их мастерству зазвучали «живые» голоса
традиционного смычкового инструмента шыкlэпшын и возродился древний
(слайды знакомства с музыкальными
инструмент –пшынэтlаркъу.
инструментами)
4.Золотое шитье. Сотрудник Центра народной культуры Панеш (Сет) Сафьят
уже много лет передает своим многочисленным ученикам секреты и тонкости
золотошвейного искусства. Техника золотого шитья и плетения басонных
изделий всегда считалась обязательной в воспитании и обучении молодых
девушек. Мы тоже знакомим наших детей с этим искусством, требуюшим
усидчивости и терпеливости. (Слайды с нашим золотым шитьем, знакомство
шитья из музея) 5.Циновки. Плетение циновок занимает значительное место в декоративном
искусстве адыгов и проявляет особую преемственность и устойчивость
художественных традиций. Циновка известна в адыгской культуре уже с эпохи
неолита. Циновка являлась незаменимой и многофункциональной: она служила
настенным и напольным украшением, ее стелили на кровать, дарили и включали
в состав приданого. Циновки и плетеные изделия из рогоза и соломы были тесно
связаны с повседневным бытом и более других видов народного искусства
отражали жизненный уклад и происходящие в нем изменения. *(Слайды с
циновками и плетением)
5.Значительное место в современном прикладном искусстве адыгов занимает
творчество Юрия Сташа мастерафилософа, пропагандиста, неутомимого
талантливого художника, который образно синтезировал огромный пласт
художественного творчества народа и создал новые по содержанию и вечные по
красоте национальные костюмы, комплексы одежды исторических, эпических
персонажей, многочисленные символические и декоративные панно,
тематические композиции. Он самостоятельно овладел техникой золотого
шитья, аппликации, технологией обработки кожи и на этом фундаменте создал
совершенно новый вид декоративного искусства. У детей расширяются знания о
современном прикладном искусстве адыгов .( знакомство с Сташ Юрием и
его работами)
На протяжении всего дошкольного возраста знакомим детей с адыгскими
народными подвижными играми.
Несмотря на юный возраст (от рождения и до 10–12 лет), у адыгских
девочек было очень мало детских игр, в то время как у мальчиков
насчитывалось больше ста, что свидетельствует о гендерной сегрегации в
адыгской системе воспитания.
По фабульнокомпозиционным конструкциям, характеру, целям и задачам
адыгские игры можно разделить на 3 группы: игрызабавы, подвижные игры и
игрыимпровизации.
Первая группа – игрызабавы у адыгов служили для развлечения малышей.
К ним мы относим и игры со словами для развития детской речи, а также
загадки, скороговорки. Из многочисленных игр этой группы наиболее
типичными были: «Птичка», «Овцы пасутся», «Десять правд»,
«Соломинка на голове» и другие. Они не только развлекали малышей, но и
знакомили их с
развивали внимательность,
сосредоточенность, окружающей средой, различными профессиями, предметами быта,
орудиями труда и т. п.
Вторая группа – подвижные игры. Они развивали ловкость и быстроту,
закаливали характер детей. Эти игры имели широкое распространение
среди мальчиков, но не среди девочек. Из них следует выделить игры с
камнем. Популярная у многих народов игра «в камушки» не только
развлекала детей, но и решала одновременно воспитательные задачи:
развивала внимание, волю, отличалась эстетическим богатством. Чёткое
соблюдение правил дисциплинировало, приучало к справедливости,
честности, аккуратности. Особенно очевидно было значение игры в
развитии двигательных функции кистей рук, в выработке соразмерности
движений, точного глазомера.
Третья группа – игрыимпровизации, или так называемые игры
подражания были как бы введением в труд, предисловием к труду. Дети в
игровой форме занимались, подражая взрослым, всем, чем занимались их
старшие братья и сестры, родители, соседи. Композиция игрподражаний
воспроизводит композицию «взрослых» дел. К таким играм относятся
«Куклин дом», «Гостьгость», «Домдом» и т. д. Игрыимпровизации были
народной формой трудового воспитания, и в этом их непосредственное
функциональное значение и ценность.
Этнопедагогика адыгов уделяла большое внимание детским играм в
процессе воспитания. Обладая значительной эмоциональной силой воздействия
на детей, игры оказывали определённое влияние на формирование характера. В
то же время игры имели познавательное значение. Они знакомили малышей с
окружающей средой, бытом, жизнью, обычаями и нравами общества. Не менее
важными были также практические цели этих игр, выявляя учебную
деятельность – как основное направление развития. В них дети приобретали
первые трудовые навыки, а неоднократные повторения закрепляли их.
Выработанные качества не были самоцелью, они готовили детей к жизни, к тому,
чтобы стать полезными членами общества.
В работе используем современные развивающие программы и технологии.
Результатом работы является:
1. Перспективный план работы по теме «Воспитание патриотизма у детей
через ознакомление с адыгской народной культурой»; серия занятий,
способствующая приобщению к адыгской народной культуре детей
дошкольного возраста. 2. Оформлены картотеки – адыгских народных подвижных, малых форм
загадки,
фольклора (песенки,
колыбельные песни); (Итог – выпуск методички по данной теме)
поговорки,
потешки,
пословицы,
3. Разработаны консультации для родителей: «Роль народного прикладного
искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических
чувств у детей», «Народные адыгские праздники», «Мэш1ошъхьачэт»,
«Что рассказал музей», «Сказка как средство патриотического
воспитания».
4. Созданы настольные игры на основе адыгских сказок «Верни Нартам
просо», «Хэт нахь лъэша?» Кто сильнее?
5. Рекомендации для родителей: «Выдумываем сказку», «Воспитание
патриотизма», «Давайте попоем», «Играем с детьми» и др.
Большое значение в приобщении детей к адыгской народной культуре имеет
работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии по теме
«Воспитание патриотизма через приобщение к адыгской народной культуре».
Родители принимают участие в организации экскурсии в Национальный музей и
музей народов востока. в организации «Мини музеев». Изготовляют своими
руками «Кушъэ», «1анэ», костюмы.
Для педагогов была предложена анкета «Готовность к работе по
патриотическому воспитанию», а также рекомендации «Метод проектов в
руководстве работой по нравственно патриотическому воспитанию» и
консультация «Концепция патриотического воспитания». Педагоги участвовали
в организации выставок детских работ и мини музеев в ДОУ.
Контроль над эффективностью работы по приобщению детей к адыгской
народной культуре осуществляется через диагностику, которую разработали
сами. Проводится диагностика в начале года (сентябрь), и в конце года (май).
В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории,
о роли музеев в сохранении культурных ценностей адыгского народа. Научились
различать виды народноприкладного искусства, жанра художественного и
фольклорного творчества.
Имеют представление об адыгских традициях и праздниках. У детей улучшилось
внимание, усидчивость, расширился активный словарь, повысился интерес к
адыгским народным подвижным, к адыгской народной культуре в целом.
Таким образом, воспитывать патриота надо на конкретных героических
примерах, исторических событиях, на народных традициях и правилах, по
которым веками жила моя Адыгея. Необходимо вместе с детьми постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку,
что он хозяин своей Родины.
Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие
люди. Я люблю эту Землю, мою республику Адыгея, все что живет и радуется
вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю
музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей
Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и
отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Россия! Это все моя
Адыгея!
Использованная литература и Интернетресурсы:
Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Москва: ЦГЛ,
Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших
Дечева Н., Дзыбова Т., Цыку Б., Хавдок С., Нэбъзый программапособие
Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры АдыговНальчик:Эльбрус, 1979
Сказки адыгейских народов.(Российский фонд культуры «Российский
1.
2005.
2.
дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991.
3.
по обучению детей адыгейской разговорной речи. – Майкоп. 2001.
4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – Москва: Просвещение, 1980.
5. Журналы «Родничок Адыгеи» №4 2005, 2008, 2009 годы, № 3 2009 год.
6.
7.
архив», Москва 2013г.)
8.
итхылъ тедзап, 2001 г.)
9.
10. Шоров И.А.Адыгская народная педагогика. Майкоп. Адыг.книжн.издат
во,1989г.
11.
12. www
13. www.smolpedagog.ru
Чермит К.Д. Физические упражнения и игры адыгов Майкоп, 1990
Тхыбзэ Тамбый Джантыгъ (Издательство: Мыскъуапэ Адыгэ Республикам
festival.1september.ru
. bibliofond
. ru
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.