Педагогические условия реализации духовно-физического воспитания личности студента
Оценка 4.8

Педагогические условия реализации духовно-физического воспитания личности студента

Оценка 4.8
Лекции
docx
физическая культура
Взрослым
10.10.2024
Педагогические условия реализации духовно-физического воспитания личности студента
Чтобы перейти к проблеме духовно-физического воспитания личности студента целесообразно проанализировать основные понятия его характеризующие, их специфическую направленность и интерпретацию в современной теории физической культуры. «Физическое воспитание» является видовым по отношению к уже рассмотренному нами понятию «воспитание». Отсюда следует, что так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс передачи общественно исторического опыта старшего поколения младшему, решает определенные воспитательно-образовательные задачи и характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса или реализуется путем самовоспитания
Педагогические условия реализации духовно-физического воспитания.docx

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ДУХОВНО-ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

                                                        Бабешко А. П., руководитель физического воспитания, Луганского филиала ФГБОУ ВО

«Луганский государственный медицинский университет

 имени Святителя Луки», педагог -методист

 

Проблема человека, выяснение его сущности, природы, места во Вселенной, смысла жизни, норм поведения, отношений к семье и государству составляют смысловое ядро всех наиболее значительных философских учений начиная с древности.

В контексте гуманистической философии существует множество различных научных направлений (рационализм, утопический социализм, экзистенциализм, философская антропология и др.) которые сформировали свой образ. В современных условиях необходимо формирование нового культурообразовательного мышления в сфере физической культуры, ориентированного на человеческую личность.

Чтобы перейти к проблеме духовно-физического воспитания личности студента целесообразно проанализировать основные понятия его характеризующие, их специфическую направленность и интерпретацию в современной теории физической культуры.

«Физическое воспитание» является видовым по отношению к уже рассмотренному нами понятию «воспитание». Отсюда следует, что так же как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс передачи общественно исторического опыта старшего поколения младшему, решает определенные воспитательно-образовательные задачи и характеризуется всеми признаками любого педагогического процесса или реализуется путем самовоспитания. Отличительными же чертами, как мы уже отмечали в нашем исследовании, является направленность физического воспитания на формирование двигательных навыков и развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую работоспособность. Большинством теоретиков физической культуры подчеркивается, что в физическом воспитании различают две специфические стороны: обучение движениям (двигательным действиям) и воспитание физических качеств (способностей). Мы считаем, что подобной констатацией не ограничивается все содержание физического воспитания, но видимо стоит согласиться, что именно двигательный компонент более всего характеризует его специфику.

В то же время, при анализе других теоретических источников [24, с. 277] можно заметить, что многие авторы явно стремятся наделить физическое воспитание теми свойствами и признаками, которыми оно на самом деле не обладает. Например, ему приписывается, наряду с физическим нравственное, умственное, эстетическое совершенствование людей и утверждается при этом лишь двигательная направленность этого процесса.

Мы полагаем, что такой подход к определению содержания физического воспитания недостаточно корректен, в силу того, что оно представляется физкультурно-спортивной деятельностью, культурная ценность которой выражается, главным образом, телесным совершенствованием человека. Однако в реальной физкультурно-спортивной деятельности, наряду с двигательными умениями и навыками проявляется и широкий круг других качеств: эстетические, интеллектуальные способности, нравственные нормы поведения, навыки общения и многое другое. Но при этом двигательный компонент физической культуры, представляемый нами в виде физкультурно спортивной деятельности, необходимо подкреплять другими, не менее важными общекультурными ее ценностями знаниями, методическими приемами и навыками, ценностными ориентациями и установками, формированием социально-значимых мотивов этой деятель­ности. Именно эти психолого-педагогические аспекты формирования физической культуры человека на практике не находят должного отражения в процессе физического воспитания. В то же время, по свидетельству ряда исследователей [1,5,23] и согласно полученным нами данных [13], процесс физического воспитания может иметь активную направленность на прогрессивное развитие личности и общества только в том случае, если он обеспечивает органическое единство воздействия на духовную и эмоциональную и психическую и физическую сферы человека. Общий методологический принцип педагогики, прокламирующий единство процессов воспитания, обучения и образования должен в полной мере быть реализован и в физическом воспитании.

Однако, традиционный подход к физическому воспитанию пока лишь декларирует это единство. По существу мы имеем пример толкования принципа духовно-физического воспитания, реализуемого в данной ситуации в рамках всесторонней физической подготовки. В результате утилитарная направленность в использовании средств, методов, приемов обучения и воспитания в сфере физической культуры неминуемо привела к потере ими свойств явлений культуры.

Стихийно, даже в условиях целенаправленной физкультурно-спортивной деятельности, если в ней не присутствует образовательное и культурное начало, высокая нравственность, эстетический вкус и духовно-физические качества не воспитываются. В данной ситуации не происходит главного обращения сознания занимающегося к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности.

В то же время в практике физического воспитания известны случаи, когда стихийное формирование физической культуры, в отсутствие планомерного воспитательного воздействий на чувственную, эмоциональную и духовную сферы человека, приводили к негативным результатам. В данном случае пророчески звучат слова, написанные А.Д. Новиковым, «Нет ничего более опасного для спортивного роста, как сужение круга духовных интересов до узко спортивных, когда спортсмена кроме спорта ничего не волнует» [21, с.29 ].

В современном обществе появилась тревожная тенденция «переквалификации» спортсменов в социально опасные категории, в группы, где господствует культ силы, насилие, происходит нравственная деградация личности [2,с.51-54 ]. А.Д. Новиков, прогнозируя эту ситуацию, еще в 1947 году писал: «когда дисциплинированность физкультурника в гимнастическом зале/не переносится в быт и на производство, не становится чертой его характера, когда отвага и смелость, проявляемые в процессе спортивного занятия уживаются рядом с трусостью и малодушием, проявляемыми в общественной и трудовой деятельности, тогда причину этих явлений надо искать не в самом физическом упражнении, а в первую очередь в системе педагогических воздействий на студента, которым он подвергается в процессе занятий физическими упражнениями, состоя членом той или иной физкультурной организации [21, с.25].

Уточняя причины возможного негативного влияния физического воспитания на занимающегося, А.Д. Новиков пишет, что это будет иметь место в такой организации, где этот процесс «сведен к натаскиванию на спортивный результат, где вместо серьезной и кропотливой работы по воспитанию физкультурника существует погоня за голыми техническими результатами, где не умеют педагогически правильно использовать поощрения и взыскания, где преподаватель занимает положение дрессировщика, связанного с обучающимися только выполнением узкой, спортивно технической задачи» [Там же, с.25].

И далее А.Д. Новиков делает очень важный вывод о роли физического воспитания в формировании интеллектуальных интересов, моральных и волевых качеств человека, «Когда мы не можем ограничиваться заявлением только о «содействии» развитию этих интересов и качеств» [Там же, с.25 ].

Духовно-ценностное отношение, потребности в физкультурных занятиях, эмоциональные переживания не развиваются спонтанно и не наследуются, они могут приобретаться личностью только в процессе самой деятельности и эффективно формируются в ходе освоения знаний и творческого опыта в целостном педагогическом процессе. Несоответствие содержания духовно-физического воспитания современному социальному заказу на формирование физической культуры человека требует пройти путь от механистического понимания этого процесса к осознанию его гуманистической и культурологической сущности.

Преодоление создавшегося противоречия (нам видится в кардинальном изменении содержания духовно-физического воспитания, создании новой педагогической парадигмы в системе представлений о целях и задачах, формах и методах физического совершенствования и укрепления здоровья человека. Подтверждение этому тезису мы находим в монографии А.Д. Новикова, где он отмечает, что «глубокое проникновение в «тайны» тренировки, спортивной техники, тактики и др. не может быть осуществлено на основе «природной интуиции» или путем ежедневных упражнений (тренировок-натаскиваний) в том или ином виде спорта. Эти тайны становятся реально познаваемыми лишь при условии органического сочетания спортивных интересов с усилиями, предусматривающими всестороннее развитие спортсмена» [Там же, с.29]. Ключевыми позициями обновления содержания духовно-физического воспитания должны стать демократизация и гуманизация, развитие исторических, социокультурных и национальных традиций.

Демократизация это цель, средство и гарантия необратимости перестройки всей системы физического воспитания. Но она не должна сводится лишь к реформам. Структуры и содержания управления этой системой. Демократизация это, прежде всего отказ от концепции «усред­ненной» личности, «винтика» общественной системы ради концепции человека как высшей социальной ценности. Это преодоление безликого единообразия в содержании, формах и методах, раскрытие потенциала вариативности физического воспитания.

Основной порок современного физического воспитания нам видится в его обезличенности. Командно-строевые методы, доминирующие в организации этого процесса, привели к потере личности занимающегося, приоритетом воспитания стали чисто внешние показатели уровня физической подготовленности, которые характеризуются контрольными нормативами учебной программы. Отсюда принудительная подгонка личности под какие-то усредненные, сверху спущенные нормативы, что явно противоречит идее свободы личности и гуманистических принципов ее формирования.

Преодолеть отчуждение физического воспитания от личности можно только путем дальнейшей гуманизации, поворота всей системы воспитания к человеку, к уважению к его личности, достоинства и доверию к нему, принятию и пониманию его интересов, личностных целей и мотивов его деятельности. Только такой подход к физическому воспитанию может действительно создать условия для развития способностей человека и формирования его личностной физической культуры [7, с.36-37].

Реализация этих направлений должна базироваться на устранении коренных причин, порождающих деформированное отношение к общечеловеческим ценностям физической культуры:

необходимо преодолеть педагогический авторитаризм в системе физического воспитания, возродить демократические традиции и идеалы физкультурного движения;

.устранить все возрастающее отчуждение системы физического воспитания от общественной жизни, развития личности и культуры, строить новые отношения между педагогом и занимающимся на основе содружества и доверия;

освободить систему физического воспитания от тоталь­ной унификации и стандартизации, использовать вариативность учебного процесса, творчество и инициативу преподавателей.

Не умаляя важности организационных изменений и совершенствования теоретических и методических сторон духовно-физического воспитания, необходимо все же отметить, что перестройка этого процесса может быть результативной, если преобразования затронут его содержательную сущность и будут базироваться на идее развития личности, активного использования деятельностного подхода к образованию и воспитанию студентов, их самоопределения в творческом овладении способами физкультурно-спортивной деятельности.

Осмысление и утверждение новых концептуальных основ, когда высшей ценностью в духовно-физическом воспитании является не выполнение контрольных нормативов очередной учебной программы, не подготовка спортсменов-разрядников, не ограниченное понимание таких общечеловеческих ценностей как здоровье и высокий уровень физической подготовленности, а личность, можно говорить о закономерном преобразовании духовно-физического воспитания в процесс воспитания физической культуры личности. Именно духовно-физкультурное воспитание становится важнейшим способом формирования личности, целенаправленным педагогическим процессом, целью которого является приобщение людей к духовным и материальным ценностям физической культуры.

Духовно-физкультурное воспитание, таким образом, ориентирует всю педагогическую систему на новый целевой подход формирование физической культуры личности.

Переосмысление целей, задач и сущности процесса духовно-физического воспитания личности требует изложения основных концептуальных положений, принципов, подходов и разработки новой педагогической технологии его реализации.

На наш взгляд, правомерно рассмотреть семь наиболее важных педагогических условий, на которых будет строиться концепция духовно-физического воспитания личности студента в среднего профессионального образовательного (СПО) учреждения.

Во-первых, требование к гуманизации процесса воспитания, которое ориентирует всю педагогическую систему на обязательный учет индивидуальности человека, развития его самостоятельности, приобщению к здоровому стилю жизни в интересах личности и при безусловном уважении ее свободы.

Во-вторых, развитие демократических начал и либерализации процесса воспитания, в целях перехода к педагогике сотрудничества, предоставлению каждой личности возможности осваивать, реализовывать и приумножать духовно-физические ценности путем свободного выбора средств, форм и методов своего физического совершенствования.

В-третьих, требования к гармонизации содержания духовно-физического воспитания, которое обеспечивает соразмерное представление в нем способов духовного, чувственного и телесного развития человека, а также возможности для использования ценностей физической культуры как предпосылки для гармонического формирования всесторонне развитой личности.

В-четвертых, непрерывное развитие содержания духовно-физического воспитания, представляющее собой динамическое преобразование и постоянное совершенствование целостного многовариантного педагогического процесса, построенного на применении гибких методов обучения и воспитания, обусловливающего творческий поиск и новаторство педагогов, развитие самостоятельности и инициативы занимающихся.

Пятое условие связано с признанием необходимости интеллектуализации процесса формирования физической культуры личности, поскольку только на основе знаний и достаточного объема информации о путях освоения духовно-физических ценностей можно осуществить реальную свободу выбора индивидуально приемлемых форм, методов и ориентиров физического самосовершенствования.

Шестое условие характеризует признание связи духовного, чувственного и физического развития, обеспечивающих человеку не только хорошее самочувствие и психическое здоровье, но и гармонизацию его социального бытия с внутренней природой.

Седьмое условие предполагает ориентацию на формирование определенного мировоззрения, убежденности и осознанного отношения человека к освоению физкультурных ценностей, развитию мотивационно-потребностной сферы личности, к самоорганизации здорового стиля жизни.

Разработка концепции духовно-физического воспитания личности студента в СПО предполагает формирование принципов, обосновывающих ее теоретическую и методологическую направленность. Суть этих принципов отражает ряд закономерных черт развития процесса воспитания физической культуры человека и представляет конструктивный смысл его системного и интегративного построения.

Основополагающим принципом духовно-физического воспитания является единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов в формировании физической культуры личности, обусловливающее тесную взаимосвязь и взаимозависимость в развитии духовной, чувственно-эмоциональной, интеллектуальной и физической сфер обучающихся.

В основе этого принципа лежат идеи формирования всесторонне развитой личности в процессе ее деятельности, единства мышления, сознания и деятельности [5, 9,19]. Своим содержанием он тесно связан с общенаучными принципами теории и практики, отражающими необходимость взаимосвязи и единства социального и биологического, общественного и личностного. Согласно этим идеям можно утверждать, что психофизическое развитие личности, формирование ее физической культуры осуществляется не только посредством приобретения социально-практического опыта, но и через формирование мировоззрения, активное и сознательное усвоение знаний.

Интеллектуальный и мировоззренческий компоненты духовно-физического воспитания тесно связаны по содержанию и представляют собой систему мировоззренческих, общекультурных и специальных знаний, позволяющих формировать у людей целостное представление о физической культуре как элементе общей культуры и активное отношение к освоению, реализации и приумножению се ценностей. Это достигается, в первую очередь, за счет усиления образовательного аспекта духовно-физического, путем овладения индивидом основами знаний о всестороннем развитии личности, привлечения междисциплинарных связей с такими науками как психология и физиология, гигиена и биомеханика физических упражнений.

Двигательный компонент ориентирует процесс духовно-физического воспитания обучающихся на творческое использование возможностей физкультурно-спортивной практики при формировании двигательных умений и навыков и развитии его физических кондиций. По существу со­держание этого компонента охватывает весь широкий спектр средств, форм и методов традиционного процесса физического воспитания.

Однако, особенностью нового подхода в реализации двигательного компонента является направленность духовно-физического воспитания на сознательное усвоение способов двигательной и физкультурно-спортивной деятельности и умение применять их в самоорганизации здорового стиля жизни.

Интеграция и фундаментализация образовательных основ, развитие культурологического и гуманистического аспектов, наряду с практической реализацией полученных знаний, двигательных умений и навыков, позволяют сделать серьезный шаг в направлении создания цивилизованных педагогических технологий, приближает физкультурно-педагогическую науку к высшим стандартам современного общенаучного, педагогического и технологического знания. Последовательная реализация принципа единства мировоззренческого, интеллектуального и двигательного компонентов даст основание более эффективно использовать процесс физического совершенствования человека для решения важнейшей задачи современного общества духовно-физического воспитания личности.

Принцип деятельностного подхода к духовно-физическому воспитанию личности строится на утверждении положения о том, что, только, включая человека в разнообразные виды физкультурно-спортивной деятельности по овладению общественно-историческим опытом физического совершенствования и умело стимулируя его активность в этом виде деятельности, можно осуществлять действенное физкультурное воспитание.

В основе этого принципа лежат идеи Л.С. Выготского, связанные с тем, что личность должна в активной форме, посредством деятельности присвоить исторический опыт человечества, зафиксированный в предметах материальной и духовной культуры [9, с.48]. Только тогда, по мнению ученого, личность может стать полноценным членом общества. Данное положение было развито А.Н. Леонтьевым, утверждавшим, что «это процесс, в результате которого происходит воспроизведение индивидуумом исторически сформировавшихся способностей и функций» [10, с.366 ].

Глубинная сущность деятельностного подхода к процессу духовно-физического воспитания человека состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образцы и способы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала человека. Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, пассивности обучения, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности [15, с. 10-14]. Принцип деятельностного подхода определяет направленность учебно-воспитательного процесса на всестороннее развитие личности и ее самоопределение по отношению к творческому овладению ценностями физической культуры.

Принцип вариативности содержания и многообразия форм духовно-физического воспитания основан на индивидуализации и дифференциации, которые создают условия для проявления способностей людей в избранных ими формах физкультурно-спортивной деятельности, организуемой с учетом состояния здоровья занимающихся, их ценностными ориентациями, интересами и потребностями в сфере физической культуры.

Методологической базой этого принципа являются исследования В.К. Бальсевича, Визитея Н.Н. А.П. Внукова,  В.И Ляха, Максименко А.М., Куланина Б.Д. [3, 4, 5, 8, 15,16,17] , в которых показано, что наилучшие результаты развития моторики человека обес­печиваются при возможно более полном учете индивидуальных двигательных способностей, морфо-функциональных характеристик, социально-психологических факторов. Отсюда приоритетами в педагогических конструкциях являются такие методы и формы обучения и воспитания, использование которых с большей эффективностью формирует ценностное отношение человека к средствам физической культуры, создаст предпосылки к его физическому самовоспитанию, саморазвитию и самореализации. Самоопределение, как известно, базируется на задатках и способностях человека к определенному виду деятельности. Из этого следует, что единая для всех учебная программа физкультурного воспитания будет заведомо неэффективной для каждого занимающегося. С другой стороны, арсенал средств и методов физического воспитания настолько широк и разнообразен, что позволяет найти адекватные решения для использования средств и форм физического воспитания в согласии индивидуальными особенностями каждого человека.

Таким образом, реализация принципа вариативности и многообразия физкультурного воспитания требует отказа от излишней унификации и стандартизации содержания процесса духовно-физического воспитания, создания возможно большего числа альтернативных программ, учитывающих национальные, культурно-исторические традиции, материально-техническую обеспеченность конкретных учебных заведений, а также с учетом особенностей интересов занимающихся и профессиональных возможностей педагогических коллективов.

Принцип оптимизации духовно-физического воспитания определяет необходимость разумной достаточности физических нагрузок в организации педагогических воздействий, строго сбалансированных с индивидуальными способностями, мотивацией и уровнем спортивных притязаний самого занимающегося.

Особенностью физической культуры современного общества является определенный дуализм, который обусловлен наличием двух уровней этого вида культуры: спортивного, который иногда называют элитарным, и массового, призванного обеспечить развитие физических кондиций и укрепления здоровья основной части населения. Взаимодействие этих уровней не всегда соответствует реализации социальных задач и той роли, которую общество отводит физической культуре.

И если в сфере спорта действуют, как правило, экстремальные режимы преобразования физического потенциала человека, то в области духовно-физического воспитания, в силу различных обстоятельств, интенсивность этого процесса бывает явно недостаточной. Поэтому возникает необходимость своеобразного компромисса, позволяющего в полной мере использовать достижения физкультурного знания, опыт спортивной практики и уйти от примитивизма и организационно-методической слабости духовно-физического воспитания.

В то же время, реализация принципа оптимизации предусматривает соблюдение этико-гуманистических норм при определении индивидуальных физических нагрузок, использование спортивных или оздоровительных методик в соответствии с теми целями, ценностными ориентациями и мотивами, которые привели человека к физкультурно-спортивной деятельности.

Последовательная реализация рассмотренных положений и принципов представляет возможность использования новых педагогических технологий в сфере духовно-физического воспитания человека, делая этот процесс инно­вационным по своей сути и способам организации.

Существенным моментом, определяющим содержание духовно-физического воспитания, является выработка цели и постановка задач в рамках предлагаемой нами концепции формирования физической культуры личности.

Обратимся к рассмотрению важнейших методологических аспектов, характеризующих целевую направленность духовно-физкультурного воспитания и вытекающие из нее задачи.

Рассматривая вопросы духовно-физического воспитания, мы всегда подразумеваем, что это прежде всего целенаправленный процесс. В общефилософском смысле категория цели выражает некоторое должествование, как бы указывая направление движения деятельности по ее конечному продукту. По определению С.И. Ожегова «цель - это то, к чему стремимся, что надо осуществить» [22, с.830]. Исходя из общего понимания цели можно определить ее как осознанное представление конечного результата деятельности [25, с.52).

Цель, которую ставит общество в сфере духовно-физического воспитания, представляет собой мысленное прогнозирование того, каким должен стать человек, на которого направлен процесс воспитания. В этом смысле под целью воспитания, по словам И.Ф. Харламова, «следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы» [25, с.41 ].

Для оценки эффективности системы духовно-физического воспитания необходимо, прежде всего четко определить стратегическую цель ее функционирования, чтобы затем соизмерять с ней реальные достижения. Как известно, в современном обществе таковой является формирование всесторонне и гармонически развитой личности.

Однако, само понятие «духовно-физическое воспитание личности» остается пока слабо разработанным. Духовность человека проявляется в его способности к культурной идентификации, то есть в осознании принадлежности к определенной культуре. Для обучающихся в СПО Луганской Народной Республики (ЛНР) пространством культурной самоидентификации и самодетерминации является русская национальная физическая культура — от ее истоков до наших дней. Безусловно, это положение должно быть отражено в образовательных программах по «Физической культуре» во всех учебных заведениях.

Цель духовно-физического воспитания личности студента должна включать и практическую подготовку студентов к жизни в определенном культурном пространстве: в условиях рыночного хозяйствования, диалога культур и народов, межнационального общения, новой религиозности, повышения роли частной жизни. Физкультурная деятельность – интегрирующие понятие, включающее в себя все многообразие сознательно окультуренной двигательной деятельности человека связанной с преобразованием телесности. Именно она определяет формирование физической культуры человека (и ее видов) в его телесно-духовном единстве, создавая гармонию его сущностных (духовных и физических) сил.

Адаптация к этим условиям требует от студента практического овладения основами экономики физической культуры, компьютерной грамотности, владения языками мира; навыками общения; знаниями религиозных праздников и народных обычаев и т. д. Не случайно в новых условиях актуализируются такие потребности, как бережное отношение человека к своему физическому и психическому здоровью, умение вести здоровый образ жизни, эстетический вкус, хорошие манеры, умение обустраивать свой дом, вести хозяйство, создавать и приумножать благополучие семьи.

Духовно и физически развитый человек утверждает себя в предметном мире посредством не только производственной, но и социальной деятельности, не только в мышлении, но и своими чувствами. Богатый и всесторонний, глубокий во всех чувствах и восприятиях человек нуждается, по выражению Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл «во всей полноте человеческих проявлений жизни». Под «богатством» человека Святейший Патриарх понимает абсолютное выявление и развитие его творческих дарований. Основными структурными компонентами всестороннего развития личности, являются умственное воспитание, политехническое обучение, а также физическое, нравственное и эстетическое воспитание. Взятые в единстве и тесной связи с трудовой деятельностью, они составляют сущность формирования всесторонней и гармонично развитой личности, как основной цели духовно-физического воспитания.

Реализация этой цели зависит в огромной мере от активной жизненной позиции человека, а эта позиция, в свою очередь, зависит от системы воспитания. В связи с этим, по мнению ученых-педагогов [3,4,5,14], необходимо учитывать диалектику объективного и субъективного в становлении личности, формировать в человеке активное стремление к непрерывному самосовершенствованию. В соответствии с рассмотренной педагогической методологией целью духовно-физического воспитания является формирование физической культуры человека, как неотъемлемого компонента всесторонне развитой личности, характеризующегося деятельностным самоопределением к творческому освоению физкультурных ценностей.

Вместе с тем требования, к духовно-физическому воспитанию личности студента как формированию культуры и нравственности [1,5,6,7,8], позволяет выделить некоторые особо важные компоненты содержания современного воспитания, которые могут войти в его базовую основу:

интернализацию обучающимися универсальных общечеловеческих ценностей физической культуры; осмысление единства человеческого рода и себя как его неповторимой части; сохранение совокупного духовного опыта человечества; диалог между различными физическими культурами и народами; уважение к человеческой жизни, осознание ее неприкосновенности; ответственность перед будущими поколениями; свобода, братство, равенство, человечность и др.;

овладение основными сферами жизнедеятельности современного человека, германизирующими личность и отношения между людьми: творчество; забота о здоровье и жилье; охрана природы и среды обитания; общение с родителями и друзьями; совместные экскурсии и путешествия, участие в физическом воспитании младших братьев и сестер, оказание им помощи и повседневного внимания и др.;

освоение материальных и духовных ценностей общечеловеческой и национальной физической культуры, материализованных в спортивных сооружениях, оборудовании, инвентаре, монографиях, учебниках и т.п.;

формирование опыта гражданского поведения: участие в различных физкультурных и спортивных мероприятиях, проявление гражданских чувств, противодействие аморальным явлениям, отстаивание прав человека, в том числе в ситуациях риска, и др.;

накопление опыта переживания эмоционально насыщенных ситуаций гуманного поведения: организация актов милосердия, проявление заботы о близких и дальних, терпимости, уважения к правам и достоинству других людей и др.;

овладение ситуациями реальной ответственной самостоятельности: принятие решений, свободный выбор поступков, способов саморегуляции поведения во всех сферах жизнедеятельности;

самовоспитание и самооценка: рефлексия по поводу совершенного, осуществление самоанализа и самооценки, проектирование поведения, овладение способами самосовершенствования, психокоррекции и др.

Эта формулировка цели духовно-физического воспитания, на наш взгляд, вполне согласуется с важным аспектом современного менталитета, связанным с пониманием того, что цель всегда является носителем общественных и личных потребностей. Именно поэтому такая постановка цели в рамках обсуждаемой нами концепции обусловлена, прежде всего, демократизацией и германизацией современного общества и его ориентацией на творческое развитие человека [6,11,12,18].

Для того, чтобы цель порождала активное действие, она должна быть тесно связана с настоящим и в то же время решать проблемы будущего, обеспечивая тем самым прогрессивное развитие общества. Поэтому, намечая стратегическую цель духовно-физического воспитания следует ориентироваться не столько на наличные, сколько на будущие ресурсы и возможности педагогического процесса. Для конкретизации же поставленной цели, применительно к особенностям сложившейся в общество ситуации, необходима разработка задач, детализирующих ее содержание.

Так, учитывая специфические требования, предъявляемые к содержанию духовно-физического воспитания личности, ее взаимосвязям с другими сторонами формирования общей культуры человека необходимо определить круг задач физкультурного воспитания:

задачи социально-психологического воспитания, связанные с формированием мировоззрения людей, ценностных ориентации, мотивов, интересов, активного отношения к деятельности, определенной сферой физической культуры и спорта;

задачи интеллектуального воспитания, связанные с формированием физкультурного образования человека, овладения им целостной системой знаний, необходимых для физического самосовершенствования и развития способностей к конструированию индивидуальных систем занятий физическими упражнениями для укрепления и сохранения здоровья; личности.

задачи телесного воспитания, связанные с оптимизацией физического развития человека, формированием двигательных умений, навыков, физических качеств, обеспечивающих ему необходимый уровень физкультурно-спортивной деятельностью.

Подводя итоги нашему исследованию необходимо отметить, что ключевой, по нашему мнению, задачей духовно-физического воспитания, является формирование у студентов осознания жизненной важности и социальной значимости физической культуры. Другими словами сущность человека проявляется в продуктах его духовной, материальной, физической и других видах культуры, которые постепенно становятся самостоятельными видами социальной деятельности со своими конкретными целями, задачами, функциями, содержанием и другими признаками.

Таким образом, необходимо общественное понимание и осмысление этого феномена как важнейшей составляющей человеческой культуры вообще, сущность которого состоит не только в обеспечении процесса физического совершенствования, но и развития духовных, эмоционально-чувственных, нравственных, интеллектуальных и эстетических способностей человека. Справедливо в данной ситуации вспомнить замечания В.И. Маслова, Н.Н. Зволинской [20, с. 2-11] о том, что разрешение противоречий на практике в любой из общественных сфер возможно лишь при изменении общей политической, экономической и экологической обстановки социальной жизни. Без создания благоприятного социально-психологического климата, экономических предпосылок, делающих возможным перераспределение материальных средств в пользу здоровья людей, невозможно решение педагогических задач духовно-физического воспитания. Духовно-физические ценности личности выступают в данном случае как способ реализации социальной программы физического развития и как способ реализации практического выполнения двигательных приемов и действий в учебной, трудовой, спортивной и других видах деятельности.

 

Список литературы

1.                 Агеевец В.У. Физическая культура и гармоническое развитие личности в социалистическом обществе: автореферат диссертации канд. пед. наук /В.У. Агеевец. Л.,1990. С.51-54.

2.                 Александров С.В. Социальные функции как составной части общечеловеческой культуры / С.В. Александров //Теория и практика физической культуры.1990. № 11.С.51-54.

3.                 Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека (методологический, экологический и организационный аспекты) /В.К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры. 1990. № 1. С.22-26.

4.                 Бальсевич В.К. Интеллектуальный вектор физической культуры человека (к проблеме развития физкультурного знания / В.К. Бальсевич //Теория и практика физической культуры.1991. – № 7. –  С.37-41.

5.                 Визитей Н.Н. Физическая культура личности проблемы человеческой телесности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты /ответственный редактор, доктор философский наук, профессор В.И. Столяров. Кишинев: Штиница, 1989.191с.

6.                 Дилигенский Г.Г. В защиту человеческой индивидуальности  /Г.Г. Дилигенский //Вопросы философии. 1990. N 3. С.31-45.

7.                 Зайцев Г.К. Психологические аспекты кризиса системы физического воспитания /Г.К. Зайцев //Физическая культура и здоровый образ жизни: Тезисы Всесоюзной научно-практической конференции, Севастополь, 16-21 февраля 1990. М., 1990. – С.36-37.

8.                 Внуков А.П. Формирование у студентов потребности в физическом самосовершенствовании как задача учебно-воспитательного процесса / А.П. Внуков //Физическая культура и спорт в формировании социалистического образа жизни студентов: Тезисы доклада Всесоюзной научной конференции, 18-20 ноября 1987.Львов, 1987. – С..2-3.

9.      Выготский Л.С. Педагогическая психология /под редакцией В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. С. 48.

10.            Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики /А.Н. Леонтьев. М.: Издательство МГУ, 1972.  575 с.

11.            Каган М С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) /М.С. Каган.  М.: Политиздат, 1974. 328 с.

12.            Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 Т.   М.: Физкультура и спорт, 1953.

13.            Лубышева Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов/Л.И. Лубышева  //Теория и практика физической культуры.  1992. № 5   С. 24-28.

14.  Лубышева Л.И. Формирование физической культуры личности студента в системе физкультурного воспитания // Проблемы формирования личности и профессиональной готовности специалистов средней и высшей квалификации средствами физической культуры и спорта: Тезисы доклада V Всесоюзной научно-практической конференции. 11-13 июня 1991 /Л.И. Лубышева.  Кировоград, 1991, - ч.1. - с. 16-17.

15. Лях В.И. Ориентиры перестройки физического воспитания в общеобразовательной школе / В.И. Лях //Теория и практика физической культуры.  1990. № 9.   С.10-14.

16. Лях В.И., Мейксон Г.Б., Копылов Ю.А. На переднем крае /В.И. Лях, Г.Б. Мейксон, Ю.А. Копылов // Физкультура в школе. 1990.   №  9. С.2-6.

17. Максименко А.М., Куланин Б.Д. Специальные знания и самостоятельная физкультурно-спортивная деятельность студентов вузов //Теория и практика физической культуры. - 1982. - N 9, с.36-37.

18.Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учебник для институтов физической культуры /Л.П. Матвеев. М.: Физкультура и спорт, 1991.543 с: ил.

19. Маргулис А.В., Степанов Е.И. Потребности человека: методологические проблемы комплексного исследования / А.В. Маргулис, Е.И. Степанов //Вопросы философии. 1986. – № 4. С.54-69.

20. Маслов В.И., Зволинская Н.Н. Высшее физкультурное образование сегодня и завтра /В.И. Маслов, Н.Н. Зволинская //Теория и практика физической культуры.1990. № 12. – С.2-11.

21.Новиков А.Д. Физическое воспитание (к вопросу о предмете, принципах, средствах, методах и формах организации занятий физическими упражнениями /А.Д. Новиков.М.: Физкультура и спорт, 1949. 135 с.

22. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 78 ООО слов /под редакцией Н.Ю. Шведовой. 23-е изд., исправленное /С.И. Ожегов. М.: Русский язык, 1991. 917 с.

23.Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры: методическая разработка для аспирантов и слушателей ВШТ ГЦОЛИФК /В.И. Столяров. М., 1988.27 с.

24.Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов факультета физической культуры педагогических институтов по специальности 03.03."Физическая культура" /Б.А. Ашмарин, Ю.А. Виноградов, З.Н. Вяткина и др.; Под редакцией Б.А .Ашмарина). М.: Просвещение, 1990. 287 с.: ил.

25. Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие. 2-е изд., переработанное и дополненное /И.Ф. Харламов. М.: Высшая школа, 1990.576 с.

 

 


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ

Мы полагаем, что такой подход к определению содержания физического воспитания недостаточно корректен, в силу того, что оно представляется физкультурно-спортивной деятельностью, культурная ценность которой выражается, главным…

Мы полагаем, что такой подход к определению содержания физического воспитания недостаточно корректен, в силу того, что оно представляется физкультурно-спортивной деятельностью, культурная ценность которой выражается, главным…

В современном обществе появилась тревожная тенденция «переквалификации» спортсменов в социально опасные категории, в группы, где господствует культ силы, насилие, происходит нравственная деградация личности [2,с

В современном обществе появилась тревожная тенденция «переквалификации» спортсменов в социально опасные категории, в группы, где господствует культ силы, насилие, происходит нравственная деградация личности [2,с

Эти тайны становятся реально познаваемыми лишь при условии органического сочетания спортивных интересов с усилиями, предусматривающими всестороннее развитие спортсмена» [Там же, с

Эти тайны становятся реально познаваемыми лишь при условии органического сочетания спортивных интересов с усилиями, предусматривающими всестороннее развитие спортсмена» [Там же, с

Осмысление и утверждение новых концептуальных основ, когда высшей ценностью в духовно - физическом воспитании является не выполнение контрольных нормативов очередной учебной программы, не подготовка спортсменов-разрядников,…

Осмысление и утверждение новых концептуальных основ, когда высшей ценностью в духовно - физическом воспитании является не выполнение контрольных нормативов очередной учебной программы, не подготовка спортсменов-разрядников,…

В-четвертых, непрерывное развитие содержания духовно-физического воспитания, представляющее собой динамическое преобразование и постоянное совершенствование целостного многовариантного педагогического процесса, построенного на применении гибких методов обучения и воспитания,…

В-четвертых, непрерывное развитие содержания духовно-физического воспитания, представляющее собой динамическое преобразование и постоянное совершенствование целостного многовариантного педагогического процесса, построенного на применении гибких методов обучения и воспитания,…

Это достигается, в первую очередь, за счет усиления образовательного аспекта духовно-физического , путем овладения индивидом основами знаний о всестороннем развитии личности, привлечения междисциплинарных связей с…

Это достигается, в первую очередь, за счет усиления образовательного аспекта духовно-физического , путем овладения индивидом основами знаний о всестороннем развитии личности, привлечения междисциплинарных связей с…

Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, пассивности обучения, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности [15,…

Этот подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, пассивности обучения, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности [15,…

Особенностью физической культуры современного общества является определенный дуализм, который обусловлен наличием двух уровней этого вида культуры: спортивного, который иногда называют элитарным, и массового, призванного обеспечить…

Особенностью физической культуры современного общества является определенный дуализм, который обусловлен наличием двух уровней этого вида культуры: спортивного, который иногда называют элитарным, и массового, призванного обеспечить…

Для оценки эффективности системы духовно-физического воспитания необходимо, прежде всего четко определить стратегическую цель ее функционирования, чтобы затем соизмерять с ней реальные достижения

Для оценки эффективности системы духовно-физического воспитания необходимо, прежде всего четко определить стратегическую цель ее функционирования, чтобы затем соизмерять с ней реальные достижения

Взятые в единстве и тесной связи с трудовой деятельностью, они составляют сущность формирования всесторонней и гармонично развитой личности, как основной цели духовно-физического воспитания

Взятые в единстве и тесной связи с трудовой деятельностью, они составляют сущность формирования всесторонней и гармонично развитой личности, как основной цели духовно-физического воспитания

Эта формулировка цели духовно-физического воспитания, на наш взгляд, вполне согласуется с важным аспектом современного менталитета, связанным с пониманием того, что цель всегда является носителем общественных…

Эта формулировка цели духовно-физического воспитания, на наш взгляд, вполне согласуется с важным аспектом современного менталитета, связанным с пониманием того, что цель всегда является носителем общественных…

Таким образом, необходимо общественное понимание и осмысление этого феномена как важнейшей составляющей человеческой культуры вообще, – сущность которого состоит не только в обеспечении процесса физического…

Таким образом, необходимо общественное понимание и осмысление этого феномена как важнейшей составляющей человеческой культуры вообще, – сущность которого состоит не только в обеспечении процесса физического…

Внуков А . П . Формирование у студентов потребности в физическом самосовершенствовании как задача учебно - воспитательного процесса /

Внуков А . П . Формирование у студентов потребности в физическом самосовершенствовании как задача учебно - воспитательного процесса /

Ожегов С . И . Словарь русского языка : 78

Ожегов С . И . Словарь русского языка : 78
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2024