В мировой истории не так много событий, подобных Русской
революции, роль и значение которых не только вызывают
противоречивые и зачастую противоположные оценки, но до сих пор
используются в борьбе разных политических сил и идеологий. Для этого
есть веские основания. Революция 1917 года провозгласила своей целью
освобождение людей от гнета самодержавной власти и отношений
неравенства, однако в результате ее возникло советское тоталитарное
государство, подавлявшее личность и ее права, враждебное самой идее
свободы. Советские люди получили массовый доступ к образованию,
современным знаниям, но при этом запрещалась любая не
санкционированная сверху гражданская инициатива, и жестоко
преследовалось инакомыслие.
Не менее противоречивым было международное влияние революции
и Советского проекта. Перед лицом этого вызова капиталистический
мир начал меняться, был вынужден более широко учитывать интересы и
запросы массовых слоев населения. Пример и поддержка со стороны
Советского Союза стали мощным стимулом для народов колониальных и
полуколониальных стран в их борьбе за национальное и социальное
освобождение. Но советская социально-экономическая система, в
конечном счете, оказалась неконкурентоспособной: она не смогла
обеспечить поступательный социальный и научно-технический прогресс
и потерпела поражение в историческом соревновании с мировым
капитализмом.
Хотя констатация этих очевидных противоречий многих заставляет
усомниться в том, можно ли рассматривать Русскую революцию 1917
года как целостный феномен мировой истории, задача постижения
смысла, последствий и уроков революции не теряет своего значения и
3
актуальности.
Чем же она была - неудачной, тупиковой попыткой улучшить
человеческое общество или перспективным Проектом, цели и способы
реализации которого не были до конца ясны самим его инициаторам и
лидерам? Какие исторические результаты и следствия Русской
революции продолжают и сегодня оказывать влияние на Россию и мир, а
что навсегда осталось в ушедшем ХХ столетии?
Сложность этих вопросов для наших современников не в последнюю
очередь связана с тем, что восприятие Русской революции 1917 года, как
среди политиков, так и в массовом сознании, до сих пор находится под
сильным влиянием господствовавших в советскую эпоху представлений.
В соответствии с ними считалось, что революция открыла России
неограниченные возможности развития, обеспечила ей перспективу
превращения в ведущую державу мира - кардинальным образом
изменила основы человеческой цивилизации и направление ее
дальнейшей эволюции.
Неоднозначные итоги и внутренние противоречия революции
1917 года
Россия вступила в капиталистическую эпоху примерно тогда же,
когда и другие европейские государства. Однако ее относительная
географическая удаленность от ядра развития капитализма и наличие
значительных внутренних ресурсов долгое время позволяли сохранять
сложившуюся военно-феодальную структуру, которая сдерживала
капиталистическую трансформацию экономики и модернизацию
государства. Это предопределило простой - «охранительный» - ответ на
внешние вызовы. На европейские революции русская монархия отвечала
«закручиванием гаек» внутри страны. Периодически властями
4
инициировались «реформы сверху», но столь же периодически, как
только становилось ясно, что реформирование невозможно без
изменения наличного внутреннего политико-правового и социального
порядка, происходило очередное «подмораживание» сложившейся
системы. Так, на протяжении более чем столетия, предшествовавшего
революции, русские охранители всегда брали верх над системными
либералами-реформаторами и фактически заблокировали эволюционный
путь развития страны в направлении социально-экономической и
политической модернизации.
Между тем, в недрах Империи и на уровне общества, по меньшей
мере, начиная с Александра Герцена, вызревал другой ответ, сочетавший
в себе идею «особого пути» и идею социализма. Он воплотился в
идеологии и практике революционного движения, в становлении и
развитии которого важнейшую роль сыграла русская интеллигенция. В
условиях жесткого противостояния российского абсолютистского
государства любым попыткам системных социально-политических
изменений именно революционное движение стало претендовать на роль
главного субъекта назревших перемен. Это, в значительной мере,
приблизило перспективу революции.
К 1917 году, прежде всего, из-за Первой мировой войны царская
Россия была поставлена в трудную, по сути, тупиковую ситуацию.
Продолжение военных действий грозило внутренней катастрофой, а
выход из войны означал потерю статуса участника «концерта великих
держав». Не справившись с грузом военных поражений и не сумев
противостоять нараставшему давлению со стороны оппозиционных
либеральных кругов и забастовочного движения рабочих, монархия
Романовых рухнула в феврале 1917 года.
Но Русская революция произошла в стране со слабой экономикой и
неразвитыми гражданскими институтами, почти не имевшей опыта
5
демократии и сотрудничества классов, в обществе с сильнейшим
социальным и культурным расслоением, где даже в среде
интеллигенции, как писали еще авторы сборника «Вехи», идеи
Просвещения были усвоены поверхностно и неполно. Горячо восприняв
просвещенческие идеи прогрессизма и универсализма, русская
интеллигенция увлеклась, главным образом, вольтеровской линией в
этом мощном идейно-философском течении, отводившей первейшее
место в деле улучшения социального порядка - формированию Нового
Человека. При этом другой традиции Просвещения, делавшей упор на
развитии институтов и концепции естественных прав человека, не
уделялось должного внимания.
Если европейские общества шли по пути постепенного
совершенствования конкурентных систем капитализма в своих странах,
то в преимущественно аграрной и военно-феодальной России
представители европеизированных слоев вынашивали идеи разрушения
«до основания» с последующей реализацией абстрактных планов
построения справедливого общества, отличного, как от царизма, так и
западных либеральных демократий. Это во многом предопределило
характерное для российской политической культуры сочетание утопизма
и радикализма, определившее дух Русской революции 1917 года.
Хотя в постсоветской России распространена точка зрения, согласно
которой после свержения царской монархии перед страной открылось
множество альтернатив, а победа большевиков явилась результатом
почти случайного совпадения многих факторов. В реальности коридор
возможностей на пути от Февраля к Октябрю 1917 года не был
широк. Для реализации либерально-демократической и тем более
социал-демократической повестки в стране не существовало ни
институциональных условий, ни культурных оснований, ни
сформировавшихся политических сил.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.