Структурное подразделение ГБОУ СОШ № 4 г.о. Чапаевск - детский сад №1, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования
Педагогический проект:
« Применение театрализованных игр для развития речи у детей 5-7 лет с ТНР»
Букреева Ольга Николаевна,
учитель- логопед
Содержание:
1. Краткая аннотация проекта
2. Актуальность проекта
3. Цели и задачи педагогического проекта
4. Время проекта
5. План реализации проекта
6. Ресурсы
7. Прогнозируемый результат
8. Содержание проекта
9. Список используемой литературы
10. Приложение
Краткая аннотация проекта
У детей с общим недоразвитием речи словарный запас характеризуется бедностью, встречаются аграмматизмы в речи. Речь недостаточно интонирована, выразительна. Сложными предложениями дети пользуются редко. У данных детей неустойчивое внимание, быстрая утомляемость, раздражительность, снижен интерес к окружающему, моторика их отличается общей неловкостью, недостаточной координацией. Такие дети необщительны, скованы, плохо адаптируются в окружающей среде. Поэтому возникает необходимость применять разнообразные формы, методы для обогащения и активизации словаря, умения строить предложения, формирования навыков владения своим голосом, управления интонацией. Я применяю в работе с детьми театрализованные игры. С их помощью получается заинтересовать детей, удержать их внимание, раскрепостить, развить творческое воображение, логическое мышление, память, речь. Игры-драматизации можно проводить при инсценировках стихотворений, рассказов, в динамических паузах, а также в свободной деятельности. Благодаря театрализованным играм у детей с общим недоразвитием речи формируется ряд ценных умений:
-развиваются все компоненты речи детей;
- формируется умение свободно говорить и двигаться;
- дети становятся способными владеть голосом;
-появляется умение владеть мимикой и жестами.
Театрализованные игры требуют от детей представить образы героев, их поведение, хорошо помнить ход действий. Игровые технологии я широко применяю, так как игра является ведущей деятельностью в дошкольный период. Применение театрализованных игр как средства коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать речь, личностные качества, моторику, интеллект. Игровые технологии используются при работе над всеми уровнями речи:
- при совершенствовании фонематического восприятия;
- при обогащении словарного запаса;
- при развитии грамматического строя речи;
- при развитии связной речи детей.
Актуальность проекта
Театрализованные игры являются процессом развития всех компонентов речи, а также творческих способностей ребенка. Дошкольник знакомится с новыми словами, употребляет их в речи, строит предложения.
Ребенок учится передавать интонацию, меняет тембр голоса, темп речи. Кроме того, в процессе отображения образа происходит развитие личности дошкольников, умение владеть мимикой, двигаться, формируется уверенность в себе, в своих способностях. Происходит и социализация детей. Дети вступают в контакт между собой, перестают стесняться .
В дальнейшем дошкольники , благодаря систематическому участию с инсценировках, и на праздниках ведут себя более уверенно, с удовольствием декламируют стихи, принимают участие в сценках, танцах.
Таким образом, применение театрализованных игр позволяет решить многие актуальные проблемы, связанные с:
- развитием всех компонентов речи у детей;
- развитием коммуникативных качеств личности;
- созданием положительного эмоционального настроя, снятия напряженности, усталости;
- развитием восприятия, памяти, инициативности, воображения;
- формированием эстетического вкуса.
Цели проекта:
Совершенствовать устную речь дошкольников подготовительного возраста с общим недоразвитием речи
Задачи проекта:
1. активизировать и пополнять словарь детей;
2. развивать лексико-грамматический строй речи:
3. развивать связную речь;
4. расширять представления об окружающем мире;
5. поддерживать желание выступать перед детьми;
6. воспитывать интерес к театрально-игровой деятельности
Время проекта:
проект продолжительный ( сентябрь - май)
Участники проекта:
Воспитанники подготовительной группы, логопед, родители, воспитатель
План реализации проекта
Подготовительный этап – сентябрь
Основной этап- октябрь - апрель
Заключительный этап- май
Ресурсы
1.Маски животных и птиц;
2.Верховые куклы;
3.Ширма;
4.Пальчиковые игрушки;
5.Игрушки, сделанные с помощью трафаретов;
5. Фотоаппарат;
6.Фотографии детей в процессе выступлений
Прогнозируемый результат:
- совершенствовался фонематический слух у дошкольников;
- расширился и обогатился словарь детей;
- снижено количество аграмматизмов в речи;
- связная речь более развита;
- владеют интонацией и тембром голоса;
- развит устойчивый интерес к театрализованной деятельности;
- с желанием выступают перед воспитанниками, родителями, сотрудниками детского сада;
- изготавливают и подбирают атрибуты совместно с родителями.
Содержание проекта
Этапы проекта:
1. Подготовительный - сентябрь
- изучение методической литературы по данной проблеме;
-изучение положительного опыта из интернет - ресурсов;
-подбор стихов, динамических пауз для проведения игр-драматизаций;
- диагностика дошкольников
- обновление развивающей среды
-составление перспективного плана по реализации проекта;
- изготовление масок
Диагностический инструментарий:
Низкий уровень: ребенок плохо декламирует стихи, потешки. Без интереса выполняет короткие роли в мини-сценках.
Средний уровень: ребенок участвует в некоторых видах театрализации. Затрудняется проявлять активность на концерте, празднике. Недостаточно выразительна речь и мимика при проигрывании ролей.
Высокий уровень: ребенок активен в театрализации. Легко включается в ритмо - интонационные игры, разыгрывает стихи, песенки, мини-сценки. Речь выразительна, интонирована. Применяет жесты и мимику.
2.Основной
Дата |
Мероприятия |
Ответственный |
ОКТЯБРЬ
|
1. Игры на развитие умения пользоваться интонациями, тембром голоса. 2. Разучивание и проведение динамической паузы (по ролям, с применением масок) «Разговор Лютика и Жучка» (И. Токмакова) 3. Трафаретный театр ( потешки) 4. Инсценировка стихотворения ( с применением масок) «Кошки-крошки» conf.7ya.ru 5. Инсценировка стихотворения с помощью верховых кукол Кто сеял лисички? ( И. Мельничук) |
Учитель-логопед, родители, воспитатель |
|
||
НОЯБРЬ |
1. Пальчиковый театр «Котята» 2. Игра-драматизация ( выступления в масках) « Еж и зайка» http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799- vezhlivye_slova_v_stihah.html 3. Декламация стихов о семье перед сверстниками 4. Настольный театр Постановка русской народной сказки «Репка»
|
Учитель-логопед, родители, воспитатель |
ДЕКАБРЬ |
1. Декламация потешки о зиме Ты, мороз, мороз, мороз… 2. Плоскостной театр (отрывок из сказки К.Чуковского « Федорино горе») 3. Игра-драматизация ( в костюмах) « Еж» ( В. Фетисов) 4. Диагностика дошкольников |
Учитель-логопед, родители, воспитатель |
ЯНВАРЬ |
1. Декламация стихов о зиме( выступление перед сверстниками) 2 . Игра-драматизация ( с масками) Собака: Птица, птица, как живешь? Заяц: Птица, птица, что поешь? Птица: Я пою и не тужу, Крошки, семечки клюю. Дети птицам помогают, Корм в кормушку насыпают. 3.Этюд на выражение эмоций Сидит,
сидит зайка 4.Организация фотовыставки на тему: « Развиваем речь и играем…»
|
Учитель-логопед, родители, воспитатель |
ФЕВРАЛЬ |
1. Участие детей в круглом столе для родителей Показ инсценировок, декламация стихов. 2. Декламация стихов о защитниках Отечества (выступление перед сверстниками)
http://dramateshka.ru/index.php/puppet-theater-classes/6231-podgotoviteljnaya-k-shkole-gruppa#ixzz2rd1deDON |
Учитель-логопед, родители, воспитатель |
МАРТ |
1. Игра-драматизация ( в костюмах) «Сорока и медведь» (по Н.Сладкову) festival.1september.ru› 2. Разучивание русской народной скороговорки Маланья-болтунья ( сначала в медленном темпе, затем в быстром) |
Учитель-логопед, родители, воспитатель |
АПРЕЛЬ |
1. Конкурс на самый лучший космический костюм 2. Декламация стихотворений о космосе 3. Игра – драматизация песенки « Уж как шла лиса»
|
Учитель-логопед, родители, воспитатель |
3.Заключительный – май
На заключительном этапе учитель-логопед проводит театрализованный праздник для родителей и детей для того, чтобы показать динамику в развитии речи детей, в их творческом потенциале. После праздника планируется провести итоговое анкетирование родителей.
В конце учебного года проводится диагностирование дошкольников, анализируются результаты. Изготовить пальчиковый театр в подарок детям старшей группы с общим недоразвитием речи для того, чтобы на следующий год они также смогли проявить себя на выступлениях перед сверстниками, перед детьми других возрастных групп, а также перед родителями.
Список используемой литературы:
1. http://www.moi-detki.ru/detyam/detskie_stihi/799-vezhlivye_slova_v_stihah.html
2. festival.1september.ru›
3. planetadetstva.net›…teatralizovannye-igry…detskom…
5. dramateshka.ru›index.php/puppet-theater-classes
6. nsportal.ru›detskii-sad/raznoe…stihotvoreniya…
7. Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для развития дошкольников.- М: АСТ,1999
8. Русские народные песенки - потешки. -М: Алтей, 2013 г.
9. Куликовская Т.А. « Забавные чистоговорки». –М: Гном-Пресс,1998
10. Лопухина И.С. Логопедия -речь, ритм, движение.- СПб.: Дельта,1997.
11. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. -М., 2003
12. Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.