Педагогическая статья по теме Методы проблемного обучения в преподавании иностранного языка.
Оценка 4.8
Особые потребности
docx
английский язык
Взрослым
05.08.2018
В данной педагогической статье дается определение проблемному обучению, проблемной ситуации и проблемной задачи, описываются методы проблемного обучения, применимые в учебном процессе и на занятиях по иностранному языку в частности (сообщающее изложение с элементами проблемности, познавательное проблемное изложение, диалогическое проблемное изложение, эвристический или частично-поисковый метод, исследовательский метод).
статья методы проблемного обученияиюль 2018Документ Microsoft Office Word (6).docx
Ю. С. Болдырева, преподаватель ГБ ПОУ «ВПТ»,
г. Волжский, Волгоградской области
Методы проблемного обучения в преподавании иностранного
языка.
Каждый преподаватель иностранного языка стремится найти наиболее
эффективные методы обучения, обеспечивающие высокое качество знаний,
успешное развитие интеллектуальных и творческих способностей,
познавательной самостоятельной деятельности обучающихся.
Хотелось бы рассмотреть методы проблемного обучения, как одни из
наиболее эффективных и применяемых в учебном процессе.
Проблемное обучение основывается на создании проблемных
ситуаций, т. е. таких условий, при которых возникает необходимость
активного мышления, познавательной самостоятельной деятельности
студентов, нахождение еще новых, неизвестных способов и приемов
выполнения заданий, объяснения еще непознанных явлений, событий,
процессов. Иными словами Проблемное обучение — это система методов
обучения, при которой обучающиеся получают знания в результате
мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач,
построенных на содержании изучаемого материала.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность,
для преодоления которой требуются новые знания или интеллектуальные
усилия, характеризуется наличием четырех функций: стимулирующей,
обучающей, организующей, контролирующей.
Проблемная задача — это учебная проблема с заданными условиями,
т.е. ограниченное поле поиска, доступное для решения обучающимися.
В некоторых случаях я сама анализирую проблемную ситуацию,
выявляю проблему, формулирую задачу и направляю на самостоятельный
поиск путей решения; иногда совместно с обучающимися анализирую
ситуацию и подвожу их к проблеме, а они самостоятельно формулируют
задачу и решают ее, в более сильных группах озвучиваю содержание
проблемной ситуации, а ее анализом, выявлением проблемы, формулировкой
задачи и выбором оптимального решения студенты занимаются сами.
Методы проблемного обучения предполагают соблюдение следующих
условий: создание познавательных трудностей, обеспечение совокупностью
знаний по предметному содержанию проблемной ситуации, соответствие
индивидуальным особенностям, соблюдение принципа доступной трудности,
соответствие возрастным интересам, формирование операционных умений
решения проблемных задач.
Существуют следующие методы проблемного обучения.
Сообщающее изложение с элементами проблемности. Данный метод
предполагает создание единичных проблемных ситуаций невысокой сложности. Преподаватель создает проблемные ситуации лишь на отдельных
этапах аудиторного занятия, вызывая интерес к изучаемому материалу,
заостряя внимание на своих словах и действиях. Проблемы решаются по ходу
изложения нового материала самим преподавателем. Роль студентов в данном
случае достаточно пассивна, уровень их познавательной самостоятельности
невысок.
Познавательное проблемное изложение.
Сущность метода
заключается в создании проблемных ситуаций, постановке определенных
учебнопознавательных проблем и осуществлении показательного решения
поставленных проблем, демонстрации приемов и последовательности решения
проблемы,
дальнейшем мысленном анализе проблемных ситуаций,
производимом обучающимися, сопоставлении фактов и явлений и знакомстве
со способами построения доказательства.
Диалогическое проблемное изложение. Этот метод предполагает
создание некой проблемной ситуации с последующим её совместным
решением, требующим от студентов применения уже имеющихся знаний,
навыков, эрудиции, смекалки, догадки.
Эвристический или частичнопоисковый метод. Применяется при
элементам самостоятельного решения проблемы,
обучении студентов
организации частичного поиска новых знаний в ходе определенных
практических действий, путем нагляднодейственного или абстрактного
мышления — на основе личного опыта, или информации, полученной из
других источников.
Исследовательский метод. Данный метод характеризуется наиболее
высоким уровнем самостоятельной творческой поисковой деятельности
обучающихся и приближается к научноисследовательской деятельности.
Исследовательский метод это обусловленная принципами обучения
система регулятивных правил подготовки учебного материала и организации
преподавателем самостоятельной работы обучающихся по решению
проблемных заданий с целью усвоения ими новых понятий и способов
действий и развития у них интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной,
волевой
Исследовательский метод применяется при организации и проведении
практических работ, практикумов, семинаров.
сфер.
Педагогическая статья по теме Методы проблемного обучения в преподавании иностранного языка.
Педагогическая статья по теме Методы проблемного обучения в преподавании иностранного языка.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.