Педагогический мониторинг классным руководителем в среднем звене.

  • doc
  • 28.02.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Педагогический мониоринг.doc

Педагогический мониторинг классным руководителем в среднем звене.

Подготовила: Пилюкова Наталия Васильевна

МБОУ Школа №17 г. Сарова 2025г.

 

Для решения задач воспитания и эффективной воспитательной работы важно непрерывное отслеживание основных параметров воспитательной деятельности, т. е проведение системы мониторинга.  (Нужно помнить что диагностика – работа, которую психолог или классный руководитель проводит  по мере необходимости, а мониторинг - постоянное отслеживание какого-либо процесса).

 

Мониторинг.

Мониторинг позволяет классному руководителю не только хорошо узнать детей и проследить за их развитием и становлением как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками.

 

Педагогический мониторинг.

Под педагогическим мониторингом процесса воспитания я понимаю систему сбора, анализа, отслеживания и коррекции, сопоставления результатов наблюдения для обоснования стратегии и прогноза развития воспитательной системы класса.       Педагогический мониторинг обеспечивает обратную связь в педагогической системе. Он выступает системным способом оценки качества воспитательного процесса, действие способов, приемов воспитательного воздействия. Он позволяет адаптивно корректировать процесс становления личности, устранять негативные подходы, обеспечивать эффективность воспитательного процесса. Педагогический мониторинг необходим для более оптимальной организации педагогического процесса.

 

Цель мониторинга: оценить состояние и результативность функционирования воспитательной системы класса, успешность воспитательного процесса в ней и уровень развития классного коллектива.

Объектом мониторинга является воспитательная система класса.

Предмет мониторинга – классный коллектив.

Функции мониторинга:

 

1) контрольно-корректировочная – это получение данных и корректировка процесса воспитания;

 

2) прогностическая – предвидение, предсказание прогнозирование изменений в развитии учащихся в будущем;

 

3) Воспитывающая – оказание учителем воспитательных воздействий на учеников.

 

 

Для исследования эффективности воспитательной системы класса я использую следующие критерии:

·         Уровень сформированности классного коллектива.

·         Уровень развития ученического самоуправления класса

·         Уровень вовлечённости обучающихся в коллективно-творческую деятельность, в работу актива класса.

·         Уровень состояния психического и физического здоровья учащихся.

·         Уровень удовлетворённости обучающихся и их родителей воспитательной моделью класса.

·         Уровень воспитанности учащихся.

·         Уровень социального развития ученика (готовность и умение взаимодействовать друг с другом в различных жизненных ситуациях, брать на себя ответственность, проявлять инициативу, работать в группе)

 

В качестве инструментария использую следующие основные методы педагогической диагностики:

 

Метод наблюдения.

Это наиболее доступный способ получения знаний об учащихся. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников. Эта методика требует определения целей и объекта наблюдения (какие именно качества и особенности изучать, а так же длительности и способов фиксации результатов.) Наблюдение даёт возможность видеть ученика в естественных условиях.

 

Метод беседы.

Беседа может быть стандартизованной или свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определённой последовательности, чтобы было легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развёрнутых сведений, но требует определённых навыков. Психологи рекомендуют задавать открытые вопросы, которые стимулируют свободные, развёрнутые ответы. Например: «Как проходит твой вечер?», а не «Любишь ли ты смотреть телевизор?»

 

Метод анкетирования.

Метод анкетирования и другие опросные методы дают различные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать подходящий вариант среди предложенных ответов). Анкетирование позволяет быстро собрать много легко обрабатываемых сведений. Возможные недостатки анкетирования – ответы не всегда могут быть полные, точные, искренние.

 

Я считаю, что основными направлениями мониторинга воспитательной работы в среднем звене являются изучение:

1. Личности ребёнка;

2. Развития классного коллектива;

3. Развития самоуправления в классе.

 

1. Личность школьника - главный показатель эффективности процесса воспитания.

 

Мониторинг проводится в соответствии с возрастными особенностями учащихся и помогает увидеть личность ребёнка с разных сторон.

Основу мониторинга составляет личностный рост ребенка. Качества личности в обобщённой форме представляют собой устойчивое состояние деятельности и определяют отношение человека к природе и обществу, государственной и частной собственности, к труду, людям и самому себе. Содержательная сторона, направленность действий и поступков характеризуют человека, его воспитанность.

Воспитанность школьника - это интегративный показатель сформированных отношений ученика к учебе, природе, обществу, людям и к себе.

Воспитанность включает культуру поведения (повседневные нормы поступков), этикет (их регламентированные формы) и манеру общения. Для воспитанного человека самосознание, ответственность за свои дела и поступки становятся определяющим мотивом поведения. Социальное требование предполагает личную моральную и гражданскую ответственность человека.

При мониторинге сравнивать ребенка можно только с самим собой, а не с другим ребенком.

 

Задачи мониторинга:

Определить:

1. Состояние уровня воспитанности учащихся;

2.  Уровень развития познавательного интереса;

3.  Уважение к людям

4.  Мотивация обучения

5. Эстетическая культура

6. Самосознание

7. Направленность личности

8.  Коммуникативные склонности

 

Методики:

 

5 класс:

- Взаимоотношения в семье (Т.Шрайберга)

- Выявление особенностей темперамента и уверенности в себе

- Диагностика нравственной воспитанности

- Методика изучения отношения к учебным предметам (Г.Н. Казанцевой)

- Умеете ли вы себя контролировать

 

6 класс:

- Готовность к саморазвитию

- Диагностика отношения к жизненным ценностям.

- Методика для изучения социализированности личности учащегося (М.И.Рожков)

- Отношение к нравственным нормам поведения

- Тест по определению развития волевых качеств

- Самооценка уверенности в себе

- Уровень воспитанности

 

7 класс:

- Ваша мотивация к успеху (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В)

- Методика оценки уровня воспитанности ученика (автор Н. П. Капустин)

- Методика определения силы воли

- Потребности в достижениях

- Тест по выявлению коммуникативных качеств личности

- Уровень конфликтности личности

 

8 класс:

- Диагностика структуры способностей (Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В.)

- Самооценка (Тест «Отношение к себе» Дереклеева Н.И., Тест «Как у тебя с самооценкой?»)

- Тест агрессивности (Опросник Л.Г. Почебут)

- Тест на самооценку стрессоустойчивости личности (Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В.)

- Тест по выявлению мотивов выбора профессии

- Тест по выявлению способности к общению

 

2. Детский коллектив как условие развития личности школьника.

 

Коллектив - высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали. Коллектив обладает повышенной эффективностью в работе.

Детский коллектив  - это такая группа детей, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения.

Школьный коллектив является основной социальной средой, в которой воспитывается личность.

Замечена закономерность: чем ближе по уровню своего развития группа находится к коллективу, тем более благоприятные условия она создает для проявления лучших сторон личности и торможения того, что в ней есть худшего. И напротив, чем дальше группа по уровню своего развития отстоит от коллектива, тем больше возможности она представляет для проявления в системе взаимоотношений худших сторон личности с одновременным торможением лучших устрем­лений.

Понятие коллективизма включает в себя постоянную заботу членов коллектива о его успехах, стремление противостоять тому, что разобщает, разрушает  коллектив.

Этапы формирования детского коллектива

- на первой стадии детский коллектив выступает преимущественно как цель и объект воспитательных воздействий взрослых. Свои функции инструмента воспитания он реализует главным образом лишь по отношению к отдельным детям.

- На второй стадии он используется педагогами как фактор приобщения всех детей к общественной культуре, расширения их социального опыта, обуславливающего формирование направленности личности как ее интегративной черты.

- На третьей стадии своего развития коллектив используется педагогами в корректировки социального опыта и развития творческой индивидуальности ребенка

 

Три воспитательных функции коллектива:

Организационная – детский коллектив становится субъектом управления своей общественно полезной деятельностью;

 

Воспитательная – детский коллектив становится носителем и пропагандистом  определенных идейно-нравственных убеждений;

 

Функцию стимулирования – коллектив способствует формированию нравственно ценных стимулов всех общественно полезных дел, регулирует поведение своих членов, их взаимоотношения.

В школьном коллективе с его многогранными отношениями обеспечивается всесторонне развитие личности, подготовка к активному участию в общественной жизни. 

 

Задачи мониторинга:

1. Изучается состояние эмоционально-психологических отношений в детском коллективе  и положение в нём каждого ребенка.

2. Определяется степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.

3. Изучение психологической атмосферы в коллективе.

4. Сформированность коммуникативной культуры

 

Методики:

5 класс:

- Какой у нас коллектив

- Методика изучения удовлетворённости учащихся школьной жизнью 

  (разработана А.А.Андреевым)

- Наши отношения (Л.И.Фридман)

- Социометрия (Дж.Морено)

 

6 класс:

- Оценка и самооценка «Каков мой класс»

- Методика "Мишень активности"

 

7 класс:

- Методика «Выявление мотивов участия учащихся в делах классного и общешкольного коллектива» (модифицированный вариант методики О. В. Мишина)

- Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (разработана Л.Г.Жедуновой)

 

8 класс:

- Определитель степени заинтересованности в коллективных поручениях и общественной активности

- Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива.

(разработана профессором Р. С. Немовым)

 

3. Самоуправление школьников как условие развития личности школьника.

 

Ученическое самоуправление – это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения общественно значимых целей

Цель ученического самоуправления - создание условий для самореализации и совместной деятельности подростков и взрослых, развития у них творческого потенциала, лидерских и организаторских способностей, взаимопонимания, активной гражданской позиции и общей культуры.

 

Через самоуправление решаются задачи:

         развитие, сплочение и координация ученического коллектива;

         самораскрытие и самореализация личности;

         умение планировать трудовую деятельность, рационально использовать рабочее время и место;

         повышение требовательности к себе и товарищам;

         воспитание нетерпимого отношения к нарушителям трудовой дисциплины;

         адаптация учащихся к непрерывно изменяющимся жизненным условиям;

         раскрытие школьников как мыслителей, способных прогнозировать свою жизнь;

         формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.

 

Самоуправление  класса складывается из распределения конкретных обязанностей между определенными учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.

 

Показатели развития самоуправления в классе

1. Самостоятельность в принятии и реализации решений.

2. Равенство прав членов коллектива.

3. Инициативность и творчество.

4. Единство прав и обязанностей членов коллектива.

5. Единство слова и дела, действенность принимаемых  решений.

6. Ответственность членов коллектива за его дела.

7. Взаимодействие коллектива и его органов самоуправления.

8. Критичность и самокритичность, самоконтроль и взаимоконтроль членов коллектива.

 

 

Задачи мониторинга:

Определить:

1. Степень самооценки каждого ученика;

2. Уровень социальной активности;

3. Выявление лидера с целью самоуправления в классе;

5. Уровнь развития самоуправления

 

 

Методики:

 

5 класс:

- Мотивы участия школьников (Л.В. Байбародова)

- Самоуправление в 5 классе (М.И.Рожкова)

- Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

(подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

 

6 класс:

- Тест по выявлению организаторских способностей (Е.Н. Прошицкая)

- Методика диагностики уровня творческой активности учащихся

(подготовлена М.И. Рожковым, Ю.С. Тюнниковым, Б. С. Алишевым, Л.А. Воловичем)

- Методика определения уровня развития самоуправления в ученическом коллективе

 

7 класс:

- Тест по выявлению организаторских способностей.

- Каков ваш творческий потенциал?

- Методика выявления уровня развития самоуправления

 

8 класс:

- Методика «Наши отношения»

- Технология «Мастерская будущего» (по С.К.Кашлеву)