Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»
Оценка 4.8

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Оценка 4.8
Научные работы
docx
Междисциплинарный 5
5 кл—7 кл
11.07.2017
Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»
В статье дается подробное описание, как организовать сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе. Реализация данного проекта рассчитана на три года: с 5 по 7 класс, и включает три ступени.Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к проектной и исследовательской деятельности. Вторая – диагностирование потребностей и интересов обучающихся, позволяющее определить направления исследований и проектных работ. Третья ступень – непосредственное обучение и выполнение работы.
доклад 1.docx
Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе» Ширинкина Е.Н., учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ №93 г Перми Одна   из важнейших   задач   педагогов —   воспитать   небезразличную, активную, мыслящую личность. Для этого необходимо найти такие формы образовательной   деятельности,   в которых   школьники   могли бы   принять участие   на добровольной   основе —   основе   интереса   к тому   или   иному направлению. Одними   из таких   форм   являются   проектная   и   исследовательская деятельность в рамках школьного образования. Они должны способствовать раскрытию   активного   опыта   ученика,   формированию   значимых   для   него способов   учебной   работы,   овладению   методами   самообразования.   Даже слабоуспевающий ученик обнаруживает интерес к предмету, если ему удается что­то открыть самому. Возникает проблема: как организовать такую деятельность? На   наш   взгляд,   при   организации   проектной   и   исследовательской деятельности в школе учитель берет на себя роль сопровождающего. Так что же следует подразумевать под педагогическим сопровождением? Под педагогическим  сопровождением   можно понимать  такое учебно­ воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия. Сегодня нам хотелось бы представить вашему вниманию проект на тему «Педагогическое   сопровождение   проектной   и   исследовательской деятельности школьников», рассчитанный период реализации три года: с 5 по 7 класс. В рамках реализации этого проекта мы работаем второй год. Анализируя опыт российских школ, а также используя собственный, при организации   проектной   и   исследовательской   деятельности   в   школе   мы предлагаем использовать следующую модель педагогического сопровождения, включающую в себя четыре ступени. 1 Первая ступень – мотивирование и привлечение учащихся к проектной и   исследовательской   деятельности.   На   этом   этапе   руководитель   курса «Основы исследовательской и проектной деятельности» организует входную диагностику   учащихся   5­х   классов   по выявлению   склонности   к исследовательской и проектной деятельности. Помимо   этого,   процесс   формирования   у   школьников   мотивации   к данной деятельности может быть представлен подготовкой их к участию в предметных играх, олимпиадах, конкурсах, посещением научно­практических конференций   проектных   и   исследовательских   работ;   путем   использования учителем нетрадиционных методов обучения на уроках и варьирования им педагогических технологий. В первый год работы пятиклассникам  предлагается выполнить мини­ исследование и мини­проект в заданной предметной области. При этом детям было   предоставлено   право   выбора   темы.   Например,   при   выполнении исследования   в   рамках   раздела   «Лексика»   по   русскому   языку   учащиеся самостоятельно   подбирают   слово   для   всестороннего   анализа   (фонетика, состав слова, лексика, использование слова в различных областях жизни и т.д.). При создании мини­проекта в области «Кулинарии» или «Декоративно­ прикладного искусства» можно самим ученикам определить продукт: какое­ либо блюдо или поделку. Вторая   ступень –   диагностирование   потребностей   и   интересов обучающихся,   позволяющее   определить   направления   исследований   и проектных   работ.   Проводим   в   начале   обучения   в   6   классе   в   форме самодиагностики. здесь   учащимся предоставляется свобода определения предметной области (это может быть история,   литература,   краеведение   или   другой   предмет).   Основным содержанием   этого   этапа   является   организация   сбора   информации относительно зафиксированной области, который важно поддержать учителю.   Необходимо   отметить,   что   Третья   ступень –   непосредственное   обучение   и   выполнение   работы. Происходит   на   модульных   курсах:   «Основы   проектной   деятельности»   и «Основы   исследовательской   деятельности»   в   рамках   учебного   предмета ОИПД.   В   школе   разработаны   Программы   этих   модулей.   Деятельность учащихся на данной ступени осуществляется по определённым этапам: ­ постановка вопросов в процессе исследования и поиска ответов на них; ­ выдвижение гипотез; 2 ­   использование   различной   информации   для   построения   доказательства гипотезы; ­ составление плана наблюдений или исследований; ­ классификация и обработка получаемых данных, мониторинг; ­ анализ данных и оформление работы; ­ презентация результатов. Учитель   оказывает   необходимую   помощь   в   формулировании   вопросов, касающихся   сужения   или   расширения   темы   предстоящего   проекта   или исследования. Таким   образом,   осуществляется   индивидуальное   сопровождение педагогами исследовательских и проектных работ учащихся. При этом они сами выбирают как тему проекта и исследования, так и руководителей своих работ. Четвертая ступень – презентация опыта и анализ достижений проектной и исследовательской деятельности учащихся может быть организована разными способами: устное небольшое сообщение во время занятия; выступление на классном часе или уроке; специально организованная презентация в период итоговой   школьной   конференции   исследовательских   и   проектных работ; участие в конкурсах различного уровня и т.п. На   этом   этапе   организуется   рефлексия   по   итогам   презентации. Анализируются   трудности,   возникшие   во   время   защиты   исследовательской работы или проекта. Завершается этот этап планированием будущей работы. Реализация   модели   педагогического   сопровождения   проектной   и исследовательской деятельности учащихся (на примере организации работы в 6 классе) представлена вашему вниманию в виде таблицы, которая находится на столах. Необходимо добавить, что в рамках реализации данной программы: 1. Разработаны рекомендации для педагогов по подготовке  исследовательской работы. 2. В этом году в школе проведен обучающий семинар по теме  «Сопровождение учащихся во внеурочной детельности» 3 3. Осуществляется   ежегодное   участие   учеников   школы   №8   в конференциях   и   конкурсах   исследовательских   и   проектных   работ различного уровня. Достижения   учащихся   школы   в   конкурсных   мероприятиях исследовательской   и   проектной   направленности   представлены   на   слайде. Обратите   внимание,   С   каждым   годом   результаты   улучшаются   не   только количественно, но и качественно: Проектно­исследовательская   деятельность   учащихся   используется   на уроках по различным предметам: проблемные уроки, семинары, практические и лабораторные занятия, урочные проекты. Кроме этого, для отслеживания прохождения учениками всего процесса данной деятельности нами разработан проект   Дневника   исследовательской   и   проектной   деятельности   учащегося, который представляет на папку, содержащую входную диагностику учащихся 5 класса, диагностику потребностей и интересов обучающихся для 6 класса, маршрутную   карту   для   7   класса,   индивидуальный   план   проектных   и исследовательских работ и самоанализ достигнутых результатов. Педагогическое   сопровождение   проявляется   в   готовности   учителя адекватно   реагировать   на   психологический   и   эмоциональный   дискомфорт обучающегося,   на   его   запрос   о   взаимодействии.   В   итоге   выстраивается индивидуальная   модель   педагогического   сопровождения   конкретного учащегося.   Такие   модели   динамичны,   при   необходимости   в   них   можно вносить коррективы. Таким образом, по итогам нашей работы в течение двух лет нам удалось сформулировать педагогические условия сопровождения процесса: ­Высокий   уровень   научного   творчества   и   педагогического   мастерства учителей­руководителей проектов и исследований ­Повышение уровня знаний и интеллектуальной инициативы учащихся ­Применение учителем нетрадиционных методик в обучении ­Внедрение   в   учебно­воспитательный   процесс   технологии исследовательского обучения. ­Спецкурсы   по   основам   исследовательской   и   проектной   деятельности учащихся. Грамотно   организованное   педагогическое   сопровождение   проектно­ исследовательской   деятельности   школьников   будет   способствовать 4 саморазвитию учащихся, повышению культуры общения и опыта публичных выступлений, развитию творческих способностей личности. Недаром говорил Л.Н. Толстой: «Если ученик в школе не научится ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать …». 5

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»

Педагогическая статья «Сопровождение исследовательской и проектной деятельности учащихся в общеобразовательной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.07.2017