Педагогический проект: « Применение театрализованных игр для развития речи у детей 5-7 лет с ТНР»

  • Документация
  • doc
  • 30.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

педагогический проект
Иконка файла материала педпроект.doc

Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4  г.о. Чапаевск  - детский сад №1, реализующее основные            общеобразовательные программы дошкольного образования

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект:

 « Применение театрализованных игр для развития речи у детей 5-7 лет с ТНР»

 

Букреева Ольга Николаевна,

 учитель- логопед


 

Содержание:

 

1.     Краткая аннотация проекта

2.     Актуальность проекта

3.     Цели и задачи педагогического проекта

4.     Время проекта

5.     План реализации проекта

6.     Ресурсы

7.     Прогнозируемый  результат

8.     Содержание проекта

9.     Список используемой литературы

10. Приложение

 

Краткая аннотация проекта

У детей с общим недоразвитием речи  словарный запас характеризуется бедностью, встречаются аграмматизмы в речи. Речь недостаточно интонирована, выразительна. Сложными предложениями дети пользуются  редко. У данных  детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающе­му, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщи­тельны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Поэтому возникает необходимость применять разнообразные формы, методы для обогащения и активизации словаря, умения строить предложения, формирования навыков владения своим голосом, управления интонацией. Я применяю в работе с детьми театрализованные игры. С их помощью получается   заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, па­мять, речь. Игры-драматизации можно  проводить при инсценировках стихотворений, рассказов, в динамических паузах, а также в свободной деятельности. Благодаря театрализованным играм у детей с общим недоразвитием речи формируется ряд ценных умений:

-развиваются все компоненты речи детей;

- формируется умение свободно говорить и двигаться;

- дети становятся способными владеть голосом;

-появляется умение владеть мимикой и жестами.

Театрализованные игры требуют от детей представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действий. Игровые технологии я широко применяю, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольный период. Применение театрализованных игр   как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать речь, личностные качества, моторику, интеллект. Игровые технологии используются при работе над всеми уровнями речи:

- при совершенствовании фонематического восприятия;

- при обогащении словарного запаса;

- при развитии грамматического строя речи;

- при развитии связной речи детей.

Актуальность проекта

  Театрализованные игры являются процессом развития всех компонентов речи, а также творческих способностей ребенка. Дошкольник знакомится с новыми словами, употребляет их в речи, строит предложения.

Ребенок учится передавать интонацию, меняет тембр голоса, темп речи. Кроме того, в процессе отображения образа происходит развитие личности дошкольников, умение владеть мимикой, двигаться, формируется уверенность в себе, в своих способностях. Происходит и социализация детей. Дети вступают в контакт между собой, перестают стесняться .

В дальнейшем дошкольники , благодаря систематическому участию с инсценировках, и на праздниках ведут себя более уверенно, с удовольствием декламируют стихи, принимают участие в сценках, танцах.

Таким образом, применение театрализованных игр позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:

- развитием всех компонентов речи у детей;

- развитием коммуникативных качеств личности;

- созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряженности, усталости;

- развитием восприятия, памяти, инициативности, воображения;

- формированием эстетического вкуса.

Цели проекта:

Совершенствовать устную речь дошкольников подготовительного возраста с общим недоразвитием речи

Задачи проекта:

1.     активизировать и пополнять словарь детей;

2.     развивать лексико-грамматический строй речи:

3.     развивать связную речь;

4.     расширять представления об окружающем мире;

5.     поддерживать желание выступать перед детьми;

6.     воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности

 

Время проекта:

 проект продолжительный ( сентябрь - май)

Участники проекта:

 

Воспитанники подготовительной группы, логопед, родители, воспитатель

План реализации проекта

Подготовительный этап – сентябрь

Основной этап-  октябрь - апрель

Заключительный этап- май                          

Ресурсы

1.Маски животных и птиц;

2.Верховые куклы;

3.Ширма;

4.Пальчиковые игрушки;

5.Игрушки, сделанные с помощью трафаретов;

5. Фотоаппарат;

6.Фотографии детей в процессе выступлений

Прогнозируемый результат:

- совершенствовался фонематический слух у дошкольников;

- расширился и обогатился словарь детей;

- снижено количество аграмматизмов в речи;

- связная речь более развита;

- владеют интонацией и тембром голоса;

- развит устойчивый интерес к театрализованной деятельности;

- с желанием выступают перед воспитанниками, родителями, сотрудниками детского сада;

- изготавливают и подбирают атрибуты совместно с родителями.

Содержание проекта

Этапы проекта:

1.     Подготовительный  - сентябрь

- изучение методической литературы по данной проблеме;

-изучение положительного опыта из интернет - ресурсов;

-подбор стихов, динамических пауз для проведения игр-драматизаций;

- диагностика  дошкольников

- обновление развивающей среды

       -составление перспективного плана по реализации проекта;

        - изготовление масок

Диагностический инструментарий:

Низкий уровень: ребенок плохо декламирует стихи, потешки. Без интереса выполняет короткие роли в мини-сценках.

Средний уровень: ребенок участвует в некоторых видах театрализации. Затрудняется проявлять активность на концерте, празднике. Недостаточно выразительна речь и мимика при проигрывании ролей.

Высокий уровень: ребенок  активен в театрализации. Легко включается в ритмо - интонационные игры, разыгрывает стихи, песенки, мини-сценки. Речь выразительна, интонирована. Применяет жесты и мимику.

 

2.Основной

 

 

 

 


 

Дата

Мероприятия

Ответственный

ОКТЯБРЬ

 

1.     Игры на развитие умения пользоваться интонациями, тембром голоса.

2.      Разучивание и проведение динамической паузы

     (по ролям, с применением масок)

          «Разговор Лютика и Жучка»

           (И. Токмакова)

3.     Трафаретный театр

( потешки)

4.     Инсценировка стихотворения ( с применением масок)

«Кошки-крошки»

conf.7ya.ru

5.     Инсценировка стихотворения с помощью верховых кукол

         Кто сеял лисички?

         ( И. Мельничук)

Учитель-логопед,

родители, воспитатель

 

НОЯБРЬ

1.     Пальчиковый театр «Котята»

2.     Игра-драматизация ( выступления в масках)

« Еж и зайка»

               http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-                                             vezhlivye_slova_v_stihah.html

3.     Декламация стихов о семье перед сверстниками

4.     Настольный театр

Постановка русской народной сказки «Репка»

 

Учитель-логопед,

родители,

воспитатель

ДЕКАБРЬ

1.     Декламация потешки о зиме

Ты, мороз, мороз, мороз…

2.     Плоскостной  театр

(отрывок из сказки К.Чуковского « Федорино горе»)

3.     Игра-драматизация ( в костюмах)

« Еж»

( В. Фетисов)

      4. Диагностика дошкольников

Учитель-логопед,

родители,

воспитатель

ЯНВАРЬ

     1. Декламация стихов о зиме( выступление перед сверстниками)

      2 . Игра-драматизация  ( с масками)

Собака: Птица, птица, как живешь?

  Заяц: Птица, птица, что поешь?

Птица: Я пою и не тужу,

              Крошки, семечки клюю.

              Дети птицам помогают,

               Корм в кормушку насыпают.

3.Этюд на выражение  эмоций

Сидит, сидит зайка
(Русская народная потешка)

4.Организация фотовыставки на тему: « Развиваем речь и играем…»

 

Учитель-логопед,

родители,

воспитатель

ФЕВРАЛЬ

1.     Участие детей в круглом столе для родителей

         Показ инсценировок, декламация стихов.

2.     Декламация стихов о защитниках Отечества

          (выступление перед сверстниками)     

  1. Этюд на выразительность жеста
    « А тари, тари, тари»

 

 http://dramateshka.ru/index.php/puppet-theater-classes/6231-podgotoviteljnaya-k-shkole-gruppa#ixzz2rd1deDON


Учитель-логопед,

родители,

воспитатель

МАРТ

1.     Игра-драматизация ( в костюмах)

 «Сорока и медведь»

 (по Н.Сладкову)

          festival.1september.ru

2.     Разучивание  русской народной скороговорки

Маланья-болтунья

( сначала в медленном темпе, затем в быстром)

Учитель-логопед,

родители,

воспитатель

АПРЕЛЬ

1.     Конкурс на самый лучший космический костюм

2.     Декламация стихотворений о космосе

3.     Игра – драматизация песенки

« Уж как шла лиса»

 

Учитель-логопед,

родители,

воспитатель

                                    

3.Заключительный – май

На заключительном этапе учитель-логопед проводит театрализованный праздник для родителей и детей для того, чтобы показать динамику в развитии речи детей, в их творческом потенциале. После праздника планируется провести итоговое анкетирование родителей.

В конце учебного года проводится диагностирование дошкольников, анализируются результаты. Изготовить пальчиковый театр в подарок детям старшей группы с общим недоразвитием речи для того, чтобы на следующий год они также смогли проявить себя на выступлениях перед сверстниками, перед детьми других возрастных групп, а также перед родителями.

 

 

 

Список используемой литературы:

1.     http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html

2.     festival.1september.ru

3.     planetadetstva.netteatralizovannye-igry…detskom…

4.         Сорокина Н. Сценарии театральных кукольных занятий, М:АРКТИ,2004

5.          dramateshka.ruindex.php/puppet-theater-classes

6.            nsportal.rudetskii-sad/raznoe…stihotvoreniya…

7.     Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития дошкольников.- М: АСТ,1999

8.     Русские народные песенки - потешки. -М: Алтей, 2013 г.

9.     Куликовская Т.А. « Забавные чистоговорки». –М: Гном-Пресс,1998

10.  Лопухина И.С. Логопедия -речь, ритм, движение.- СПб.: Дельта,1997.

11. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003


12.   Скачано с www.znanio.ru