Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»
Оценка 4.8

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

Оценка 4.8
docx
26.11.2019
Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»
Бажов урок литра.docx

Конспект урока по литературе

Тема: Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

Цели урока:

1.    Обучающие:

·       Углубить знания учащихся об уральском писателе П.П. Бажове;

·       Познакомить детей с понятием «сказ»;

·       Познакомить учащихся со сказом «Медной горы Хозяйка», с его стилем написания;

2.    Развивающие:

·       Развить связную речь учащихся;

·       Развить умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы;

3.    Воспитательные:

·       Воспитать интерес к уральским сказам;

·       Воспитать интерес к художественному слову П.П. Бажова;

Ход урока

1.    Орг. момент

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

2.    Работа с эпиграфом

 

У: Сегодня мы с вами приступаем к изучению биографии и творчества уральского писателя Павла Петровича Бажова.

У: Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему нашего урока: Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка».

Слайд 1 Обратите внимание на эпиграф к уроку. Внимательно его прочитайте. Ребята, как вы понимаете слова «одухотворенный труд»?

Д:

У: Каким бывает труд, в который вложена душа человека?

Д:

У: Ответом на эти вопросы послужит рассказ о жизни и творчестве писателя.

 

 

Биография писателя

 

 

 Слайд 2  П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе. Слайд 3 Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех.

Слайд 4 Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером.

Семья была дружная и трудовая.

Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов.

 

Слайд 5 Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин.

У его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов.

Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко.

 

Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование ”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии.

После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал.

 

Слайд 6 До конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня - и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.

 

Работа с определением «Сказ»

Слайд 7

Сегодня мы с вами познакомимся со сказом «Медной горы Хозяйка». Но сначала, ответьте на вопрос, что такое сказ? И чем сказ отличается от сказки?

 

Слайд 8  В тетрадях записываем схему отличия сказки от сказа.

 

Работа со словами

 Слайд 9-10  Когда мы будем читать сказ, нам встретятся слова, непонятные для нас. Давайте разберем их. Посмотрите на доску.

 

 Парун чистый - жаркий день после дождя

Лазоревку добывали - лазурит, камень светло-синего цвета

Королек с витком попадался – частица, слиток чистого металла

Изробленный – измученный, заболевший от непосильной работы

Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть

Забедно стало – обидно

Известно, какое время было, - крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков

Каелка, кайло – инструмент, которым руду откалывали

Желтяки да серяки с крапинками – непригодные камни с примесью песка

Вода долить стала – одолевать, затапливать

 

 

Чтение текста

Произведение начинает читать учитель, дети следят.

Целевая установка: обратить внимание на речь героев, на описание Хозяйки медной горы.

 

Домашнее задание

Дочитать до конца произведение. Подготовить описание Хозяйки. Выразительное прочтение Встречи Хозяйки и Степана. Вопросы после произведения.

 

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»

Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.11.2019