Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Оценка 5

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Оценка 5
Работа с родителями
docx
воспитательная работа
Детсад
31.05.2018
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Воспитание патриотических, духовно–нравственных, социально– коммуникативных качеств подрастающего поколения осуществляется через познание детьми народной культуры своей Родины, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал детей дошкольного возраста уникален, именно в этом возрасте дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, приобретая чувство привязанности к месту, где родился и живет, чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Однако, дети, начиная с детского возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях адыгских традиций, равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Недостаточно сформирована система работы с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье.
Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре.docx
Чуц Фатима Чишуковна, воспитатель МБДОУ №9, города Майкопа Маленькая Родина все равно большая, Ведь она единственная. Ж. Ренар Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре   патриотических,     духовно–нравственных,    Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территории, природу, особенности языка и быта, народно­ прикладное   искусство,   фольклор   и   многое   другое.   Дошкольный   возраст   ­ наиболее   оптимальный   период   становления   личности,   где   закладываются базовые   системы   ценностей,   формируется   мировоззрение,   национальное самосознание, нравственно – патриотические позиции.        Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и   развития   духовности.   Отсутствие   знаний   делает   человека   равнодушным,   а равнодушие разъедает не только памятники старины, но и души людей. Ключевые слова: патриотизм, родина, культура. Воспитание социально– коммуникативных   качеств   подрастающего   поколения   осуществляется   через познание детьми народной культуры своей  Родины, той общественной среды, в которой они живут. Потенциал   детей   дошкольного   возраста   уникален,   именно   в   этом   возрасте дошкольник   воспринимает   окружающую   его   действительность   эмоционально, приобретая   чувство   привязанности   к   месту,   где   родился   и   живет,   чувство восхищения культурой своего народа, гордостью за свою страну. Однако,   дети,   начиная   с   детского   возраста,   страдают   дефицитом   знаний   о родном   городе,   стране,   особенностях   адыгских   традиций,   равнодушное отношение к близким людям, товарищам по группе, недостаток сочувствия и сострадания   к   чужому   горю.   Недостаточно   сформирована   система   работы   с родителями по проблеме нравственно – патриотического воспитания в семье. Да   и   большинство   педагогов   сами   плохо   знают   традиции,   обычаи   адыгского народа,   не   всегда   проникнуты   чувством   и   пониманием   его   величия.   Нельзя сказать, что педагоги раньше не работали в этом направлении, но каждый делал это индивидуально, так как представлял сам, и настолько насколько считал это необходимым.  Поэтому, чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, воспитать осознанные патриотические чувства, необходимо   разработать   доступную   познавательным   возможностям   детей, систему занятий, игр, упражнений и экскурсий. Цель. Воспитывать любовь к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к ее истории и культуре. Задачи: 1. Познакомить детей с разнообразием жанров адыгского народного творчества, с народно ­ прикладным искусством. Дать представление о традициях адыгских промыслов, адыгского фольклора. (Экскурсии) 2.   Знакомить   детей   с   предметами   адыгского   быта,   жилищем,   народным костюмом. Привить потребность в изучении традиций, обычаев, быта адыгского народа. (Джэгу, обряды) 3. Воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к ее народной культуре и людям, создающим её. 4. Заинтересовать и привлечь родителей к участию в создании детских «мини­ музеев», фольклорных праздниках, изготовлению пособий.  (мини­музей, игра «Верни Нартам просо»)    Методы, наиболее интересные для детей и эффективные в плане усвоения материала: ­ метод «оживления» теоретического материала – сказок, мифов, легенд и приданий   посредством   театрализованных   постановок,   настольных   игр праздников,   традиций;   эвристический   (частично   поисковый)   метод;  (театр детский, экскурсия в театр) ­ метод моделирования, ­ социо­игровые технологии, ­ игровой метод, ­ метод практических действий, ­ наглядный. Работу   по   приобщению   детей   к   адыгской   народной   культуре   необходимо начинать уже в младшем дошкольном возрасте. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. В   устном   народном   творчестве   как   нигде   сохранились   особенные   черты русского   характера,   присущие   ему   нравственные   ценности,   представления   о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать   все   виды   фольклора   (сказки,   песенки   ­   потешки,   пословицы, поговорки,   загадки,   и   т.п.).   Знакомя   детей   с   поговорками,   загадками, пословицами,   сказками   мы   тем   самым   приобщаем   их   к   общечеловеческим нравственным ценностям. (слайд с адыгскими книгами, иллюстрациями) Дети   знают   и  с   интересом   играют   в  дидактические   игры. «Назови   сказку» ­ Пшысэр   къа1о,   «Узнай   из   какой   сказки   герой»­   къаш1э   пшысэу   зыхэтыр, «Загадки   и   отгадки»­   Хырыхыхьэхэр   къаш1э,   «Чудесный   мешочек»­   Дзыо Хьалэмэт, «Что было раньше, что сейчас» и многое другое. Проводим беседы о музеях,   зачем   они   нужны?   Что   в   них   хранится?   Кто   туда   ходит   и   зачем? Проводим в музее занятия. Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать свой мини­ музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал  (предметы   домашнего   быта,   элементы   одежды   и   обуви, фотографии  из  музея,  фотографии  подготовленные   родителями),   который используем в работе с детьми в приобщении к адыгской народной культуре. В среднем дошкольном возрасте большое место в приобщении детей к народной культуре   должно   занимать   знакомство   с   адыгскими   народными   традициями, такими   как   почитание   старости,   гостеприимства,   взаимопомощи,   традиций адыгской кухни.  Большое   внимание   уделяем   знакомству   с   адыгским   народным   костюмом. (Конкурс   поделок   и   рисунков,   конкурс   национального   костюма   из бросового материала ).   Дети узнают, что женщины в Адыгее носили самые красивые сае и украшали их золотым шитьем одежду. У мужчин самый удобный костюм цые.  (слайды с национальным костюмом,). Также знакомим детей с адыгскими   праздниками:   «Мэш1ошъхьачэт»­   встреча   нового   года   по мусульманскому   календарю,   «Кушъэхапх»­   Укладывание   ребенка   в   люльку, «Лъэтегъэуцу»­   Праздник     Первого   шага,  «Сыбзи   с1орэлъ,   сихабзи   схэрэлъ» (Слайды из проведенных мероприятий по обрядам)   Дети узнают как праздновали наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались. На праздник   «Мэш1ошъхьачэт» с детьми разучили адыгские народные песни, танцы, скороговорки. Ежегодно проводится в ДОУ праздник «Мэш1ошъхьачэт», на котором дети ближе узнают традиции встречи этого праздника. В   старшем   дошкольном   возрасте   очень   важно   познакомить   детей   с   и прикладным искусством.  Произведения народного искусства воплощали в себе символы и образы времен родового   строя   и   язычества,   несли   в  себе   глубокий   магический,   сакральный смысл, хранили информацию о духовном мире наших предков. Но со временем, переходя   из   поколения   в   поколение,   эти   образы   стали   декоративными элементами и обрели новую жизнь в декоративно­прикладном искусстве адыгов. Дети узнают, что такое керамика, металл, народные музыкальные инструменты, Золотое шитье адыгов, плетение циновки и т.д.  1.Керамика, которое   занимало важнейшее место в жизни наших предков: ее использовали для хранения продуктов, для питья. (Слайды с экскурсии) 2.Металл,   художественный   металл,   торевтика,   металлопластика   ­   это терминология, обозначающая художественную обработку металла. Возрождение ювелирного искусства в Адыгее связано с именем художника по металлу Аси Еутых,   которая   плодотворно   работает   в   зверином   стиле   меото­скифского искусства, образно моделируя традиционные сюжеты, композиционные приемы, технологию   литья,   гравировки,   чернения,   филиграни,   а   также   используя отличительную   особенность   адыгской   торевтики   ­   золочение   серебряной пластины, золочение отдельных деталей изделия. (слайды знакомящие с Асей Евтых) 3.Изготовление   народных   музыкальных   инструментов,   которым   занимаются Гучев   Замудин,   Абид   Гисса,   Баете   Инвер,   Нагоев   Заур,   Пчегатлук   Мадин, Уджуху   Байзет.   Благодаря   их   мастерству   зазвучали   «живые»   голоса традиционного   смычкового   инструмента   ­   шыкlэпшын   и   возродился   древний  (слайды   знакомства   с   музыкальными инструмент   –пшынэтlаркъу. инструментами) 4.Золотое шитье. Сотрудник Центра народной культуры Панеш (Сет) Сафьят  уже много лет передает своим многочисленным ученикам секреты и тонкости  золотошвейного искусства.  Техника золотого шитья и плетения басонных  изделий всегда считалась обязательной в воспитании и обучении молодых  девушек.  Мы тоже знакомим наших детей с этим искусством,  требуюшим  усидчивости и терпеливости. (Слайды с нашим золотым шитьем, знакомство  шитья из музея) 5.Циновки.  Плетение циновок занимает значительное место в декоративном  искусстве адыгов и проявляет особую преемственность и устойчивость  художественных традиций. Циновка известна в адыгской культуре уже с эпохи  неолита. Циновка являлась незаменимой и многофункциональной: она служила  настенным и напольным украшением, ее стелили на кровать, дарили и включали  в состав приданого. Циновки и плетеные изделия из рогоза и соломы были тесно  связаны с повседневным бытом и более других видов народного искусства  отражали жизненный уклад и происходящие в нем изменения. *(Слайды с  циновками и плетением)  5.Значительное место в современном прикладном искусстве адыгов занимает  творчество Юрия Сташа ­ мастера­философа, пропагандиста, неутомимого  талантливого художника, который образно синтезировал огромный пласт  художественного творчества народа и создал новые по содержанию и вечные по  красоте национальные костюмы, комплексы одежды исторических, эпических  персонажей, многочисленные символические и декоративные панно,  тематические композиции. Он  самостоятельно овладел техникой золотого  шитья, аппликации, технологией обработки кожи и на этом фундаменте создал  совершенно новый вид декоративного искусства. У детей расширяются знания о  современном  прикладном искусстве адыгов .( знакомство с Сташ Юрием и  его работами)     На   протяжении   всего   дошкольного   возраста   знакомим   детей   с   адыгскими народными подвижными играми.    Несмотря на юный возраст (от рождения и до 10–12 лет), у адыгских девочек   было   очень   мало   детских   игр,   в   то   время   как   у   мальчиков насчитывалось   больше   ста,   что   свидетельствует   о   гендерной   сегрегации   в адыгской системе воспитания. По фабульно­композиционным конструкциям, характеру, целям и задачам адыгские игры можно разделить на 3 группы: игры­забавы, подвижные игры и игры­импровизации.   Первая группа – игры­забавы у адыгов служили для развлечения малышей. К ним мы относим и игры со словами для развития детской речи, а также загадки,   скороговорки.   Из   многочисленных   игр   этой   группы   наиболее типичными   были:   «Птичка»,   «Овцы   пасутся»,   «Десять   правд», «Соломинка на голове» и другие. Они не только развлекали малышей, но и   знакомили   их   с развивали   внимательность,   сосредоточенность, окружающей   средой,   различными   профессиями,   предметами   быта, орудиями труда и т. п.  Вторая группа – подвижные игры. Они развивали ловкость и быстроту, закаливали   характер   детей.   Эти   игры   имели   широкое   распространение среди мальчиков, но не среди девочек. Из них следует выделить игры с камнем.   Популярная   у   многих   народов   игра   «в   камушки»   не   только развлекала   детей,   но   и   решала   одновременно   воспитательные   задачи: развивала внимание, волю, отличалась эстетическим богатством. Чёткое соблюдение   правил   дисциплинировало,   приучало   к   справедливости, честности,   аккуратности.   Особенно   очевидно   было   значение   игры   в развитии двигательных функции кистей рук, в выработке соразмерности движений, точного глазомера.  Третья   группа   –   игры­импровизации,   или   так   называемые   игры­ подражания были как бы введением в труд, предисловием к труду. Дети в игровой форме занимались, подражая взрослым, всем, чем занимались их старшие братья и сестры, родители, соседи. Композиция игр­подражаний воспроизводит   композицию   «взрослых»   дел.   К   таким   играм   относятся «Куклин дом», «Гость­гость», «Дом­дом» и т. д. Игры­импровизации были народной формой трудового воспитания, и в этом их непосредственное функциональное значение и  ценность. Этнопедагогика   адыгов   уделяла   большое   внимание   детским   играм   в процессе воспитания. Обладая значительной эмоциональной силой воздействия на детей, игры оказывали определённое влияние на формирование характера. В то же время игры имели познавательное значение. Они знакомили малышей с окружающей средой, бытом, жизнью, обычаями и нравами общества. Не менее важными   были   также   практические   цели   этих   игр,   выявляя   учебную деятельность  – как основное направление развития. В них дети приобретали первые   трудовые   навыки,   а   неоднократные   повторения   закрепляли   их. Выработанные качества не были самоцелью, они готовили детей к жизни, к тому, чтобы стать полезными членами общества.   В работе используем современные развивающие программы и технологии. Результатом работы является: 1. Перспективный план работы по теме «Воспитание   патриотизма у детей через   ознакомление   с   адыгской   народной   культурой»;   серия   занятий, способствующая   приобщению   к   адыгской   народной   культуре   детей дошкольного возраста. 2. Оформлены   картотеки   –   адыгских   народных   подвижных,   малых   форм   загадки, фольклора   (песенки, колыбельные песни); (Итог – выпуск методички по данной теме)   поговорки,   потешки,   пословицы, 3. Разработаны консультации для родителей: «Роль народного ­прикладного искусства в эстетическом развитии детей», «Воспитание патриотических чувств  у   детей», «Народные   адыгские     праздники», «Мэш1ошъхьачэт», «Что   рассказал   музей»,   «Сказка   как   средство   патриотического воспитания». 4. Созданы   настольные   игры   на   основе   адыгских   сказок   «Верни   Нартам просо», «Хэт нахь лъэша?»­ Кто сильнее? 5. Рекомендации   для   родителей:   «Выдумываем   сказку»,   «Воспитание патриотизма», «Давайте попоем», «Играем с детьми» и др. Большое значение в приобщении детей к адыгской народной культуре имеет работа   с   родителями.   С   родителями   проводятся   беседы,   дискуссии   по   теме «Воспитание патриотизма через приобщение к адыгской народной культуре». Родители принимают участие в организации экскурсии в Национальный музей и музей   народов   востока.   в   организации   «Мини   музеев».   Изготовляют   своими руками «Кушъэ», «1анэ», костюмы.    Для   педагогов   была   предложена   анкета   «Готовность   к   работе   по   патриотическому   воспитанию»,   а   также   рекомендации   «Метод   проектов   в руководстве   работой   по   нравственно   ­   патриотическому   воспитанию»   и консультация «Концепция патриотического воспитания». Педагоги участвовали в организации выставок детских работ и мини музеев в ДОУ. Контроль   над   эффективностью   работы   по   приобщению   детей   к   адыгской народной   культуре   осуществляется   через   диагностику,   которую   разработали сами.  Проводится диагностика в начале года (сентябрь), и в конце года (май). В результате дети получили первичные представления о культуре и ее истории, о роли музеев в сохранении культурных ценностей адыгского народа. Научились различать   виды   народно­прикладного   искусства,   жанра   художественного   и фольклорного творчества.  Имеют представление об адыгских традициях и праздниках. У детей улучшилось внимание,   усидчивость,   расширился   активный   словарь,   повысился   интерес   к адыгским  народным подвижным, к адыгской народной культуре в целом. Таким   образом,   воспитывать   патриота   надо   на   конкретных   героических примерах,   исторических   событиях,   на   народных   традициях   и   правилах,   по которым   веками   жила   моя   Адыгея.  Необходимо   вместе   с  детьми   постоянно прослеживать связь между стариной и днем настоящим, дать понять ребенку, что он хозяин своей Родины.    Я – человек! Я живу на этой Земле! Здесь мой дом, мои близкие и дорогие люди. Я люблю эту Землю, мою республику Адыгея, все что живет и радуется вместе со мной. Я хочу научиться заботиться о них! Я танцую, пою, слушаю музыку своего народа! Я учусь мастерить, рисовать у лучших мастеров своей Земли! Мне читают сказки, легенды, былины о героях, их подвигах, о доброте и отваге, о вечной победе добра над злом! Это все – моя Россия! Это все ­ моя Адыгея! Использованная литература и Интернет­ресурсы: Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – Москва: ЦГЛ, Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших  Дечева Н., Дзыбова Т., Цыку Б., Хавдок С., Нэбъзый ­  программа­пособие Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры Адыгов­Нальчик:Эльбрус, 1979 Сказки адыгейских народов.(Российский фонд культуры «Российский  1. 2005. 2. дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991. 3. по обучению детей адыгейской разговорной речи. – Майкоп. 2001. 4. Жариков А.Д. Растите детей патриотами. – Москва: Просвещение, 1980. 5. Журналы «Родничок Адыгеи»  №4 2005, 2008, 2009 годы, № 3 2009 год. 6. 7. архив», Москва 2013г.) 8. итхылъ тедзап, 2001 г.) 9. 10. Шоров И.А.Адыгская народная педагогика. Майкоп. Адыг.книжн.издат­ во,1989г. 11. 12. www  13. www.smolpedagog.ru    Чермит К.Д. Физические упражнения и игры адыгов ­Майкоп, 1990 Тхыбзэ  Тамбый Джантыгъ (Издательство: Мыскъуапэ Адыгэ Республикам festival.1september.ru  .  bibliofond    .  ru

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре

Патриотическое воспитание дошкольников через приобщение к адыгской народной культуре
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.05.2018