Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе

  • Контроль знаний
  • docx
  • 31.03.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги. Данная программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования. «Школьный старт» - это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации учителем первых недель и месяцев обучения детей в школе.
Иконка файла материала доклад стенд.docx
Стендовый доклад Ширяковой Т.В.  Т.В. Меркуловой, А.Г. Теплицкой, Т.В. Бегловщй, под редакцией к.психол.н. М.Р. Битяновой (Центр психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ», г. Москва), к.п.н. С.Г. Яковлевой (Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова) разработаны для начальной школы диагностики УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.  1 класс –  «Школьный старт»: диагностика готовности к обучению и другие профессиональные шаги педагога (входная диагностика) и «Учимся  учиться действовать» (итоговая) .   2 класс – «Учимся учиться действовать». 3 класс ­ «Учимся учиться действовать». Мною опробована диагностика в 1 и 2 классе. Методика интересна и детям, и родителям, и мне, как учителю. Все результаты заносятся в таблицы, предложенные разработчиками диагностики  и сразу выстраиваются диаграммы, как в целом по классу и в сравнении с предыдущим годом, так и  по каждому ученику в отдельности.  Подробнее остановимся на диагностика «Школьный старт». Педагогическая диагностика стартовой готовности к успешному обучению в начальной школе Школьные годы – долгая дорога человека к знанию, пониманию мира и общества. К самому себе. Дорога сложная, требующая желания и старания от того, кто по ней идет. А также понимания и профессионализма от того, кто ведет и  сопровождает. На этом пути значим каждый шаг. Особенно – первые шаги. Данная  программа диагностики позволяет взрослому расставить правильные ориентиры на стартовой площадке образования. «Школьный старт» ­ это принципиально новый подход к педагогической диагностике и организации  учителем первых недель и месяцев  обучения детей в школе.  Он позволяет: ­ получить достоверную информацию о том, готов ли ребенок успешно учиться; ­ создать основу для развития универсальных учебных действий;  ­ обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка; ­ подобрать педагогические методы и приемы с учетом уровня готовности и спланировать индивидуальную работу с детьми. Уникальность диагностики Психологическая экспертиза учебников 1 класса позволила авторам УМК выявить базовый набор умений, которые важно развить у ребенка с самых первых дней обучения. Эти умения:­ обеспечивают понимание материала учебника и инструкций учителя,  ­ позволяют включиться в учебный диалог на уроке,  ­ помогают организовать деятельность на уроке и др. ­ своевременная диагностика таких умений позволяет учителю «настроить» учебный процесс на индивидуальный уровень готовности каждого  ученика и класса в целом.  ­ с первых дней обучения создаются комфортные условия для достижения образовательных результатов, соответствующих ФГОС НОО. Всего выделено 17 умений. Они сгруппированы в блоки «наблюдательность», «Мыслительные способности», «Контрольные умения»,  «Коммуникативные умения» и «Личностная готовность». В методическом пособии для учителя даны развернутые характеристики каждого умения по следующей схеме: Как устроена диагностика Каждый ребенок работает в своей личной рабочей тетради. Задания выстроены  на основе  цветных рисунков, что облегчает  их восприятие  ребенком.  Специальные диагностические упражнения позволяют выявить те умения, которые помогают детям справляться с учебными заданиями  в начале 1 класса.Как проводится диагностика Педагогическая диагностика стартовой готовности проводится на 3­4 неделе обучения первоклассника.  Все упражнения выполняются под руководством учителя. В помощь учителю разработаны методические рекомендации. Они предоставляют всю  необходимую информацию: цель задания, инструкцию, время выполнения, советы, что делать в тех или иных непредвиденных ситуациях, как  реагировать на вопросы детей и т.д.  Обработка результатов диагностики Мы постарались максимально упростить процедуру обработки результатов диагностики. Все данные заносятся в 2 сводные таблицы, что в  дальнейшем позволяет использовать их для качественного педагогического анализа.Что дает учителю диагностика «Школьный старт» – это возможность для учителя понимать причины успеха и неудач его учеников и с первых дней  осознанно и  целенаправленно работать над формированием универсальных учебных действий.  Полученные в результате диагностики данные могут войти в портфолио каждого ребенка Школьный старт: что дальше? Успешный старт – хорошее начало обучения в школе!  Результаты стартовой диагностики помогут учителю выстроить работу в первые месяцы обучения, а дальше ориентирами для работы будут  данные мониторинга метапредметных образовательных результатов. Мониторинг также выстраивается на системе специальных диагностических  заданий и проводится в феврале­марте каждого года обучения в начальной школе. Диагностика содержит удобные матрицы для обработки, которые автоматически строят диаграммы развития УУД, показывают изменения.Данная диагностика может быть использована в любом УМК.