Консультация "Тропинка к школе"
Оценка 4.7

Консультация "Тропинка к школе"

Оценка 4.7
doc
08.10.2023
Консультация "Тропинка к школе"
Готовность к школе.
СТАТЬЯ Тропинка к школе.doc

Консультация

«Тропинка к школе»

       Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?

1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.

2. Возникают отношения «ученик - учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.

3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.

Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.

 

Психологическая готовность к школе
            К школе готовятся зачастую столь же торжественно, как к свадьбе. Но при этом готовятся столь же суетливо и порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают психологически подготовить самого первоклассника.

 Что это значит и как проверить готов ли мой ребенок к школе психологически?

Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:

·         Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)

·         Эмоциональная готовность (есть мотив к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)

·       Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)

Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые Вам предложит любой детский психолог.

Разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) Вашего ребенка идти в школу.

Но главное - процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным! Честно говоря, никуда не годится ситуация, когда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам "готовности к школе" (иногда берут их из популярных педагогических изданий, ставя собственный "диагноз") и получают результат - ребенок к школе не готов! О, ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов или нанимают репетиторов. Но в результате получается, что такой «штурм» и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет - да он вообще в эту школу откажется идти!)

Интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для начала подготовки к школе, в общем, достаточно. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от Вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Беря ребенка с собой в магазин,  можно удовлетворяя его любопытство познакомить с ценниками (а ведь это числа). Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки? И таких примеров из жизни достаточно, просто родителям нужно помнить, что для Вас это повседневно, а для ребенка интересно самому попробовать сделать также как Вы.

Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении узнавать буквы и даже читать слова не в книжках, а в реальных жизненных ситуациях, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть одна из основ подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.

Критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами (повторимся, что это только один из вариантов психологического теста и за основу его брать не стоит, лучше обратиться к специалистам – психологам тех школ, которые вы выбрали):

 

 

 

Оценка развития познания

 

Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый, большой-малый, и т.п.?
Способен ли ребенок понимать простейшие принципы классификации, например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?

 

 

 

Оценка базового опыта ребенка

 

Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
Был ли он в библиотеке?
Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
Проявляет ли ребенок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?

 

 

 

 

 

 

Оценка языкового развития

 

Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т.п.?
Может ли ребенок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т.п.?
Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
Четко ли ребенок выговаривает слова?
Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?

 

 

 

Оценка уровня эмоционального развития

Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?

 

Оценка умения общаться

 

Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
Способен ли ребенок слушать других, не перебивая?

 

 

Оценка физического развития

 

Хорошо ли ребенок слышит?
Хорошо ли он видит?
Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?

 

 

 

 

 

 

 

Общая и психологическая готовность

Может ли ваш ребенок:

Объяснить с помощью слов, а, не показывая пальцем, чего он хочет?
Понимать смысл того, о чем ему читают?
Четко выговорить свое имя?
Запомнить свой адрес и номер телефона?
Писать карандашом или мелками на бумаге?
Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
Вырезать ножницами с тупыми концами, причем ровно и не поранившись?
Слушать и следовать полученным указаниям?
Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
Ладить с другими детьми?

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой)

Слушаете ли вы то, что ребенок говорит?
Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, о чем он говорит?
Поправляете ли вы речь малыша?
Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки?
Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
Смеетесь ли вы вместе с ним?
Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
Поощряете ли вы интересы и увлечения ребенка?
Есть ли у малыша хотя бы одна-две собственные книги?
Есть ли у ребенка дома место, которое отведено только ему?
Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьей что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
Стараетесь ли вы сказать все за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком?
Задаете ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор?
Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
Собираетесь ли вы сводить ребенка в зоопарк, в театр, в музей?

 

Хочу обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере. Кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет", допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".

Стоит обратить внимание, прежде всего, на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую Вы наметили для своего ребенка (а еще лучше - которую выбрали вместе с ребенком). И никоим образом не нужно натаскивать ребенка, чтобы он знал и умел гарантированно больше, чем сверстники.

И главное, создавайте в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.

Успехов Вам!

 

 

 


Консультация «Тропинка к школе»

Консультация «Тропинка к школе»

А это, собственно, и есть одна из основ подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в…

А это, собственно, и есть одна из основ подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в…

Оценка физического развития

Оценка физического развития

Стоит обратить внимание, прежде всего, на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую

Стоит обратить внимание, прежде всего, на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.10.2023