Педагогические технологии в современном образовании
Оценка 4.7

Педагогические технологии в современном образовании

Оценка 4.7
docx
05.02.2020
Педагогические технологии в современном образовании
Проектная деятельность.docx

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе - это одно из разнообразных направлений новых педагогических технологий. Проще говоря, для повышения качества знаний учащихся учителя должны мотивировать детей получать знания не только на уроках, но и ещё вести самостоятельные исследования.

Школьный проект – это форма работы, в процессе которой ученик самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает ее, делает выводы и предоставляет материал на всеобщее обозрение в виде презентации

В разных школах работать над проектами дети начинают в разное время. Где-то дети готовят первые проекты, уже начиная с первого класса, в других школах со второго, а иногда и с третьего.

Тема проекта

Давайте разберем, как выбирается тема проекта, а также этапы выполнения такого задания.

Проекты могут быть индивидуальными, то есть выполняемые одним учащимся, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.

По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения.

Виды проектов

Практический проект —  нацелен на решение реальных задач, отражающих интересы участников проекта. Эти проекты имеют четкую цель, которая обязательно должна быть достигнута. Например, можно выполнить практический проект «Помоги птицам», где целью будет изготовление скворечников или кормушек. Ценность проекта заключается в реальности использования продукта на практике.
Исследовательский проект по структуре напоминает научное исследование. Он включает в себя обоснование актуальности выбранной темы, постановку задачи исследования, обязательное выдвижение гипотезы, обсуждение и анализ полученных результатов. Так, например, учащиеся могут выполнить исследовательский проект под названием «Зачем растениям нужна вода». В ходе проекта можно провести мини-исследование: попытаться прорастить семена фасоли с использованием воды и без воды, а затем оценить результат.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-либо объекте или явлении. Например, можно собрать информацию о самых больших аквариумах мира и представить её ребятам на уроке.
Творческий проект предполагает изготовление различных поделок, плакатов, рисунков и других изделий.

Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро. Сосредотачиваться долго на одной теме ученик начальной школы еще не привык.

Как выбрать тему? В начальной школе это не так сложно. Берем учебник, например – «окружающий мир», и рассматриваем изучаемые темы. В некоторых учебниках темы текущих проектов представлены. Можно подобрать тему, которая интересует самого ребенка, это будет свободная тема. Тему мы подобрали, что же делать дальше?

Этапы проекта

Проектная деятельность может разбиваться на три этапа:

1.     Находим материал для нашего проекта – литература, интернет или другие источники;

2.     Собираем из этих источников нужную информацию;

3.     Оформляем проект.

Оформление проекта

Оформить проект можно по-разному. В первом классе, обычно, не бывает определенных требований,  и оформить можно на одном листе в виде фотографий, так как большинство детей еще не могут прочитать, а тем более написать текст пояснений к этим фото, а рассказать может. Чем старше класс, тем выше требования к оформлению.

Подведем итог: что же такое проект. Проект – это пять «П»:

-проблема, -план, -поиск информации, -продукт, -презентация.

Формы продуктов проектной деятельности: справочник; газета; журнал; альбом; гербарий; карта; экскурсия; игра; сценарий праздника; костюм; макет; модель; сувенир; учебное пособие и др

Остановимся на исследовательском проекте.

Сейчас проходит XIV Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1-8-х классов «Интеллектуалы XXI века». 16 февраля свою исследовательскую работу защищает Соколова Настя и 18 февраля - Якупов Марсель. Пожелаем им удачи!

Надеюсь, что в следующем учебном году от нашего класса обязательно будут представители на таком значимом конкурсе!

Что необходимо, чтобы написать исследовательский проект?

 

Для этого необходимо:

1.Выбрать тему для исследования (актуальность)

Чтобы правильно выбрать тему для проекта, надо ответить на вопрос «Что мне интересно?»

2. Правильно сформулировать тему проекта.

Тема – начало научной работы ученика.

3. Определить цель и задачи проекта.

Цель исследовательской работы – это конечный результат, который достигает исследователь.

Для формулировки цели исследования можно использовать шаблоны:

определить…;

составить….;

выявить...;

установить...;

обосновать...;

уточнить...;

разработать...

Задачи исследования – это пути, ведущие к достижению цели. Они уточняют цель, описывают работу. Оптимальное количество задач 3 – 5.

 

4.Сформулировать гипотезу проекта.

Гипотеза - это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто. Гипотеза - это научное предположение, дающее объяснение каких-либо фактов, явлений и процессов, которое надо подтвердить или опровергнуть

Для формулировок гипотез можно использовать шаблоны

1. Что-то влияет на что-то в том случае, если...

2. Предполагается, что формирование чего-либо становится действенным при каких-либо условиях.

3. Что-то будет успешным, если...

4. Предполагается, что применение чего-либо позволит повысить уровень чего-либо.

Помни! Одно исследование – одна гипотеза.

 

5. Выбрать методы исследования.

Метод - это способ достижения цели.

наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение - определение отношения измеряемой величины к эталону (например, метру);

сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

6. Определить предмет и объект исследования.

Объект (большое) – вода

Предмет (маленькое)– химические качества воды

Объект – воздух

Предмет – микрофлора воздуха

 

7. Составить план исследования.

8. Составить список необходимой литературы.

9. Работа с информацией.

10. Написать исследовательский проект в соответствии с составленным планом и предъявляемыми требованиями.

формат бумаги – А 4;

цвет бумаги – белый;

цвет основного текста – черный;

цвет заголовков, выделений, схем, рисунков и т.д. – произвольный;

шрифт – Times New Roman размером 14 пт;

межстрочный интервал – одинарный;

поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху – 15 мм, снизу – 15 мм;

выравнивание – по ширине страницы;

страницы должны быть пронумерованы.

 

11. Оформить проект в соответствии с требованиями

Титульный лист:

·         наименование учебного учреждения

·         Ф.И.О. автора проекта

·         тема проекта без кавычек

·         под темой указать вид работы и название науки, в области которой проведено исследование

·         сведение о научном руководителе.

Содержание.

Перечисляются разделы проекта.

Содержание можно оформить в виде нумерованного списка или просто название разделов. Обязательно указать номера страниц.

Помни, что номер страницы на титульном листе не ставится.

Введение.

актуальность

проблема

объект и предмет исследования

тема

цель и задачи исследования

гипотеза

методы

новизна и теоретическое основание.

Основная часть – основное содержание проекта.

В этой части подробно излагаются полученные результаты, которые иллюстрируются с помощью таблиц, рисунков, графиков, диаграмм, фотографий и т.д.

Оформление таблиц. Таблица, занимающая не более 1/3 страницы, размещается прямо в тексте. Объёмные таблицы размещаются в Приложении, а в тексте указать ссылку на Приложение. Все таблицы имеют название и номер (если более одной; значок номера перед цифрой не ставится).

Оформление рисунков, графиков, диаграмм. Должны иметь название. Схемы, графики, диаграммы необходимо пронумеровать (схемы – отдельно, графики – отдельно, рисунки – отдельно).

При оформлении схем указываются условные обозначения и их расшифровка.

При оформлении графиков, диаграмм подписать название осей и указать цену деления каждой оси.

Материал проекта может быть иллюстрирован фотографиями. Их тоже необходимо пронумеровать и они должны иметь название. Если фотография не принадлежит автору проекта, то необходимо указать автора данной фотографии.

Весь наглядный материал располагается по ходу изложения теоретического материала. Если рисунки, графики, схемы, диаграммы объёмные, то их лучше поместить в конце исследовательской работы, в Приложении.

Заключение.

Подводим общие итоги работы.

Библиография.

Указываем источники информации. Они могут быть на русском и иностранном языках. Источники информации должны быть современными. В списке источники располагаем в алфавитном порядке, номеруются. В начале записываем книги, затем статьи, сайты и в конце списка – источники на иностранном языке.

В списке книг указываем автора, название книги, год издания, издательство, количество страниц. Если источником информации является журнал, то вначале пишем автора статьи, потом название статьи, название журнала, год издания, номер журнала и страницы, на которой расположена статья.

Приложение 

 

Если проект предполагает практическую работу, ее стоит доверить ученику: она самая интересная. Помогите подготовить эксперимент, наблюдение, поставить опыт.

Очень важно, чтобы родители не ругали ребенка за неудачи или ошибки при подготовке проекта. Иначе он может потерять мотивацию к любой творческой или аналитической работе навсегда.

На самом деле свалившаяся на всю семью работа над школьным проектом — замечательный повод пообщаться с ребенком и сделать вместе общее дело.

Примерные темы исследовательских работ

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников общей тематики:

А прочно ли куриное яйцо?

Влияет ли зубная паста на прочность зубов?

Компьютерные игры – хорошо это или плохо?

Мультфильмы: что это?

Мир ребёнка: взгляд сквозь время

Молодежный жаргон в речи современных школьников

Образ дракона в детской литературе

О некоторых способах выжить в природе

О чем рассказывают следы на снегу

Откуда в хлебе столько дырочек

Откуда хлеб на стол пришёл?

Почему вода в небольших водоемах зеленая?

Почему высохла лужа

Почему корабли не тонут

Почему море солёное

Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?

Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?

Почему скисает молоко?

Почему стреляет попкорн?

Почему сугроб полосатый?

Почему хлеб бывает чёрный и белый?

Почему чай заваривают в горячей воде?

Путешествие водяной капельки

Что такое микроскоп?

Что такое эксперимент?

Что у нас в солонке и в сахарнице?

Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Я и моя семья

Генеалогическое дерево моей семьи

Имя в жизни человека

Лента времени моей семьи

Семейные традиции

Семейные реликвии

Спортивная жизнь моей семьи

Темы исследовательских работ младших школьников о природе:

Вечнозелёная красавица леса

Жизнь леса

Кто красит листья в зеленый цвет?

Лес - наш другМой любимый фрукт - апельсин

Новогодняя красавица

О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю

Полезные свойства калины

Портрет яблони

Почему в яблоке не прорастают семена?

Путешествие косточки

Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?

Почему у елки колкие иголки?

Что мы знаем о древесной коре?

Что такое береста?

Что такое листопад?

Этот мексиканский незнакомец – авокадо

Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?

Мой маленький мир дикорастущих растений

Портрет земляники

Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?

Почему подсолнух называют цветком солнца?

Почему растёт растение

Природное сообщество – луг

Роль растения в жизни человека

Что за ягода малина?

Что мы знаем о подсолнухе?

 

 

 

 


 

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе

Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро

Подготовить проект ребенок, особенно в первом классе, сам не сможет, но должен активно участвовать, поэтому проект должен выполняться быстро

Тема – начало научной работы ученика

Тема – начало научной работы ученика

Times New Roman размером 14 пт ; межстрочный интервал – одинарный; поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху – 15 мм, снизу…

Times New Roman размером 14 пт ; межстрочный интервал – одинарный; поля: слева – 25 мм, справа – 15 мм, сверху – 15 мм, снизу…

Весь наглядный материал располагается по ходу изложения теоретического материала

Весь наглядный материал располагается по ходу изложения теоретического материала

Откуда в хлебе столько дырочек

Откуда в хлебе столько дырочек

Вечнозелёная красавица леса

Вечнозелёная красавица леса

Педагогические технологии в современном образовании

Педагогические технологии в современном образовании
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.02.2020