СОДЕРЖАНИЕ
Информация об опыте ……………………………………………………2
Технология опыта ……………………………………………………...…7
Результативность опыта ………………………………….........………..12
Библиографический список ……………………………………..………14
Приложение ……….……………………………………………………..15
Тема: Развитие эмоциональной отзывчивости детей с задержкой психического развития посредством интеграции музыкального воспитания и физической культуры
РАЗДЕЛ I
Информация об опыте
Условия возникновения, становления опыта
Свою педагогическую деятельность инструктор по физической культуре Жупикова Людмила Ивановна, музыкальный руководитель Попова Светлана Игоревна осуществляют в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саду № 41 «Семицветик» Старооскольского городского округа, который расположен в юго-западной черте города внутри жилого микрорайона по адресу: м-н Рудничный д. 4а. В нем функционирует 13 групп, две из которых - группы компенсирующей направленности.
В группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития коррекционно-образовательный процесс осуществляется по адаптированной основной образовательной программе для детей с задержкой психического развития.
Эмоциональная сфера дошкольников с ЗПР имеет следующие особенности: низкая степень осознанности эмоциональных переживаний, неадекватность формулировок, сниженный по сравнению с нормой уровень контактности, большое количество протестных реакций. Эти особенности проявляются как преобладание пассивной позиции с оборонительными чертами; депрессивные черты, отражающиеся в повседневном поведении и игре, хроническое эмоциональное напряжение и невротические симптомы.
У дошкольников с задержкой психического развития наблюдается отставание в развитии эмоций, наиболее выраженными проявлениями которого являются эмоциональная неустойчивость, лабильность, легкость смены настроения и контрастных проявлений эмоций. Они легко и, с точки зрения наблюдателя, часто немотивированно переходят от смеха к плачу и наоборот. Нередко у дошкольников с задержкой психического развития отмечается состояние беспокойства, тревожность.
Наблюдения за поведением дошкольников показало, что они эмоционально откликаются на музыку, начинают ритмично двигаться, у детей улучшается настроение.
Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР по методике, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом «Тест тревожности для детей дошкольного возраста», методика «Изучения высших чувств», а также был проведен «Цветовой тест М. Люшера».
По результатам теста тревожности для детей дошкольного возраста у 74% детей с задержкой психического развития (средняя оценка от 45 до 65 баллов), что рассматривается, как показатель высокого уровня тревожности. Это объяснялось тем, что они пытаются уйти от насущных проблем, трудностей, волнений. Стремятся преодолеть барьер, который по их мнению отделяет их от других - эти дети считают существующую обстановку враждебной и требующей от них слишком много.
Выполняя второе задание, можно сделать вывод о том, что многие дети (90%) просто описали картину, т.е. то, что на ней изображено. Свое отношение к ней выразили так: “Мне понравилась картина" или “Мне не понравилась эта картина”, а почему, объяснить не смогли. Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод, что высшие чувства у детей с задержкой психического развития, находятся на низком уровне, недостаточно развиты.
Цветовой тест Люшера применялся для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Каждому ребенку предъявлялись восемь различных по цвету карточек, и предлагалось сделать выбор наиболее привлекательных цветов. В результате было выявлено наличие тревожности и агрессивности, выраженной в достаточно высокой степени у 50% детей, остальных детей из группы была обнаружена тревожность, выраженная средней степени.
Учитывая результаты диагностики и то, что эмоциональный отклик у дошкольника с ЗПР вызывают выполнение двигательных упражнений под музыкальное сопровождение, педагоги пришла к выводу о необходимости интеграции музыкального воспитания и физической культуры как в организованной так и свободной образовательной деятельности.
Актуальность опыта
Проблема помощи детям с задержкой психического развития приобрела в последние годы особую актуальность по причине значительного роста дошкольников, страдающих задержкой психического развития.
Наибольшие затруднения у дошкольников с ЗПР вызывает выполнение физических упражнений различной координационной сложности, связанных с ориентировкой в пространстве, точностью движений, глазомером, функцией равновесия. Физическая культура обладает большим оздоровительно-коррекционным потенциалом. Двигательный анализатор имеет обширные связи со всеми структурами центральной нервной системы, принимает участие в их деятельности и имеет огромное значение в развитии функций мозга. Для гармоничного психического и эмоционального развития дошкольников чрезвычайно важно своевременное овладение детьми разнообразными двигательными действиями.
«Музыка, обладающая исключительной силой эмоционального воздействия, оказывает благотворное влияние на повышение качества движения. Она способствует выразительности, четкости, координации движений; эмоциональному переживанию музыкальных образов; развитию слуха», — писала Александра Владимировна Кенеман [6].
Однако в существующей адаптивной образовательной программе для детей с задержкой психического развития отсутствует описание применения интегративного подхода к музыкальному и физическому развитию детей данной группы.
Таким образом, выявляются следующие противоречия:
- между возрастающими требованиями к качеству дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в эмоциональной сфере и недостаточными возможностями традиционного подхода к музыкальному и физическому развитию дошкольников с ЗПР;
- между необходимостью формирования эмоциональной отзывчивости у дошкольников и невозможностью ее осуществления без интеграции музыкального воспитания и физической культуры;
- между потребностью у родителей в стабилизации эмоционального состояния их детей и отсутствием достаточной педагогической компетентности в этой области.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования у дошкольников эмоциональной отзывчивости через интеграцию музыкального воспитания и физической культуры, способствующей наилучшему развитию личности каждого ребёнка в соответствии с его возможностями.
Длительность работы над опытом
Работа над опытом охватывает период с сентября 2016 года по май 2019 года.
Свою работу педагоги строила в три этапа:
С сентября по октябрь 2016 года – Аналитико-диагностический. Проведение диагностики по выявлению знаний и практических умений, сбор информации и анализ методической и художественной литературы по теме, изготовление атрибутов, пособий.
С ноября 2016 года по апрель 2019 года - Практический. Составление примерного плана организации интегративных мероприятий (Приложение № 2), проведение их в единой системе, работа с родителями.
С апреля 2019 года по май 2019 года – Обобщающий. Проведена диагностика уровня эмоционального состояния дошкольников, подведение итога работы.
Диапазон опыта представлен системой работы с детьми от 4 до 7 лет в рамках совместной деятельности (инструктор по физвоспитанию-музыкальный руководитель-ребенок-воспитатели-родители) по развитию эмоциональной отзывчивости с применением интегративного подхода в музыкальном воспитании и физической культуре.
Теоретическая база опыта
Понятие "задержка психического развития"(ЗПР), по мнению Мастюковой Е.М., употребляется по отношению к детям со слабо выраженной недостаточностью центральной нервной системы - органической или функциональной. У этих детей нет специфических нарушений слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелых нарушений речи, они не являются умственно отсталыми. В то же время у большинства из них наблюдается незрелость сложных форм поведения, недостатки целенаправленной деятельности на фоне повышенной истощаемости, нарушенной работоспособности, энцефалопатических расстройств, а также нарушения сформированности координационных способностей. [2].
Эмоциональное состояние ребенка имеет особое значение в психическом развитии. Эмоции — особый класс психических процессов и состояний, который составляют переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлением действительности.
В исследованиях М.С. Певзнер и Т.А. Власовой отмечается, что для детей с ЗПР характерна, прежде всего, неорганизованность, некритичность, неадекватность самооценки. Эмоции детей с ЗПР поверхностны и неустойчивы, вследствие чего дети внушаемы и склонны к подражанию.
Таким образом, можно выделить ряд существенных особенностей, характерных для эмоционального развития детей с ЗПР: незрелость эмоционально-волевой сферы, органический инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов, гиперактивность, импульсивность, склонность к аффективным вспышкам.
Впервые работу по коррекции эмоциональной сферы у дошкольников с ЗПР разработал В.В.Лебединский с соавторами, который указал, что регулировать эмоционально-волевую сферу возможно с помощью 4 основных уровней:
- полевой реактивности – цветовые и звуковые стимулы, подбор правильного места и времени для проведения занятий;
- аффективных стериотипов – восприятие и произведение ритмических стимулов чувствительности (тактильной, вкусовой, мышечной и прочих);
- аффективной экспансии – обучение ребенка взаимодействовать с окружающим миром за счет игры, обучение решать и сглаживать конфликтные ситуации;
- эмоционального контроля – обучение работать в коллективе (понятия «партнерство» и «сотрудничество»), развитие самоконтроля в условиях групповых занятий. [1].
По мнению Максимова С. Ю., «в данных условиях является очевидным, что, воздействуя на исправление нарушений двигательного характера у детей с ЗПР, можно оказать влияние на формирование их когнитивных процессов, оптимизируя тем самым коррекционную функцию адаптивного физического воспитания. Положительный эффект воздействия музыкально-двигательных технологий на когнитивные процессы дошкольников с ЗПР подтверждается результатами научных исследований» [3].
В трудах выдающихся музыковедов Асафьева Б. [4], Теплова Б. М. [5]
отмечается, что восприятие музыки является слухо-двигательным процессом. Вне зависимости от своего сознания слушатель воспринимает ритм и эмоциональное содержание музыкального произведения. Учет данных фактов при организации двигательной активности дошкольников с ЗПР, позволяет рассматривать музыку как дополнительную, педагогически организованную коррекционно-развивающую среду.
Сочетание движений с четко дозированным музыкальным ритмом позволяет оказывать воздействие на состояние нервной, нервно-мышечной систем дошкольников с ЗПР, а так же развитие у них ритмичности двигательных действий.
Таким образом, музыкальное сопровождение занятий, их игровая основа позволяют оптимизировать физическое развитие детей дошкольного возраста с ЗПР, а также способствовать развитию их эмоциональной отзывчивости.
Новизна опыта заключается в применении интегративного подхода в организации музыкального и физического развития детей с ЗПР, направленного на стабилизацию их эмоционального состояния.
Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта
Данный опыт может быть реализован в дошкольных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность как по адаптированным образовательным программам дошкольного образования для детей с задержкой психического развития, так и для дошкольников младшей группы осуществляющих образовательную деятельность по основной образовательной программе.
РАЗДЕЛ II
Технология опыта
Целью опыта является применение интегративного подхода в музыкальном воспитании и физическом развитии дошкольников с ЗПР, способствующего развитию у них эмоциональной отзывчивости, обеспечивающей личностное развитие каждого ребенка соответствующее его возможностям.
Достижение цели предполагает решение следующих задач:
1.Составление примерного плана организации интегративных мероприятий с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития;
2. Обогащение образовательной деятельности по физическому развитию дошкольников с ЗПР музыкальным сопровождением, музыкально-ритмическими играми и упражнениями;
3. Реализация основных направлений эмоционального развития дошкольников в соответствии с адаптированной образовательной программой для групп компенсирующей направленности;
4. Вовлечение родителей в образовательный процесс по развитию у дошкольников эмоциональной отзывчивости во время музыкально-двигательной деятельности.
Педагогом были определенны основные принципы, которые легли в основу опыта:
- принцип системности и доступности развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип динамического изучения, определяющий зону ближайшего развития, а значит и обучаемость ребенка.
- принцип комплексности, предусматривающий тесную взаимосвязь в работе участников коррекционно-развивающего процесса;
- принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить адресные технологии в зависимости от структуры и выраженности нарушения;
- деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в развитии.
На первом этапе совместной деятельности музыкального руководителя и инструктора по физической культуре была изучена и проанализирована научно – методическая литература по исследуемой проблеме, подобран диагностический материал и проведена педагогическая диагностика.
Интеграция образовательных областей в рамках единого пространства развития ребенка является значимой и необходимой в работе с детьми. Суть такой интеграции состоит в воспитании и развитии детей, на межпредметной и междеятельностной основе. Наибольший эффект интегрированные занятия имеют тогда, когда это не единичные экспериментальные занятия, а построенная система взаимодействия специалистов, обеспечивающих обучение, воспитание и развитие детей.
Опираясь на собранный материал, педагоги составили перспективно-тематическое планирование (Приложение № 2) и разработали конспекты интегрированных совместных мероприятий.
На втором этапе педагоги реализовали разработанную систему интегрированных мероприятий, как в организованной образовательной деятельности, так и в свободной совместной деятельности.
Дошкольный возраст обычно подразделяют на младший, средний и старший. Однако у ребенка с нарушенным темпом психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Вследствие этого основные линии развития, значимые для ребенка с задержкой психического развития, рассматриваются в двух возрастных периодах: младший дошкольный возраст — от 3 до 5 лет и старший дошкольный возраст — от 5 до 7 лет. Поэтому в разновозрастной группе для детей с задержкой психического развития выделяют две подгруппы младшую и старшую.
Личность дошкольников с ЗПР эмоционально неустойчива, нарушен самоконтроль во всех видах деятельности, агрессивность поведения и его провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу во время игры и занятий, суетливость, частую смену настроения, неуверенность, чувство страха, манерничанье, фамильярность по отношению к взрослому. Незначительный повод может вызвать эмоциональное возбуждение и даже резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации.
Недостаточная эмоциональность дошкольников описываемой категории проявляется и в их отношении к игрушкам. В отличие от нормально развивающихся детей у них обычно нет любимых игрушек.
Волевые качества таких детей тоже находятся на низком уровне: дети не умеют сдерживать эмоции. Внешне такие дети могут казаться вполне жизнерадостными, однако переизбыток эмоционального реагирования негативно сказывается на формировании психики.
Ориентируясь на вышеперечисленные особенности дошкольников, специалисты осуществляли свою деятельность в трех направлениях:
- обогащение любых занятий физической культурой музыкальным сопровождением, начиная от утренней гимнастики и заканчивая организованной образовательной деятельностью;
- увеличение времени на выполнение музыкально-двигательных упражнений во время музыкальных занятий за счет сокращения времени на пение и слушание музыкальных произведений;
- проведение еженедельных развлечений и совместных с родителями ежемесячных музыкально-физкультурных праздников.
Наблюдая за детьми в свободной деятельности, педагоги выделили те музыкальные произведения, которые вызывают положительный эмоциональный отклик. Именно эти произведения включались в сопровождение двигательной деятельности. Ритмичные песни детского ансамбля «Барбарики» наиболее органично вписались в утреннюю гимнастику и общеразвивающие упражнения в организованной образовательной деятельности.
Музыка, сопровождающая физические упражнения, создавала определенный эмоциональный настрой, активизировала внимание детей. Влияя на физиологические процессы детского организма, она увеличивала амплитуду дыхания, легочную вентиляцию. Для активизации малоподвижных детей, музыка помогала установить нужный темп и ритм выполнения упражнений. У дошкольников с ЗПР процессы возбуждения преобладали над процессами торможения, ребенка с синдромом двигательной активности могла успокоить в конце занятия спокойная музыка или релаксационная музыка со звуками природы. Наиболее целесообразно музыкальное сопровождение проводилось в водной части: ходьба, бег, поскоки, общеразвивающие и строевые упражнения. В основной части занятия при выполнении основных видов движения, музыкальное сопровождение применялось в зависимости от этапа разучивания физических упражнений. При разучивании — на 1-ом занятии, музыка не использовалась, так как она не способствовала сознательному управлению двигательным навыком. Под музыку дети хорошо усваивали ритм движений, темп выполнения их, и у специалиста появлялась возможность, не прерывая упражнения, оказывать индивидуальную помощь. Результаты хронометража показали, что при одинаковой длительности и содержании физическая плотность ОРУ, значительно выше при музыкальном сопровождении, чем без него.
Второе направление больше относилось к младшей подгруппе детей с ЗПР, так как чаше всего эти дети не умели говорить или речь их была слабо развита, поэтому целесообразнее перераспределить время проведения частей занятия в пользу музыкально-ритмических, танцевальных движений и музыкальных игр. При освоении новых движений детям с ЗПР в большинстве своем требовалось гораздо большего количества повторений, а так же при формировании навыков в пении, слушании, поэтому роль упражнений очень велика.
Музыкальные произведения, определенные программой музыкального развития дошкольники слушали, воспринимали пояснения педагога, но сами не говорили. Свои эмоции дети выражали через движения, картинки, которые педагог подбирала к музыкальному произведению. Для дошкольников старшего возраста музыкальный руководитель демонстрировала репродукции картин известных художников И.Шишкина «Утро в сосновом лесу», И.Левитана «Золотая осень», «Одуванчики», «Сирень», В.Серова «Девочка с персиками» и других. Развитие детей данной категории скачкообразно, поэтому педагогам приходилось вносить коррективы в планирование. Музыкальный руководитель нашла другой выход в музыкальном образовании дошкольников: она подбирала те песенки, под которые дети могут подвигаться и немного пошуметь, сбрасывая отрицательную энергетику. Например, «Буги-вуги», «Танец маленьких лягушат», «Антошка» и другие.
Третье направление деятельности требовало объединения всех педагогов в процесс подготовки: воспитателей, специалистов, родителей.
Активное участие родителей в праздниках и развлечениях создавало необходимый положительный эмоциональный фон. Родителей заранее знакомили со сценарием развлечения, с теми задачами, которые решались на этом мероприятии. Чаще всего, родители просто сопровождали своего ребенка, помогали выполнять движения, поддерживали его в играх и играли сами, заражая своим оптимизмом и передавая заряд положительных эмоций. Например, при проведении музыкально-спортивного развлечения «В гости к Осени в волшебный лес» дошкольники вместе с родителями гуляли по осеннему лесу, собирали разноцветные листочки, играли с ними, а также танцевали. Вместе со своим ребенком каждый родитель выполнял творческое задание «Осенний букет из листьев». Во время проведения развлечения дошкольники услышали чарующие звуки музыкальных произведений Чайковского «Времена года», «Детский альбом». Общеразвивающие упражнения дети выполняли под современную ритмичную музыку (Приложение №3). Продолжительность таких развлечений не превышает 20-30 минут, так как даже переизбыток положительных эмоций может неожиданно привести к негативным последствиям: раздражению, плаксивости, агрессии.
Спортивно-музыкальное развлечение «Поможем ежику найти друга» проводилось без присутствия родителей, но при участии всех педагогов, работающих в данной группе. Дошкольники, мотивированные поиском зайчика, «пробирались» сквозь лесные чащи, переступая через коряги, перепрыгивая через ручейки. При этом логично подобранное музыкальное сопровождение усиливало эффект преодоления препятствий. Тем радостнее был результат поиска, завершавшийся хороводной игрой с зайчиками (Приложение № 4).
Родители на протяжении всего периода пребывания их ребенка в детском саду были соратниками и помощниками педагогов. Они как никто другой понимали свою ответственность за свой вклад в развитие ребенка. Участие в таких мероприятиях позволяло родителям познакомиться с возможными вариантами взаимодействия с ребенком, проведением досуга в кругу семьи. А главное, вселяло в родителей надежду на положительную динамику в психическом развитии ребенка. В течение учебного года в группе регулярно проводились родительские собрания, консультации, индивидуальные и подгрупповые беседы. Инструктором по физической культуре совместно с музыкальным руководителем были подготовлены рекомендации «Вместе весело шагать под музыку!», «Детские музыкально-спортивные развлекалочки», «Пошелестим листочками?» и другие. Активно работала «Обратная связь» - почтовый ящик, куда родитель мог анонимно опустить листок с вопросом на любую тему.
Особую активность родители стали проявлять в подготовке к утренникам, праздникам, развлечениям: помогали готовить атрибуты, шили костюмы, сами участвовали в роли героев. Например, при проведении развлечения «Приключения Колобка» родители исполняли роли Зайца, Волка, Медведя. Роль плутовки Лисы выполняла музыкальный руководитель, чтобы не ухудшать эмоциональный настрой дошкольников.
Развивающая предметно-пространственная среда музыкального и спортивного залов пополнилась дополнительным нестандартным оборудованием: разноцветными зонтиками, султанчиками, шумелками, гремелками, «мокроступами», «звериными следочками» и другими.
После проведения совместных мероприятий в группе появлялись фотоколлажи. Родители также стремились поделиться радостью после проведения совместных домашних праздников в виде фотостраничек на стенде «Вот какие мы МОЛОДЦЫ!».
Все это не смогло не сказаться на положительных результатах работы по воспитанию эмоциональной отзывчивости у дошкольников с ЗПР.
Раздел III
Результативность опыта
Проведение итоговой диагностики эмоциональной сферы детей дошкольного возраста с ЗПР также проводилось по методике американских психологов Р. Тэмла, М. Дорки и В. Амена «Тест тревожности для детей дошкольного возраста», методика «Изучения высших чувств».
По результатам теста тревожности для детей дошкольного возраста данный показатель снизился до 50 балов у 25 % детей с задержкой психического развития (средняя оценка от 45 до 65 баллов), что рассматривается, как положительная динамика уровня тревожности. Это объяснялось тем, что дети преодолели барьер, отделяющий их от других детей. Дошкольники стали больше общаться друг с другом, объединяясь в совместные краткосрочные игры. Уменьшилось количество отрицательных эмоциональных всплесков в поведении у 45 % детей.
Выполняя второе задание, можно сделать вывод о том, что говорящие дети (25%) описывали картину, перечисляя то, что на ней изображено и выражали свои чувства. Однако уровень высших чувств у детей с ЗПР остается на низком уровне.
Цветовой тест М.Люшера подтвердил положительную динамику в уменьшении уровня тревожности в данной группе. У детей с задержкой психического развития тест показал наличие тревожности и агрессивности высокой степени уже только у 30% детей (против 50% при начальной диагностике), основные цвета занимали преимущественно позиции с 5-8, дополнительные цвета находились на позиции с 1-5.У 70 % детей была выявлена средняя степень тревожности, основные цвета опустились до 7 позиции.
Организованная образовательная деятельность по музыкальному и физическому развитию дошкольников в группе компенсирующей направленности стала носить индивидуально-ориентированную направленность на потребности и возможности каждого ребенка.
За счет введения тщательно продуманного педагогами музыкального сопровождения не только улучшилось эмоциональное состояние детей на занятии, но и повысилась их двигательная активность, улучшилось их физическое развитие, что сказалось на результатах итоговой диагностики физического развития детей группы компенсирующей направленности.
Повысилось качество музыкальных занятий: дети с удовольствием выполняют танцевальные движения, подпевают музыкальному руководителю, внимательно слушают музыкальные отрывки, радостно хлопают и смеются.
Повысился педагогический уровень родительской компетенции в воспитании ребенка с задержкой психического развития, пополнился их практический опыт общения и организации жизнедеятельности ребенка в семье.
Библиографический список:
1. Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский - М.: МГУ, 2007 - 197 с.
2. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция/ Е.М. Мастюкова.- М.: Просвещение, 1992. – 48 с.
3. Максимова С. Ю. Коррекционные возможности ритмической гимнастики в адаптивном физическом воспитании детей дошкольного возраста с задержкой психического развития / С. Ю. Максимова // Адаптивная физическая культура. - 2011. Т. 46, № 2. - С. 15-16.
4. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс / Б. Астафьев. - Л.: Музыка, Ленинградское отделение, 1971. - 376 с.
5. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Избранные труды: в 2 т. - М.: Педагогика, 1985. - Т. 1. - С. 42-223.
6. Кенеман А.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста [Текст] / А. В. Кенеман, Д. В. Хухлаева . - Москва : Просвещение , 1978. - 270, с.
7. Фадина Г.В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие / Г.В. Фадина.- Балашов: «Николаев», 2004. — 68 с.
8. Изард К.Э. Психология эмоций / К.Э. Изард - СПб.: Изд-во «Питер», 2008. - 464 с.
9. Медведева Е. А. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. / Е. А. Медведева. – М.: Издательский центр «Академия», 2002 .- 224 с.
Приложение
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Приложение № 2 Календарно-тематическое планирование организации совместных интегрированных мероприятий с детьми группы компенсирующей направленности;
Приложение № 3 Сценарий музыкально-спортивного развлечения с
родителями «В гости к Осени в волшебный лес»
Приложение № 4 Сценарий спортивно-музыкального развлечения
«Поможем ёжику найти друга»
Приложение № 5 Памятка для родителей
Приложение № 6 Консультации для родителей «Как помочь ребенку с ЗПР»
Тест тревожности для детей дошкольного возраста
Тест, разработанный американскими психологами Р. Тэмлом, М. Дорки и В. Аменом, предназначен для определения тревожности у детей с нормальным развитием и психическими отклонениями.
Для проведения обследования необходимо иметь 14 рисунков: каждый состоит из основного и дополнительного, находящегося под основным. Размер основного рисунка 11х8,5 см, дополнительного - 2,3х8,5 см. Рисунки выполнены в двух вариантах: для мальчиков (а) и девочек (б). Лицо ребенка, являющегося главным персонажем, на основном рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. На дополнительном рисунке изображены две детские головки, по размеру и ракурсу точно соответствующие контуру головы на основном. Рисунок представляет модель ситуации, типичной для жизни ребенка изучаемого возраста.
Рисунки предъявляются ребенку в строго указанном порядке. Обследование проводят индивидуально с каждым ребенком, в отдельном помещении.
При предъявлении каждого рисунка экспериментатор дает строго определенную инструкцию:
· Игра с младшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет с малышами".
· Ребенок и мать с младенцем. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) гуляет со своей мамой и малышом".
· Объект агрессии. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
· Одевание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) одевается".
· Игра со старшими детьми. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) играет со старшими детьми".
· Укладывание спать в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) идет спать".
· Умывание. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) в ванной".
· Выговор. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
· Игнорирование. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
· Агрессивное нападение. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
· Уборка игрушек. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) убирает игрушки".
· Изоляция. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое?"
· Ребенок с родителями. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) со своими мамой и папой".
· Еда в одиночестве. "Как ты думаешь, какое лицо будет у этого ребенка, печальное или веселое? Он (она) ест".
Следует обратить внимание на то, что при предъявлении рис.3 (объект агрессии), 8 (выговор), 9 (игнорирование), 10 (агрессивное нападение) и 12 (изоляция) экспериментатор не дает никаких пояснений к содержанию ситуаций. Во время обследования ребенку не задают никаких дополнительных вопросов. Все высказывания ребенка, его интерпретацию ситуаций на рисунках заносят в специальный протокол, куда записывают также выбор, сделанный ребенком.
Методика «Изучения высших чувств»
ЦЕЛЬ: Изучить особенности высших чувств школьников.
Необходимый материал: картина "Утро" Т.Н. Яблонской.
Методика выполнения: Ученикам демонстрируется картина "Утро" Т. Н Облонской и предлагается описать своё отношение к картине, описать, что на ней изображено.
После анализа на основании полученных результатов, эстетических, моральных и познавательных чувств, возникающих под воздействием этой картины, экспериментатор сравнивает их, поясняет, в чём их различие. Экспериментатор оценивает также уровень проявления эмоций детей при описывании картины, наличие экспрессивных оборотов в речи также является одним из критериев оценивания эмоций и способности к проявлению эмоций у детей с нормальным уровнем развития и удетей с задержкой психического развития.
Цветовой тест (М. Люшер)
Цель методики: Выявить особенности эмоционального развития, наличие тревожности и агрессивности у ребенка.
Стимульный материал: комплект карточек из 8 цветов: серого (0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), оранжево - красный (3), светло - желтый (4), фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).
Способ проведения теста:
Ребенку были предложены цветные карточки, из которых он выбирал карточку с наиболее приятным цветом для него в настоящий момент, после он выбирает карточку с цветом в наибольшей степени приятный из оставшихся - и так продолжает выбирать до последней карточки. Выбранные карточки переворачиваются, результат фиксируется, все выбранные реб?нком карточки в позициях от 1 до 8 заносятся в информационную таблицу.
Тест проводился 2 раза с временным интервалом в 2-3 минуты. Характеристика цветов (по Максу Люшеру) включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основными цветами являются:
1) синий -- олицетворяет спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый -- символизирует чувство уверенности, настойчивость, временами упрямство;
3) оранжево-красный -- олицетворяет силу волевого усилия, агрессивные направленности, возбуждение;
4) светло-желтый -- символизирует стремление к общению, экспансивность, веселость, активность. При отсутствии конфликта в оптимальном состоянии основные цвета должны занимать в большинстве случаев первые пять позиций.
Дополнительными цветами являются:
5) фиолетовый;
6) серый;
7) коричневый;
8) черный.
Дополнительные цвета символизируют негативные эмоции: переживание страха, тревожность, стресс, огорчения. Значение этих цветов (как и основных) в большей степени обусловливается их взаимным расположением, распределением по позициям. Первый выбор в тесте Люшера определяет желаемое состояние, второй - действительное. Выполнение теста было оценено в баллах при соотнесении 1 и 2 выбора ребенка:
0 - Основные цвета занимают преимущественно позиции с 5 - 8. Дополнительные цвета подняты на позиции с 1 - 5. У ребенка наблюдается сильная тревога и стресс, агрессия высокой степени.
0.5 - Основные цвета занимают преимущественно первые позиции (1,2,3) дополнительные цвета подняты на 4, 5 позицию. При этом основные цвета не занимают позицию дальше 7. У ребенка наблюдается тревога, стресс невысокой степени.
1 - Основные цвета занимают первые 5 позиций. Отсутствует личностный конфликт и негативные проявления эмоциональных состояний.
Приложение № 2
Календарно-тематический план
проведения совместных праздников в группе компенсирующей направленности
Месяц |
Название мероприятия |
Цель проведения |
Подвижные игры и упражнения |
Музыкальный материал |
Сентябрь |
«Вот и осень пришла, урожай нам принесла!»
|
Развивать умение согласовывать свои действия с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп. Развитие двигательных навыков и умений, крупной и мелкой моторики |
« Цветные автомобили» (ходьба)
«По мосточкам» (равновесие)
«Совушка». (бег)
«Козлики на мосту» (равновесие) |
Марш И.Дунаевского
«Би-би-бибика»
«Буги-вуги»
«Осень пришла»
«Что нам осень принесёт» |
Октябрь |
Спортивно-музыкальное развлечение «В гости к Осени в волшебный лес»
(с родителями) |
Вызвать интерес к регулярным занятиям физкультурой; - развитие музыкальных и творческих способностей детей, сплочение детского коллектива |
«Сдуй листок с ладони»
«Листочки и ветер»
Дыхательные упражнение «Листочек»
|
«Разноцветная осень»
«Осень чудная пора»
П. Чайковского «Времена года» |
Ноябрь |
Развлечение «Поможем ёжику найти друга»
(с родителями) |
Формировать у детей здоровый образ жизни, в игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу. Продолжать работу по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия |
Музыкальная игра «Мы в лесу гуляли»
Хороводная игра «Зайки на лужайке»
|
«Маленький ёжик» «Буги-вуги» «Мы в лесу гуляли» «Зайки на лужайке» «Осень, милая шурши» |
Декабрь |
«Зимние забавы
|
Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие свободы движений, координации движений. |
«Точно в цель» (метание)
«Снежинки и ветер» (равновесие)
|
Вальс из к/ф «Анастасия» «Играем в паровозик» «Зима» Карасевой |
Январь |
«В гости к Снегурочке»
(с родителями) |
Совершенствование двигательных навыков и умений; развивать координацию движений. |
Игровое упражнение «Сдуй снежок с ладони» «Снежки» (метание) Игра с колокольчиками |
Музыка П. Чайковского «Времена года», «Вальс» из «Детского альбома», Танец с колокольчиками |
Февраль |
«Приключение Колобка »
|
Развивать навыки физической подготовки; активизировать участие в подвижных играх. |
«Колобок» (метание) «Зайцы и волк» (прыжки) «Проползи в тоннель» (ползание) |
«Олимпийский марш» Л. Корнеева, Полька Глинки, «Блины» |
Март |
«В гости к солнышку» |
Развивать двигательную активность детей и взрослых для укрепления здоровья; развивать скоростно-силовые качества детей |
«Бабочки - лягушки» (равновесие) «Не урони мяч» (метание) «Цыплята и наседка» (ползание)
|
«Весенняя капель» «Лягушачий хор» «Цып-цып, мои цыплятки», Полька Кабалевского, «Солнышко» Попатенко, «Солнышко ясное» Иорданского |
Апрель |
Спортивно-музыкальное развлечение « Весна пришла!» (с родителями) |
Развивать физические качества: ловкость, быстроту, уверенность, смелость в играх и эстафетах |
«Воробушки » (прыжки) «Кот и мыши» (ползание) «Ветерок» (прыжки)
|
«Про весну» Музыка П. Чайковского «Времена года», «Птичка» Попатенко |
Май |
«В гостях у игрушек»
) |
Формировать у детей и взрослых привычку к здоровому образу жизни. |
« Подарки» (ходьба) «Лошадки» (бег) «Задержи мяч» (метание) Муз. игра «Дружба» |
«В этом зале все друзья!» «Игрушки» «Песенка друзей» «Паровоз Букашка» «Игра с лошадкой» Кишко |
Июнь-июль-август |
«Играй на здоровье!»
(с родителями)
|
Формирование правильной осанки и профилактика плоскостопия; развивать умение реагировать на сигнал и действовать в соответствии с ним.
|
« Хлопки» (ходьба) «Птица и клетка» (бег) «Рыбки в пруду» (ползание)
|
«Улыбка» «Шарики воздушные» «Вместе весело шагать» «Лето», «Колыбельная» Моцарта |
Приложение №3
В гости к Осени в волшебный лес
музыкально-спортивное развлечение с родителями
Задачи:
Оздоровительные:
- укреплять мышц стопы;
Упражнять в правильном носовом дыхании.
Образовательные:
- обогащать двигательный опыт.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к регулярным занятиям физкультурой;
- способствовать развитию эмоционально положительного отношения к сверстникам;
Музыкальные:
- развитие музыкальных и творческих способностей детей, сплочение детского коллектива;
Материалы: бумажные листочки для каждого ребенка.
Ход развлечения
Под марш в зал входят дети и родители, выстраиваются в шеренгу.
Инструктор: Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
Вот мы и попали с вами в волшебный осенний лес.
В зал под минусовку песни «Разноцветная осень» входит Осень.
Осень: Здравствуйте, ребята и уважаемые взрослые! Как хорошо, что я вас встретила. Давайте вместе по осеннему лесу погуляем.
Дети перестраиваются в колонну парами (ребенок и его родитель) и идут гулять по лесу под музыку:
- обычным шагом - «Гуляем»,
- на носках «По осенним листочкам»,
- на пятках «По листочкам»,
- ходьба с высоким подниманием колен - «Через пенёчки».
Осень: Ребята, посмотрите, это волшебные листочки. Если их подбросить, они опускаются на землю легко и плавно. Вот с какими красивыми листочками мы с вами будем заниматься.
Дети берут листочки (родители помогают).
Упражнения с осенними листочками (под музыку песни «Осень чудная пора»)
1. «Подними руки» и.п. о. с. в руках листочки. 1 – 2 - руки поднять вверх, 3 - 4 - и.п. Повторить 2 раза.
2. «Передай» и.п. о. с. в левой руке листок, руки в стороны. 1 – руки поднять вверх над головой и передать дисток в правую руку, 2 - и.п., 3 – тоже правой рукой, 4 - и.п. Повторить 2 раза.
3. «Наклонись» и.п. о. с. руки перед собой, в дух руках листочки. 1- наклониться вперед, 2 – и.п., 3- наклониться вниз, 4 – и.п. Повторить 2 раза.
4. «Сесть, встать» и.п. о.с. руки перед грудью. 1-2 – присед, руки выпрямить вперед. 3-4 – и.п. Повторить 3 раза.
5. «Прыжки» - прыжки на двух ногах на месте 10 раз. Повторить 2 раза.
6. Ходьба, вращение на месте, листики лежат на голове, руки на поясе. Повторить 2 раза.
Игровое упражнение «Сдуй листок с ладони»
(под музыку П. Чайковского «Времена года»)
Дети кладут «Листочек» на ладонь и сдувают его. Повторяют 3 раза.
Игра «Листочки и ветер»
(под музыку П. Чайковского «Детский альбом» Вальс)
По команде «Ветер подул» - дети бегут в медленном темпе, по команде «Сильный ветер» - дети бегут в быстром темпе, по команде «Вихрь» - дети кружатся на месте, по команде «Ветер стих» - дети садятся на корточки. Повторяется 2 раза.
Осень: Ребята, ветер все листики разбросал по лесу. Нам надо собрать их в осенний букет.
Творческое задание «Осенний букет из листьев»
(под песню «Осень пришла»)
Дети собирают цветные листики по залу и делают букет вместе с родителями.
Осень: Молодцы, ребята, собрали все красные и жёлтые листики в букет. Давайте, восстановим свои силы. Дети встают в круг.
Дыхательные упражнение «Листочек»
Лежит листочек на ладошке. Мы подуем на него немножко. Подули тихонько листочек лежит, Подули сильнее – листочек летит. |
Держат лист на ладошке.
Дуют потихоньку. Дуют сильно. |
Осень: Ребята, мне так понравилось с вами играть, но мне уже пора в путь. Я приготовила для вас угощение. Будьте здоровы, энергичны, не болейте.
(Берёт корзинку с яблоками и отдает её
До свидания, дорогие друзья! До новых встреч! (Осень уходит из зала).
Приложение №4
Поможем ёжику найти друга
Спортивно-музыкальное развлечение
Цели: Приобщать детей к здоровому образу жизни. Продолжать работу по формированию правильной осанки и профилактики плоскостопия. В игровой форме развивать ловкость, быстроту, силу.
Задачи:
1. Развивать ловкость и быстроту во время игры «Зайки на лужайке».
2. Закрепить технику выполнения игрового массажа «Игра с шишками».
3. Развивать интерес к сказкам, умение сопереживать героям, формировать навыки сотрудничества детей друг с другом.
4. Развивать музыкально-ритмические навыки.
Оборудование: Обручи, игрушка — ёжик, гимнастическая скамейка, дуга, музыкальное сопровождение, пенёк, шапочки «ушки зайчиков» к игре.
Ход мероприятия
Дети входят в сопровождении взрослых в зал под песню «Осень-чародейка».
Муз. руководитель: Ребята к нам в детский сад, прилетела из леса сорока белобока и принесла телеграмму от ёжика. Давайте посмотрим, что же здесь написано (открывает).
Ёжик сообщает, что он потерял своего друга Зайца, когда они гуляли вместе. Ёжик его искал, но не смог найти. И просит у вас помощи. Ну что, ребята, давайте поможем Ёжику отыскать своего друга.
Для начала по-порядку будем делать мы зарядку!
(Разминка «Буги-вуги»)
Инструктор: Ребята, чтобы быть сильными, ловкими и преодолеть все препятствия, давайте выполним с вами следующие упражнения:
Комплекс развивающих упражнений (под муз. сопровождение)
1). «Головами покиваем». И.п. - о.с. «Головку влево, головку вправо, вверх и вниз, и все сначала» (5 раз).
2). «Помашем ручками!». И.п. - руки в стороны. 1 - руки к плечам; 2 - и.п. (5раз).
3). «Вырастем большие!». И.п. - о.с. 1 -правая нога назад на носок, потянуться; 2 - и.п.; 3 - левая нога назад на носок, потянуться; 4 - и.п. (3 раза).
4). «Попрыгаем!». И.п. - руки на поясе. 1-4- прыжки на двух ногах; (в чередовании с ходьбой) (2-3 раза).
5). «Часики» (дыхательное упражнение). «Часики вперед идут, за собою нас ведут». И.п. — стоя, ноги слегка расставлены. 1 - взмах руками вперед - «тик» (вдох); 2 -взмах руками назад - «так» (выдох) (2 раза).
Муз. руководитель: Упражнения мы с вами выполнили, вы стали сильными и ловкими. А Зайчонка никто не видел, нигде он нам не повстречался. Тогда идем с вами в лес.
Музыкальная игра «Мы в лесу гуляли»
Инструктор: В лесу много веток, паутин, коряг, поэтому мы с вами пройдем по «упавшему дереву» (гимнастической скамейке) и будем внимательно смотреть по сторонам, искать Зайчонка. Осторожно ребята впереди «коряга» (дуга), подлезем под нее, посмотрим и там Зайчонка.
Идем дальше вперед. Впереди «ямки», перепрыгнем через них (прыжки с места в обруч). А здесь «кочки», пробираемся по ним (перешагивание через модули).
Муз. руководитель: Ой, ребята, а вдали, посмотрите, какой домик необыкновенный (домик из модулей). Давайте посмотрим, может там наш Зайчонок сидит (заглядывают, там сидит игрушка — зайчонок). Вот ты где Зайчишка, мы тебя так долго искали, я думаю ты очень любишь играть, а ребята наши очень любят водить хороводы. Давайте вместе с Зайчонком водить хоровод!
Хороводная игра «Зайки на лужайке»:
По лесной лужайке разбежались зайки (зайки резвятся)
Вот какие зайки, зайки-побегайки.
Сели зайчики в кружок роют лапкой корешок (эмитируют движения)
Вот какие зайки, зайки-побегайки
Вдруг бежит лисичка, рыжая сестричка
Ищет, где же зайки, зайки побегайки (убегают)
Под песню «Маленький ёжик» в зал входит Ёжик (переодетый тьютер) с мешком.
Ёжик: Здравствуйте, ребята! Большое Вам спасибо, что помогли мне отыскать моего друга Зайчонка! А я для Вас подарок приготовил (передает мешок с яблоками. А сам забирает игрушку Зайчонка прощается и уходит).
Муз. руководитель: Ребята, что это за мешок? Давайте посмотрим, что в нем? (Открывает мешок и достаёт угощение).
Все ребята были молодцы! На этом наше развлечение окончено.
Приложение №5
Памятка для родителей
1. Безусловно, принимайте своего ребёнка таким, какой он есть.
2. Активно слушайте его переживания, мнения.
3. Как можно чаще общайтесь с ним, занимайтесь, читайте, играйте.
4. Не вмешивайтесь в его занятия, которые ему по плечу.
5. Помогайте, когда просит.
6. Поддерживайте и отмечайте его успехи.
7. Рассказывайте о своих проблемах, делитесь своими чувствами.
8. Разрешайте конфликты мирно.
9. Используйте в общении фразы, вызывающие положительные эмоции.
10. Обнимайте и целуйте друг друга не менее четырёх раз в день.
Нежелательно употребление таких выражений, как:
Желательно употребление следующих выражений:
Желаем позитивное общение с ребенком!
Приложение № 6
Как помочь ребенку с ЗПР
Консультации для родителей
Что такое ЗПР?
Под термином «задержка психического развития» понимается негрубое отставание в психическом развитии, которое, с одной стороны, требует специального коррекционного подхода к обучению ребенка, с другой стороны, позволяет — как правило, при наличии этого специального подхода — обучаться в общеобразовательной школе.
с задержкой психического развития часто неусидчивы, невнимательны, с трудом понимают условия предлагаемых заданий. У них проявляется низкая познавательная активность, они менее любознательны, чем сверстники. Такой ребенок как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящее вокруг него. Это обусловлено специфическими особенностями его психической деятельности — запоминания, мышления, внимания, эмоционально-волевой сферы. В основе таких особенностей лежит чаще всего негрубая органическая недостаточность тех мозговых систем, которые отвечают за обучаемость ребенка и формирование сложных форм поведения.
Так, при изучении нейропсихологических особенностей детей с ЗПР отмечен замедленный темп созревания лобных областей левого и правого полушарий, к основным функциям которых относится формирование программ поведения, контроль и регулирование своей деятельности, выделение существенных элементов информации, их сравнение и анализ, развитие абстрактно-логического мышления, направленного внимания. Причем для детей с задержкой психического развития к началу обучения в школе характерна ослабленная активация левого полушария при поступлении информации в правое, что наблюдается на более ранних этапах нормального развития ребенка.
Это проявляется в замедленном темпе восприятия и переработке поступающей информации, при этом ребенок воспринимает информацию фрагментарно, не полно и поэтому не может осмыслить и усвоить ее так же, как его сверстник с нормальным темпом развития. Снижение памяти проявляется в трудности смысловой переработки информации, поэтому дети часто прибегают к механическому запоминанию.
У детей с задержкой психического развития снижена способность планировать свою деятельность, умение предвидеть результат своей деятельности и соотносить с ним отдельные действия. Недостаточная ориентировка в решении познавательных задач приводит к тому, что ребенок при выполнении какого-либо задания начинает работать «на авось», что приводит к многочисленным ошибкам.
Выделенные специфические особенности организации психической деятельности детей с задержкой психического развития показывают, что дети данной категории существенно отличаются от своих сверстников с нормальным темпом развития. Поэтому те обвинения, которые могут допускать родители: «лентяй», «ворон ловишь», — совсем не обоснованны. Таким детям действительно трудно выполнять школьные требования, они быстро устают, не могут долго сосредоточенно работать, быстро переключаться с одного вида деятельности на другой. Именно дети данной категории нуждаются в помощи взрослых, особенно на первых этапах обучения.
Какую помощь могут оказать родители, если в семье ребенок с задержкой психического развития?
Можно столкнуться с проявлением полярных отношений родителей к детям с отклонениями в развитии. В одних семьях на ребенка смотрят как на маленького. Его опекают, собирают ему в школу портфель, родители контролируют каждое действие ребенка при выполнении домашних заданий. Вся жизнь в семье подчинена этому ребенку: за него делают все, включая и то, что без особого труда смог бы сделать он сам. Такая гиперопека детям очень вредна. Именно в простых видах деятельности, элементарных навыках самообслуживания и самоконтроля развиваются такие важные качества, как уверенность в себе, чувство ответственности, самостоятельность. Конечно, контроль необходим, но его необходимо организовывать не «над», а «рядом». Мама спрашивает своего ребенка: «Какие у вас завтра уроки? Расскажи, что ты положил в портфель?» или «Какой урок ты будешь делать сначала? Какое задание? Что для этого тебе нужно?» Вопросы подобного рода позволяют активизировать внимание ребенка, направить его в нужное русло, формировать самостоятельность принятия решений.
Не менее вредной для становления личности ребенка с задержкой психического развития оказывается и противоположная крайность, при которой возможности детей явно завышаются, к ним предъявляются требования без учета специфики их психической деятельности. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенность в понимании ситуации, но и может проявиться как агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования родителей приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Для того чтобы сохранить работоспособность такого ребенка, не нанести учебной нагрузкой дополнительного вреда его здоровью, нужно очень внимательно отнестись к организации его труда и отдыха. Психологи и врачи утверждают, что перерывы во время выполнения домашнего задания совершенно необходимы. Сосредоточенно работать без отдыха в начале обучения ребенок может недолго, всего 8 — 15 мин. Так, непрерывное чтение у первоклассника не должно превышать 8 — 10 мин., письмо 4 — 5 мин. После этого лучше сменить деятельность. А через 30 — 40 минут имеет смысл сделать большой перерыв — можно перекусить, попрыгать, заняться конструктором, вырезать интересную картинку и наклеить в альбом. Ведь должны отдохнуть и глаза, и поработать другие группы мышц.
Другой вариант отношений родителей к детям — безразличное и попустительское. Часто он встречается в социально неблагополучных семьях или в таких, где родители за многочисленными своими проблемами не замечают проблем ребенка. Вначале они просто не замечают, как развивается их чадо, а после, когда проблемы станут очевидными, начинают посыпать их тумаками, пугать ремнями и чрезмерными наказаниями. Чуть позже, когда подобные действия не дадут результатов (а это, естественно, так и будет), махнут рукой, мол, «живи как хочешь».
Особенно важными для формирования личности школьника являются успехи первых лет обучения. В этот период закладываются не только базисные знания и навыки, но и умение учиться, взаимоотношения с педагогами, отношение к себе как к ученику. Самооценка ребенка в этом возрасте во многом зависит от оценки окружающих его людей.
Важно, чтобы ребенок верил в свои силы, испытывал состояние комфорта, защищенности, позитивного мировосприятия и интереса. Для формирования этой стороны психики ребенка с задержкой психического развития очень большое значение имеет общение. До тех пор, пока он не научился читать, единственное средство понимания мира — рассказ взрослого, интересный и увлекательный. Задайте потом своему ребенку вопросы о том, что он узнал. Есть вопрос — есть работа мысли. Есть мысль — активизируется память.
Познавательная активность, стремление к умственному труду формируются сначала на легком, доступном ребенку и в то же время интересном материале. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния. Причем это лучше делать в неучебной обстановке: по дороге к бабушке, сидя вечером на диване, собирая вместе поделку из конструктора.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.