Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Игра- одно из замечательных явлений жизни. Она оказывается весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
«Педагогические условия развития сюжетноролевой игры детей среднего
дошкольного возраста с нарушением зрения.»
Сюжетноролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста.
Игра одно из замечательных явлений жизни. Она оказывается весьма серьезной и трудной
проблемой для научной мысли. Основной источник, питающий сюжетноролевую игру
ребенка,— это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.
Основной особенностью сюжетноролевой игры является наличие в ней воображаемой
ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это
ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете
раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны
участники событий. Роль является основным стержнем сюжетноролевой игры. Чаще всего
ребенок принимает на себя роль взрослого.[1]
Так же мы опирались на исследования ученых таких, как Выготский, Аристотель,
Платон, Рубинштейн, Хорош, Менджерицкая и т.д. Выдающийся исследователь в области
психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Она
заключается в том, что свобода и самостоятельность играющих сочетается со строгим,
безоговорочным подчинением правилам игры. Такое добровольное подчинение правилам
происходит в том случае, когда они не навязываются извне, а вытекают из содержания
игры, ее задач, когда их выполнение составляет главную ее прелесть.
Об обучающих и развивающих возможностях игры известно давно. Игра как одно
из удивительных явлений человеческой жизни привлекла к себе внимание философов и
исследователей. Платон считал игру одним из полезнейших занятий, Аристотель видел в
ней источник душевного равновесия, гармонии души и тела и отмечал пользу словесных
игр для совершенствования интеллектуальных способностей. В игре особенно проявляются
личностные
качества ребенка. Игра для ребенка это сфера самовыражения,
самоопределения, самопроверки, самореабилитации. Игра важна для развития детей
любого возраста, но особенно в дошкольном, когда она является ведущим видом
деятельности. Именно в процессе игры у дошкольников формируется личностные
образования, необходимые для дальнейшего школьного обучения. Игровая деятельность
изначально требует от ребенка определенного уровня развития познавательных
возможностей, коммуникативных навыков, способности к определенным волевым
условиям, которые у детей с нарушением зрения зачастую оказывается нарушенными. Для
того, чтобы своевременно скорректировать несовершенства игровой деятельности у
дошкольников данной категории, необходимо иметь представления об актуальном уровне
развития их игры.
Некоторые стороны игровой деятельности с нарушением зрения раскрыты в
работах таких исследователей, как К.Гросс, Г. Спенсор, С.Л. Рубинштейн, Ж.Пиаже, Д.В.
Венгери другие.
Так же в ходе нашей работы были раскрыты методы руководства сюжетно – ролевой
игры. Использование методов и приемов зависит от возрастных особенностей детей от
уровня развития их игровых умений и навыков.[3] Проблема развития сюжетноролевой
игры детей дошкольного возраста в трудах отечественных педагогов и психологов,
рассмотрев эту проблему можно сделать вывод о том, что игра – это основной вид
деятельности детей дошкольного возраста, в процессе которой развиваются духовные и
физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность,
ловкость и т.д. Кроме того, игра —это вид осмысленной непродуктивной деятельности, где
мотив лежит не в результате её, а в самом процессе, так же были рассмотрены особенности
развития игровой деятельности детей дошкольного возраста с нарушением зрения, услабовидящих детей вследствие недостаточности,
зрительносенсорного опыта
наблюдаются неточные, фрагментарные представления о предметах и действиях с ними,
что приводит к сдерживанию хода развития предметноигровых действий, обедненности
сюжета игры и снижению уровня совместных действий детей в игре. Предметные действия
характеризуются не только обедненностью и фрагментарностью, но и сам процесс
овладения ими у слабовидящих детей растягивается во времени.[4]
Библиографический список.
1) Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста: Сборник научных трудов /
Под общей редакцией Н. Я . Михайленко, – М., 1999327
2) Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре / Д. В. Менджерицкая, –
М:Просвещение, 2992 145с
3) Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / под
ред. Л.В Русскова. М.: Просвещение 1986. 280 с.
4) Ермаков В. П., Якунин Г. А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями
зрения: Справ. метод. пособие для учителя / В. П. Ермаков – М. : Просвещение, 1990.
223с.