ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «КОСМОС: ДАЛЁКИЙ И БЛИЗКИЙ»
2021г
Информационная карта
1. |
Заказчик |
школа-интернат |
2. |
Руководитель |
учитель русского языка и литературы |
3. |
Куратор |
заместитель директора по учебной работе |
4. |
Команда |
Классные руководители с 5-9 классы, библиотекарь школы |
5. |
База реализации |
школа-интернат |
6. |
Срок реализации |
С 01.02.2021 по 30.04. 2021 |
Проблемно-ориентированный анализ
С древних времён взоры людей были устремлены в небо. Начиная с первых шагов по земле, человек ощущал свою зависимость от неба. Для него небо было живым, наполненным, многообразно себя проявляющим. Коротко рассказать о космосе нельзя. Увлекаясь каким – либо фактом, каждого захватывают, словно на космическом корабле, приключения на далёкие и неизведанные планеты солнечной системы. Именно поэтому при формировании представлений о космосе был выбран метод проектов. Система работы по теме «Космос» предполагает личностно – ориентированный подход к развитию ребёнка. Деятельность направлена на развитие умственных, познавательных, коммуникативных способностей, которые осуществляются через различные виды деятельности. Содержание даёт детям способность выразить свои эмоциональные переживания и освоенные знания о космосе.
Актуальность данного проекта обусловлена тем, что космос - это обширная тема для проектной деятельности, вызывает интерес у детей и даёт возможность многосторонне развивать личность школьников.
Формирование познавательной активности у детей можно видеть в разных формах деятельности, в том числе в играх, экспериментировании, наблюдения за объектами и явлениями. Важным средством познания окружающего мира является не только окружающая его природа, но и неизведанный мир Вселенной. Он привлекает его внимание, заставляет включать в процесс наблюдения различные органы чувств, а значит, активизирует начальные моменты познания – ощущение и восприятие.
Цель исследователя:
- систематизировать представления о Вселенной, Солнечной системе и её планетах.
Задачи:
- изучить, что такое Вселенная;
- познакомиться с понятиями «скафандр», «телескоп», «кратер», «космонавт»;
- расширить представление о космическом пространстве (об этапах освоения космоса, о первом полете человека в космос, о солнечной системе, планетах и спутниках).
Тип проекта: практико - ориентированный.
Цель руководителя:
- развитие познавательных интересов, творческих способностей в процессе разрешения проблемной ситуации.
Задачи:
- обеспечить реализацию воспитательных, развивающих и обучающих задач через освоение детьми образовательных областей;
- создавать условия для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- развивать поисково-познавательную деятельность детей.
|
Сроки реализации проекта: с 1 февраля по 30 апреля 2021 года. Подведение итогов и результатов деятельности по проекту «Космос» на общешкольной линейке.
Участники проекта
Ø Обучающиеся с ограниченными возможностями интеллектуального развития (3-9 классы)
Ø Педагоги школ (классные руководители, учителя начальных классов)
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный этап: (с 1 февраля по 12 февраля)
1. Выявление творческой группы детей и педагогов, желающих участвовать в реализации проекта, группа организаторов, которая взяла бы на себя организационные моменты.
2. Разработка и утверждение плана проекта.
3. Разработка и утверждение положения игры по станциям «Далёкий путь к звёздам»
4. Приём заявок от участников.
5. Подготовка к игре по станциям.
6. Разработка пятиминитуток о космосе «Рассказы утренней звезды», викторины «Знатоки космоса», «Гагаринского урока», игры в ГПД «Это земля твоя и моя», оформление выставки о космосе.
7. Подготовка и приобретения оборудования, дидактического материала для проведения мероприятий.
8. Подбор видеороликов, стихотворений по теме.
Результат: определение основных направлений деятельности по реализации проекта; привлечение заинтересованных групп из числа детей и взрослых для реализации проекта.
II. Основной этап (с 15 февраля по 12 апреля)
- Пятиминитутки о космосе «Рассказы утренней звезды».
- Конкурс рисунков «Мы в космосе».
- «Гагаринский урок» «Герой Советского Союза - Ю.А. Гагарин».
- Игра по станциям «Далёкий путь к звёздам».
- Викторина «Знатоки космоса».
- Игра в ГПД «Это земля твоя и моя».
- Космическая поэзия.
-Оформление выставки «Космос: далёкий и близкий: от истории к современности»
Результат: реализация основных направлений деятельности в рамках проекта; оформление презентации по результатам проекта.
III. Заключительный этап (12 - 30 апреля)
Общешкольная линейка по подведению итогов и результатов проекта «Космос: далёкий и близкий». Награждение активных участников реализации проекта.
Механизмы реализации проекта
С точки зрения педагогической технологии проект можно характеризовать как:
индивидуально-групповой – по методологическому подходу;
деятельностно-развивающий – по механизму освоения опыта;
воспитательный – по характеру содержания;
творческий – по способу реализации.
План реализации проекта:
План проведения мероприятий проекта «Космос: далёкий и близкий»
Наши действия |
Сроки проведения мероприятий |
Формы проведения, ответственные |
Практическая значимость |
|
Подготовительный этап: (с 1 февраля по 12 февраля) |
||||
Выявление творческой группы детей и взрослых, желающих участвовать в реализации проекта |
1 - 2 февраля |
Заседание школьного самоуправления |
Организация эффективной работы по реализации проекта Наметка перспективы развития и реализации проекта.
Разработка материалов по проведению мероприятий проекта
Подготовка и приобретение оборудования для проведения мероприятий |
|
Разработка и утверждение плана проекта
|
3 - 5 февраля |
Творческая группа |
||
Разработка и утверждение положения игры по станциям «Далёкий путь к звёздам» |
5 - 9 февраля |
Творческая группа |
||
Разработка викторины «Знатоки космоса» |
10 февраля |
Творческая группа |
||
Разработка плана – конспекта «Гагаринский урок» «Герой Советского Союза - Ю.А. Гагарин». |
11 февраля |
Творческая группа |
||
Приём заявок от участников |
11- 12 февраля |
Творческая группа |
||
Подготовка к Космической поэзии. |
12 февраля |
Творческая группа |
||
Подготовка материала к выставке «Космос: далёкий и близкий: от истории к современности» |
13 – 14 февраля |
Творческая группа |
||
Подготовка и приобретения оборудования, дидактического материала для проведения мероприятий |
13- 14 февраля |
Творческая группа |
||
Основной этап: (с 15 февраля по 12 апреля) Творческий (практический) |
||||
Беседы с просмотром видеороликов «Пятиминитутки о космосе «Рассказы утренней звезды»
|
Каждый понедельник
|
3-9 класс Классные руководители |
Введение в тему проекта обучающихся |
|
Конкурс рисунков «Мы в космосе» |
15- 19 февраля |
Классные руководители |
Расширение знаний детей, развитие фантазии и воображения обучающихся, свободно мыслить |
|
Игра по станциям «Далёкий путь к звёздам»
|
22 – 26 февраля
|
5-9 классы Классные руководители
|
Расширение словарного запаса, обогащение знаний о космосе, развитие навыка фантазировать, мыслить. Умение договариваться со сверстниками, распределять роли в игре. |
|
Викторина «Знатоки космоса» |
9 – 12 марта |
3-9 классы Творческая группа |
Развитие связной речи детей, обогащение словаря детей, развитие полученных знаний о космосе. Развитие умения высказывать свои знания. |
|
Игра в ГПД «Это земля твоя и моя»
|
15 – 19 марта |
3-9 классы
Воспитатель ГПД Гремяко М.С. |
Ознакомление школьников с новыми знаниями о космосе и закрепление полученных ранее знаний; расширение словарного запаса. Развитие умения использовать информацию в речевой ситуации. |
|
Оформление выставки «Космос: далёкий и близкий: от истории к современности» |
22 марта по 9 апреля |
3-9 классы Творческая группа |
Закрепление полученных ранее знаний в работе при оформлении выставки о космосе. |
|
«Гагаринский урок» «Герой Советского Союза - Ю.А. Гагарин». |
12 апреля |
3-9 классы Творческая группа |
Расширение знаний о первом космонавте, герое Советского союза. Развитие устной связной речи при рассказе о первом космонавте. |
|
Заключительный этап: (13 по 30 апреля) |
||||
Подведение итогов реализации проекта. На общешкольной линейки награждение активных участников проекта. |
13 - 30 апреля |
3 - 9 класс Педагоги школы |
Развитие внимания, памяти и терпения при подведении итогов. Воспитание дружеских взаимо-отношений со сверстниками. |
|
Ожидаемые результаты
- Обогащение и систематизирование знаний обучающихся о космической Вселенной. Формирование устойчивого интереса к изучению данной проблемы.
- Участие детей в учебно – воспитательном процессе.
- Разработка дидактического и методического сопровождения по данному разделу.
- Формирование представлений о планетах Солнечной системы, о Земле как планете: размере, форме, движении вокруг Солнца и своей оси.
- Обогащение знаний о именах многих космонавтов Земли.
- Обогащение знаний о значении новых слов «космонавт», «скафандр», «спутник», «орбита», «телескоп».
Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.
Ресурсное и кадровое обеспечение
Информационно-методическое. Методические материалы, наглядные и дидактические пособия. Творческая группа. Школьная библиотека.
Кадровое. Классные руководители, учителя предметники, библиотекарь, воспитатель ГПД.
Материально-техническое. Компьютеры, ноутбуки, проекторы. Выход в интернет для поиска информации.
Финансовая. Бюджетные средства на приобретение призов, сертификатов, дипломов. Поощрение педагогов осуществляется за счёт средств стимулирующего фонда оплаты труда.
|
Риски проекта
Риск |
Природа риска |
Методы предотвращения |
Низкий уровень заинтересованности, активности педагогов |
Внутренние ресурсы |
Стимулирование педагогов, занесение результатов в портфолио |
Недостаточный уровень заинтересованности обучающихся |
Внутренние ресурсы |
Создание мотивации успеха, методы мотивации (поощрение, убеждение, разъяснение, награждение). |
Трудности проведения мероприятий во внеурочное время |
Внутренние ресурсы |
Корректировка модели внеурочной деятельности |
Закрытие ОУ на карантин, пропуски занятий в школе из-за болезни или холодной погоды |
Внешние ресурсы |
Корректировка сроков на другое время |
Отсутствие финансирование для награждения обучающихся и педагогов |
Внешние ресурсы |
Привлечение спонсорской помощи |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.