Консультация
«Тропинка к школе»
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он, вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик - учитель». Они требуют от первоклассника принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее стенах, - во многом зависит от нас, взрослых.
Неуспеваемость, школьные неврозы, повышенная тревожность – это результат того, что первоклассник психологически не был готов к обучению в школе.
Психологическая
готовность к школе
К школе готовятся зачастую
столь же торжественно, как к свадьбе. Но при этом готовятся столь же суетливо и
порой даже бестолково, как правило, забывая главное. Готовят портфель со
всевозможными канцтоварами, парадную одежду и обувь. Но забывают психологически
подготовить самого первоклассника.
Что это значит и как проверить готов ли мой ребенок к школе психологически?
Детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе:
· Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика)
· Эмоциональная готовность (есть мотив к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями)
· Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться)
Насколько конкретный ребенок соответствует этим критериям, - существует масса специальных тестов, которые Вам предложит любой детский психолог.
Разумеется, важным критерием окажется желание (или нежелание) Вашего ребенка идти в школу.
Но главное - процесс подготовки к школе должен быть постепенным, а не авральным! Честно говоря, никуда не годится ситуация, когда родители тестируют ребенка лет шести по разным методикам "готовности к школе" (иногда берут их из популярных педагогических изданий, ставя собственный "диагноз") и получают результат - ребенок к школе не готов! О, ужас, а сентябрь на носу! Тут же ребенка заваливают разными подготовительными заданиями. Родители лично сидят с ним по нескольку часов или нанимают репетиторов. Но в результате получается, что такой «штурм» и знаний дает немного (ребенок просто не в состоянии воспринять такой мощный поток информации, по крайней мере, не может ее удержать и закрепить получаемые навыки), и психологически для ребенка нагрузка неимоверная. Он и переутомится, и к школе получит стойкое отвращение (если представит себе, что вот так же его будут мучить все десять школьных лет - да он вообще в эту школу откажется идти!)
Интеллектуальное развитие, которое получает ребенок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для начала подготовки к школе, в общем, достаточно. Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребенок, и не отгораживать его от Вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения. Беря ребенка с собой в магазин, можно удовлетворяя его любопытство познакомить с ценниками (а ведь это числа). Какую конфету он желает купить - вот, написаны названия, пусть назовет хотя бы три первые буковки? И таких примеров из жизни достаточно, просто родителям нужно помнить, что для Вас это повседневно, а для ребенка интересно самому попробовать сделать также как Вы.
Таким образом, ребенок научится хотя бы в первом приближении узнавать буквы и даже читать слова не в книжках, а в реальных жизненных ситуациях, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть одна из основ подготовки к школе - чтобы ребенок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен ДУМАТЬ.
Критерии готовности ребенка к школе из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами (повторимся, что это только один из вариантов психологического теста и за основу его брать не стоит, лучше обратиться к специалистам – психологам тех школ, которые вы выбрали):
Оценка развития познания
|
Владеет ли ребенок основными понятиями: правый-левый,
большой-малый, и т.п.? |
Оценка базового опыта ребенка
|
Приходилось ли ребенку сопровождать вас в магазин, на
почту, в сберкассу? |
Оценка языкового развития
|
Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие
его предметы? |
Оценка уровня эмоционального развития |
Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)? |
Оценка умения общаться
|
Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с
ними? |
Оценка физического развития
|
Хорошо ли ребенок слышит? |
Общая и психологическая готовность |
Может ли ваш ребенок: Объяснить с помощью слов, а, не показывая пальцем, чего
он хочет? |
Ваши взаимоотношения с ребенком, ваша роль в подготовке его к учебе (тут важно отвечать честно хотя бы перед собой) |
Слушаете ли вы то, что ребенок говорит? |
Хочу обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребенок соответствовал им всем без исключения и в полной мере. Кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет", допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
Стоит обратить внимание, прежде всего, на те критерии, на которых делают акцент педагоги именно той школы, которую Вы наметили для своего ребенка (а еще лучше - которую выбрали вместе с ребенком). И никоим образом не нужно натаскивать ребенка, чтобы он знал и умел гарантированно больше, чем сверстники.
И главное, создавайте в семье такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит ему занять достойное место среди одноклассников, чувствовать себя в школе комфортно.
Успехов Вам!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.