Педагогические ситуации.
Дети построили корабль и весело играют. Нужно переключить их на занятие математике.
Обращаясь к ребятам, воспитатель говорит: «Возьмите меня с собой в плавание, и мы отправимся в страну волшебников». И сразу же начинает занятие, предлагая детям задания. Занятие строится в игровой форме.
* * *
Малыш принес в группу игрушки из «Киндер-сюрприза» - маленьких львят. Несколько детей подошли к нему и начали рассматривать игрушки. Они им очень понравились. Когда пришло время заниматься, педагог предлагает детям взять всех львят на занятие. Дети с интересом воспринимают это и быстро переключаются на занятие.
* * *
Звонок в дверь. «Ребята, кто-то к нам пришел. Посмотрите, какой красивый конверт, а в нем письмо», - говорит педагог, читая содержание, которое раскрывает тему занятия.
«Здравствуйте, ребята!» - Обращается к детям тот, кто находится за дверью. – Со мной случилось несчастье, злая волшебница заколдовала меня за мою доброту. Если вы мне не поможете, то я так и останусь невидимкой. Помогите мне, выполните все задания, которые придумала волшебница, и тогда вы сможете увидеть меня. Спасибо. Заранее вам благодарен».
«Ребята, давайте поможем незнакомцу, - говори воспитатель. – И когда мы выполним все задания, мы увидим, кто это».
* * *
Очень важно использовать моменты новизны, неожиданности. Например: дети играют, и вдруг из внимание привлекает красивая говорящая кукла. Кукла у воспитателя в руках. Он любуется ею и таинственно спрашивает: «Катя, ты умеешь петь?» Дети подходят. С той подгруппой детей, которые уже подошли, воспитатель ведет разговор о кукле Кате. Постепенно собираются все дети, педагог предлагает послушать куклу. Несколько секунд демонстрирует детям пение куклы и танцы. А потом говорит: "Хотите нарисовать красивую куклу? У одних она будет певица, у других танцовщица, у третьих рассказчица…» Возможен и иной вариант перехода на занятиях по другому виду деятельности детей.
* * *
«Ребята, прислушайтесь, кто-то плачет у нас, - говорит педагог. – Кто это? Это Чебурашка! – Берет игрушку и обращается к ней. – Чебурашка, почему ты такой грустный? – Слушает. – Чебурашка мне сказал, что ему очень грустно, у него нет друзей, ему некому рассказать про свои радости и печали. Давайте поможем Чебурашке. Мы сейчас пойдем на занятие, и вы вырежете и наклеите свои любимые игрушки. А потом мы их подарим Чебурашке, у него будет много друзей и скучать ему не придется».
* * *
- Ребята, посмотрите кто к нам пришел? Да это Буратино. Чем он так расстроен? Может, ему какая-нибудь помощь нужна? Буратино, может, тебе от ребятишек помощь нужна?
- Да, нужна.
- А чем мы тебе поможем?
- Понимаете, я играл у себя дома в большой и красивый воздушный шарик, и он у меня лопнул. Я очень расстроился и решил6 пойду в детский сад к ребятишкам, они мне обязательно помогут. Поможете мне, правда?
- Конечно, Буратино, мы тебе поможем. Мы нарисуем тебе много красивых, больших воздушных шаров.
* * *
К детям в гости приходит Красная Шапочка: «Здравствуйте дети! Я Красная Шапочка. Вы все слышали сказку про меня? (Да). Я пошла в деревню отнести бабушке корзиночку пирожков с маслицем. По дороге мне встретился Серый Волк. Он узнал, куда я иду, и обманул меня. Прибежал к бабушке раньше меня, съел ее, а затем и меня. На бравые охотники спасли меня и бабушку. Да вот беда. Волк проглотил мою корзинку, а она мне так нравилась. А скоро у бабушки день рождения; и мне ей не в чем нести праздничный пирог. Как же быть?» Дети предлагают варианты, как выйти из затруднительного положения. Так может начинать занятие по конструированию, лепке, рисованию корзинки.
* * *
- Ребята, сегодня утром, только я вышла из дома, - мчатся ко мне со всех ног зайчата. Ой, кричат, у нас новость! Вы знаете Степашку из передачи «Спокойной ночи, малыши»? Конечно, знаю, говорю, кто же его не знает? Так вот, этот Степашка нашего попугая на передачу пригласил. Сегодня вечером попугая будут по телевизору показывать. Представляете?! Наш попугай станет знаменитым на всю страну. Только вот у зайчат телевизора нет, а так хочется им передачу посмотреть! И они очень просили вас, ребята, чтобы вы нарисовали телевизор. И не только зайчатам, но и ежикам, белкам, лисичкам, волкам. Все, все хотят посмотреть на нашего попугая. Сможем мы, ребята помочь зверятам?
* * *
Дети играю. Педагог берет кусочек сшитого меха и имитирует действия ежа в руках. Как правило, самые любопытные подходят, затем подойдут и остальные. После этого воспитатель предлагает послушать рассказ про ежей.
* * *
Воспитатель готовит в группе «картинную галерею» - выставляет, разрешает репродукции, иллюстрации. Основная тема – «Весна». Дети постепенно начинают помогать педагогу, а он предлагает им стать экскурсоводами и заранее подготовиться к встрече гостей (детей старшей группы). Все дружно обсуждают, какие работы и в какой последовательности выполнять. Вечером дети (гости) с удовольствием знакомятся с выставкой работ, слушают интересные объяснения педагога и ребят группы.
* * *
Мальчик принес в группу несколько вкладышей от жевательных резинок и показывает, какие они красивые. Педагог предлагает придумать рассказ или наклеить все вкладыши в альбом. Постепенно подходят и другие дети, интересуются, что происходит. Воспитатель предлагает каждому ребенку выбрать дело по душе.
* * *
Группа детей играет. Слышится звук вертолета. Воспитатель предлагает детям на вертолете полететь в страну знаний: «Представьте, наш вертолет приземлился на лужайке, мы вышли наружу и услышали «З-з-з», прислушались, кто это? Как вы думаете? (Дети: комар). Побежали дальше по лужайке и увидели в траве красные точки. Что это в траве? (Дети: земляника!) Не срывайте землянику, а давайте рассмотрим ее. Кто знает стихотворение о землянике или загадку?»
* * *
Дети играют. Раздается стук в дверь. Входит воспитатель с Незнайкой: «Ребята, Незнайка заблудился в детском саду, ищет подготовительную группу. Сюда ли мы с ним пришли? Объясните Незнайке, почему ваша группа называется подготовительной».
Дети постепенно переключаются, подходят к воспитателю с Незнайкой, рассказывают, что они уже большие, скоро пойдут в школу. Они умеют решать задачи, лепить, рисовать….
Довольный Незнайка просит разрешения поприсутствовать на занятии, посмотреть, как дети готовятся к школе. Педагог усаживает куклу на стул и начинает занятие по развитию речи или математике, намеченное по плану.
* * *
Разговор с ребенком: «Катя, какая у тебя красивая кукла Барби! Давай рассмотрим ее». Проводится беседа и рассматривание куклы. Дети постепенно присоединяются к беседе. «Кто хочет сделать для Барби комнату, кухню, спальню, говорит педагог. – Я буду помогать тому, у кого что-то может не получится». Дети начинают строить. Так, сидя на ковре вместе с детьми, воспитатель рассказывает о кукле Барби. Дети добавляют по очереди. Постепенно происходит переход к занятию, которое и проводится на ковре.
* * *
После завтрака воспитатель напоминает детям, что недавно (называет день) разбилась тарелка. Она упала и раскололась на кусочки, а ложка упала и не разбилась. «Почему ложка не разбилась, а тарелка разбилась?» - спрашивает педагог. – Послушайте, вы ведь хотите об этом узнать?»
* * *
Дети, закончив свой завтрак, идут играть. Через некоторое время раздается звонок в дверь. Воспитатель открывает дверь, и ей дают два письма: одно большое, другое маленькое.
- Ребята, посмотрите, нам принесли два письма. Одно письмо какое?
- Маленькое.
- А другое?
- Большое.
- Давайте прочитаем эти письма.
Дети подходят к воспитателю, он открывает маленькой конверт. В нем лежит письмо от Буратино.
- Послушайте, что написано в этом письме. «Здравствуйте, дети! Пишет вам Буратино. Я узнал, что в вашем детском саду с вами занимаются и учат так, как в школе. Вы знаете, что я в школу никогда не ходил. Мальвина мне дала задание, с которым я никак не могу справиться. Помогите мне, пожалуйста. Вскройте большой конверт, и там задание. С благодарностью, Буратино».
Ребята, давайте посмотрим, какое задание прислала Мальвина.
Кто-либо из детей вскрывает конверт. В нем лежать иллюстрации о весне и зиме, лете, осени. Надо разложить иллюстрации по временам года и объяснить, почему они так положены.
По примеру словосочетаний (лес-лесник-лесовик-лесничий) придумать к словам «зима», «гриб», «снег», «скворец» соответствующие словосочетания.
* * *
Воспитатель вечером готовится к занятию «Беседа о зиме», которое должно проводиться на следующий день. На мольберте помещаются картинки животных (еж, заяц, медведь, лиса и т.д.) Подходит один ребенок, затем второй, третий. Спрашивают, что делает педагог? А он загадывает загадки о животных. Дети отвечают. Затем воспитатель просит детей показать, как ходит медведь, лиса и т.д. «А как звери живут зимой в дремучем лесу, - говорит педагог, - я вам расскажу завтра». Таким образом, дети с интересом ждут предстоящее занятие.
* * *
На прогулке дети предложили игру «Ловишки парами». Однако два мальчика, Миша и Денис, продолжили сидеть в машине и не собирались включаться в игру. По ходу игры ребята стали искать каждый себе пару, и как бы невзначай педагог предлагает первой водящей парой стать Мише и Денису, как самым дружным ребятам. Они не очень любили бегать, но в этой игре бегали довольно быстро и весело играли.
* * *
Перед тем как предложить детям подвижную игру «Пчелки и ласточка», воспитатель заметил, что дети не настроены играть, а заняты каждый своим делом. Тогда воспитатель обращается к детям:
- Ребята, вы любите сладкое?
- Конечно, очень.
- А кто из вас когда-нибудь ел мед? Он такой душистый и сладкий, пальчики оближешь! Хотите попробовать?
- Да, хотим!
- А вы знаете откуда мед берется, кто его добывает?
- Пчелы.
- Правильно, пчелы. Ну вот, ребята, я сегодня – волшебница, превращаюсь вас всех в пчел. Вы будете летать и собирать пыльцу, а Анечку я превращаю в ласточку, которая будет вылавливать пчелок.
Так дети в один момент активизируются, им интересно, и все с удовольствием начинают играть. По окончании игры можно всем дать попробовать заранее разложенный в блюдца мед.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.