Тема: Использование приемов критического мышления на уроках в начальной школе.
Целью модернизации российского образования является достижение нового качества, которое бы соответствовало актуальным запросам современной жизни
А значит одно из главных требований к условиям реализации общеобразовательных программ – проектирование учителем личностно- ориентированного урока. Основными условиями построения такого урока считаются приоритет индивидуальности, вариативность, открытость.
Нас заинтересовала технология «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.
Я остановлюсь на тех приёмах, которые используются на наших уроках.
Напомню, базовая модель этой технологии из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и рефлексия. Каждый этап имеет свои цели и задачи.
Начнём с первого этапа – это Этап вызова. Вот некоторые приёмы стадии «Вызова».
Первый прием: Это «Верные и неверные утверждения».
Приведём пример. Урок «Окружающий мир» 3класс, по теме «Почва»
У каждого на парте таблица, как на доске. Я читаю вопросы, а учащиеся ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы:
- … ветер может разрушить горы?
- … опавшие осенью листья вредят почве?
- … 1см почвы образуется за 300 лет?
- … норы животных, живущих в почве, разрушают её?
- … растения участвуют в образовании почвы?
- … почва и камень родственники?
- … почва – наша кормилица?
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- В течение урока мы обращаемся к таблице и видим, насколько были правы учашиеся.
2прием. Приём «Корзина идей»
Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода?»
- В начале урока учитель говорит: Мы говорим погода. А что же такое погода?
Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:
Погода – это …
… температура воздуха
… осадки и ветер
… изменения на улице
… облачность
… светит солнце или нет
На доске фиксируются все предположения. Потом подводим итоги работы групп.
Третий приём - это прием «Кластер» - это графические систематизаторы, которые показывают несколько различных типов связи между объектами и явлениями
Окружающий мир. 2класс. «Какие бывают животные?»
Следующая стадия - это стадия Осмысления.
На этой стадии тоже можно использовать приём «Кластер».
Следующий прием - это прием «Сводная таблица»:
Например, урок ОМ во 2 классе по теме «КАКИЕ БЫВАЮТ ЖИВОТНЫЕ»
При рассмотрении разнообразия животных – заполняется сводная таблица по определённым признакам.
Название группы |
Количество ног |
Покровы |
Звери |
4 ноги |
шерсть |
Птицы |
2 ноги, 2 крыла |
перья |
Рыбы |
плавники |
чешуя |
Насекомые |
6 ног |
- |
Земноводные |
голая кожа |
|
Пресмыкающиеся |
роговые чешуйки |
Следующий приём - Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.
Для маркировки текста используем следующие знаки.
Вот пример «Инсерта» по предмету «Окружающий мир». 2 класс,по теме «В гости к осени»
Также к приёмам развития критического мышления НА ЭТАПЕ ОСМЫСЛЕНИЯ относится таблица «ЗХУ» - знаем, хотим знать, узнали.
ВОТ ПРИМЕР УРОКА ом 2КЛАСС ТЕМА «КАКИЕ БЫВАЮТ РАСТЕНИЯ»
Что знаем |
Хотим узнать |
Что нового узнали |
*Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. *Растения нужны людям и животным. |
*На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? *Интересные сведения. *Как связаны растения с воздухом? Как называется наука о растениях? |
? |
Также существуют различные приёмы стадии «Рефлексия»:
Один из приёмов стадии «Рефлексия»называется «Шесть шляп».
Вот здесь есть небольшое отступление, вместо шляп мы раздаём цветные карточки с заданиями. После обсуждения в группах выслушиваются ответы детей.
Белая группа. Факты.
Жёлтая. Позитивное мышление.
Черная. Проблема.
Красная. Эмоции.
Зеленая. Творчество.
Синяя .Философия.
Вам приведён пример урок «Окружающий мир» для 2 класса по теме «О кошках и собаках»
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью атласа- определителя расскажите о кошках и собаках только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему кошки и собаки были одомашнены?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: что кошки и собаки необходимы людям.
Используйте материал учебника на стр. 84-85.
4 группа. Красная шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как люди обижают или оберегают домашних животных?
5 группа. Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы кошки и собаки всегда радовали нас?
6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Также на этом этапе можно использовать приём таблица «знаем, хотим узнать, узнали», как подведение итогов урока.
Что знаем |
Хотим узнать |
Что нового узнали |
*Растения – часть живой природы. *Растениям необходимы: тепло, свет, вода и воздух. *Растения нужны людям и животным. |
*На какие группы делятся растения? *Что полезного в растениях? *Интересные сведения. *Как связаны растения с воздухом? Как называется наука о растениях? |
Науку о растениях называют ботаникой. Существует 350 тысяч видов растений. Растения выделяют в воздух кислород:если бы не было растений, не было бы и нас. Нужно заботиться о растениях, беречь их, охранять. …. |
Следующий приём – всем известный «Синквейн» на примере урока
«Окружающий мир», для 4 класс, «Природные зоны. Лес.»
Лес
Величественный, таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство страны,
Кладовая природы
Мы рассмотрели лишь некоторые приемы из множеств приёмов этой технологии.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу видим в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития. И в этом нам помогают приёмы технологии Развития критического мышления .
Тот, кто, обращаясь к старому, способен открыть новое, - достоин быть учителем.
Конфуций
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.