«Педагогические условия развития сюжетно-ролевой игры детей среднего дошкольного возраста с нарушением зрения.»

  • Памятки
  • docx
  • 22.11.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра- одно из замечательных явлений жизни. Она оказывается весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Иконка файла материала statya.docx
«Педагогические условия развития сюжетно­ролевой игры детей среднего  дошкольного возраста с нарушением зрения.»   Сюжетно­ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра­ одно из замечательных явлений жизни. Она оказывается весьма серьезной и трудной проблемой   для   научной   мысли.   Основной   источник,   питающий   сюжетно­ролевую   игру ребенка,—   это   окружающий   его   мир,   жизнь   и   деятельность   взрослых   и   сверстников. Основной   особенностью   сюжетно­ролевой   игры   является   наличие   в   ней   воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд   событий,   которые   объединены   жизненно   мотивированными   связями.   В   сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий. Роль является основным стержнем сюжетно­ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого.[1] Так же мы опирались на исследования ученых таких, как Выготский, Аристотель, Платон, Рубинштейн, Хорош, Менджерицкая  и т.д.  Выдающийся исследователь в области психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим, безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.  Об обучающих и  развивающих возможностях игры известно давно. Игра как одно из удивительных явлений человеческой жизни привлекла к себе внимание философов и исследователей. Платон считал  игру одним из полезнейших занятий, Аристотель видел в ней источник душевного равновесия, гармонии души  и тела и отмечал пользу словесных игр для совершенствования интеллектуальных способностей. В игре особенно проявляются личностные     качества   ребенка.   Игра   для   ребенка­   это   сфера   самовыражения, самоопределения,   самопроверки,   самореабилитации.   Игра   важна   для   развития   детей любого   возраста,   но   особенно   в   дошкольном,   когда   она   является   ведущим   видом деятельности.   Именно   в   процессе   игры   у     дошкольников   формируется   личностные образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения.   Игровая деятельность изначально   требует   от   ребенка   определенного   уровня   развития   познавательных возможностей,   коммуникативных   навыков,   способности   к   определенным   волевым условиям, которые у детей с нарушением зрения зачастую оказывается нарушенными. Для того,   чтобы   своевременно   скорректировать   несовершенства   игровой   деятельности   у дошкольников данной категории, необходимо иметь представления об актуальном уровне развития их игры.  Некоторые   стороны   игровой   деятельности     с   нарушением   зрения   раскрыты   в работах таких исследователей, как К.Гросс,  Г. Спенсор, С.Л. Рубинштейн, Ж.Пиаже, Д.В. Венгери другие.  Так же в ходе нашей работы были раскрыты методы руководства сюжетно – ролевой игры. Использование методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от уровня развития их игровых умений и навыков.[3] Проблема развития сюжетно­ролевой игры   детей   дошкольного   возраста   в   трудах   отечественных   педагогов   и   психологов, рассмотрев   эту   проблему   можно   сделать   вывод   о   том,   что   игра   –   это   основной   вид деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и физические   силы   ребенка:   его   внимание,   память,   воображение,   дисциплинированность, ловкость и т.д. Кроме того, игра —это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе, так же были рассмотрены  особенности развития   игровой   деятельности   детей   дошкольного   возраста   с   нарушением   зрения,   услабовидящих   детей   вследствие   недостаточности,   зрительно­сенсорного   опыта наблюдаются неточные, фрагментарные представления о предметах и действиях с ними, что приводит к сдерживанию хода развития предметно­игровых действий, обедненности сюжета игры и снижению уровня совместных действий детей в игре. Предметные действия характеризуются   не   только   обедненностью   и   фрагментарностью,   но   и   сам   процесс овладения ими у слабовидящих детей растягивается во времени.[4] Библиографический список. 1) Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов / Под общей  редакцией   Н. Я . Михайленко,  – М., 1999­327 2)   Менджерицкая       Д.   В.     Воспитателю   о   детской   игре   /     Д.   В.   Менджерицкая,       – М:Просвещение,  2992  ­145с 3) Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под ред. Л.В Русскова. ­ М.: Просвещение 1986. ­ 280 с. 4) Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения: Справ. ­метод. пособие для учителя / В. П. Ермаков – М. : Просвещение, 1990. ­ 223с.