Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Оценка 4.9
Документация +1
docx
администрации +1
Взрослым
28.11.2018
Целью работы является педагогическая и психолого-педагогическая диагностика и поддержка детей и молодёжи в учреждениях дополнительного образования.
Задачи:
– сбор материала по данной тематике;
– обобщение опыта педагогов дополнительного образования по проблемам педагогической поддержки учащихся;
– обобщение опыта ГУО «Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодежи» по данному вопросу;
– создание и отработка эффективной модели по педагогической диагностике и поддержке учащихся;
– распространение данного опыта среди учреждений дополнительного образования города, области.
для АПО.docx
Парачук Андрей Валентинович, Сергеенко Сергей Петрович,
методисты, ГУО «Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодежи»,
+375296726685, +375299239081,
maksim
maksimcov
@ rambler
. ru, serg
. sergeenko
36@
mail
. ru
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и
психологопедагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях
дополнительного образования
"Что из того, что у розы шипы:
она цветок"
Саади
Целью работы является педагогическая и психологопедагогическая
диагностика и поддержка детей и молодёжи в учреждениях дополнительного
образования.
Задачи:
– сбор материала по данной тематике;
– обобщение опыта педагогов дополнительного образования по проблемам
педагогической поддержки учащихся;
– обобщение опыта ГУО «Гомельский городской центр дополнительного
образования детей и молодежи» по данному вопросу;
– создание и отработка эффективной модели по педагогической диагностике и
поддержке учащихся;
– распространение данного опыта среди учреждений дополнительного
образования города, области.
Из поставленных задач можно выделить следующие методы психолого
педагогической диагностики и поддержки:
1 – сравнительносопоставительный (наблюдение и тестирование);
– диагностический (анкетирование,
обобщение характеристик,
деловые игры, тренинги, материалы детского творчества);
– статистический метод.
В работе важное место отводится педагогической диагностике и
поддержке различного контингента учащихся. Экспериментальной площадкой
для написания данной работы выступили объединения по интересам ГУО
«Гомельский городской центр дополнительного образования детей и молодёжи».
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений, организованной
деятельности в объединениях по интересам. Инструментарием выступают
анкеты, карты наблюдений, позволяющие фиксировать индивидуальную
диагностику и перспективы развития каждого учащегося в ходе:
игровой деятельности;
творческой деятельности;
познавательной деятельности;
проектноисследовательской деятельности;
физического развития;
коммуникаций со сверстниками.
В качестве методологической основы работы выступает личностно
деятельностный и технологический подходы в дополнительном образовании.
При реализации личностнодеятельностного подхода принципиально
важным является не только усвоение конкретной информации учащимися, но и
овладение способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных
способностей и творческого потенциала, индивидуальных свойств личности.
При реализации личностнодеятельностного подхода особое значение
приобретают активные, рефлексивнодеятельностные методы и формы обучения
(исследовательские, проектные, проектноконструкторские)
Используются следующие виды педагогической диагностики:
2 я
а
н
ч
о
т
у
ж
е
м
о
я
р
а
П
н
ь
л
е
т
и
р
а
в
д
е
р
П
О
п
е
р
а
т
и
в
н
а
я
И
т
о
г
о
в
а
я
Организация индивидуального подхода к подросткам
– оказание психологопедагогической помощи;
– индивидуальная работа с подростком по сглаживанию недостатков в
интеллектуальной, нравственной, эмоциональноволевой сферах;
– включение подростка в активную деятельность (кружки, секции) на основе
я
а
н
в
о
н
с
О
использования его положительных интересов и склонностей;
– преодоление негативизма к подростку со стороны детского коллектива;
– индивидуальный подход со стороны педагогов с «тактикой проектирования
положительных качеств личности»;
– создание комфортных условий для образовательного процесса в объединении
по интересам;
– преодоление негативной мотивации;
– организация успеха подростка в усвоении программы объединения по
интересам;
– руководство общением подростка с товарищами на основе использования его
положительных интересов и склонностей;
– работа по формированию мотивации достижений.
Содержательным аспектом психологопедагогической поддержки
является:
1. Создание условий для постоянного совершенствования творческой
деятельности учащегося.
2. Сближение процессов обучения и развития, создание оптимальных
условий для творческого развития учащихся и их профессиональное
самоопределение.
3 Педагогическая и психологопедагогическая поддержка включает в себя
несколько этапов:
1 этап
формирование банка данных об учащихся.
2 этап
Поиск рациональных форм и способов взаимодействия компонентов
системы педагогической поддержки учащихся.
3 этап Создание целостного комплекса педагогической поддержки.
Учреждения дополнительного образования выступают той средой, в
которой учащемуся легче всего включиться в процесс творческого
саморазвития, поскольку для этого педагогами целенаправленно создаются
специальные условия. К таким условиям можно отнести отказ от жестко
регламентированных форм обучения, воспитания и переход к моделям
творческого, продуктивного взаимодействия «ученикучитель». Особенно это
важно в системе учреждений дополнительного образования, которые изначально
ориентированы на добровольность,
индивидуализацию,
вариативность,
дифференциацию, диалогичность, креативность и др. обучения и воспитания, а,
следовательно, имеют приоритетное значение в плане включения учащихся в
процесс творческого саморазвития.
Факторы повышения эффективности
Согласование целей, заинтересованности, механизмов и действий всех
субъектов деятельности в рамках взаимодействия;
наличие действующих механизмов адаптации новых идей к конкретным
условиям и возможностям;
наличие специальных условий, стимулирующих и поддерживающих
творческую деятельность;
создание специальной инфраструктуры – кафедр, лабораторий;
наличие постоянной и эффективной поддержки;
4 Не вызывает сомнения тот факт, что процессу творческого саморазвития
учащегося наиболее благоприятной представляется творческая окружающая
среда. В связи с этим особый интерес представляют объединения по интересам в
системе учреждений дополнительного образования, которые обладают
огромным потенциалом для творческого саморазвития ребенка, поскольку не
только выполняют эстетическую, познавательную и воспитательную функции, но
и являются залогом, базой возможного культурного самосовершенствования в
последующей жизнедеятельности. Создавшиеся предпосылки выдвинули в ряд
наиболее актуальных проблему разработки гибкой модели творческого
саморазвития учащихся в системе учреждений дополнительного образования
Результатами педагогической диагностики и поддержки выступают:
оценка эффективности,
используемых в образовательной
деятельности форм и методов работы с детьми на предмет их
соответствия возрастным и индивидуальным особенностям;
выявление детей, требующих особой психологопедагогической
поддержки.
Авторская модель педагогической поддержки учащихся в системе
и
учреждений дополнительного образования,
учитывает специфику,
представляет собой теоретически обоснованную систему,
имеющую
компонентный состав: приоритетную цель, показатели и диагностический
инструментарий
5 Функции
Принципы
Подходы
Алгоритм
Субьект объект
Предмет изучения
Виды
Методы
Направления
Оценка результата
6 Психолого – педагогическая поддержка учащихся
Привлечение к
воспитанию
общественных и
социальных
институтов
Изучение психолого
возрастных
особенностей
подростков, условий
их жизни
Изучение и
устранение
негативных влияний
Прогнозирование
процесса коррекции
поведения
обучение положительному самоотношению и принятию других людей;
обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои причины поведения);
формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя)
7 Стартовая готовность
Личностный компонент
Мотивация к знаниям
Наблюдательность
Инструментарий
Мыслительная способность
Умения
8 Педагогическая поддержка учащихся, по мнению авторов, есть процесс
самостоятельного целенаправленного, мотивированного эмоциональноволевого
расширения диапазона практических действий.
Авторы надеются, что представленный, материал окажет действенную помощь
по совершенствованию работы по психологопедагогической диагностике и
поддержке учащихся.
9
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Педагогическая диагностика в системе оказания педагогической и психолого-педагогической помощи детям и молодёжи в учреждениях дополнительного образования
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.