ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ (НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ).

  • docx
  • 15.05.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 15.05.22.docx

Павлов Александр Константинович, -

генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(Российская Федерация: г. Москва – г. Санкт-Петербург –

г. Петрозаводск), -

доктор педагогических наук, профессор,

член-корреспондент, академик МАНЭБ,

Лауреат премии им. М.В. Ломоносова,
Заслуженный деятель науки РФ

 

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

(НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ СТАТЬЯ)

1. Актуальность

     Познание всегда осуществляет сам человек. Эту работу за него не может выполнить никто. Индивидуальный поиск знаний — суть учебной работы обучающегося, а весь процесс обучения — это не что иное, как эффективно организованная самостоятельная работа.
     Педагог в информационном обществе перестает выступать перед обучающимся в качестве источника первичной информации. Он превращается в посредника, и наставника, который облегчает получение и усвоение большого объема информации, помогает понять, как применить её на практике. Соответственно, процесс управления обучением должен измениться, он должен перейти от учителя к урокам (информации), что позволит обучающемуся учиться в индивидуальном темпе, а к учителю обращаться только за консультацией, работать в паре или в группе.
     Принципиальное отличие проблемно-модульного обучения от других обучающих систем в том, что содержание обучения представлено в законченных, самостоятельных комплексах-модулях. Эти комплексы одновременно являются банком информации, способом постановки проблемных задач и методическим руководством по отработке контрольных позиций проблемно-модульного курса. Такое содержание позволяет ученикам самостоятельно формировать и развивать свои знания, умения, вырабатывать навыки их применения в решении новых познавательных и практических задач, не получая их в готовом виде.

2.                 Устройство проблемно-модульного учебно-познавательного курса

     Во ФГОСах используется системно-деятельностный подход и отражены конкретные умения / навыки, которыми должен овладеть ученик. На основе деятельности, которая отражена во ФГОСах, и, например, в историко-культурном стандарте, мы формируем проблемно-модульный учебно-познавательный курс по истории и обществознанию.

     При разработке проблемно-модульного учебно-познавательного курса по истории и обществознанию из учебной программы учебно-познавательной дисциплины выбираются узловые, актуальные вопросы и темы. Вместе они представляют целостные проблемно-функциональные узлы. Обычно модуль — это раздел учебной программы или параграф учебника.

Этапы разработки:

     Формирование и развитие комплексных дидактических целей учебно-познавательной программы и курса.

     Выделение известных научных данных, понятий, закономерностей по изучаемым вопросам.

     Составление блок-схемы проблемно-модульного учебно-познавательного курса с учётом иерархии целей.

     Составление перечня необходимых знаний и умений по каждому учебно-познавательному модулю, предварительно разбив их на позиции.

     Проанализировать содержание каждого модуля и обеспечить готовность обучающихся к изучению учебно-познавательного материала за счёт использования ранее освоенных знаний.

     Графическое изображение структурно-логической схемы, нумерация элементов модулей и позиций, чтобы дать возможность обучающимся сформировать «траекторию» изучения учебно-познавательной дисциплины.

     Представление содержания основных учебных элементов в теоретическом и практическом блоках проблемно-модульного учебно-познавательного курса.

     Кроме этого, определяется базовая подготовленность, которую должен иметь обучающийся в начале работы с проблемно-модульным учебно-познавательным

курсом. Формируется диагностический тест базовой подготовленности. Апробация проблемно-модульного учебно-познавательного курса происходит путём наблюдения, тестирования, анкетных опросов, устных опросов обучающегося и педагога.

3. Устройство проблемно-модульного урока истории и обществознания

     Модуль представляет собой логически завершенный блок учебно-познавательного материала. Он включает в себя цели и учебную задачу, методические рекомендации,

ориентировочную основу действий и описание средств контроля (самоконтроля) обучения. Минимальная учебная единица модуля — элемент модуля.

Структура учебно-познавательного модуля:

     Проблемная ситуация и краткая обобщённая теория.

     Объяснение — элементы модуля с детальной теорией и текущим контролем для закрепления информации.

     Элемент модуля, дидактическая цель которого заключается в резюме модуля: описание выводов, графическое изображение, схема.

     Выходной контроль.

     Модуль содержит учебную литературу, изображения, видео и аудио материалы, диаграммы, схемы, тесты, вопросы для самоконтроля.

4. Проблемная ситуация

     Обучение должно ориентироваться на зону ближайшего развития личности, находящуюся между актуальным и потенциальным уровнями. Задания для обучающегося должны быть сложными настолько, чтобы не было назойливой педагогической опеки. Модули за счёт содержания должны создавать условия для активной познавательной деятельности, заменяя пассивное чтение текста или слушание монотонного голоса педагога.
     Проблемная ситуация — это познавательная задача, которая характеризуется противоречием между имеющимися знаниями, умениями, отношениями и предъявляемыми к ним требованиям.

Требования к учебной проблеме:

- Учебная проблема должна быть связана с предъявлением учебно-познавательного материала и логически вытекать из него.

- В формулировке вопроса, задачи или практической ситуации, связанной с учебно-познавательной проблемой, должна отражаться противоречивая информация.

- Содержание учебно-познавательной проблемы должно указывать направление и путь её решения.

- Решение учебно-познавательной проблемы должно быть посильным для учащихся, но не очень лёгким.

- Речевая формулировка учебно-познавательной проблемы должна состоять из предложений, содержащих известные обучающемуся понятия, при этом в предложениях должны быть элементы, которые имеют связь с неизвестным в самой проблеме.

- Проблемные вопросы, учебные практические задачи, примеры из жизни, приводимые при постановке проблем, должны оказывать эмоциональное воздействие на обучающегося, побуждать его к активной деятельности.

     Для постановки проблемных вопросов предлагаются противоречия в социально-экономическом и нравственно-политическом развитии современного общества. Выявление противоречий, их раскрытие и разрешение приближает школьника к ситуации самостоятельного открытия знания, вооружает его средствами «добывания» нового. Это ориентирует его на перспективу развития и применения этого знания.

Проблемы для общественных наук:

     Это проблемы социально-экономического развития общества. Предлагаем ученику анализировать исторические предпосылки и на этой основе разрабатывать предложения по совершенствованию социальных и национальных отношений, развитию социально-толерантной и национальной структуры и стабильности общества. Также можно использовать проблемы диалектики войны, мира, революции, экономики, благосостояния народа, внутренней и внешней политики и т.д. Чтобы активизировать учебно-познавательный процесс, решённые в науке вопросы нужно представлять как проблемные, только ожидающие своего решения.

Изложение проблемности:

     Предлагается учебная проблемная ситуация. Затем привлекается информационный и аргументированный материал, в котором ученик находит разрешение проблемного вопроса. Можно показать, как были добыты те или иные знания, объяснить причины, которые повлияли на их развитие.
     Другой приём — сопоставить разные точки зрения по одному вопросу.

Единство теории и практики:

     Проблемность необходимо рассматривать как средство применения теоретических знаний в реальной жизни, учитывая, что она гораздо сложнее, противоречивей и изменчивей. Этот приём помогает научить школьников искать проявления закономерностей в повседневных событиях обнаруживать проявления закономерностей, усматривать в явлениях сущность. Важно донести мысль о том, что мало глубоко изучить общественные науки, запомнить теорию, необходимо научиться пользоваться полученными знаниями, умениями, навыками в повседневной жизни. Чтобы избежать фрагментарности знаний, принцип проблемно-модульности дополняет информационно-описательный принцип.

5. Важность наглядности

     Средства наглядности — важнейший элемент проблемно-модульного обучения. Эта наглядность отличается от наглядности при объяснительно-иллюстративном методе.

     В случае с объяснительно-иллюстративном методом,  наглядность — это демонстрация, констатация, утверждение или отрицание материала. Она несет обучающую информацию в готовом виде. При таком восприятии требуется волевое усилие для восприятия, так как отсутствует атмосфера творческого поиска.

     Наглядность в проблемно-модульной системе несёт определённую поисковую нагрузку, помогает частичному формированию проблем, которые необходимо решать дальнейшем, убеждает в достоверности сделанного учеником «открытия», играет ведущую роль при закреплении и систематизации приобретённых знаний.

6. Дидактические принципы подготовки проблемно-модульных уроков истории и обществознания

Проблемно- модульность:

     Учебно-познавательный материал конструировать так, чтобы он помогал каждому ученику достигать поставленную перед ним дидактическую цель.

     Учебно-познавательный материал должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы была возможность конструировать единое содержание обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей.

     В соответствии с учебно-познавательным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчинённые конечной общей цели.

     Модуль как организационно-методическая структурная единица в рамках одной учебной дисциплины, включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала, составленную с учётом внутрипредметных связей, методическое руководство (с дидактическими материалами) и систему контроля.

     Критерии проблемных вопросов - актуальность, практическая направленность и важность в содержании проблемно-модульного учебно-познавательного курса, сложность и противоречивость, а также трудноусваиваемость в понимании обучающимися.

Структурирование содержания проблемно-модульного обучения на уроках истории и обществознания:

     Обеспечивается логическая направленность учебно-познавательного материала на практическую часть учебной дисциплины.

     Содержание формируется и развивается по функциональному признаку, то есть вокруг функций, способов, при1мов познавательной направленности.

     В структуре реализации дидактической цели следует выделять в содержании модуля две частные цели, которые решают отдельные элементы (позиции).

     Для достижения частных целей модуль необходимо обеспечить учебным и наглядным материалом (литература, схемы, диаграммы).

     Совокупность элементов (позиций), служащих достижению частных целей, должна составлять один модуль.

Динамичность:

     Учебно-познавательный материал должен постоянно перерабатываться и обновляться, с учётом динамики социально-экономического развития общества, его заказа и личности.

Метод деятельностного подхода:

     Меняется содержание образования: не информация о деятельности плюс немного деятельности, а деятельность, основанная на информации, при этом в качестве содержания образования выступает как профессиональный, так и социокультурный контекст.

     Цели должны формироваться в терминах метода деятельности (практической, познавательной, интеллектуальной).

     Для достижения поставленной цели возможно как предметное, так и межпредметное построение содержания модулей в рабочих учебно-познавательных курсах.

Гибкость:

     Возможность приспособления содержания обучения и направлений его усвоения к индивидуальным потребностям обучающегося.

     При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний.

     Соблюдение индивидуального темпа усвоения учебного материала.

     Контроль и самоконтроль после достижения определённой цели обучения.

Осознанная перспектива:

     Всякий процесс управления начинается с формулировки цели. Если в учебно-познавательном процессе использовать возможность самоуправления обучающихся, на что и нацелена активизация учебно-познавательного процесса, то необходимо дать им ясно понять и осознать цель.

Паритетность:

     Проблемно-модульная учебно-познавательная программа должна создавать условия для более оптимального взаимодействия педагога с обучающимся.

     Педагог в рассматриваемой технологии должен делегировать отдельные функции управления программе и рабочему учебно-познавательному курсу, в котором эти функции трансформируются в функции самоуправления.

Реализация обратной связи:

     Методическое обеспечение контроля усвоения содержания обучения.

     Текущий контроль в конце каждого учебно-познавательного элемента, рубежный — в конце проблемно-модульного учебно-познавательного курса.

Выделение из содержания обучения обособленных элементов:

     Учебно-познавательный материал большого размера запоминается с трудом.

     Учебно-познавательный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие.

     Выделение в изучаемом учебно-познавательном материале смысловых опорных пунктов способствует эффективному запоминанию.

     Наименьшая единица содержания учебно-познавательного модуля, отвечающая конкретной дидактической цели, называется элемент модуля.

     Укрупнение дидактических единиц позволяет без ущерба ускорить обучение.

     Кроме принципов проблемно-модульной технологии используются общедидактические принципы: научность, системность, принцип наглядности, принцип прочности  знаний.

7. Контроль

     Текущий, промежуточный, обобщающий (выходной) контроль в проблемном учебно-познавательном модуле.
     Текущий и промежуточный контроль может осуществляться в виде самоконтроля.

     Обобщающий контроль должен показать уровень освоения всего проблемного учебно-познавательного модуля, а также отослать к неусвоенным конкретным элементам модуля.
     Тесты первого уровня используются для проверки качества усвоения на уровне «узнавание». К ним относятся: задания на опознание, различие, классификацию объектов, явлений и понятий. Тесты на опознание содержат одну существенную операцию - выбор из альтернатив «да — нет». В тестах на различие содержатся

 

«помехи», которые создаются наличием ряда вариативных ответов.

     Тесты второго уровня используются при проверке качества усвоения деятельности, на основе которой обучающийся способен самостоятельно воспроизводить усвоенные знания, навыки и умения и применять их в типовых ситуациях, не требующих создания новой информации (репродуктивная деятельность). К тестам второго уровня относятся «тесты-постановки», в которых намеренно пропущено слово, фраза, формула или другой существенный элемент текста. Другой разновидностью тестов

второго уровня могут выступать конструктивные тесты или типовые задачи. Выполняя тест второго уровня, обучающийся применяет известный ему способ деятельности в знакомой обстановке, а при выполнении теста третьего уровня решается вопрос об использовании способа известной обучающемуся деятельности в

новой, нестандартной ситуации.

     Тесты третьего уровня конструируют для диагностики усвоения на уровне продуктивного действия: обсуждение известных объектов, изучение и продуцирование новой информации о них, применение учебного материала для

решения нетиповых ситуаций и задач в реальной практической деятельности.

 

МОДЕЛЬ ИННОВАЦИОННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ (ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ) ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

(СХЕМА)

https://guidelines.kavelin.academy/ru/001-problem-modular-scheme.png

     Практическое применение педагогической технологии проблемно-модульного обучения на уроках истории и обществознания продемонстрируем из собственного опыта работы учителем в МБОУ «СОШ г. Светогорска» Выборгского района Ленинградской области.

Фрагмент урока истории

История России (9 класс)

     Тема урока: «Контрреформы или реформы Александра III?»

     Тип урока: урок лабораторная работа

     Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли и месте эпохи Александра III в российской истории.

     Задачи:

     А) образовательная: составить характеристику правительственного курса императора Александра III;

     Б) развивающая: развивать умение обрабатывать информацию; представлять информацию в виде таблицы;

     В) воспитательная: формирование и развитие коммуникативных навыков.

     Результаты деятельности на уроке:

     А) предметные - развитие умений сопоставлять факты и делать выводы, формулировать оценочные суждения;

     Б) метапредметные - готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, критически оценивать и интерпретировать информацию;

     В) личностные навыки сотрудничества со сверстниками.

     Формы организации учебно-познавательной деятельности: групповая, коллективная.

Таблица 1

Технологическая карта урока

 

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

1.Организа-ционный.

 

Создаёт благоприятный психологичес-кий настрой на работу

Включаются в деловой ритм урока

2.Создание проблемной ситуации

« И друзья, и враги Императорской России одинаково признают, что император Александр III значительно повысил международный вес России… Он повёл русских корабль иным курсом, чем его отец»

( Ольденбург С.С. Царствование Императора Николая. М. 1992.

« Александра III не надо изображать недалёким и тупым, это была яркая личность. Он правил государством удивительно легко и естественно, вполне сознавая всю ответственность монарха» (А. Боханов. Правил – как завещал отец. «Родина».1994. №11)

«Ограниченный,                   грубый         и невежественный, Александр III был человеком крайне реакционных и шовинистических воззрений»

( Большая советская энциклопедия,3-е изд, Т.1, М. 1970)

Учитель

предлагает рассмотреть портретное изображение

Александра III и ознакомиться с отзывами о нём современников и историков.

- Какое

противоречие наблюдается в высказываниях об Александре III?

Читают высказывания об Александре III

3.Выдвижение гипотез

Выдвижение гипотез Формулировка темы урока

 

 

4.Поиск решений

проблемы, аргументация

Таблица.

А II         Вопросы и задания    для  сопоставления Александра III:

Государственное устройство Крестьянский вопрос Экономика

Образование и печать

Инструктаж учителя:

- Сопоставьте политические курсы Александра II и Александра III.

Лабораторная работа.

Изучение фактического материала.

Оформление таблицы.

( Работа групп)

5.Этап систематизации и обобщения знаний

Вопросы для коллективного обсуждения:

-       В чём политика Александра III отступала от эпохи Великих реформ?

-         В каких вопросах Александр III явился продолжателем тех дел, которые зародились в прежние годы?

-        Какое мнение сложилось у вас об этом императоре?

-              Что   понимается   под   словом

«контрреформы»?

Ответы          на проблемные вопросы учителя

Проверка    заполнения таблиц.

Коллективное обсуждение вопросов.

Подтверждение      или опровержение выдвинутых гипотез

6.Этап информации о домашнем задании.

 

 

 

7. Рефлексия.

 

 

 

 

     Примечание: «Этап информации о домашнем задании» (6) и «Рефлексия» (7) на усмотрение учителя по ходу и результативности работы на уроке.

Фрагмент урока обществознания

Обществознание (7 класс)

     Тема урока: «Социальная среда»

     Тип урока: урок формирования и развития новых знаний с учётом технологии проблемного диалога.

     Форма урока: фронтальная, групповая, индивидуальная.

     Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации, применения ранее полученных компетенций в знакомой и новой учебной ситуациях; возможности для соотнесения учащимися ранее полученных знаний с приобретёнными на уроке.

     Задачи урока:

ü     Образовательная:
Знать, что включает в себя понятие «Социальная среда», на какие категории она делится, какое влияние на подростка оказывает каждая категория, какова роль социальной дифференциации в формировании будущего подростка;

ü      Развивающая:
2. Развивать умение анализировать жизненные ситуации, факты, применять свои знания и умения на практике, интерпретировать события, доказывать свою точку зрения, высказывать суждения на обществоведческие темы;

ü     Воспитательная:
3. Воспитывать чувство ответственности за своё будущее,  уважение к подросткам из разных социальных групп.

     Продолжительность учебного занятия: 45 минут.

     Использование педагогических технологий:

·                   Педагогическая технология проблемно-модульного обучения, с использованием элементов педагогической технологии формирования и развития критического мышления.

     Оборудование:

ü     Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л.Н. Боголюбов и др.]. – М.: Просвещение, 2020. – 175 с.: ил. карт.;

ü     Карточки с заданиями  для групп на столе каждой группы;

ü     Демонстрационная компьютерная техника с презентацией.

     Термины и понятия: социальная среда, ближайшая среда, промежуточная среда,

 

дальняя среда.

Технологическая карта урока

     I.Организация начала урока (возникновение проблемной ситуации)

     Предварительно класс поделён на три группы

     1. Возникновение проблемной ситуации.

     Учитель предлагает ученикам проанализировать папку с фактами.

     Факт №1. Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счёт изнурительной работы, мелкого воровства и нищенства.

     Факт №2. Тысячи детей в богатых семьях лишены заботы, подвергаются плохому обращению, или становятся жертвами злоупотребления наркотиками.

     Факт №3. По опросам школьников 7 класса одной из средних школ города М. психолог пришел к выводу о том, что 40 % учащихся безоговорочно доверяют своем учителям.

     2. Постановка учащимися проблемы урока.

     А) подводящий проблемный диалог:

 - Ребята проанализируете представленные факты. Как вы думаете, какую тему мы будем изучать сегодня на уроке?

Ученики должны подойти к тому, что в фактах представлены примеры влияния на подростка социального окружения.

 - Как звучит тема нашего урока?

 - Социальная среда подростка.

- А что нам предстоит узнать? Какие цели мы преследуем?

     Б) Составляется план на доске:

А. Определить, что такое социальная среда.

Б. Её разновидности.

В. Влияние каждого вида на подростка.

     II. Изучение нового материала (осмысление)

     1.Выстраивание ассоциативного ряда:

- Какие ассоциации у вас возникают с понятием «социальная среда»?
(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда: социальная – общественная  - окружение - семья – родственники – друзья – всё общество).

На доску выводятся все названные слова. Затем учащимся даётся задание составить определение «социальная среда» и записать в тетрадь.

     2. Каждая группа  получает задание – дописать фразу «Я вижу вокруг себя…»

Через две минуты заслушиваются ответы. По ходу ответов на доске составляется схема:

Социальная среда

 

Ближайшая среда                       Промежуточная среда                           Дальняя среда

 - Семья                                           - Учителя                                                 - Радио

 - Одноклассники                           - Классный руководитель                      - TV

 - друзья во дворе                                                                                            - газеты

                                                                                                                          - интернет

     Скажите, а в чём Вы видите разницу в степени воздействия на подростка ближайшей среды, промежуточной среды, дальней среды?

     Выслушиваются версии, подводится итог:

     Следовательно, чем дальше от подростка круг общения, тем меньше уровень доверия к нему. В ходе международного исследования, проведённого во многих странах мира в 2021 году, было выяснено, что меньше всего подростки доверяют информации из Интернета, чуть больше, но не на много, - средствам массовой информации.

     Больше всего подростки доверяют свое семье. Более 50 % опрошенных считают, что сведения, получаемые от родителей, самые правильные и правдивые.

     Но одинаковое ли воздействие на подростка оказывает семья? Ведь семьи бывают: богатые, со средним достатком, бедные.

1.                 Выполнение группового задания.

     Каждая группа воссоздаст «климат»  и среду обитания по степени богатства.

     Первая группа: представьте, что Вы воспитываетесь в семье с большим достатком.

     Вторая группа: представьте, что Вы воспитываетесь в семье со среднем достатком.

     Третья группа: представьте, что Вы воспитываетесь в семье, которая едва сводит

концы с концами.

 

Общее задание: прочтите его в карточке 2.

- Как чувствуют себя подростки в этих семьях?

 - Как они приспособлены к жизни?

 - Какие качества они получают, воспитываясь в подобных семьях?

Работу представляют наглядно.

     Примерный ответ 1 группы. Влияние на подростка семьи с большим достатком:

1.                 Уже в юные годы подростки имеют практически всё, что захотят.

2.                 Наличие собственных денег даёт возможность чувствовать себя уверенно.

3.                 Они могут проводить свободное время, получая максимум удовольствия.

4.                 В них развиваются следующие черты: эгоизм, слабоволие, себялюбие, неумение преодолевать преграды т.д.

5.                 Впоследствии это может привести к трагедии.

     Примерный ответ 2 группы. Влияние на подростка семьи со средним достатком:

1.                 Подростки в основном обеспечены всем необходимым, но позволить себе лишнего не могут.

2.                 Отсутствие достаточного количества денег заставляет их лучше приспосабливаться к жизни.

3.                 Они всего добиваются сами: высокого положения в обществе, глубоких знаний, престижной работы, уважения товарищей.

4.                 В них развиваются следующие черты: самостоятельность, терпимость, уважение к людям, трудолюбие, активность.

5.                 Каждодневная борьба растит из них неплохих борцов на «социальном фронте».

6.                 Рядом с ними чувствуют себя уверенно окружающие их люди.

     Примерный ответ 3 группы. Влияние на подростка семьи с низким достатком:

     Участники группы должны определить, что в данной ситуации возможно 2 варианта – отрицательный и положительный.

     Отрицательный:

1.                 В этих семьях подросткам иной раз не хватает даже продуктов питания.

2.                 Они не могут позволить себе приобрести модные вещи.

3.                 Они не могут ощущать себя уверенно в обществе подростков, которые имеют большой материальный достаток.

4.                 Как правило, они не принимают активного участия в школьной жизни, стараются быть незаметными.

5.                 в них развиваются следующие черты: агрессивность, злоба, зависть, пессимизм и др.

6.                 Чтобы достичь уважения, они могут прибегать к правонарушениям, либо утверждать своё превосходство посредством физической силы.

     Положительный:

1.                 Они хорошо приспособлены к жизни.

2.                 Стойко встречают удары судьбы.

3.                 Рассчитывают только на свои силы, упорны.

4.                 Обладают силой воли, ставят реальные цели и достигают их, проявляя трудолюбие и способности.

2.                 Решение проблемного вопроса

     Итак, мы с вами исследовали влияние семейного достатка на подростка. А кто ещё оказывает на него влияние?

     Выслушиваются ответы и делаются записи на доске:

·                   Родственники

·                   Друзья

·                   Учителя

·                   Друзья родителей

·                   Герои любимых книг

·                   Популярные музыканты

·                   Школа

·                   Городские власти и т.д.

     Скажите, а в предложенных вами вариантах одинаковым образом осуществляется влияние на подростка? Поступок мамы или героя любимого фильма?

     Ученики должны подойти к осознанию прямого и косвенного влияния. Делаются записи в тетради.

III. Выражение нового решения. Применение нового знания.

 

1.            Заполните таблицу, подобрав из первого столбика соответствие во втором.

Влияние

Пример

А. прямое

Б. косвенное

1. родители

2. автор газетной  статьи

3. герой книги «Три мушкетёра»

4. классный руководитель

5. одноклассник

6. близкий друг

7.  героиня сериала

 

Ответы: А. 1,4,5,6.

Б. 2,3,7

IV. Подведение итогов. Рефлексия

     1. Что нового мы узнали на сегодняшнем уроке? Вовлечь в участие ребят, менее проявивших себя на уроке.

     2. Составить синквейн к теме «Социальная среда подростка»

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Пример:

 

Социальная среда 

ближняя, дальняя

Воспитывает, одобряет, порицает

Социальная среда – необходимое условие существования подростка

Моё окружение

3. Заполнение листов оценивания, выставление оценок учителем.

     V.  Домашнее задание.

     §1. Выбрать один вопрос и ответить не него:

На «3». Приведите примеры прямого и косвенного влияния социальной среды на подростка.

На «4». Всегда ли замечает подросток, что на него кто-нибудь оказывает влияние? Можно ли влиять на человека против его воли?

На «5». Изменилось ли отношение старшего поколения «отцов» к «детям» с течением времени? Означает ли это, что проблема «отцов» и «детей» неразрешима?

     Обратим внимание на недостатки педагогической технологии проблемно-модульного обучения.

     Педагогическая технология проблемно-модульного обучения не может быть одинаково эффективной в любых условиях. Практика показывает, что процесс проблемно-модульного обучения порождает различные уровни, как интеллектуальных затруднений учащихся, так и их познавательной активности, самостоятельности при усвоении новых знаний.

     Исследовательский и проектный метод не может охватить весь педагогический процесс. Практически доказано, что ученик не может усваивать весь объём знаний только путём личного исследования и открытия новых для него законов, правил, теорем и т. д. Во-первых, потому, что в школьных программах есть такая информация, которую надо просто заучить, запомнить и научиться использовать. Во- вторых, самостоятельное исследование в определенном смысле «не экономно», оно требует намного больше времени, чем обычное восприятие объяснений учителя, а учебное время ограничено учебными планами и сроками обучения в школе. И, в- третьих, результаты исследовательского метода не всегда достоверны, так как индивидуальная  познавательная       работа  учащегося               может   содержать   в себе элементы случайности, от которых он своими силами не может освобождаться.  

     Исследовательский метод связан с практической деятельностью учащихся, со сбором дополнительной информации, новых фактов из различных источников. А это лучше обеспечивается при проведении лабораторных, практических работ, на внеклассных (внеурочных) занятиях, что не всегда возможно и целесообразно в условиях классно-урочной системы обучения. 

     Иначе      говоря,              исследовательский метод - это       только      один    из путей реализации принципа проблемно - модульности в процессе обучения.

Какова же оптимизация педагогической технологии проблемно-модульного обучения?

     Надо учитывать то, что часто оптимальное для одних, является неоптимальным для других. Поэтому для решения оптимизации проблемно-модульного обучения, и

 

на это указывают многие педагоги, необходима вариативность, то есть выбор такого варианта проблемно-модульного подхода к изучению учебно-познавательного материала, который в наибольшей мере отвечает уровню данного класса. В классе с высоким уровнем мотивации учащихся после изложения факта можно ставить проблемы одну за другой: в среднем классе - выборочно решать проблемы (что-то учитель может объяснить сам), в классе со слабой мотивацией можно объяснить материал самому учителю и в конце провести фронтальный опрос проблемного характера.

     Успех использования педагогической технологии проблемно-модульного обучения, как метода, во многом зависит от заинтересованной позиции педагога и высокой внутренней мотивации учащихся. И как нельзя стать пилотом или хирургом, лишь глядя, как управляют самолетом, или оперируют больных, так и ученику нельзя научиться процессу мышления лишь запоминая объяснения учителя.

     При проблемно-модульном обучении познавательные процессы достигают высокой степени активности, и обучение оказывается несравненно более эффективным.

Список литературы

1.                 Павлов А.К. Краткий курс лекций по педагогике для студентов педагогических вузов и колледжей / А. К. Павлов. СПб - Петрозаводск - Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. 149 с.

2.                 Павлов А.К. Место и роль самостоятельной работы обучающихся в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 51 с.

3.                 Павлов А.К. Научно-методологические и методические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: краткое практико-ориентированное учебно-методическое пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 56 с.

4.                 Павлов А.К. Научно-методические и методологические основы организации и осуществления учебно-познавательного процесса в педагогической (образовательной) технологии проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Санкт-Петербург:

 

Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 70 с.

5.                 Павлов А.К. Научно-методологические основы проблемно-модульного обучения: учебное пособие. Петрозаводск: Изд-во НИОО ФГАНИОУ ИДСНИОА «МПА», 2021. – 154 с.

6.                 Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебно-методическое пособие. Петрозаводск, 2018. 68 с.

7.                 Павлов А.К. Педагогическая технология проблемно-модульного обучения: учебное пособие. – Петрозаводск: Изд. центр НИО АНИУ ИДСНИА «МАПИ», 2018. 85 с.

8.                 Павлов А.К. Педагогическая (образовательная) технология проблемно-модульного обучения: практико-ориентированное учебное пособие. – Мурманск: Изд-во МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС», 2021. – 160 с.

9.                 Павлов А.К. Практикум по педагогическим технологиям: Учеб. пособие. – LAP LAMBERT Academic Publishing. – 2021. – 71 с.

10.            Павлов А.К. Применение и использование педагогической технологии проблемно-модульного обучения в школьных и послевузовских образовательных системах //https://zolotojvek.ru/publikacii/na_portale/material?n=82533

11.            Павлов А.К. Теория и методика построения образовательной программы и учебного курса в проблемно-модульном обучении: учебное пособие. - Мурманск: Изд-во МИРО «Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников», 2021. – 108 с.

12.            Соколков Е.А. Проблемно-модульное обучение: учеб.пособие испр. и доп. М.: Вузовский учебник: ИНФРА М, 2017. – 392 с.

13.            Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: метод. пособие. – М., 1996. – 158 с.


 

14.