Организационный этап
Прием «Эмоциональное вхождение в урок» или "Психологический тренинг"
Очень важна
психологическая установка на урок: урок начинается со слов учителя:
“Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты”.
Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:
- Я в школе на уроке,
- Сейчас я начну учиться.
- Я радуюсь этому.
- Внимание моё растёт.
- Я как разведчик, всё замечу.
- Память моя крепка.
- Голова мыслит ясно.
- Я хочу учиться.
- Я очень хочу учиться.
- Я готов к работе.
- Я работаю!
Ребята, сегодня отличный день (прекрасное утро, замечательная погода…). Я так рад(а) всех вас видеть. У меня для вас есть подарок – прекрасное настроение. Я улыбаюсь вам. Пожалуйста, улыбнитесь мне, улыбнитесь друг другу.
"Рифмованное начало уроков"
Прием «Отсроченная отгадка» Вариант 1. В начале урока загадать классу загадку, в которой излагается удивительный факт. Отгадку дети узнают на уроке при работе над новым материалом. Например,
это и фильтр, и печка, и сторожевой пост. (Нос.) Вариант 2. Загадайте загадку в конце урока, чтобы начать с нее следующий. Например, на следующем уроке вы узнаете о лучшем пылесосе в природе. (Тополь.)
«Побуждение»
На начальном этапе
урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся:
- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо
поработали над предыдущей темой");
- вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще
одну важную сторону этой темы");
- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей
будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях");
- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.
Этап целеполагания.
Прием «Привлекательная цель» Поставьте перед учениками простую, понятную цель. Когда они ее достигают, выполняют учебное действие, которое планирует учитель. Например, тема урока «Свойства воды». Цель учителя – рассмотреть с детьми свойства воды. Поставьте перед учениками другую цель: узнать, почему зимой во время сильных морозов лопаются водопроводные трубы.
Прием «Прогнозирование» Дайте детям задание на уроке литературного чтения: послушать название произведения, с которым они будут работать на уроке, и попробовать определить его жанр, тему, возможные события.
Прием «Оратор» Дайте детям задание: за одну минуту убедить своего одноклассника в том, что изучать тему урока просто необходимо.
Прием «Автор» Дайте детям задание: если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучать тему урока?
Прием «Профи» Дайте детям задание: расскажите, как изучаемая сегодня тема будет нужна для вашей профессии.
Прием «Фантазер»
Применяйте после того, как дети определили тему урока. Предложите им назвать пять способов применить знания по этой теме в жизни.
Этап открытия нового знания
Прием «Верные – неверные утверждения» Предложить ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения. Полагаются они при этом на собственный опыт или угадывают.
Прием «Лови ошибку»
Для того чтобы вызвать интерес у учащихся в процессе обучения я использую методический приём "Лови ошибку!" При объяснении нового материала или желая заострить внимание учащихся на проблемном месте в задании, я намеренно допускаю ошибку (одну или несколько). Можно заранее оповестить детей о ее наличии. Обнаружив неточность, учащиеся вносят коррективы, оглашают правильный вариант.
Преимущества приема «Лови ошибку»:
универсален, его применение возможно на уроках практически по всем школьным дисциплинам;
приводит в тонус внимание, мыслительную деятельность учащихся;
развивает аналитические способности;
предоставляет поле для практического применения полученных знаний;
заставляет взглянуть на получаемую информацию с долей скептицизма, порождает желание проверить надежность источников, сравнить с данными других ресурсов;
воздействует на эмоциональную сферу учащихся, способствует более прочному усвоению учебного материала.
Этот приём можно применять на разных уроках. Этот приём можно использовать как в начале урока для активизации имеющихся знаний, в середине урока для повторения изученного материала, на этапе рефлексии с целью подведения итогов.
Примеры применения приема «Лови ошибку» на уроках русского языка
Учащимся предлагается задание:
Прочитать текст и исправить в нём ошибки. Списать текст в тетрадь.
В диревне санино новая школа. Утром Аня Чяйкина и Витя щюкин идут туда. Их
учит Даря ивановна. После уроков чудов Юра убрал класс. Ребят ждёт сабака
пальма.
2) Можно работать индивидуально - у каждого своя карточка-текст, а можно работать в паре с товарищем.
Очень важно после этого объяснить все найденные ошибки. Какое правило не знает ученик, допустивший ошибки?
Вьюга.
На улице стаит халодная зима. Бушует вюга. Сильный ветер всаду кочает деревья. Ветки тополя стучят в окно. Дарогу замило. Трудно пройти кдому. Хлопья снега бют в лицо.
3)Учитель даёт установку найти определенное количество ошибок.
Найди ошибки (11 ошибок)
Пруд ожил.
Тёплые лучи солнца согрели прут. Тихо кочялись камышы. Выплыла утка сутятами. Жаба прыгнула на лист кувшинки, как на плод. В кустах спрятался уш. Пруд ожыл. Налугу у пруда растут пёстрые цвиты. Мы любим играт у пруда.
4)Можно не указывать число ошибок в тексте.
Рибята пришли в лез. У пенка лижал ёш. По трапинке прополс уж. Вдруг надвинулась тучя. Пошёл дожть. Мы побижали домой.
Экспериментируйте и вы, найдете подходящий для себя способ и метод писать грамотно и без ошибок.
Прием «Удивляй»
Дополните новый материал интересными фактами. Например, в Юго-Восточной Азии на острове Шри-Ланка растут пальмы из рода корифа. Пластинки вееровидных листьев корифы достигают 8 м в длину и 6 м в ширину. Одним таким листом можно накрыть половину волейбольной площадки.
Этап первичного закрепления
"Фантастическая добавка"
Учитель
дополняет реальные события фантастикой. Например, предлагается
представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки
В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница", и попытаться пересказать эту
историю с позиции прутика.
Например: письмо от инопланетян с вопросом как сделать кислород
Прием «Своя опора»
Предложите ученикам составить собственную опорную схему или развернутый план ответа, алгоритм, памятку по новому материалу. Например, алгоритм разбора слова по составу.
Прием «Повторение с расширением»
Предложите ученикам составить вопросы, ответы на которые позволяют дополнить знания нового материала
Прием «Свои примеры»
Предложите ученикам подготовить свои примеры к новому материалу, придумать задачи, выдвинуть идеи, как применить изученный материал.
Прием «Повторение с одновременным контролем»
Предложите ученикам составить контрольные вопросы к изученному на уроке материалу в виде теста, кроссворда. Затем одни ученики задают свои вопросы, другие на них отвечают.
Приемы, используемые коллегами (интернет)
"Эпиграф к уроку"
Эпиграф к уроку. Пословицы,
поговорки.
- Уметь разборчиво писать – первое правила вежливости. В.О.Ключевский.
- Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно,
приблизительно, неверно. А.Н. Толстой.
- Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять. Р.Декарт.
- Грамоте учится – всегда пригодиться.
- Красна птица пеньем, а человек – ученьем.
- Делу время, потехе час.
- Больше знай, меньше болтай.
- Доброе слово душу радует, злое слово душу уродует.
- Кто говорит, тот сеет; кто слушает – собирает.
- Умную речь хорошо и слушать.
- Ученье – свет, а неученье – тьма.
- Ученье лучше богатства
…………………………
Этап контроля и оценки
Прием «Недельный отчет»
Предложите ученикам во время самооценки на уроке ответить на вопросы: чему я научился за неделю? какой изученный материал остался неясным? какие вопросы я бы задал одноклассникам, чтобы проверить понимание темы?
Прием «Индекс-карточки»
Дайте задание ученикам во время самооценки на одной стороне карточки написать перечень основных идей изученного материала, а на другой стороне – вопросы по изученному материалу.
Прием «Сигналы рукой»
Предложите детям во время самооценки показывать сигналы рукой: большой палец вверх – понимаю и могу объяснить, большой палец вниз – все еще не понимаю, большой палец в сторону – не уверен, что понимаю правильно.
Прием «Касса моих успехов»
Наклейте в начале учебного года на внутреннюю сторону обложки рабочей тетради конверт. Весь учебный год дети накапливают словарные работы, которые им удались. Тем, кто написал работу плохо, тоже дайте шанс. Им нужно на обратной стороне листа со словарным диктантом или тестом сделать работу над ошибками – это условие для того, чтобы положить листок в «Кассу моих успехов».
Прием «Зашифрованные диктанты»
Оговорите заранее с учениками условные обозначения, которые они будут записывать в диктантах. Например, шифровать можно новые понятия, части речи, члены предложения, морфологические признаки.
Прием «Оценка – не отметка»
Отмечайте вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.