Педагогические условия успешной работы с одаренными обучающимися в системе дополнительного образования
Оценка 4.9

Педагогические условия успешной работы с одаренными обучающимися в системе дополнительного образования

Оценка 4.9
Документация
pdf
Междисциплинарный 3
22.03.2024
Педагогические условия успешной работы с одаренными  обучающимися в системе дополнительного образования
Материал посвящен проблематике создания психолого-педагогических условия для одаренных детей в системе дополнительного образования. На примере авторского опыта работы с одаренными детьми на базе МАУДО «ДПШ» им.Н.К.Крупской были показаны, психолого-педагогические условия для развития и выявления детской одаренности в системе дополнительного образования.
Педагогические условия успешной работы с одаренными обучающимися в системе доп.образования.pdf

Педагогические условия успешной работы с одаренными  обучающимися в системе дополнительного образования 

 

Туев А.А., НИЦ Мониторинга и Профилактики  деструктивных проявлений в образовательной среде

 

Аннотация: Статья посвящена проблематике создания психолого-педагогических условия для одаренных детей в системе дополнительного образования. На примере авторского опыта работы с одаренными детьми на базе МАУДО «ДПШ» им.Н.К.Крупской были показаны, психолого-педагогические условия для развития и выявления детской одаренности в системе дополнительного образования.

Ключевые слова: одаренность, одаренные дети, дополнительное образование, обучающиеся, педагогические условия

 

Pedagogical conditions for successful work with capable children students in the system of additional education

 

Tuev A.A., Research Center for Monitoring and Prevention destructive manifestations in the educational environment

 

Resume: The article is devoted to the problems of creating psychological and pedagogical conditions for capable children in the system of additional education. On the example of the author's experience of working with capable children on the basis of MAUDO "DPSH" named after N.K. Krupskaya, the psychological and pedagogical conditions for the development and identification of children's giftedness in the system of additional education were shown.

 

Key words: giftedness, capable children, additional education, capable, pedagogical conditions

Среди множества направлений совершенствования системы российского образования едва ли не самое важное – выявление (по возможности начиная с раннего возраста), обучение и развитие одаренных и талантливых детей. Именно одаренные и талантливые дети – потенциал общества, и как бы это, возможно пафосно, ни звучало – наше будущее. Создание оптимальных условий для развития личностного потенциала одаренного  ребенка, в условиях дополнительного образования требует специальных педагогических и психологических подходов, квалифицированных специалистов, эффективных методов, технологий обучения и воспитания.

Как показывает многолетняя практика, для успешного развития одаренных обучающихся недостаточно только одного наличия хорошо организованной систематической работы в системе дополнительного образования.[1]

При этом одним из актуальных вопросов развития системы дополнительного образования является подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, современного педагога, педагога новой формации - самостоятельной творческой личности, владеющей основами профессиональной компетенции, способная выйти за пределы стандартных учебных ситуаций, учебных задач собственного предмета в пространство задач, мировоззренческих, социальных, духовнонравственных и социокультурных, умеющую работать в условиях междисциплинарного взаимодействия, интеграции образования.[2]

Учитывая, что одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности, то на сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности – это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности.[2,3]

Структурная целостность образовательного процесса и образовательных программ в условиях доп. образования, основана на взаимозависимости компонентов структурирования: идеи - содержание - обновление содержания обучения, вариативность образовательных программ - определение индивидуальных образовательных траекторий - технологии - методика развивающего обучения и практика - образовательная деятельность

- помощь семьи в образовании и воспитании детей. [4]  

Выявление одаренных детей должно начинаться уже в младшем школьном возрасте на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления в процессе дополнительных занятий. 

Автор, являясь педагогом-психологом, по большей части уделяет внимание особенностям развития обучающихся в их творческой и познавательной сфере. Ведь,  как правило, у одаренных детей проявляются: высокая продуктивность мышления; легкость ассоциирования; способность к прогнозированию; высокая концентрация внимания.

И вот тут может помочь, как раз-таки дополнительное образование, как система  предоставляющая каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом индивидуальных наклонностей. Ведь каждый ребенок – индивидуальность, требующая

особого подхода. [5] 

Дополнительное образование детей, основываясь на принципе добровольности, позволяет ребенку познать себя, свои возможности, сделать индивидуальный выбор сфер деятельности и общения; это составная часть непрерывного образования и, по сути, естественный партнер общеобразовательной школы, где на первый план выходит личность ребёнка, а не учебные программы в своём формализованном виде. 

Мировой опыт педагогических работников системы дополнительного образования показывает, что часто вера в возможности воспитанника, помноженная на мастерство педагогов и родителей, способны творить чудеса. [6,7]

По глубокому убеждению, автора, для обучения детей с высокими способностями должны существовать специализированные направления группах дополнительного образования. Но это как говорится «палка о двух» концах.

 С одной стороны,  такому ребенку будет лучше находится в среде похожих детей и учится по программам, соответствующим его уровню интеллекта. С другой - одаренные дети не должны являться «исключением» и быть «белыми воронами».

Поэтому выявление и развитие именно  «групповой» одарённости обучающихся в системе дополнительного образования сегодня видится в персонализации непрерывности, информативности,  и в разновозрастной составляющей коллектива.

Современное дополнительное образование – это «пространство», в котором ребенок, обучающийся реализует свою потребность в общении, творческую индивидуальность, удовлетворяет свои профессиональные и социальные пробы, формируя продуктивное просоциальное поведение».[8]

 Дополнительное образование в силу своей динамичности становится «инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI веке».[9]

На базе МАУ ДО «ДПШ» им.Н.К.Крупской, в рамках работы со способными и одаренными детьми в муниципальной образовательной системе МАУДО «ДПШ», с целью создания педагогических условий успешной работы с одаренными обучающимися в системе дополнительного образования, реализуются различные обучающе-исследовательские мероприятия, такие как:

Установочная сессия челябинского научного общества учащихся

 «Я намечаю путь к открытию»

Это  традиционное мероприятие, открывающие учебный год челябинского научного общества учащихся – Установочная сессия «Я намечаю путь к открытию» проходит ежегодно в соответствии с Циклограммой мероприятий челябинского научного общества учащихся с целью формирования целевой аудитории заинтересованных в проведении исследований и написании исследовательских и проектных работ одаренных (и не только) обучающихся совместно с учеными города Челябинска. 

Учащихся города, в частности Дворца, каждый год ожидают научнопопулярные лекции ведущих ученых России, презентации научных лабораторий вузов города Челябинска по направлениям исследований, в которых обучающиеся могут себя проявить.

 

Городской конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 1–8-х классов «Интеллектуалы XXI века».

Конкурс проводится в рамках реализации Концепции российской общенациональной системы выявления и развития молодых талантов и муниципальной составляющей региональных проектов «Успех каждого ребенка» и «Социальная активность».

Цели проведения Конкурса: создание организационно-педагогических условий для выявления, поддержки и развития способностей одаренных младших школьников и подростков, создание условий для самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся.

Ежегодный городской открытый конкурс исследовательских и проектных работ учащихся 9–11-х классов «Интеллектуалы XXI века»

Конкурс проводится в рамках реализации Концепции российской общенациональной системы выявления и развития молодых талантов, муниципальной составляющей региональных проектов «Успех каждого ребенка» и «Социальная активность» и Отчетной сессии НОУ «Творцы нового – Мы!» 

Цель Конкурса: выявление и поддержка одаренных детей, в том числе совершенствование организационно-педагогических условий интеграции интеллектуального и творческого потенциала проектно-исследовательской деятельности учащихся в социум в условиях действия нового образовательного стандарта. 

Ежегодная научно-практическая конференция учащихся 8–11-х

классов «Творцы нового – мы!» 

Основная цель Конференции – поддержка и развитие мотивации к познанию и научному творчеству, способности к интеграции продуктов исследовательской деятельности юных исследователей через создание научно – образовательного события, обеспечивающего обсуждение актуальных проблем приоритетных научных направлений в условиях меж возрастной научной коммуникации учащихся и педагогов – ученых вузов.

Научно-практическая конференция объединяет заинтересованных в развитии науки представителей школ и профессорско-преподавательского состава вузов города Челябинска.

Мероприятия олимпиадного движения

Олимпиады для обучающихся МАУДО «ДПШ» и школьников города Челябинска и Челябинской области проводятся в течение всего учебного года с сентября по май на официальном сайте интеллектуальных конкурсов и состязаний.

Библиографический список 1. Загвязинский, В. И. Педагогический словарь: учеб. пособие для студ. высш. уч. Заведений / В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А.

Строкова и др.; под ред. В. И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.-М.: Издательский центр «Академия», 2018.-352с.

2. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений [Текст]/ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. КоджаспировМ.: Издательский центр «Академия», 2016. -176 с. 3. Ландау Э., Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. [Текст]/ Э. Ландау – М., 2015. – 144 с.

             4.                Мижериков, В. А. Словарь-справочник по педагогике [Текст]/

В.А. Мижериков- М.: ТЦ Сфера, 2010.- 448с. 5.          Савенков, А. И. Одаренный ребенок в массовой школе [Текст]/ А.

И. Савенков – М.: Сентябрь, 2014-208 с.

6.                      Диагностика детской одаренности [Электронный ресурс]. Режим доступа- - http://www.s11017.edu35.ru/teacher/test/275-dar   

7.                      Одаренные дети- детская психология [Электронный ресурс].

Режим доступа- http://tvoypsiholog.ru/publ/odarennye_deti/17-1-0-711   

8.                      Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М., 2018

 

9.                      Сбоева Е.Н. Дополнительное образование детей как ресурс развития одаренности, [Электронный ресурс]. Режим доступа -

https://dopobr.68edu.ru/wp-content/uploads/2016/11.pdf  

Педагогические условия успешной работы с одаренными обучающимися в системе дополнительного образования

Педагогические условия успешной работы с одаренными обучающимися в системе дополнительного образования

При этом одним из актуальных вопросов развития системы дополнительного образования является подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, современного педагога, педагога новой формации - самостоятельной творческой личности, владеющей…

При этом одним из актуальных вопросов развития системы дополнительного образования является подготовка высококвалифицированных педагогических кадров, современного педагога, педагога новой формации - самостоятельной творческой личности, владеющей…

Автор, являясь педагогом-психологом, по большей части уделяет внимание особенностям развития обучающихся в их творческой и познавательной сфере

Автор, являясь педагогом-психологом, по большей части уделяет внимание особенностям развития обучающихся в их творческой и познавательной сфере

С другой - одаренные дети не должны являться «исключением» и быть «белыми воронами»

С другой - одаренные дети не должны являться «исключением» и быть «белыми воронами»

Учащихся города, в частности Дворца, каждый год ожидают научнопопулярные лекции ведущих ученых

Учащихся города, в частности Дворца, каждый год ожидают научнопопулярные лекции ведущих ученых

Творцы нового – мы!» Основная цель

Творцы нового – мы!» Основная цель

И. Савенков – М.: Сентябрь, 2014-208 с

И. Савенков – М.: Сентябрь, 2014-208 с
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.03.2024