Данный материал рассказывает об использовании современных педагогических технологий в детском объединении греко-римская борьба. Детально в методической разработке рассказывается о игровой технологии, технологии здоровьесбережении, личностно-ориентированной технологии, проектной технологии, дифференцированной технологии. Греко-римская борьба является одной их разновидностей спортивной борьбы, которая пользуется популярностью у воспитанников УДОДанный материал рассказывает об использовании современных педагогических технологий в детском объединении греко-римская борьба. Детально в методической разработке рассказывается о игровой технологии, технологии здоровьесбережении, личностно-ориентированной технологии, проектной технологии, дифференцированной технологии. Греко-римская борьба является одной их разновидностей спортивной борьбы, которая пользуется популярностью у воспитанников УДО
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Восход»
городского округа Самара
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ:
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ
ОБЪЕДИНЕНИИ ГРЕКОРИМСКАЯ БОРЬБА»
Авторразработчик: Кропотов А.Е.,
педагог дополнительного образования
1Самара, 2018
«Как сделать, чтоб уменье в пользу пошло?
Гармония нужна – здесь нет сомнений!
От умственной нагрузки – под крыло
Физических активных упражнений!»
П. Ф. Лесгафт
На сегодняшний день характерной чертой современной концепции
физического воспитания является смещение акцента в сторону повышения
образовательной направленности, как определяющего условия успешного
формирования физической культуры личности школьника. Педагогическая
деятельность в системе дополнительного образования направлена на
комплексный подход преподавания физической культуры и грекоримской
борьбы, так как она важнейшее и эффективное средство не только физического,
но и интеллектуального, нравственного, эстетического развития.
Решая задачи физического воспитания, педагог дополнительного
образования грекоримской борьбы свою деятельность строит на таких важных
компонентах, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное
совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к
систематическим занятиям физическими упражнениями и грекоримской
воспитание моральных и волевых качеств,
формирование
борьбой,
гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Педагог учит своих
воспитанников способам творческого применения полученных знаний, умений и
навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной
работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий. Конечно,
одни только традиционные педагогические технологии уже не могут, в полной
мере, помочь мне максимально реализовать поставленные цели и задачи. И мне
как педагогу пришлось обратиться к современным образовательным
технологиям и электронным образовательным ресурсам.
2Использование широкого спектра современных педагогических технологий
дает мне возможность продуктивно использовать время во время тренировок и
добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Важнейшее требование современного занятия это обеспечение
дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся, с учётом их
состояния здоровья(справки от врача о состоянии здоровья), физического
развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических
свойств. Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для
обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области занятия
боксом. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из
главных причин неуспеваемости ученика в занятиях боксом, в полном
отсутствии у ученика результатов.
Учащемуся с высоким уровнем развития двигательных качеств не
интересно на уроке, рассчитанном на среднего воспитанника. Помимо этого
воспитанники занимающиеся боксом делятся на основную, подготовительную и
специальную группы. Поэтому в деятельности педагога ДО по грекоримской
борьбе необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа
освоения программного материала, и оценки достижений.
Исходя из всего перечисленного, в своей педагогической, спортивной
деятельности используются следующие технологии воспитания и обучения:
Для получения запланированных результатов и для обеспечения успешного
обучения тактике грекоримской борьбе использую разнообразные формы,
средства, методы, способы и приемы обучения, которые составляют
В своей педагогической
инструментарий педагогического процесса.
деятельности педагог ДО использует технологии, место которых зависит от
целей, содержания и форм обучения:
Традиционное обучение: на занятиях тренировках, где основной формой
организации учебнопедагогического процесса является занятие, и вся группа
3занимается по одной программе, в результате наблюдается стабильно высокий
уровень абсолютной и качественной результативности воспитанников.
Здоровьесберегающие технологии: на занятиях – тренировках,
направленность целей и технологий занятий соответствует гигиеническим и
экологическим требованиям, наличие моментов, направленных на сохранение и
укрепление здоровья учащихся.
В результате:
сократилось количество учащихся отнесенных к специальной
медицинской группе, наметилась устойчивая тенденция улучшения
здоровья учащихся; увеличился охват детей различными формами
физкультурнооздоровительной работы ; повысился уровень физической
подготовленности школьников ;
повысился уровень информированности учащихся о здоровом образе
жизни; повысился уровень мотивации к занятиям физической культурой.
Технологии дифференцированного обучения: учет индивидуальных
особенностей и уровня физической подготовленности детей, определение
дозированной нагрузки, возможность наметить для каждого свою траекторию
продвижения в освоении учебного материала.
Информационнокоммуникативные технологии: в средних и старших
классах внедряются в учебную деятельность элементы поиска, исследования,
что позволяет развивать у школьников научные умения, методологическую
культуру. ИКТ используются при подготовке к спортивнооздоровительным
мероприятиям, спортивным праздникам, соревнованиям и при выполнении
учащимися проектов, результатом которых является создание презентаций по
теме здорового образа жизни и пропаганды физкультуры и спорта.
Использование ИКТ в работе позволяет добиться повышения качества знаний
учащихся по предмету, интереса к учению, более осознанного отношения к
4своему здоровью и повышения мотивации учащихся для занятий физической
культурой
Технологии компетентностно ориентированного обучения: используются
метод проектов как педагогическую технологию для подготовки и участия в
НПК. Много внимания уделяется формированию ключевых компетентностей:
информационной, коммуникативной, компетентности решения проблем,
компетентности социального взаимодействия. Виды проектов, выполняемых
учениками: информационные проекты используются для написания рефератов и
докладов по физической культуре, истории олимпийских игр, формированию
исследовательский проект
осанки,
здоровому образу жизни;
«Экспериментальное исследование уровня физической подготовленности и
ЗОЖ» ставит цель – расширение знаний о наиболее актуальных аспектах в
физическом развитии и повышении двигательной активности и уровня
физической подготовленности, укреплении здоровья. В процессе подготовки
проектов учащиеся учатся определять проблему, над которой хотели бы
работать, осуществляют самостоятельный поиск информации по данной
проблеме, анализируют ее и приводят в систему.
Технология личностноориентированного подхода в обучении: личностно
ориентированный подход применяю в каждом классе, для каждого ребенка. Эта
технология направлена на удовлетворение потребностей и интересов ребенка.
При использовании данного подхода прилагаются основные усилия к развитию
в каждом из них уникальных личностных качеств. Для реализации такого
подхода в обучении использую базовое физическое воспитание (в соответствии с
Государственным образовательным стандартом); оздоровительную физическую
подготовку (для основной медицинской группы учащихся); профильную
спортивную тренировку (для школьников, обладающих способностями к
спортивной деятельности).
5Технология игрового моделирования. Применяются на каждом уроке в
каждом классе, на дополнительных спортивных занятиях по ОФП, при
В
проведении внеклассных спортивнооздоровительных мероприятий.
результате происходит повышение эффективности урока, качества усвоения
учебного материала учащимися, реализация потребности личности учащегося в
усиление
самовыражении,
самоопределения,
саморегуляции,
здоровьесберегающего аспекта.
Тестовая технология: Применяется на каждом году обучения текущий,
промежуточный и итоговый контроль знаний, умений и навыков. Используется
тестовый контроль в компьютерном варианте по определению уровня
физической подготовленности школьников,
эффективность контроля знаний, умений, навыков, объективность контроля.
что позволяет повысить
ТЕХНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
создание благоприятных условий для каждого воспитанника.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
Основой содержания личностноориентированного обучения является:
формирование у воспитанников двигательных умения и навыков, на базе
которых строится учебнотренировочный процесс по грекоримской
борьбе;
личностноориентированное обучение воспитанников в учреждениях
спортивной направленности – это целенаправленное формирование
личности воспитанника посредством его физического развития с учетом
его способностей;
определение уровня физического развития каждого воспитанника с
помощью тестов и нормативов;
определение состояния здоровья каждого воспитанника во время
проведения обязательных (2 раза в год) медицинских осмотров.
6РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Технология личностноориентированного обучения ориентирует
воспитанников на развитие своей индивидуальности. При применении данной
технологии у тренерапреподавателя появляется возможность работы с каждым
воспитанником индивидуально, при этом индивидуальная работа ведется в
рамках работы со всей учебнотренировочной группой.
Благодаря данной технологии тренерпреподаватель имеет возможность
систематизировать и учитывать индивидуальные особенности каждого
воспитанника при планировании и проведении учебнотренировочного процесса
ИГРОВАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
развитие познавательной активности воспитанников;
повышение интереса к систематическим занятиям грекоримской борьбой
у каждого воспитанника;
создание командного духа в спортивном коллективе;
повышение эмоциональности учебнотренировочного процесса.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
При проведении учебнотренировочного процесса применяю следующие приемы
игровой технологии:
включение в учебнотренировочные занятия не только обще развивающих
упражнений, но и эстафет, подвижных игр, спортивных игр;
включение в учебнотренировочные занятия элементов их тактических и
технических приемов таких спортивных игр, как бадминтон, волейбол,
баскетбол, ручной мяч;
проведение соревнований как внутри, так и между учебно
тренировочными группами, применение принципа системности и связи
теории с практикой, принципа наглядности, принципа всестороннего
развития личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
7Игровая образовательная технология способствует расширению кругозора,
формированию определенных умений и навыков, необходимых в практической
чувства коллективизма,
деятельности,
информированности воспитанников о других видах спорта, улучшению
развитию физических качеств,
спортивных показателей; профилактике сколиоза.
8ТЕХНОЛОГИЯ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Развитие у воспитанников необходимые мыслительные и физические
процессы, которые позволят решать проблемы и преодолевать препятствия, как
в учебнотренировочном процессе, так и в соревновательной деятельности.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
При проведении учебнотренировочного процесса целенаправленно
формирую такие условия, при которых воспитанники должны применять умения
и навыки для преодоления искусственносозданных препятствий на пути к
достижению поставленной цели.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Технология проблемного обучения дает возможность тренеру
преподавателю определить уровень сопротивляемости воспитанников к
условиям, которые могут возникнуть при участии в соревнованиях.
При планировании и проведении учебнотренировочных занятий с учетом
результатов применения технологии проблемного обучения тренер имеет
возможность проводить психологическую работу с воспитанниками,
направленную на преодоление сложных ситуаций.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Обеспечение сохранности здоровья воспитанников при проведении учебно
тренировочных занятий и в соревновательной деятельности по грекоримской
борьбе.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
При планировании и проведении учебнотренировочных занятий
учитываются возрастные особенности воспитанников;
9
с учетом особенностей каждого этапа подготовки формируется
благоприятный психологический фон на занятиях;
распределяется физическая нагрузка с учетом физических возможностей
воспитанников;
применяются методы и приемы, которые способствуют появлению,
развитию и сохранению интереса к занятиям грекоримской борьбой у
каждого воспитанника;
обязательный врачебный контроль за воспитанниками не реже 2 раз в год,
для спортсменов высокой квалификации – обязательная диспансеризация;
организация каникулярного отдыха.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Здоровьесберегающая технология способствует снижению вероятности
травм на учебнотренировочных занятиях и во время соревновательной
способствует снижению усталости после значительной
деятельности,
физической нагрузки, укреплению здоровья воспитанников и формированию
стойкого интереса к систематическим занятиям спортом.
ТЕХНОЛОГИЯ РАЗНОУРОВНЕВОГО ОБУЧЕНИЯ.
ЦЕЛЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Построение учебнотренировочного процесса, таким образом, который
позволяет воспитанникам переходить с одного уровня этапа подготовки на
следующий в зависимости от уровня спортивной подготовленности.
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
СПОСОБЫ ВНЕДРЕНИЯ:
Основой технологии разноуровневого обучения является такой подход к
построению учебнотренировочного процесса в УДО, при котором воспитанник
группы начальной подготовки может быть переведен на следующий этап
подготовки при достижении соответствующего спортивного результата вне
зависимости от возрастных рамок.
10При построении данной технологии подразумевается свобода тренера в
планировании и проведении учебнотренировочного процесса на всех этапах
спортивной подготовки.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ:
Технология многоуровневого обучения способствует достижению
воспитанников высоких спортивных результатов, так как при применении
данной технологии у воспитанников групп начальной подготовки возникает
наглядный ориентир в виде воспитанников групп следующих этапов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результативность применения всех новых образовательных технологий
зависит от личных качеств тренерапреподавателя, его компетентности, уровня
его образования, преданности профессии, а самое главное его любви к детям.
Большое значение в воспитании и образовании здорового подрастающего
поколения является тесное взаимодействие тренерапреподавателя и
воспитанника в контакте с родителями и УДО.
Только во взаимодействии всех участников образовательного процесса
кроется успех в достижении поставленных перед педагогом ДО целей.
11