Павлов Александр Константинович, -
генеральный директор МИНИОДСПК «ПЕДКАМПУС»
(г. Москва – г. Санкт-Петербург – г. Петрозаводск), -
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент, академик МАНЭБ,
Заслуженный деятель науки РФ,
Лауреат премии им. М.В. Ломоносова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ПРОБЛЕМНО-МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
(НАУЧНАЯ СТАТЬЯ)
Повышение качества образования может быть достигнуто различными путями, одним из которых является развитие, дальнейшее совершенствование опережающего управления в системе «учитель – ученик». Важнейшим элементом опережающего управления является технология проблемно-модульного обучения школьников в средней школе.
Развивающее проблемно-модульное обучение учеников в средней школе является условием, при котором обеспечивается, в том числе, практическая реализация опережающего управления в системе «учитель – ученик», а также достигается целевая функция обучения в целом – качество. Результаты исследований в области современных педагогических технологий обучения учеников в средней школе позволяют сделать вывод о том, что опережающее управление в системе «учитель – ученик» относится к одному из типов стратегического управления образовательной организацией. В свою очередь, педагогические технологии его реализации могут быть весьма разнообразными, в том числе посредством применения развивающих проблемно-модульных подходов.
Опережающее управление – тип управления, при котором на ранних этапах обнаруживаются различного рода мешающие факторы, не позволяющие в установленные сроки и с должным качеством достигнуть поставленных целей, а также вносятся корректирующие воздействия до того момента, когда мешающие факторы приведут к негативным последствиям. В настоящее время, к сожалению, разнородность различных негативных факторов в образовательном процессе редко учитывается педагогами, на них обращают внимание тогда, когда они уже дают свои «всходы». Отсутствуют и классификация негативных воздействий, и, как следствие, их ранжирование.
Актуальность рассмотрения опережающего управления в системе «учитель – ученик» определяется также фактором, что на государственном уровне существует заказ на повышение качества образования во всех типах образовательных организаций. Главная идея обеспечения качества в условиях опережающего управления в системе «учитель – ученик» основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере образовательной деятельности, отношения между учителем и учеником должны строиться на паритетных началах, учитель должен не навязывать ученику те или иные парадигмы, а подводить его к ним в рамках целевой функции, вызывать интерес к изучаемому материалу. В данных условиях взаимодействия учителя и ученика на ранних стадиях будут отмечены те или иные отклонения от программы действий. Поэтому учитель на самых ранних стадиях будет иметь возможность осуществить комплекс необходимых мероприятий, направленных на демпфирование негативного проявления или его максимальное устранение.
Очевидно, что указанный вариант организации учебно-познавательного и воспитательного процесса обеспечивает, во-первых, максимально раннее обнаружение отклонения в действиях обучающегося, во-вторых, результаты обнаруженного отклонения никоим образом не скажутся на всём процессе обучения школьника, в-третьих, у педагога будет достаточно времени на исправление (корректировку) допущенных отклонений, в-четвёртых, присутствует возможность обсуждения между учителем и учеником сложившейся обстановки при освоении учебного материала (особенность заключается в том, что обсуждение будет происходить чуть ли не по факту возникновения отклонения), в-пятых, ученик имеет возможность детально разобраться в той ошибке, которая была им допущена.
Не является ли все перечисленное существенным вкладом в качество образования? Качество образования не некая абстракция, а конкретный измеритель результативности достижения цели. Определение цели закладывает основу для принятия решений и стратегического выбора среди альтернативных направлений деятельности. Следовательно, рассуждения должны быть каким-то образом реализованы на практике, в образовательном процессе. В настоящее время в общей и специальной литературе по рассматриваемой проблемной области приводится множество методических подходов, которые в той или иной степени обеспечивают выполнение вышеперечисленных вариантов взаимодействия в системе «учитель – ученик».
Одним из наиболее востребованных подходов на практике является подход, основанный на развивающем проблемно-модульном обучении. Технология проблемно-модульного обучения не нова. Она имеет достаточно давнюю историю, причем связана как с теорией, так и с практикой. Большая совокупность разнообразных методических и педагогических приёмов подпитывается исходными принципами технологии развивающего проблемно-модульного обучения. Например, принцип системного квантования и дидактически адаптированная концепция инженерии знаний (элемент технологии ПМО) – системообразующая составляющая для большой совокупности маркерных технологических приёмов классификационно-разделительного построения смысла обучения, ранжированного обобщения знаний, смыслового обобщения, дискретного объединения дидактических единиц…
Перечисленные методические подходы, прежде всего, оказывают влияние на формирование и развитие у обучающихся системно-деятельностного взгляда на изучаемый в отдельно взятом блоке учебно-познавательный материал, структуризацию знаний, углублённое проникновение в суть изучаемого материала, выявление и структурирование изучаемой теории, а также её приложений в рамках рассматриваемой целевой функции исследований, иными словами, на развитие составляющих методологического стиля усвоения при обучении.
Системы обучения, построенные на блочном принципе, позволяют сжимать учебную информацию и экономить учебное время. Довольно широко используются блочные системы обучения в опыте учителей. Это связано с более чёткой аксиоматичностью и структурированностью учебно-познавательного знания. Именно эти качества позволяют формировать и развивать укрупнённые блоки учебно-познавательного материала, представлять его в сжатом, компактном виде, удобном для системно-деятельностного изучения и целостного представления.
Исследование педагогического опыта показывает, что составляющие элементы технологии развивающего проблемно-модульного находили и находят свое применение на практике, демонстрируя эффективность и оказывая влияние на повышение качества учебно-познавательного и воспитательного процесса. Все эти элементы не только систематизированы, интегрированы в единое целое, но и породили новое синтетическое качество гибкую результативную педагогическую технологию, обеспечивающую гарантированное достижение обучающимися чётко определённого уровня компетентности.
Таким образом, повышение качества образования возможно различными путями, одним из которых является развитие, дальнейшее совершенствование опережающего управления в системе «учитель – ученик». Важнейшим элементом опережающего управления в системе «учитель – ученик» является технология развивающего проблемно-модульного обучения школьников в средней школе.
Внедрение сформулированных в статье подходов в образовательный процесс в средней школе, на наш взгляд, обеспечит повышение его результативности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.