Патронаж новорожденного
Патронажем называется система активного наблюдения пациента на дому. Врач и медсестра навещают малыша в первый месяц его жизни, а после этого мама начинает сама возить кроху в районную детскую поликлинику. Подчеркнем, что система бесплатного патронажного наблюдения распространяется на всех новорожденных, независимо от наличия у их родителей постоянной прописки и полиса ОМС (обязательного медицинского страхования). Из родительского дома, где малыш появился на свет, сведения о его выписке будут обязательно переданы в детскую районную поликлинику, куда кроха будет прикреплен по фактическому адресу проживания.
ГБОУ СПО МО «КОЛОМЕНСКИЙ
МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Презентация на
тему:
«Патронаж
новорожденного
»
Коломна 2018 год
Составитель:
Преподаватель Лютенберг Н.С.
ПЕРВИЧНЫЙ ПАТРОНАЖ
НОВОРОЖДЕННОГО
Патронажем называется система активного наблюдения
пациента на дому. Врач и медсестра навещают малыша в
первый месяц его жизни, а после этого мама начинает
сама возить кроху в районную детскую поликлинику.
Подчеркнем, что система бесплатного патронажного
наблюдения распространяется на всех новорожденных,
независимо от наличия у их родителей постоянной
прописки и полиса ОМС (обязательного медицинского
страхования). Из родительского дома, где малыш
появился на свет, сведения о его выписке будут
обязательно переданы в детскую районную
поликлинику, куда кроха будет прикреплен по
фактическому адресу проживания.
Старшая медицинская сестра детской поликлиники,
получив сведения о выписке младенца из роддома, в тот
же день заносит данные в журнал регистрации
новорожденных; она заполняет историю развития
новорожденного, вклеивает в нее вкладыши дородового
патронажа, передает историю развития в регистратуру или
непосредственно участковой медицинской сестре. Первый
патронаж к новорожденному должен быть выполнен не
позже 12 дней после выписки из роддома; выписанных
недоношенных детей с симптомами перинатальной и
врожденной патологии медсестра и участковый доктор
должны посетить уже в день выписки. Если этот день
приходится на выходные или праздники, таких детишек
посещает дежурный врачпедиатр.
1. ЦЕЛИ ПАТРОНАЖА
Общая цель патронажей: создать
программу реабилитации ребенка.
Конкретные цели:
• Оценить состояние здоровья
ребенка;
• Оценить состояние здоровья
матери;
• Оценить социальноэкономические
условия семьи;
Разработать программу обучения матери,
направленную на удовлетворение
жизненных потребностей ребенка. Во
время первого патронажа сестра
проводит беседу с матерью, уточняет
течение беременности и родов, изучает
выписной эпикриз, выясняет тревоги и
проблемы семьи, связанные с рождением
ребенка. Медсестра уделяет внимание
условиям пребывания крохи, дает
рекомендации по уходу за малюткой.
Осмотр ребенка Медсестра проводит
обследование ребенка, осмотр кожи и
слизистых, оценивает рефлексы. Смотрит
активность сосания и характер
вскармливания. Так же обращает
внимание на плач ребенка, дыхание.
Пальпирует животик и осматривает
большой родничок, пупочную ранку.
2. ОСМОТР МАТЕРИ
Сестра узнает о самочувствии матери, соматическом и
психическом здоровье и состоянии лактации, характере
питания, осматривает молочные железы. При проведении
первичного патронажа матери даются рекомендации по
охране своего здоровья: дневной отдых, разнообразная
пища, усиленный питьевой режим, соблюдение личной
гигиены (ежедневно принимать душ или мыть тело до
пояса, ежедневно менять бюстгальтер, мыть руки после
прихода с улицы, перед пеленанием и кормлением
ребенка и т. д.).
ПРИМЕРНЫЙ СУТОЧНЫЙ НАБОР
ПРОДУКТОВ ДЛЯ КОРМЯЩЕЙ ЖЕНЩИНЫ:
• 200 гр мяса
• 1 литр молока
• 100150 гр творога
• 2030 гр сыра
• 300 гр фруктов
• 600 гр овощей (картофеля не более
200 гр)
• 1 яйцо
3. ОБУЧЕНИЕ МАТЕРИ
Медицинская сестра обучает маму режиму дня и питанию
для улучшения лактации, правильному вскармливанию
ребенка, уходу за ним, методом вскармливания, убеждает
родителей в необходимости регулярно наблюдаться у
врача и выполнения всех его рекомендаций. Обучает
маму и всех членов семьи технологии психо
эмоционального общения с ребенком. Для успешного
общения с ребенком необходимо знать уровень его
возрастных потребностей и возможностей общения.
Так новорожденным до 1
месяца нравится:
• сосать;
• прислушиваться к
повторяющимся негромким
звукам;
• сосредотачивать внимание на
движении и свете;
• находиться на руках,
особенно когда его
убаюкивают.
Задача родителей предоставить ребенку возможность
слушать их разговоры и пение, негромкую музыку,
чувствовать их руки, ощущать телесное общение,
особенно во время кормления. Совет матери: даже если
ребенок находится на искусственном вскармливании, во
время кормления необходимо брать его на руки.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ПРАВИЛЬНОГО ПСИХО-
ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
НОВОРОЖДЕННОГО ПОСЛЕ ВЫПИСКИ ИЗ
РОДДОМА:
• положительно реагирует на поглаживание;
• самопроизвольно улыбается;
• улыбается в ответ на улыбку, голос и прикосновение;
• успокаивается, когда берут на руки;
• задерживает свой взгляд на короткий промежуток
времени во время кормления.
4. ОБУЧЕНИЕ МАМЫ ПРАВИЛЬНОМУ
ВЫПОЛНЕНИЮ ЕЖЕДНЕВНЫХ ДЛЯ
МАЛЫША МАНИПУЛЯЦИЙ:
• обработка пупочной ранки;
• купание ребенка;
• подмывание;
• обработка носика, ушей, глаз;
• уходу за ногтями.
ОБРАБОТКА ПУПОЧНОЙ
РАНКИ
Обработку пупочной ранки достаточно
проводить один раз в день, после вечернего
купания. Не стремитесь делать это при
каждом удобном случае: так вы будете
слишком часто сдирать образующиеся на
ранке корочки, что не ускорит, а лишь
осложнит и затянет заживление.
Вам понадобятся:
ватные палочки,
СПИРТОВОЙ РАСТВОР
БРИЛЛИАНТОВОЙ
ЗЕЛЕНИ («зеленка») или
ХЛОРФИЛЛИПТА,
чистая пипетка,
3%ный РАСТВОР
ПЕРЕКИСИ ВОДОРОДА.
КУПАНИЕ
Купание должно стать для
вашего малыша ежедневной
процедурой. Вопервых,
кожа крошки тонкая, и в ней
гораздо активнее, чем у нас с
вами, протекают обменные и
выделительные процессы и
кожное дыхание. Поэтому
она должна регулярно
очищаться. Вовторых,
купание чрезвычайно
полезно с точки зрения
закаливания.
Вам понадобятся:
ванна или детская ванночка,
термометр для воды,
кристаллы марганцевокислого калия (в
первые 7–10 дней жизни малыша),
детское мыло или пена для ванн (1–2
раза в неделю),
махровая рукавичка или мягкая губка
(по желанию),
большая пеленка или махровое
полотенце,
чтобы завернуть малыша после купания.
ПОДМЫВАНИЕ
УМЫВАЕМСЯ
Подмывать ребенка следует после
каждого стула и при смене
подгузника. Удобнее всего
подмывать малыша под струей
проточной воды, так чтобы вода
стекала спереди назад. Если по
какойлибо причине вода недоступна
(на прогулке, в поликлинике), можно
воспользоваться влажными
детскими салфетками.
Утром младенца можно умыть прямо
на пеленальном столике. Личико и
глазки малыша протираем ватным
тампоном, смоченным в кипяченой
воде. Для каждого глаза
обязательно должен быть отдельный
тампон. Движения направляйте от
наружного угла глаза к внутреннему.
Вам понадобятся:
несколько ватных
тампонов,
кипяченая вода.
ЧИСТИМ НОСИК
Необходимость в этом возникает,
когда слышно, что дыхание крохи
затруднено. Для этого удобнее
воспользоваться ватной
турундочкой (фитильком).
Осторожно, подкручивающими
движениями, вводим ее в ноздрю.
Если в носу много сухих корочек,
турунду можно смочить в масле
(вазелиновом или растительном).
От этих манипуляций малыш
может чихнуть, что упростит
выполнение задачи.
ЧИСТИМ УШКИ
Ушки ребенка следует чистить только тогда, когда ушная
сера видна в устье слухового прохода. Не нужно делать
это слишком часто: чем чаще сера удаляется, тем
быстрее начинает вырабатываться. При чистке ушей ни в
коем случае нельзя проникать в слуховой проход глубже,
чем на 5 мм. Для этого даже существуют специальные
ватные палочки с ограничителями.
ПОДСТРИГАЕМ НОГТИ
Эти маленькие ноготки так быстро
растут! По мере роста их нужно
подстригать, чтобы малыш не
поцарапал ни себя, ни вас.
Воспользуйтесь «младенческими»
маникюрными ножницами, у
которых есть расширения на
кончиках. Некоторым удобнее
пользоваться специальными
кусачками. Ноготки следует срезать
прямо, не закругляя уголков, чтобы
не стимулировать их рост и
врастание в кожу. На этом
заканчивается первичный патронаж
к новорожденному. На втором
патронаже медсестра проверяет
правильность выполнения
процедур.