Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
Оценка 4.9

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
русская литература +1
5 кл—9 кл
08.02.2017
Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
Компьютеризация образования приводит к «отторжению» ученика от общения с окружающими людьми. Значит, в жизни школьника такой компонент обучения, как языковая и коммуникативная компетенция остаётся невостребованным, чего, конечно же, быть не должно. Так возникла идея появления данного опыта. Становление опыта происходило в течение последних 5 лет. Опыт стал формироваться, когда я обнаружила, что уровень языковых и коммуникативных способностей уч-ся недостаточно высок. Требовались действенные, активные формы обучения для формирования данных компетенций
Статья на конкурс Сидорова.docx
Муниципальное  казенное общеобразовательное учреждение  Камышловского района Свердловской области «Порошинская средняя общеобразовательная школа» Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».  (Из опыта работы) 1 высшей категории Автор статьи: Сидорова А.И., учитель  русского языка и литературы  Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство Порошино, 2017 год развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы  (из опыта работы).    Профессиональный стандарт педагога, о котором говорится в Федеральном законе № 273­ФЗ от   29.12.2012   «Об   образовании   в   РФ»,   это,   прежде   всего,  рамочный   документ,   в   котором определяются  основные   требования  к  его  квалификации.  В  стремительно   меняющемся   мире готовность к переменам, мобильность, способность     к нестандартным трудовым действиям, ответственность   и   самостоятельность   в   принятии   решений   –   должны   стать   качественными характеристиками деятельности успешного профессионала, в том числе и педагога. Обретение данных   качеств   невозможно   без   расширения   пространства   педагогического   творчества. Профессиональный   стандарт   педагога,   призван,   прежде   всего,   раскрепостить   педагога,   дать новый импульс его развитию.  Условия возникновения и становление опыта. Актуальность, перспективность. Цели   образования   сегодня   определяются   в   соответствии   с   запросами   общества,   с современными подходами к развитию образования. Современное образование связано, в первую очередь,   с   развивающей   и   воспитательной   функциями,   с   личностно­ориентированными технологиями   обучения   русскому   языку   и   литературе.   Это   предполагает   необходимость всестороннего   развития   речевых   способностей   ученика,   формирования   языковой   и коммуникативной компетенции. Мы должны формировать языковую личность, в совершенстве владеющую устной и письменной речью. Что же происходит сегодня? Компьютеризация образования приводит к «отторжению» ученика   от   общения   с   окружающими   людьми.   Значит,   в   жизни   школьника   такой   компонент обучения,   как   языковая   и   коммуникативная   компетенция   остаётся   невостребованным,   чего, конечно же, быть не должно. 2 Так   возникла   идея   появления   данного   опыта.   Становление   опыта   происходило   в   течение последних   5   лет.   Опыт   стал   формироваться,   когда   я   обнаружила,   что   уровень   языковых   и коммуникативных способностей уч­ся недостаточно высок. Требовались действенные, активные формы обучения для формирования данных компетенций. Я   их   попробовала     не   просто   найти,   но   и     применять   на   практике   (об   этом   речь   пойдёт далее).Применение   данного   опыта   считаю   актуальным   и   перспективным.   По   моему   мнению, овладение данными компетенциями вооружает школьников инструментом, который поможет им стать   успешными   в   жизни,   будет   создавать   все   условия   для   развития   творчески   одарённой, нравственной личности, способной к общению в любом  культурном  пространстве. Цели и задачи работы. Анализируя   свою   педагогическую   практику,  сформулировала   цели   и  задачи,   которые   нужно решать   в   первую   очередь,   чтобы   добиться   высокого   уровня   языкового   и   коммуникативного развития уч­ся: *создать условия для развития познавательной активности учащихся через использование новых образовательных технологий, активных форм обучения; *формировать языковую и коммуникативную компетенции в процессе обучения; *способствовать раскрытию и реализации творческого потенциала каждого ученика. Теоретическое обоснование опыта. Поиск новых технологий образования привёл меня к развивающей технологии Ю.Поташкиной.  Одним   из   принципов   авторской   технологии   является   работа   в   режиме   «теоретического, правописного, речевого, интеллектуального тренинга» (см.дальше).Технологические принципы данной методики основываются на собственном речевом опыте  ребёнка, на смысловом аспекте языковых   явлений,   запрете   на   бездумное   письмо,   дозировании   и   жёстком   ограничении механического   запоминания   изучаемого   материала.   Многие   приёмы   из   данной   технологии переработаны мною и успешно применяются на уроках.   Технология Ю. Поташкиной ­ новый подход в  обучении  школьников. Эта технология  учит мыслить логически, развивает интеллектуальные способности, способствует развитию языковой и коммуникативной компетенций. В основу моей педагогической деятельности положены идеи Н.Щурковой о воспитании личности, способной строить жизнь, достойную Человека. Сущность опыта, его технологии, преимущества.  Чтобы сформировать и развивать компетенции, нужно дать им объяснение. Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов. Выходит, что компетенция для ученика­ это образ его будущего, ориентир для освоения. 3 Коммуникативная   компетенция   включает   знание   необходимых   языков,   способов взаимодействия   с   окружающими   людьми   и   событиями,   навыки   работы   в   группе,   владение различными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию. Языковая компетенция предполагает знание самого языка, его устройства, функционирования языковых норм, в том числе орфографических и пунктуационных.   Именно   языковая   и   коммуникативная   компетенции   способствуют   формированию   умений   и навыков речевого общения. Здесь речевая деятельность формируется во всех её видах: чтении, говорении,   письме.   «Обучать   общению   общаясь»   ­   без   этих   условий   нет   урока.     По­моему, развитие речи – главная задача уроков русского языка в средней школе, поэтому требуется постоянная систематическая работа в этом направлении. Речь – это сложнейшая человеческая деятельность, причём творческая деятельность, включающая в себя умение наблюдать, мыслить, фантазировать, а также слушать и слышать. Прежде всего, учится говорить тот, кому есть что сказать, поэтому учу детей не техническому оформлению высказываний, а речевому мышлению, речевому творчеству, а также адекватному восприятию чужой речи.   Формирование устойчивых навыков устной и письменной ведётся на уроке,после уроков (всеми многообразными   формами   внеклассной   работы),в   ходе   индивидуальной,   самостоятельной работы учащихся.    Считаю   возможным   расширять   содержание   по   русскому   языку   и   литературе   посредством использования   материала   повышенного   уровня   сложности.   Провожу   опережающее   обучение: учащиеся с 5­го класса изучают в полном объёме структуру текста, стили и типы речи, языковые средства выразительности, комплексный анализ текста,   Ключевые идеи: системность и обобщённость материала; деятельностный подход; раннее обучение сложному материалу; педагогика сотрудничества.   Каждый урок лучше начинать с активизации деятельности уч­ся. Ежеурочную разминку ( ноу­хау Ю.А.Поташкиной)   применяю регулярно во всех классах. Эта работа позволяет поддерживать в рабочем состоянии практически значимые теоретические знания, речевые и правописные умения и навыки, вести никогда не прекращающийся тренинг.     Выполняют ученики самые разнообразные задания: • «разведи по значению и написанию»: школьник должен объяснить разницу в значении омонимичных   слов   или   морфем,   подобрав   к   ним,   если   можно,   проверочные   слова,   и обосновать свой выбор проблемной буквы; поставить слова в начальную форму; подобрать родственные слова к данному слову • • 4 найти осложнения в предложениях; найти третье лишнее. • •   На каждом уроке необходимо учить говорить на аудиторию, то есть нести ответственность  за понимание смысла слова. Удачным считаю применение таких методов, как монолог,    диалог, устное словесное рисование, занимательный рассказ, элементы буриме, поэтические  минутки. Широко использую   следующие активные формы обучения для развития устной и письменной речи учащихся, для формирования языковой личности:   Групповая работа.  Эту форму работы применяю преимущественно  в старших классах, так как она позволяет приучить учеников взаимодействовать в группе с любым партнёром; работать активно,   серьёзно   относясь   к   порученному   заданию;   вежливо   и   доброжелательно   общаться, испытывать чувство ответственности не только за собственные успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса; полностью осознавать, что совместная работа в группах – это серьёзный и ответственный труд.   Групповая   работа   является   одной   из   форм     развития   языковых   и   коммуникативных способностей учащихся. Парную работу применяю в 5­7 кл.   Семинары.  Полно использовать и развивать речеведческие  способности   старшеклассников позволяют   семинарские   занятия,   которые   помогают   делать  теоретические   обобщения изученного   материала,   выделять основные положения;  показать  связь  внутри  темы и  между темами,   с   жизнью,   с   практикой,   с   учетом   возрастных   особенностей   учащихся   провести систематизацию   знаний.  Это  важная   форма   выработки   у   школьников   самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать.   Основными функциями семинара по данному отчёту являются  углубление и индивидуальной исследовательской  и поисковой работы;  развитие коммуникативности учащихся; применение полученных знаний и приобретенных навыков на практике. В своей практике применяю различные виды занятий. Семинар  ­  развернутое собеседование:  все учащиеся готовятся по всем вопросам плана, максимально  вовлекаются   в   обсуждение   темы.     Этому   помогают   заранее  подготовленные развернутые выступления школьников по каждому вопросу Семинар­диспут,  основанный на дискуссии (хотя  элементы ее есть на любом семинаре). Каждый   учащийся  должен   определить   свое   отношение   к   предмету   диспута.   Например: «Конфликт поколений в романе»Отцы и дети» и на современном этапе».   Урок­отрицание, или игра «Корректор»   С целью    развития   речи   учащихся,   критического мышления,   исследовательской   активности,  подбираю   задания,   в   большую   часть   которых закладываю   ошибки..   Оценка   за   работу   тем   выше,   чем   больше   найдено   ошибок,   при   этом ученики должны аргументировано отрицать то, что считают ошибочным.   5 Урок­суд.  Совместно с творческой группой  создаём примерный сценарий судебного заседания, будущие участники процесса знакомятся с литературой по проблеме, собирают информацию, готовятся   заключения   экспертов   и   свидетельские   показания.   В   ходе   многолетней   работы выработала примерный сценарий суда: ­ Вступительное   слово   учителя   (цель,   учебные   задачи,   познавательное   задание   для учащихся). ­ Начало заседания, сообщение о явке участников процесса. ­ Оглашение обвинительного заключения. ­ Допрос свидетелей. ­ Показания свидетелей и экспертов. ­ Прения сторон. Вначале слово предоставляется государственному обвинителю, который обосновывает   пункты  обвинительного   заключения,   основываясь   на   свидетельских показаниях и заключениях экспертов. Затем выступает защитник, который высказывает свою точку зрения по делу. Завершаются прения последним словом подсудимого.  ­ ­     Суд выносит приговор. Я провожу такие уроки после изучения романа  «Преступление и наказание» Ф. Достоевского, поэмы »Мёртвые души» Н.Гоголя.  Дискуссия ­ моя любимая форма урока.  Данные уроки способствуют развитию устной речи, ак­ тивизируют   мыслительную   деятельность,   прививают   интерес   к   предмету.   Уроки­дискуссии формируют культуру полемики,   умение   выслушивать   оппонента,   терпимость   к  иной  точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе. Например: «Зачем и почему Обломов лежит на диване?», «Можно ли дожить до любви?»(по роману»Отцы и дети») Чтобы дискуссия была результативной и педагогически  эффективной,   необходимо,   чтобы выбранная   проблема    имела   различные   решения,   которые   заслуживают   обсуждения,   и относительно которых нет однозначных ответов;  была актуальной, острой, важной (для данного региона или страны в целом); требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности; ­ имела   личностно   значимый   характер   (ее   решение  предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов, лежащих в основе выбора конкретных путей решения). Главной   целью   дискуссии   является   рассмотрение   и   исследование   спорных   вопросов, проблем, различных подходов при аргументации суждений, решении заданий.                6 Языковые игры. На разминках, на этапе актуализации субъектных знаний провожу подобные игры.   Они   повышают   мотивацию   обучения   школьников,   позволяют   сделать   уроки   живыми, интересными,   познавательными.   В   моей   практике   «прижились»   такие   языковые   игры: «перевёртыши», «замени синонимом», «составь слово, предложение», «буриме», «угадай слово», буквомиксы, полиндромы, различные виды диктантов: лексический диктант, немой, цифровой, орфографический ,орфоэпический Такие   игровые   задания   не   только   развивают   орфографическую   зоркость,   но   и   прививают интерес к предмету.   На уроках русского языка и литературы применяю различные приёмы.     Использование  этих   активных   форм,   их   результативность   проявляется   и   при   написании творческих работ, виды которых крайне разнообразны.  Творческие работы   на основе личных впечатлений Ребенок не должен писать и говорить о том, чего он не пережил лично, что не стало фактом его жизни, что он не пропустил через свою душу. Когда у ребенка есть личные впечатления, личные переживания, ему всегда есть что сказать.  на основе читательских впечатлений Это можно делать только по произведению, которое прочитано в классе и большинству детей понравилось. Разумеется, читаются произведения на уроках литературы, но работа по развитию речи может происходить и на уроке литературы, и на уроке русского языка.  на основе жизненных впечатлений Например, темой устного или письменного сочинения  может быть: «Самый памятный день каникул», «В школе», «Мой сверстник» и т.п.  на основе фантазийных впечатлений Дети любят мечтать, и их мечты также могут стать темой устных и письменных рассказов, сказок.  по форме ЕГЭ      Очень важным принципом этого вида работы является  внимание и интерес к внутреннему миру каждого ребенка. Стремлюсь создать такую обстановку в классе, когда все, что связано с индивидуальностью каждого ребенка, его отличием от других, воспринимается положительно и с интересом. Слушая эти работы, дети узнают друг друга, и каждая новая черточка в характере ребенка должна учителем замечаться и доброжелательно подчеркиваться.     . В учебный  процесс внедряю новые образовательные технологии: *здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы 7 *проблемное   обучение,   которое   предполагает   развивать   интерес   у   учащихся   через постановку проблемного вопроса или задания. Например: « Кто для вас Чичиков: подлец или   предприниматель?»,   «Базаров   –   новый   герой   в   русской   литературе?».   На   таких уроках ученик при анализе и обобщении   материала проявляет умение самостоятельно выделять связи и отношения между изученными понятиями, решать поставленные задачи, на рефлексивно­оценочном этапе показывает владение устной речью. *Педагогическая   мастерская  для   меня   особенно   интересна   тем,   что   учитель   (как Мастер) должен разблокировать способности ребёнка, создать условия  для раскрытия и реализации   его   творческого   потенциала.   Стараюсь   обращаться   к   чувствам   ребёнка, разбудить   его   личную   заинтересованность   в   изучении   темы,   исключая   официальное оценивание   работы   ученика.   На   этапе   афиширования   работ   ребята   проявляют   свой речевой и творческий потенциал. Так, например, на вводном занятии по литературе в 10 классе даю ребятам возможность порассуждать: «Новый герой в литературе… Каким он должен быть?» Данная технология позволяет учащимся составить свой образ (проект) «нового героя», доказать выбор наиболее значимых черт его.. *Социгровая педагогика. В 5­6 классах ­ это уроки­путешествия, сказочные викторины, ,конкурсы, в старших классах­ ролевые игры, диспуты, интервью. *Компьютерные презентации, мультимедийные  презентации. Результаты работы:  ­ открытые уроки с последующим их обсуждением;  ­ выступления на педагогических советах, заседаниях школьного  методических    объединений учителей русского языка и литературы;  ­ участие в работе проблемных, творческих группах    ­   участие   школьников   в   районных   конкурсах   сочинений,   чтецов,   научно­практических конференциях ­стабильные результаты по русскому языку и литературе, хорошие результаты ЕГЭ      Формирование языковой и коммуникативной личности продолжается и во внеклассной работе (Декада русского языка и литературы, факультативы, кружки, конкурсы, викторины).     И в заключение хочется заметить, что школа перестаёт быть социумом, оторванным от жизни. Всё­таки   она   воспитывает   и   обучает   личность,   востребованную   за   её   пределами,   активную, энергичную, находящуюся в поиске. Задача каждого из нас ­ создать условия для развития этой личности. Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет »хороший ум», задача современного учителя ­ найти применение этому уму. 8

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».

Педагогическая статья  «Активные формы обучения, новые образовательные технологии как средство развития  языковой и коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2017