РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА
Оценка 4.6

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

Оценка 4.6
Научные работы
docx
технология +2
Взрослым
17.12.2018
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА
Современная педагогика едва ли не на первый план выдвигает эмоциональное развитие личности ребёнка, воспитание у него творческого восприятия природы, окружающей действительности, произведений различных видов искусства. Ещё В.Сухомлинский отмечал: «В период детства мышление, мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества»
Опыт.docx
А.В.Парачук РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА Название темы опыта Развитие творческой активности учащихся на занятиях объединения по интересам посредством использования заданий ассоциативного характера. Актуальность опыта Современная   педагогика   едва   ли   не   на   первый   план   выдвигает эмоциональное   развитие   личности   ребёнка,   воспитание   у   него   творческого восприятия природы, окружающей действительности, произведений различных видов искусства. Ещё В.Сухомлинский отмечал: «В период детства мышление, мыслительные   процессы   должны   быть   как   можно   теснее   связаны   с   живыми, яркими,   наглядными   предметами   окружающего   мира.   Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества» [1 c.5]. Часто приходится сталкиваться с упрощённым пониманием искусства, т.е. недостаточным художественным вкусом, когда человек не может понять то, что хотел   выразить   художник,   народный   мастер.   Людям   не   хватает   образно   – конструктивного   мышления,   они   не   догадываются,   что   образы   построены   на ассоциативных впечатлениях. Главной задачей я считаю не только правильное использование навыков и умений,   полученных   на   занятии   объединения   по   интересам,   но   и   обучение ассоциативному   и   образному   мышлению.   Поэтому   при   проведении   своих занятий   я   провожу   своих   учеников   через   следующую   логическую   цепочку: создание   в   воображении   образа   будущего   изделия   затем   воспроизводство воспринимаемого   образа   доступными   техническими   средствами   и   осознание социальной значимости данного изделия. На   занятиях   я   стараюсь   не   только   помогать   учащимся   овладевать различными навыками и умениями народного творчества, но и учу их образно мыслить, правильно понимать произведения народного творчества. Поэтому я считаю тему опыта актуальной. Цель опыта Развитие творческого потенциала учащихся на занятиях объединения по интересам в процессе выполнения заданий ассоциативного характера. Задачи опыта – создавать   условия   для   развития   образного   и   конструктивного   мышления учащихся; – формировать умения использовать знания и навыки в процессе выполнения заданий ассоциативного характера; – развивать чувственно – эмоциональную сферу учащихся; – способствовать развитию внимания, наблюдательности, зрительной памяти и мелкой моторики рук; – развивать   художественный   вкус,   то   есть   способность   эмоционально воспринимать и правильно оценивать произведения различных видов творчества; – воспитывать   эстетическое   отношение   к   художественным   традициям белорусского народного творчества. Представленный опыт работы охватывает период с 2012 по 2016 год. Ведущая идея опыта Использование заданий ассоциативного характера способствует развитию творческого   потенциала   учащихся.   Я   считаю,   что   роль   педагога   в человекообразующем и культурно – творческом процессе очень важна. Научить учащихся занимать собственную позицию педагог  может лишь на своём личном примере. При этом учащийся демонстрирует опыт творческого отношения к жизни, активного участия в различных социальных проектах и инициативах. Для того, 2 чтобы у детей появилось творческое отношение и интерес к делу, они должны встретиться   с   творческим   и   неравнодушным   человеком,   а   не   с   безликими текстами, заданиями и упражнениями. Только   тогда   будет   происходить   личностное   развитие   ребёнка, высвобождение   его   внутренних   ресурсов,   включающих   способность   решать ценностно – нравственные проблемы и при необходимости противостоять среде, отстаивая свою независимость в условиях внешнего давления и проявлять свои творческие способности. При этом главным мотивационным фактором является стремление к более полному   проявлению   своих   возможностей,   творческих   способностей   и   к самореализации.   Всё   это   важно   в   современных   условиях,   когда   существует государственный заказ на воспитание творческой личности. По   моему   мнению,   если   создавать   условия   для   развития   творческих способностей учащихся, то в будущем они смогут реализовать свой творческий потенциал   в   любых   областях   деятельности:   в   науке,   технике,   политике, искусстве. Описание сути опыта Ассоциация   (соединение)   в   психологии   –   закономерная   связь   между отдельными событиями, фактами, предметами или явлениями, отражёнными в сознании и закреплёнными в памяти. Окружающий   мир   воздействует   на   нас   и   нашу   мозговую   деятельность. Мозг   пытается   проассоциировать   полученную   информацию,   обработать   её   и выдать   продукт   собственной   деятельности.   Композитор   свои   ассоциативные переживания выражает в музыке, поэт – в стихах, художник визуализирует эти образы. Так   что   же   заставляет   наш   мозг   рождать   ассоциативные   образы?   В «Энциклопедическом   словаре   изобразительного   искусства»   читаем: «Ассоциации – это определённые реакции организма на внешний или внутренний 3 раздражитель.   В   качестве   внешних   раздражителей   выступают   органы   чувств: глаза, уши, рот и нос, а также нервные окончания наших конечностей. Внутренние раздражители – это мысли и идеи человека, а также сигналы от   нервных   окончаний   внутренних   органов.   Ассоциации   проявляются   в изменении хода мыслей человека» [6 с.5]. Упрощённое   определение   ассоциации   –   это   когда   нечто   заставляет человека   думать   о   чём­то   другом.   Ассоциация   –   компонент   образного мышления,   спонтанно   возникающая   связь   между   отдельными   ощущениями, восприятиями, представлениями. Поэтому   в   творчестве   ассоциации   являются   интуитивным   способом гармонизации   и   композиции,   а   интуитивное,   ассоциативное   мышление становится основным в работе. Цель   обучения   на   первом   этапе   –  развитие   первичного   ассоциативного мышления. Для реализации этой цели был разработан ряд заданий: – словесные ассоциации;  – воспроизведение на слух образов литературного произведения (сказки); – цветовые ассоциации (воспроизведение физических свойств цвета); – ассоциация   форм  (изготовление   декоративных   кукол,   салфеток,   панно).  На данном   этапе   обучения   используется   наглядно   –   действенное   и   словесно   – логическое мышление. Словесные ассоциации В   начале   занятия   учащиеся   зачитывают   фрагмент   литературного произведения. Затем им предлагается изобразить в виде рисунка свои возникшие ассоциации: образ царевны, доброго молодца и так далее. Словесные ассоциации рождаются из детских сказок, рассказов. Так для детей творческий процесс начинается с умения создать в воображении образ будущего изделия. Затем этот образ воспроизводится доступными средствами и приобретает характер социально­значимого изделия. Качество выполнения работы отходит на второй план, так как ведущей идеей   задания   остаётся   визуализация   ассоциативных   образов.   В   дальнейшем 4 учащиеся изготавливают декоративных кукол на бумажном конусе (Приложение 1). Данное занятие способствует развитию словесно – логического мышления. Цветовые ассоциации Физические   свойства   цвета   оказывают   непосредственное   влияние   на чувства и эмоции человека. Занятие проводится после изучения темы «теплые и холодные   цвета».   Учащимся   предлагается   изготовить   сувениры   из   бисера, подобрав его по соответствующему цвету. Многие цветовые ассоциации возникают во время проведения экскурсий, походов,   прогулок   на   природе.   Так,   для   реализации   указанного   приёма, учащимся первого года обучения предлагается выполнить творческую работу «Деревья» (изготовление деревьев из бисера, соответствующих цветовой гамме определённой поры года). Ассоциация форм Данный   приём   прослеживается   на   примере   выполнения   работы «Новогодняя гирлянда», представленной на конкурсе «Новогодний серпантин 2016» (Приложение 2). При постановке задачи на изготовление гирлянды у детей возникла ассоциация выполнить её в форме флажков. После обсуждения данный вариант был принят за основу. Технологический процесс состоит следующих из этапов групповой работы: – подготовка   к   выполнению   группового   задания   (постановка   познавательной задачи, творческое решение поставленной задачи); – работа   в   группах   (распределение   этапов   выполнения   задания,   процесс выполнения задания, корректировка работы группы и отдельных учащихся); – заключительная   часть   (обсуждение   результата   выполненной   работы   и устранение недостатков, творческие достижения групп, рефлексия). Для работы над новогодней гирляндой были сформированы две группы по четыре учащихся в каждой. Работа распределялась следующим образом: первая 5 группа   выполняла   основу   для   гирлянды,  вторая   группа   готовила   новогодний символ из бисера приёмом плетения «навстречу». Цель   обучения   на   втором   этапе   –   формирование   умения   применять различные   художественные   навыки   при   выполнении   заданий   ассоциативного характера   на   повышенном   уровне.   На   данном   этапе   обучения   используются наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Звуковые ассоциации Прочтение   фрагмента   литературного   произведения   на   данном   этапе обучения   заменяется   заданием   ассоциативного   характера   на   художественное воспроизведение по памяти образа конкретного персонажа. Учащиеся вначале создают   эскиз   персонажа,   а   затем   и   приступают   к   изготовлению   выбранной декоративной куклы (Приложение 3). Куклы   могут   быть   как   на   картонной   основе,   так   и   тряпичные.   При реализации  этого метода  много  внимания  уделяется  изготовлению  сказочных персонажей: принцесса, Баба­Яга и так далее. При создании куклы учащиеся воспитывают свой художественный вкус при   изготовлении     и   декорировании   одежды   персонажа.   Это   позволяет сохранить связь со своими национальными традициями и обычаями, так как в последнее время наблюдается попытка навязать славянским народам элементы чуждой культуры. Цветовые ассоциации Примером использования данного приёма работы моего объединения по интересам является изготовление панно­часов «Времена года» (Приложение 4). При изготовлении этого изделия перед учащимися ставилась задача выполнить работу в определённой цветовой гамме, соответствующей временам года. Это способствует развитию образного мышления, так как ребёнок видит конкретный образ и воплощает его в своей работе. Ассоциация форм Данный   приём   используется   в   моей   работе   при   изучении   раздела «Аппликация   соломкой».   Учащимися   объединения   по   интересам   под   моим руководством   была   изготовлена   творческая   работа   «Домики» 6 Изначально   была   предложена   идея   создания   панно   в   рамке,   но   в   процессе творческого   обсуждения   учащиеся   предложили   идею   создания   панно   в   виде «домиков». У   детей   появилась   ассоциация   со   скворечниками.   Так   появилась   идея оригинальной   работы   «Птицы»,   которая   отмечена   дипломом   городского конкурса «Подарок маме». Данный приём также используется при проведении занятия «Знакомство с белорусским орнаментом и его символикой». В ходе его проведения избирается группа   исследователей,   которая   должна   в   ходе   своей   работы   ответить   на вопросы: – исследовать   орнамент   на   флаге   Республики   Беларусь,   его   историю, происхождение; – узнать, что означает тот или иной символ в орнаменте на флаге Республики; – исследовать   готовый   материал   об   узорах,   используемых   на   рушниках белорусскими мастерами (Приложение 6). Результативность и эффективность опыта Совершенствуя   навыки   и   приёмы   рукоделия,   повышая   уровень   своего творческого  развития, учащиеся изготавливают  красивые  и  полезные изделия для   украшения   интерьера   своего   дома,   для   подарков:   декоративные   куклы, сувениры   из   бисера,   различные   панно,   выполненные   в   технике   аппликации соломкой,   салфетки,   вышитые   крестиком,   небольшие   изделия,   связанные крючком. У учащихся повышается уровень эстетического и художественного вкуса. Результатом   совместной   работы   являются   творческие   оригинальные   работы, которые   характеризуются   индивидуальностью,   эстетичностью,   качественным уровнем исполнения. Результатом является участие в конкурсах и выставках декоративно – прикладного творчества. Занятия в объединение по интересам создают у учащихся положительную мотивацию   к   творческой   деятельности.   Результатом   такой   деятельности являются   победы   в   конкурсах   и   это   является   дополнительным   стимулом   в деятельности, приносящим творческое удовлетворение. 7 Если в дальнейшем учащиеся не станут профессиональными художниками и мастерами, творческое развитие, а также умения и навыки, полученные на занятиях, помогут им в работе по любой выбранной специальности. Не случайно многие взрослые в организации своего досуга возвращаются к увлечениям своего детства. Заключение Современная   педагогика   едва   ли   не   на   первый   план   выдвигает эмоциональное   развитие   личности   ребёнка,   воспитание   его   творческого восприятия природы, окружающей действительности, искусства. В.Сухомлинский   отмечал:   «В   период   детства   мыслительные   процессы должны   быть   как   можно   точнее   связаны   с   живыми,   яркими,   наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества». Главным помощником педагога в деле эмоционального развития личности ребёнка является искусство и прежде всего народное искусство, во множестве своих проявлений окружающего любого человека с самых ранних лет. Кроме того   народное   искусство   по   своей   наглядно   –  образной   специфике   зачастую доступно восприятию ребёнка, более чем профессиональное. На занятиях стоит задача в доступной для детей форме сообщить перечень умений   и   навыков   для   заинтересованного   творческого   труда.   Обучение протекает в зоне творчества ребенка, в процессе его активной деятельности. Когда мы говорим «счастливое детство», то подразумеваем среди всех прочих условий и нашу заботу о создании условий для развития творческих способностей ребёнка. Моя многолетняя педагогическая практика показала, что только в постоянном контакте внутреннего мира ребенка с искусством можно рассчитывать на достижение стоящих перед нами задач. Подводя итог вышесказанному можно сделать следующий вывод, что для развития творческого мышления учащихся необходимы следующие условия: 8 Условия художественно – творческого развития Развивающая обстановка Творческое решение Творческие задания Экскурсии Упражнения Проект Продукт Модель Рефлексивный анализ Творческое мышление Всё   это   очень   важно   в   современных   условиях,   когда   существует   заказ общества на творческую личность. По моему мнению, если создавать учащимся условия   для   развития   творческих   способностей,   то   в   будущем   они   смогут реализовать свой потенциал в любых областях деятельности: в науке, технике, искусстве. Хочется заметить, что данный опыт далеко не совершенен и требует ещё большой доработки. Думаю, что творчески активные педагоги дополнительного образования найдут в нём что­то полезное для своей деятельности и смогут далее развить представленную тему. 9 Список литературы 1. Сухомлинский,  В.А.  Собрание   сочинений  /   В.А.  Сухомлинский. –  Москва, 1976. – т.3. с.48. 2. Валахович,   С.А.   Преображение   творчеством:   Пособие   для   педагогов   и организаторов / С.А. Валахович. – Мн.: Беларуская навука, 2003. – 91 с. 3. Шаминский, С.М.  Развитие  ассоциативного  мышления учащихся на  уроках изобразительного   искусства   и   факультативных   занятиях   художественной направленности / С.М. Шаминский // Мастацкая i музычная адукацыя. – 2016. – № 1. – С.22 – 29. 4. Ветлугина, Н.А. Художественное творчество и ребёнок – / Н.А. Ветлугина. – М.: Педагогика, 1972. – 250 с. 5. Полунина, В.Н. Искусство и дети / В.Н. Полунина. – М.: Просвещение, 1982 6. Власов, В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства / В.Г. Власов. – СПб.: Азбука­классика, 2004 10

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗАДАНИЙ АССОЦИАТИВНОГО ХАРАКТЕРА
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.12.2018