ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ «ГИБКОГО» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

  • doc
  • 21.12.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала ---()(~1.DOC

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»

(Российская Федерация, Северо-западный Федеральный округ,

Республика Карелия,  г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Заслуженный деятель науки РФ

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ И ВУЗЕ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ «ГИБКОГО» УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА (УМК)

     Непрерывный научно-технический прогресс в условиях современного производства предъявляет высокие требования к подготовке специалиста. Стержневым показателем уровня квалификации современного специалиста является его профессиональная компетентность. В последнее время этот термин стал все чаще появляться в нашем лексиконе. Особенный смысл он приобретает в понятийном аппарате профессиональной педагогики. Справедливости ради следует отметить, что термин «компетентность» в отечественной профессиональной педагогике окончательно не устоялся и в большинстве случаев употребляется интуитивно для выражения достаточного уровня квалификации и профессионализма специалиста. Но, тем не менее, этот термин имеет ряд существенных достоинств. Во-первых, он одним словом выражает значение традиционной триады «знания, умения, навыки» и служит связующим звеном между ее компонентами. Во-вторых, и это главное, он наиболее целесообразен для описания реального уровня подготовки специалиста - выпускника профессиональной школы. Для того чтобы знание специалиста было мобильным, он должен быть способным обрабатывать накопленные знания, уметь добывать новые знания и использовать те и другие в своей практической деятельности. Таким образом, он должен быть своего рода инженером знаний.

     В последние годы возникла специальная отрасль информационной технологии - инженерия знаний, направленная на исследование проблем представления и использования знаний. Инженерия знаний – это область в теории искусственного интеллекта, которая занимается языками для представления знаний, методами пополнения знаний, процедурами проверки их корректности и непротиворечивости и , наконец, использованием знаний при решении различных задач и созданием практических систем для хранения и обработки знаний.

     Кроме того, из приведенного выше определения следует, что инженерия знаний содержит в качестве основных задач разработку языков и моделей представления знаний, методов их пополнения и использования при решении различных задач (компонент мобильности знания и гибкости метода в структуре компетентности), разработку процедур проверки корректности и непротиворечивости знаний (компонент критичности в структуре компетентности), решение которых предполагает формирование компонентов компетентности: мобильности знания, вариативности метода и критичности мышления как у разработчиков , так и пользователей.

     В эпоху информационной насыщенности проблемы компоновки знания и оперативного его использования приобретают особую актуальность. С этой целью, в русле концепции инженерии знаний, рассматриваются всевозможные типы моделей представления знаний в сжатом, компактном, концентрированном, интегрированном,  удобном для использования и применения виде. Среди них: логическая модель; продукционная модель; фреймовая модель; модель семантической сети.

     Технологическое «сжатие» учебной информации может быть достигнуто различными методическими приемами, описание которых содержится не только в теории инженерии знаний, но и в исследованиях по формированию системности знаний учащихся, а также в работах учителей-практиков. Наиболее практико-ориентированными зарекомендовали себя следующие методические приемы: моделирование в предметной, графической и знаковой форме; укрупненное упражнение и символ; структурная блок-схема учебно-познавательной темы; опорный конспект; генеалогическое древо и т.д. Вместе с тем следует учитывать тот факт, что при осуществлении «сжатия» программного материала наибольшая прочность освоения достигается при подаче учебной информации одновременно на четырёх «кодах»: рисуночном, числовом, символическом и словесном.

     В нашем случае, при моделировании учебно-познавательного  процесса на примере учебной темы по экономике: «Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредприятия», мы использовали методику построения модели обучения в графической форме, где указывались связи между учебными элементами, отражающие структуру учебно-познавательного процесса. На основании анализа содержания обучения по учебно-познавательной теме по экономике: «Издержки производства и себестоимость продукции сельхозпредпристий и графическое построение взаимосвязи учебных элементов», можно разработать учебно-методический комплекс (УМК) документов.

     Совокупность всех учебно-методических документов, в которых дается системное описание будущего учебно-познавательного процесса, называют учебно-методическим комплексом (сокращенно УМК). В предлагаемой работе дается анализ этих документов, и приводятся современные практические научно-педагогические рекомендации по их разработке и совершенствованию. УМК - это проект будущего учебно-познавательного процесса, и чем лучше выполнен проект, тем больше вероятность, что при его реализации на практике цели будут успешно достигнуты. В настоящее время на кафедрах российских вузов уже сложились определенные подходы к созданию УМК. Задача состоит в том, чтобы привести их в соответствие с современными требованиями, предъявляемыми реформой высшей и средней школы, сделать их не формальным набором документов, а действенным инструментом совершенствования всего процесса подготовки кадров.

     Совершенствование УМК и учебно-познавательного процесса - это не разовое мероприятие, а постоянная деятельность кафедр и вузов по учёту, с одной стороны, накапливаемых педагогической наукой знаний о закономерностях обучения и воспитания, а с другой - данных практического педагогического опыта, являющегося естественной опытной базой по проверке эффективности имеющихся УМК на практике. Поэтому в качестве авторов документов, составляющих УМК, должны рассматриваться не только их непосредственные составители, но и все те преподаватели, которые на основе анализа и апробации УМК в конкретных учебных условиях нашли необходимым внести в него те или иные изменения и дополнения.   

     Постоянный анализ мнений преподавателей и студентов - один из важнейших источников совершенствования учебно-методического комплекса. Все преподаватели выступают не только в качестве экспериментаторов, но и экспертов, исследующих предлагаемую им в УМК программу действий, а не только ее исполнителей. Эта функция еще более усилится, когда УМК будет разрабатываться с применением компьютерных технологий. В этом случае вычислительная техника поможет обработке данных, полученных из практического опыта.

     Ниже излагаются основные педагогические понятия, накопленные в настоящее время наукой, необходимые как для грамотного построения УМК, так и для его дальнейшего совершенствования.

     Не все еще проблемы создания современного УМК разрешены педагогической наукой и практикой, и этих условиях приходиться применять решения на основе опыта, интуиции или самостоятельных исследований, а поэтому и созданные УМК в разных вузах и на разных кафедрах будут отражать их специфику. Создание современных УМК - дело времени, затраты которого зависят от объёма учебного предмета и числа квалифицированных разработчиков, однако, в любом случае, необходимо учитывать некоторые естественные стадии развития УМК как психолого-педагогического объекта.

     Первую стадию создания УМК мы назвали «эмпирической». На этой стадии создания всей учебно-методической документации осуществляется на основе опыта и интуиции, без опоры на четкие положения психологии и педагогики. Эта стадия создания учебно-методической документации характерна для современного этапа развития высшей школы. Надо отметить, что она слишком затянулась. На эмпирической стадии создания УМК нельзя получить высокий эффект от его применения. Учебно-познавательный процесс лишь несколько упорядочивается, становится более осознанным и управляемым, однако, его эффективность повышается несущественно по сравнению со стихийным учебно-воспитательным процессом, организованным и осуществленным без достаточного описания в УМК. Отсюда создается ошибочное представление о том, что можно обойтись и без всякой ориентировки на какой-либо УМК при осуществлении процесса подготовки специалистов. Ошибочность такого представления состоит в том, что, хотя эмпирический УМК недостаточно пригоден для радикального совершенствования учебно-познавательного процесса, однако, является необходимым исходным моментом для этого.

     Вторую стадию создания УМК мы условно назвали «теоретической». На этой стадии каждый документ построен на основе определенных положений психолого-педагогической науки и оптимизирован по определённым критериям. Понятно, что на второй стадии создания УМК открываются пути целенаправленного совершенствования всего учебно-познавательного процесса.

     На третьей стадии создания и использования УМК внедряются средства, идеи и методы компьютеризации, позволяющие получить наивысшую эффективность в подготовке кадров.

     Поэтому УМК -  это комплексная информационная модель педагогической системы проблемно-модульного обучения, отображающая определенным образом названные выше четыре элемента данной системы и этим задающей её структуру.

     При отсутствии в учебно-познавательной модели определенности в описании тех или иных элементов системы мы получаем «неполные» УМК вплоть до таких, в которых ни один из элементов педагогической системы точно не определён и не ограничен, и который методическим обеспечением вообще не является; это, в конечном итоге, будет каким-либо планом или схемой возможной педагогической системы, не обладающей необходимой определенностью для ее воспроизведения на практике.

     Таким образом, учебно-методический комплекс – это лишь эскизная модель учебно-познавательного процесса в педагогической технологии проблемно-модульного обучения. Более развитой и полной моделью служит проблемно-модульное учебное пособие или учебный курс как естественное развитие и своеобразный пример применения и использования УМК.