Конспект урока по литературе
Тема: Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка»
Цели урока:
1. Обучающие:
· Углубить знания учащихся об уральском писателе П.П. Бажове;
· Познакомить детей с понятием «сказ»;
· Познакомить учащихся со сказом «Медной горы Хозяйка», с его стилем написания;
2. Развивающие:
· Развить связную речь учащихся;
· Развить умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы;
3. Воспитательные:
· Воспитать интерес к уральским сказам;
· Воспитать интерес к художественному слову П.П. Бажова;
Ход урока
1. Орг. момент |
Здравствуйте, ребята. Садитесь. |
2. Работа с эпиграфом
|
У: Сегодня мы с вами приступаем к изучению биографии и творчества уральского писателя Павла Петровича Бажова. У: Откройте, пожалуйста, свои тетради и запишите тему нашего урока: Павел Петрович Бажов «Медной горы Хозяйка». Слайд 1 Обратите внимание на эпиграф к уроку. Внимательно его прочитайте. Ребята, как вы понимаете слова «одухотворенный труд»? Д: У: Каким бывает труд, в который вложена душа человека? Д: У: Ответом на эти вопросы послужит рассказ о жизни и творчестве писателя. |
Биография писателя |
Слайд 2 П.П.Бажов родился в 1879 году на Урале. Его детство прошло в городе Сысерти и на Полевском заводе. Слайд 3 Отец, Петр Васильевич, его в ту пору был рабочим. Независимый характер отца, за острый язык получившего прозвище сверло, был причиной недовольства им со стороны заводского начальства. За обличение несправедливых порядков его не раз переводили с одного завода на другой, а иногда и увольняли с работы. Однако заводчики не могли обойтись без опытного мастера и снова принимали его в цех. Слайд 4 Мать, Августа Степановна, была искусной кружевницей. Еще в детском возрасте она была отдана в мастерскую-“рукодельню”, где научилась искусству плетения кружев и вязания чулок. Природа наградила ее добрым и мягким характером. Семья была дружная и трудовая. Дома Бажов слушал рассказы отца, бабушки о былой жизни, о труде рабочих и искусстве уральских камнерезов.
Слайд 5 Но самым лучшим и любимым у детворы рассказчиком был старый горняк Василий Алексеевич Хмелинин. У его сторожки на Думной горе собирались ребятишки послушать интересные истории. В.А.Хмелинин рассказывал ребятишкам о Гумёшевском руднике, его истории, хозяевах, загадочных происшествиях, о “тайной силе”, о девке Азовке, ящерках и других чудесных помощниках горняков и камнерезов. Рассказчик часто обращался к слушателям и приговаривал: “Слыш-ко”. Так и прозвали старого горняка дедушкой Слышко.
Так как Бажов был единственным ребенком в семье, родители смогли собрать денег, чтобы дать ему образование ”. Он учился в Екатеринбургском духовном училище, а затем в Пермской семинарии. После учебы Бажов почти двадцать лет работал учителем русского языка, собирая все эти годы по селам и деревням фольклорный материал.
Слайд 6 До конца жизни Бажов посвящает себя работе над книгой “Малахитовая шкатулка”. Эта книга, действительно, как шкатулка: в нее один за другим писатель складывал все новые и новые сказы о нелегкой жизни и удивительном труде горняков и камнерезов, мастеров по обработке камня - и открывает ее сказ “Медной горы Хозяйка”, затем “Каменный цветок”, “Серебряное копытце”, “Синюшкин колодец”, “Две ящерки” и другие сказы.
|
Работа с определением «Сказ» |
Слайд 7 Сегодня мы с вами познакомимся со сказом «Медной горы Хозяйка». Но сначала, ответьте на вопрос, что такое сказ? И чем сказ отличается от сказки?
Слайд 8 В тетрадях записываем схему отличия сказки от сказа.
|
Работа со словами |
Слайд 9-10 Когда мы будем читать сказ, нам встретятся слова, непонятные для нас. Давайте разберем их. Посмотрите на доску.
Парун чистый - жаркий день после дождя Лазоревку добывали - лазурит, камень светло-синего цвета Королек с витком попадался – частица, слиток чистого металла Изробленный – измученный, заболевший от непосильной работы Артуть девка – девушка, подвижная, как ртуть Забедно стало – обидно Известно, какое время было, - крепость, то есть крепостное право, рабочие заводов были крепостными, являлись собственностью хозяев-заводчиков Каелка, кайло – инструмент, которым руду откалывали Желтяки да серяки с крапинками – непригодные камни с примесью песка Вода долить стала – одолевать, затапливать
|
Чтение текста |
Произведение начинает читать учитель, дети следят. Целевая установка: обратить внимание на речь героев, на описание Хозяйки медной горы.
|
Домашнее задание |
Дочитать до конца произведение. Подготовить описание Хозяйки. Выразительное прочтение Встречи Хозяйки и Степана. Вопросы после произведения. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.