Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»
Оценка 4.7

Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

Оценка 4.7
docx
16.08.2024
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов  «Белорусская литература», «Русская литература»
Педпроект_Городиловская СШ-2024-2027_для статьи.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

«Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов
«Белорусская литература», «Русская литература»

 

Сроки реализации: 3 года

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработчик педагогического проекта:

Пекарская Светлана Николаевна,

заместитель директора по учебной работе государственного учреждения образования  «Городиловская средняя школа Молодечненского района»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Актуальность педагогического проекта……………………………....

3

Цель и задачи педагогического проекта………………………………

4

Теоретическое обоснование педагогического проекта…….………...

5

Модель будущего образовательного процесса…...………….…….....

6

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта…………………………………………………………………..

 

7

Список используемых источников…...………………………………..

9

Приложение 1 «Программа реализации педагогического проекта»...

11

Приложение 2 «Календарный план реализации педагогического проекта на 2024/2025 учебный год»…………..……………………….

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуальность педагогического проекта

 

Актуальность темы проекта заключается в следующих аспектах:

Социальные изменения: В условиях быстро меняющегося общества и глобализации важно формировать у молодежи устойчивые духовные и нравственные ориентиры. Литература является мощным инструментом для передачи культурных и моральных ценностей.

Образовательные стандарты: Современные образовательные программы акцентируют внимание на развитии личностных качеств учащихся, таких как патриотизм, ответственность и гражданская активность. Литература, как предмет, способствует этому через глубокое изучение текстов, отражающих культурные и исторические традиции.

Культурное наследие: Изучение белорусской и русской литературы позволяет учащимся понять и оценить культурное наследие своего народа, что способствует формированию гордости за свою страну и ее достижения.

Эмоциональное развитие: Литература развивает эмпатию, критическое мышление и способность анализировать человеческие переживания, что важно для формирования нравственного выбора в жизни.

Гражданская позиция: Важно не только знать свои права и обязанности, но и осознавать свою роль в обществе. Литературные произведения помогают учащимся осознать исторические и культурные контексты, формируя у них активную гражданскую позицию.

Актуальность темы проекта обусловлена также наличием следующих противоречий:

     между необходимостью формирования духовных ценностей и недостаточной интеграцией этих аспектов в учебный процесс: с одной стороны, современное общество требует от школьников наличия устойчивых моральных ориентиров, с другой — в учебных планах часто недостаточно внимания уделяется предметам, которые помогают развивать эти компетенции;

     между интересом учащихся к литературе и их дефицитом в понимании ее значимости для формирования личности: многие учащиеся воспринимают литературу как обязательный предмет, не осознавая ее потенциал для личностного и гражданского роста;

     между многообразием культурных традиций и необходимостью их осмысления в контексте современности: учащиеся сталкиваются с различными культурными и историческими контекстами, что требует от них не только знания, но и умения применять полученные знания на практике для формирования своей гражданской позиции;

     между глобализацией и сохранением национальной идентичности: в условиях глобальных изменений важно не потерять связь с корнями и культурными традициями, что требует от образовательной системы акцента на патриотическом воспитании через изучение отечественной литературы;

     между теоретическими знаниями и практическими навыками: учащиеся могут хорошо знать теоретические аспекты литературы, но недостаточно применять их в реальной жизни, что требует новых подходов к обучению;

Эти противоречия подчеркивают необходимость разработки и реализации проекта, что позволит более эффективно интегрировать духовные, нравственные и гражданско-патриотические компетенции в образовательный процесс.

Таким образом, проект направлен на решение актуальной задачи формирования комплексных компетенций у учащихся, что имеет огромную значимость для их личностного и социального развития.

Государственное учреждение образования «Городиловская средняя школа Молодечненского района» обладает потенциалом для реализации педагогического проекта данной тематики и способно обеспечить необходимую образовательную среду для организации эффективной педагогической деятельности на II ступени общего среднего образования при изучении учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература».

 

Цель педагогического проекта:

организация в учреждении образования системы педагогической деятельности, направленной на формирование у учащихся II ступени общего среднего образования устойчивых духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций через интеграцию содержания и методов преподавания белорусской и русской литературы, что позволит развивать их личностные качества, критическое мышление и активную гражданскую позицию.

 

Задачи:

1.   Реализовать систему управления, обеспечивающую включение педагогов (и других участников образовательного процесса) в реализацию проекта, направленного на формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература».

2.   Обеспечить учебно-методическое, нормативное правовое и психолого-педагогическое сопровождение участников педагогического проекта на всех этапах его реализации.

3.   Спланировать и реализовать систему мероприятий, обеспечивающих эффективное внедрение данного педагогического проекта.

4.   Обеспечить здоровьесбережение всех участников педагогического проекта.

5.   Провести анализ текстов белорусской и русской литературы, выявляя их духовно-нравственные и патриотические аспекты, которые могут быть интегрированы в образовательный процесс.

6.   Разработать методические пособия и ресурсы по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература», направленные на формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования.

7.   Провести уроки, семинары и круглые столы, посвященные темам патриотизма, нравственности и гражданской ответственности с использованием литературных произведений.

8.   Использовать дискуссии, ролевые игры и групповые проекты для активного вовлечения учащихся в процесс осмысления литературных текстов и их значимости для формирования личных ценностей.

9.   Оценить результаты работы учащихся и влияние проекта на их духовно-нравственные и гражданско-патриотические компетенции через анкетирование, тестирование и наблюдения.

10.            Вовлечь законных представителей учащихся в мероприятия, направленные на обсуждение и поддержку формирования духовно-нравственных ценностей у молодежи.

11.   Сформировать, обобщить и распространить эффективный опыт работы в массовую образовательную практику.

 

Теоретическое обоснование педагогического проекта

 

Педагогическая теория: Современные образовательные подходы подчеркивают важность формирования у учащихся не только академических знаний, но и жизненных навыков, включая духовно-нравственные и гражданско-патриотические компетенции. Согласно концепции личностно-ориентированного обучения, важным является создание условий для самовыражения учащихся и их активного участия в образовательном процессе.

Культурологический подход: Литература рассматривается как важный аспект культурного наследия, который отражает ценности и традиции народа. Изучение белорусской и русской литературы способствует формированию национальной идентичности и пониманию культурных корней, что является основой для патриотического воспитания.

Психология развития: В соответствии с теорией развития личности, формирование моральных и нравственных норм происходит через взаимодействие с окружающей культурой и социумом. Литература, как отражение человеческих переживаний и этических дилемм, помогает учащимся осознать и анализировать свои ценности и убеждения.

Социокультурный контекст: В условиях глобализации и изменения социальных норм существует необходимость в воспитании у молодежи активной гражданской позиции. Литература может служить инструментом для обсуждения актуальных вопросов, повышения уровня социальной ответственности и патриотизма.

Методические подходы: Использование активных методов обучения позволяет учащимся более глубоко осмыслить литературные произведения и их жизненные ценности. Это способствует не только усвоению материала, но и развитию критического мышления и способности к самоанализу.

Таким образом, теоретическое обоснование проекта подтверждает его необходимость и значимость в контексте современного образования, а также подчеркивает эффективность использования литературы как средства формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций.

 

Модель будущего образовательного процесса

Модель будущего образовательного процесса в рамках проекта «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература» включает следующие компоненты:

Интегрированный подход: Образовательный процесс будет строиться на межпредметной интеграции, где белорусская и русская литература будут рассматриваться не только как учебные предметы, но и как средства формирования духовных и нравственных ценностей. Это позволит учащимся увидеть связь между литературой и жизненными реалиями.

Активные методы обучения: Включение проектной деятельности, дискуссий, ролевых игр и групповых проектов. Учащиеся будут активно участвовать в процессе обучения, анализируя литературные произведения и обсуждая их значение в контексте современного общества.

Критическое мышление и рефлексия: Учащиеся будут развивать навыки критического анализа и рефлексии. Это позволит им оценивать литературные тексты, сопоставлять их с личными и социальными ценностями, а также формировать свои мнения и убеждения.

Личностно-ориентированное обучение: Образовательный процесс будет ориентирован на потребности и интересы учащихся. Педагоги будут учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, создавая условия для его самовыражения и активного участия в образовательном процессе.

Внешнее взаимодействие: Модель будет включать сотрудничество с законными представителями учащихся. Это позволит создать более широкую платформу для обсуждения и поддержки духовно-нравственного воспитания, а также вовлечь учащихся во внеклассную деятельность по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература».

Оценка и обратная связь: Внедрение системы оценки, основанной не только на знаниях, но и на уровне развития духовно-нравственных и гражданских компетенций. Обратная связь будет предоставляться не только учителями, но и сверстниками, что позволит оценивать результаты совместной деятельности.

Использование современных технологий: Включение информационно-коммуникационных технологий для создания интерактивных учебных материалов и ресурсов, что сделает процесс обучения более увлекательным и доступным для учащихся.

Таким образом, модель будущего образовательного процесса будет направлена на комплексное развитие учащихся, формирование у них духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций через активное и осмысленное изучение литературы.

 

Критерии и показатели оценки результатов педагогического проекта

 

Критерии

 

Показатель

Повышение качества образовательного процесса  по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература» и его результат

-   положительная динамика учебных и творческих достижений учащихся по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература»;

-    улучшение организационно-педагогических, материально-технических и социально-психологических условий;

-    повышение уровня обеспеченности учреждений научно-методическими и информационно-аналитическими  материалами.

Воспитанность учащихся

- воспитание нравственных и эстетических чувств;

- приобретение умения высказывать и обосновывать нравственно-оценочные суждения;

- развитие духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся;

-   воспитание позитивных эмоций и чувств.

Повышение роли семьи в формировании навыков поведения учащихся

-     повышение активности участия законных представителей учащихся в образовательном процессе;

-     улучшение характера межличностных отношений школьников и их законных представителей.

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

- рост уровня профессиональности педагогов и их психологической культуры, контрольно-оценочной деятельности;

-     личностные достижения педагогов;

-    способность к обобщению и распространению опыта работы.

Взаимодействие всех участников проектной деятельности

-    осознание новой роли в образовательном процессе;

-    удовлетворение запросов законных представителей учащихся на образовательные услуги;

-    установление благоприятного психологического климата.

Продуктивность трансляции идей и опыта педагогического развития

-    ознакомление с опытом ведется через методическую систему управления по образованию Молодечненского райисполкома;

-    освещение опыта проектной деятельности в СМИ.

Формирование позитивного имиджа учреждения образования

- учреждение образования как центр реализации педагогического проекта;

-    развитие учащихся II ступени общего среднего образования через систему педагогической деятельности, направленную  на формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций средствами учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1.        Кодекс Республики Беларусь об образовании. — Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011. – 400 с.

2.        Концепция развития профессиональной ориентации молодежи в Республике Беларусь. - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2001.

3.        Государственная программа содействия занятости населения Республики Беларусь. - Минск: Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2011.

4.        Государственная программа «Образование и молодежная политика» на 2016–2020 годы от 28 марта 2016 г. № 250. 

5.        Бабосов, Е. М. Патриотизм – духовно-политическая основа адекватных ответов Беларуси на вызовы современности / Е.М.Бабосов // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Госпогранкомитет; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь; редкол.: Г. П. Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск: ИПС РБ, 2019. – 433 с. С. 28-31.

6.        Болбас, В.С. Патрыятызм як найважнейшая педагагічная каштоўнасць / В.С.Болбас, Т.У Болбас // Адукацыя і выхаванне. – 2020. - № 5 (341). - С. 3-10.

7.        Гражданско-патриотическое воспитание как основа формирования активной жизненной позиции и высокого нравственного облика молодёжи Республики Беларусь: материалы респ. научно-практич. конференции, Минск, 20 апр. 2010 – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2010.

8.        Зданович, В.Н. Формирование ключевых компетенций гражданственности школьников// Адукацыя і выхаванне. – 2007. - №1.

9.        Зубко, Д.П. Современные аспекты воспитания патриотизма и гражданственности / Д.П.Зубко // Праблемы выхавання. – 2005. – №1. – С.12-16.

10.   Котова, Г.Л. Индикаторы сформированности гражданской компетентности // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр./ под ред. А.В.Хуторского. М.: ИНЭК, 2007. – С.189-195.

11.   Котова, Г.Л. Проблема формирования гражданской компетентности учащихся в учебном процессе. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http.adukatar.net/wiki/index.

12.   Лесниченко-Роговская, М.В. Патриотическое воспитание старшеклассников в условиях эколого-туристской деятельности: автореф. дис…канд. пед. наук: 13.00.05 / М.В. Лесниченко-Роговская. – Минск, 2015. – 27 с.

13.   Маркович, Е.П. Воспитать человека – гражданина и патриота / Е.П. Маркович // Адукацыя і выхаванне. – 2006. – №4. –  С.30-34.

14.   Онуфрович, Е.В. Беларусь помнит. Воспитание детей и молодежи на примере подвига народа в годы Великой Отечественной войны / Е.В.Онуфрович // Выхаванне і дадатковая адукацыя. – 2020. - № 3. – С. 3-6.

15.   Осипов, А.И. Идеологические и мировоззренческие основания патриотического воспитания / А.И.Осипов // Патриотизм и патриотическое воспитание в контексте вызовов современности: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 16–17 мая 2019 г. / НАН Беларуси, Ин-т социологии; Госпогранкомитет; Ин-т погранич. службы Респ. Беларусь; редкол.: Г.П.Коршунов (гл. ред.) [и др.]. – Минск: ИПС РБ, 2019. – 433 с. С. 80-83.

16.   Томильчик, Э. В. Гражданское и патриотическое воспитание молодежи в национальной системе образования Республики Беларусь / Э.В.Томильчик // Актуальные аспекты воспитания гражданственности                      и патриотизма в процессе формирования активной жизненной позиции                 и высокого нравственного облика учащейся молодежи Республики Беларусь: материалы респ. науч.-практ. конф., Минск, 28 февр. 2018 г. / ред. коллегия: Л.В. Емельянчик и др.; Республиканский центр экологии и краеведения. – Минск, 2018. – 162 с. С. 4 – 10.

17.   Фабрикант, М.С. Психологические ресурсы и механизмы конструирования национальной идентичности в индивидуальных историях граждан Республики Беларусь: автореф. дис. ...психол. наук: 19.00.05 / М.С.Фабрикант. – Минск, 2018. – 30 с.

18.   Шик, К. И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь / К.И.Шик // Проблемы и перспективы развития образования: материалы                II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012.  С.110-112.

19.   Ивашкевич, Е. Ф. Формирование гражданского достоинства учащихся 8-11 классов при изучении истории и культуры белорусского народа : аўтарэф. дыс. … канд. пед. навук : 13.00.01 /  Е. Ф. Ивашкевич. – Витебск, 1998. – 20 с.

20.   Шик, К. И. Сущность патриотического воспитания учащейся молодежи и некоторые способы его реализации в Республике Беларусь / К.И.Шик // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий, 2012.  С. 110-112.

21.   Тихомиров, Н. В. (2015). Патриотическое воспитание школьников через литературу. Вопросы образования, 2(3), 45-50.

22.   Рогозина, Н. D. (2018). Формирование гражданской идентичности через изучение литературы. Научный журнал, 10(6), 78-83.

23.   Зайцева, О. А. (2019). Духовно-нравственное воспитание в школе: проблемы и решения. Педагогический вестник, 15(2), 12-20.


Приложение 1

УТВЕРЖДАЮ

Директор

 

дата

 

Программа реализации педагогического проекта
«Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций
учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов
«Белорусская литература», «Русская литература»

(2024-2027)

 

Первый этап: подготовительный

Содержание работы

Организационно-управленческое, информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

 

с педагогами

 

с учащимися

1.                   

Обсуждение идеи педагогического проекта, определение участников проекта, знакомство с целями и задачами проекта

 

- Анализ ресурсных условий, необходимых для реализации деятельности по реализации проекта

- Изучение нормативных правовых документов, разработка документации, определяющей основные направления деятельности по реализации проекта

- Организация деятельности творческой группы по разработке обоснования и содержания проекта.

- Сбор и анализ теоретико-педагогической и научно-методической литературы по проблеме проекта.

Анкетирование, август 2024 г.

 

 

 

 

 

Совещание, приказ, распределение функциональных обязанностей, рабочие встречи, консультации

Принятие решения на педагогическом совете об организации проектной деятельности

2.                   

Диагностика готовности и мотивационной установки педагогов на деятельность по реализации проекта

Изучение возможностей участия в проекте учащихся и их законных представителей

- Первичная диагностика (готовности и мотивационной установки педагогов на деятельность по реализации проекта, самоэкспертиза профессионально-педагогической культуры педагогов).

- Вторичная диагностика (определение эффективности деятельности по реализации проекта)

- Организация психолого-педагогического сопровождения проекта.

Диагностика, самодиагностика, сентябрь-октябрь 2024 г.

 

 

Диагностика, самодиагностика, январь 2025 г.

Материалы по результатам диагностических исследований

3.                   

Обсуждение и оформление педагогического проекта

 

- Проведение семинара с педагогами «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература» на основе полученных информационно-аналитических данных.

- Разработка и оформление педагогического проекта «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература».

- Разработка плана реализации проекта на 2024/2025 учебный год.

Обучающий семинар, август 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2024 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Август 2024 г.

Материалы семинара

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагогический проект

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План реализации проекта

4.                   

Обсуждение и распределение функциональных обязанностей участников педагогического проекта; определение и ведение  диагностических инструментариев, документации

Вовлечение обучающихся в мероприятия по реализации проекта.

- Создание банка педагогических материалов по теме проекта.

 

- Подготовка пакета диагностического инструментария.

 

 

- Определение педагогов, задействованных в реализации педагогического проекта, их обязанностей.

 

 

 

- Консультирование творческой группы педагогов по ведению необходимой документации, практического осуществления деятельности по реализации проекта в учреждении образования.  

- Определение форм мониторинга и самоконтроля, форм отчетности, анализ и оформление полученных результатов, форм коррекции; разработка программы мониторинга проекта.

- Представление педагогического проекта перед учащимися и родительской общественностью.

Тематический, сентябрь-октябрь 2024 г.

Обзорный,

сентябрь-октябрь 2024 г.

 

Приказ по учреждению образования, утверждение функциональных обязанностей, сентябрь 2024 г.

Тематический, сентябрь-октябрь 2024 г.

 

 

 

Тематический, ноябрь 2024 г.

 

 

 

 

Обзорный, октябрь-ноябрь 2024 г.

Банк материалов

 

 

Диагностические инструментарии

 

 

Приказ директора

 

 

 

 

 

 

Семинар-практикум и материалы к нему

 

 

 

Совещание творческой группы и материалы к нему

 

 

Общешкольное родительское собрание (протокол)

5.                   

Теоретическая и методическая подготовка педагогического коллектива

 

- Организация работы постоянно-действующего семинара-практикума по теме проекта.

- Оказание педагогам теоретической и методической помощи по теме проекта через индивидуальные и групповые консультации.

- Психологическое сопровождение педагогического коллектива по реализации проекта.

Тематический, август-декабрь 2024 г.

 

Семинар-практикум, организованы разнообразные формы методической и психологической  работы с педагогами

 

6.                   

 

Теоретическая работа с учащимися и их законными представителями

- Проведение круглых столов, индивидуальных консультаций.

 

Тематический, август-декабрь 2024 г.

Круглые столы, консультации и материалы к ним

 

7.                   

 

 

- Создание страницы педагогического проекта на сайте учреждения образования.

Тематический, сентябрь, 2024

Страница на сайте учреждения


 

 

 

Второй этап: внедренческий

Содержание работы

Информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

с педагогами

с учащимися

1.                    

Участие в заседаниях творческой группы по реализации педагогического проекта.

 

 

Организация образовательного процесса в рамках программ учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

 

 

 

 

 

 

 

Организация педагогической деятельности по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

- Консультирование, оказание методической помощи в выборе форм и методов по организации и проведению учебных занятий по белорусской и русской литературе.

- Методическая помощь в выборе тем по самообразованию участников проекта.

- Подбор и изучение методической литературы по организации, проведению учебных занятий и внеклассной работы по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература»

Тематический, персональный, январь 2025 –декабрь 2026

Отчетная документация: программы по учебным предметам «Белорусская литература», «Русская литература»; планы внеклассной работы по предметам;

разработки учебных занятий.

Повышение уровня

педагогической компетентности

участников проекта.

 

2.                    

Участие в разработке и создании просветительских материалов о деятельности учреждения в рамках проекта.

Подготовка материалов для СМИ, сайта

 

 

- Оказание методической помощи в подборе и создании просветительских материалов по педагогической деятельности по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

Тематический, персональный, декабрь 2026 -март 2027

Просветительские материалы.

Освещение материалов и мероприятий в СМИ, на сайте центра.

3.                    

Осуществление

деятельности по реализации педагогического проекта.

Организация и проведение учебных занятий по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература».

Изучение теоретических материалов.

Проведение учебных занятий по белорусской и русской литературе с учащимися.

Организация внеклассной работы по предмету.

- Методические рекомендации по организации и проведению учебных занятий, внеклассных мероприятий.

- Учебно-методические материалы педагогов.

 

Обзорный, декабрь 2024-апрель 2027

Методические разработки учебных занятий, внеклассных мероприятий.

4.                    

Осуществление деятельности по организации работы над электронной галереей «Литературные этюды»

 

- Творческие работы учащихся

Тематический, январь - апрель 2027

Материалы для электронной галереи «Литературные этюды»

5.                    

Организация деятельности по созданию методических брошюр «Эффективные практики по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования средствами учебного предмета «Белорусская литература» и «Эффективные практики по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования средствами учебного предмета «Русская литература»

 

- Оказание методической помощи в подборе и подготовке материалов для методических брошюр

Тематический, январь 2027

Материалы для создания методических брошюр эффективных практик по белорусской и русской литературе

 

6.                    

Ведение отчетной документации, оформление материалов проекта

 

- Материалы участников проекта

 

Обзорный, март 2025, март 2026

Отчетные материалы проекта

7.                    

Составление и анализ промежуточных отчетов о результатах деятельности участников проекта

 

- Подготовка и написание справки о промежуточных итогах реализации педагогического проекта

Тематический,

март 2025,
март 2026

Протокол методического совета

 

 

Третий этап: рефлексивный (оценочный)

Содержание работы

Информационное, методическое обеспечение работы

Самоконтроль (формы, сроки)

Прогнозируемые результаты

с педагогами

с учащимися

1.                 

Диагностика образовательного процесса в соответствии с критериями и показателями эффективности реализации педагогического проекта

 

Диагностика сформированности духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования

- Материалы для диагностики сформированности духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования

Тематический,

февраль 2027

Материалы по результатам итоговых диагностических исследований

2.                 

Анализ, рефлексия проделанной работы

 

Рефлексия проделанной работы

Формы и виды рефлексии

 

Комплексный, апрель-май 2027

Итоговый анализ по материалам проекта.  

3.                 

Организация мероприятий по распространению эффективного педагогичекого опыта в рамках проекта.

 

Описание опыта реализации педагогического проекта

 

Комплексно-обобщающий, март-май 2027

Выступение на семинарах, педсоветах.

Публикация в печатных изданиях, размещение на сайте учреждения образования

4.                 

Оформление результатов реализации педагогического проекта для предоставления конечного продукта

 

 

Учебно-методические материалы участников проекта

Комплексно-обобщающий, март-май 2027

Комплекс методических разработок учебных занятий по белорусской и русской литературе, направленный на формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования


Приложение 2

Директор

 

дата

 

Календарный план

реализации педагогического проекта

«Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература» на 2024/2025 учебный год

п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственный

1.                   

Утверждение состава участников  педагогического проекта на 2024/2025 учебный год

Август

2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе

2.                   

Определение тем самообразования   педагогов ‒ участников проекта, по проблеме инновационной деятельности

Август

2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

3.                   

Разработка программы психолого-педагогического сопровождения реализации педагогического проекта

Август

2024 г.

Педагог-психолог

4.                   

Издание приказа об организации проектной деятельности в 2024/2025 учебном году. Утверждение состава творческой группы, определение функциональных обязанностей

Сентябрь 2024 г.

Директор школы,  заместитель

директора по учебной работе 

5.                   

Инструктивно-методическое совещание «Нормативные правовые документы в области инновационной деятельности»

 

Сентябрь 2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

6.                   

Обсуждение плана реализации педагогического проекта на заседании методического совета

Сентябрь 2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы,

учитель белорусского языка и литературы

7.                   

Реализация контрольно-управленческой функции руководства учреждения

В течение года

Директор школы

8.                   

Составление индивидуальных планов работы участников педагогического проекта

До 13.09.2024

Заместитель

директора по учебной работе 

9.                   

Анализ рефлексивных материалов и анкет

В течение года

Педагог-психолог

10.              

Организация работы консультационного пункта для педагогических работников и законных представителей учащихся

Сентябрь

2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе, педагог-психолог

11.              

Организация работы консультационного пункта «Вопрос‒ответ» (по запросам)

Сентябрь

2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе, педагог-психолог

12.              

Работа консультационного пункта

В течение года

Заместитель

директора по учебной работе, педагог-психолог

13.              

Организация работы психолого-педагогического семинара по совершенствованию профессионально-педагогической компетентнции педагогов

Сентябрь 2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе, педагог-психолог

14.              

Создание раздела педагогического проекта на сайте учреждения образования

Сентябрь 2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

15.              

Проведение  занятий психолого-педагогический семинара «Совершенствование профессионально-педагогической компетенции педагогов»

Октябрь,

декабрь

2024 г.,

февраль,

апрель

2025 г.

Заместитель

директора по учебной работе, педагог-психолог

16.              

Ведение дневников участниками проектной деятельности

Не реже
1 раза в две недели

Заместитель

директора по учебной работе 

17.              

Рефлексивные совещания с участниками педагогического проекта

1 раз в месяц

Заместитель

директора по учебной работе 

18.              

Самообразование по темам педагогических исследований

В течение года

Заместитель

директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы,

учитель белорусского языка и литературы, педагог дополнительного образования

19.              

Тематический брифинг по вопросам реализации педагогического проекта

 

1 раз в месяц

Заместитель

директора по учебной работе 

20.              

Взаимодействие с научным консультантом педагогического проекта в онлайн-формате

В течение года

Заместитель

директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы,

учитель белорусского языка и литературы, педагог дополнительного образования

21.              

Повышение квалификации участников педагогического проекта

По плану непрерывного образования педагогов

Директор школы,  заместитель

директора по учебной работе 

22.              

Участие творческой группы педагогов в семинарах, конференциях, мастер-классах

В течение года

Заместитель

директора по учебной работе 

23.              

Организация постоянно действующего методического семинара «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

В течение года

Учитель русского языка и литературы

24.              

Организация тематических обзоров литературы, публикаций, интернет-материалов по теме педагогического проекта

В течение года

Заместитель

директора по учебной работе 

25.              

Накопление и систематизация методических материалов по индивидуальным темам самообразования

 

В течение года

Заместитель

директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы,

учитель белорусского языка и литературы, педагог дополнительного образования

26.              

Организация образовательного процесса на основе системы педагогической деятельности по формированию  духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся
II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

В течение года

Учитель русского языка и литературы,

учитель белорусского языка и литературы

27.              

Работа творческой лаборатории юного художника

По графику работы объединения по интересам

Педагог дополнительного образования

 

28.              

Методический диалог творческой группы «Педагогические условия формирования  духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся»

Октябрь
2024 г.

Учитель белорусского языка и литературы

29.              

Методический диалог «Теоретические и технологические аспекты формирования учебно-управленческой компетентности»

Ноябрь
2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

30.              

Заседание творческой группы «Преподавательская деятельность учителя в рамках реализации педагогического проекта»

Ноябрь
2024 г.

Педагог-психолог

31.              

Мониторинг уровня информационной культуры педагогов творческой группы

 

 

Ноябрь
2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

32.              

Размещение материалов о ходе реализации педагогического проекта на сайте школы

В течение года

Заместитель

директора по учебной работе 

33.              

Методический диалог «Технологические аспекты приобретения обучающимися опыта рефлексии»

Декабрь 2024 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

34.              

Проверка ведения дневников участниками педагогического проекта

 

 

Декабрь 2024 г.,

март 2025 г.

Заместитель

директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы,

учитель белорусского языка и литературы, педагог дополнительного образования

35.              

Заседание творческой группы «Метапредметная компетентность: сущность и структура»

Январь
2025 г.

Педагог- психолог

36.              

Заседание творческой группы «Методика организации учителем преподавательской деятельности»

Январь
2025 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

37.              

Панорама открытых уроков учителей-участников педагогического проекта

 

 

Февраль - март 2025 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

38.              

Методический диалог «Технологические аспекты активизации учебно-познавательной деятельности обучающихся»

Февраль 2025 г.

Учитель русского языка и литературы

39.              

Круглый стол «Дидактические средства организации преподавательской деятельности в рамках реализации педагогического проекта»

Март 2025 г.

Учитель белорусского языка и литературы

40.              

Семинар «Деятельность обучающихся как психологическая категория»

Апрель
2025 г.

Педагог-психолог

41.              

Заседание творческой группы «Реализация педагогического проекта в рамках тем по самообразованию»

Апрель
2025 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

42.              

Диалоговая площадка «Социально-игровые технологии обучения»

Апрель
2025 г.

Учитель белорусского языка и литературы

43.              

Подготовка отчетов о выполнении индивидуальных планов работы участников педагогического проекта

Май 2025 г.

Заместитель

директора по учебной работе,

учитель русского языка и литературы,

учитель белорусского языка и литературы, педагог дополнительного образования

44.              

Создание банка накопительного материала: методических разработок, теоретического материала

В течение года

Учитель русского языка и литературы,

учитель белорусского языка и литературы, педагог дополнительного образования

45.              

Подготовка справки о промежуточных результатах реализации педагогического проекта

Май 2025 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

46.              

Заседание методического совета по подведению итогов промежуточного контроля проектной деятельности

 

Май 2025 г.

Заместитель

директора по учебной работе 

 

Заместитель директора

по учебной работе                    подпись                   Ф.И.О.


 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Формирование духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

Содержание Актуальность педагогического проекта……………………………

Содержание Актуальность педагогического проекта……………………………

Актуальность педагогического проекта

Актуальность педагогического проекта

Эти противоречия подчеркивают необходимость разработки и реализации проекта, что позволит более эффективно интегрировать духовные, нравственные и гражданско-патриотические компетенции в образовательный процесс

Эти противоречия подчеркивают необходимость разработки и реализации проекта, что позволит более эффективно интегрировать духовные, нравственные и гражданско-патриотические компетенции в образовательный процесс

Провести анализ текстов белорусской и русской литературы, выявляя их духовно-нравственные и патриотические аспекты, которые могут быть интегрированы в образовательный процесс

Провести анализ текстов белорусской и русской литературы, выявляя их духовно-нравственные и патриотические аспекты, которые могут быть интегрированы в образовательный процесс

Методические подходы: Использование активных методов обучения позволяет учащимся более глубоко осмыслить литературные произведения и их жизненные ценности

Методические подходы: Использование активных методов обучения позволяет учащимся более глубоко осмыслить литературные произведения и их жизненные ценности

Использование современных технологий:

Использование современных технологий:

Взаимодействие всех участников проектной деятельности - осознание новой роли в образовательном процессе; - удовлетворение запросов законных представителей учащихся на образовательные услуги; - установление благоприятного психологического…

Взаимодействие всех участников проектной деятельности - осознание новой роли в образовательном процессе; - удовлетворение запросов законных представителей учащихся на образовательные услуги; - установление благоприятного психологического…

Список использованных источников 1

Список использованных источников 1

Онуфро вич, Е.В. Беларусь помнит

Онуфро вич, Е.В. Беларусь помнит

Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Директор дата

Приложение 1 УТВЕРЖДАЮ Директор дата

Анкетирование, август 2024 г.

Анкетирование, август 2024 г.

II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

Обсуждение и распределение функциональных обязанностей участников педагогического проекта; определение и ведение диагностических инструментариев, документации

Обсуждение и распределение функциональных обязанностей участников педагогического проекта; определение и ведение диагностических инструментариев, документации

Второй этап: внедренческий №

Второй этап: внедренческий №

Подготовка материалов для СМИ, сайта -

Подготовка материалов для СМИ, сайта -

II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

II ступени общего среднего образования средствами учебных предметов «Белорусская литература», «Русская литература»

II ступени общего среднего образования средствами учебного предмета «Белорусская литература» и «Эффективные практики по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

II ступени общего среднего образования средствами учебного предмета «Белорусская литература» и «Эффективные практики по формированию духовно-нравственных и гражданско-патриотических компетенций учащихся

Третий этап: рефлексивный (оценочный) №

Третий этап: рефлексивный (оценочный) №

Оформление результатов реализации педагогического проекта для предоставления конечного продукта

Оформление результатов реализации педагогического проекта для предоставления конечного продукта

Приложение 2 Директор дата

Приложение 2 Директор дата

Анализ рефлексивных материалов и анкет

Анализ рефлексивных материалов и анкет

Взаимодействие с научным консультантом педагогического проекта в онлайн-формате

Взаимодействие с научным консультантом педагогического проекта в онлайн-формате

Белорусская литература», «Русская литература»В течение года

Белорусская литература», «Русская литература»В течение года

Панорама открытых уроков учителей-участников педагогического проекта

Панорама открытых уроков учителей-участников педагогического проекта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.08.2024