Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Помарская средняя общеобразовательная школа»
Волжского муниципального района РМЭ
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
(Секция: краеведческий компонент в работе учителя)
«Краеведение как основа воспитания патриотизма
через исследовательскую и проектную деятельность
младших школьников на уроках и во внеурочное время»
Выполнила:
Султайкина Мария Леонидовна,
учитель начальных классов
МОУ «Помарская СОШ»
Волжского муниципального района
2022г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Наименование проекта |
Краеведение как основа воспитания патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность младших школьников на уроках и во внеурочное время. |
Разработчик |
Султайкина Мария Леонидовна |
Состав участников |
Обучающиеся, родители |
Цель проекта |
Создание модели для осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся, и разработка программы по краеведению в начальной школе. |
Задачи |
-изучить и проанализировать нормативные и методические документы, изучить имеющиеся пути решения проблемы в педагогической теории и практике; -познакомиться с существующим опытом применения метода проектов, направленного на повышение познавательной активности учащихся при изучении родного края; - адаптировать имеющийся опыт патриотического воспитания на основе краеведения к условиям начальной школы; - разработать и реализовать собственные учебные проекты, предназначенные для патриотического воспитания младших школьников на основе краеведения. |
Ожидаемый результат |
Обучающиеся: - умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации; - умеют выполнять учебные и творческие задания; - освоили интеллектуальную и практическую деятельность в данном направлении; - умеют работать в команде, брать на себя различные роли; - умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям; - умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом. Долгосрочный ожидаемый результат: развитая личность, положительно мотивированная, проживающая ситуации своего обучения, вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный интерес. Личность, вовлечённая в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты. |
Сроки реализации проекта |
4 года |
Этапы реализации проекта |
Подготовительный этап: с сентября 2018 г. по декабрь 2018 г. Основной этап: с января 2019 г. по декабрь 2020 г. Заключительный этап: с январь 2021 г. по май 2021 г. |
Введение
Актуальность проекта состоит в том, что требуются срочные меры по возрождению духовного единства народа, воспитанию у детей любви и уважения к своей Родине. Кризисные явления последних десятилетий в нашем обществе спровоцировали потерю нравственных ориентиров у подрастающего поколения. Низкий материальный статус российской интеллигенции и повсеместная пропаганда обогащения любой ценой заметно умалили престиж школьного образования и изменили прежние жизненные приоритеты.
Авторы концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков и В.А.Тишков, цитируя Президента Российской Федерации, подчёркивают, что духовное единство народа – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность. Общество лишь тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных любви и уважения к своей Родине, ориентиров и уважение к культурным и историческим ценностям своего народа. Вот почему новые образовательные стандарты предполагают выработку у будущих граждан России общей системы нравственных ориентиров, которые станут базой для укрепления единства страны, её экономического, социального и духовного развития. Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Основным содержанием духовно-нравственного развития и социализации личности являются базовые национальные ценности, одной из которых следует считать патриотизм. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России определяет патриотизм как чувство и сформировавшаяся позиция верности своей стране и солидарности с её народом. Патриотизм включает чувство гордости за своё Отечество и малую родину, где гражданин родился и рос. Поэтому первым шагом к воспитанию патриотизма может стать историческое краеведение в начальной школе. Великий педагог К.Д.Ушинский писал, что «поля родины, её язык, её предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», что они помогают возгореться «искрам любви к отечеству». А академик Д.С.Лихачёв отмечал, что чувство Родины надо заботливо взращивать. Он же писал: «Мы не можем восстановить в памяти и сохранить все то, что напоминает нам о славном прошлом нашего родного края. Зарисовать, описать, сфотографировать – все это под силу любому, кто хочет сохранить в памяти историю своего родного края. Не зная прошлого, нельзя любить настоящее, думать о будущем».
Краеведение можно сравнить с множеством небольших речек и ручейков, питающих большое озеро, именуемое у каждого народа патриотизмом. Чувство родины не наследуется новым поколением. Оно формируется укладом жизни людей.
В России, в силу её богатой истории, нет ни единого уголка, который не оставил бы следа в истории государства или героическими событиями, или деятельностью, или творчеством своих знаменитых граждан. Село Помары, в котором находится наша школа, словно специально создан для реализации моего педагогического проекта. В Помарах и окрестностях в разное время жили и работали известные учёные и деятели культуры: такие имена, как профессор Л.П.Грузов, поэты Семен Вишневский, Александр Селин, драматург, Н. Рыбаков, народный артист Г. Копцев сделали Помары одним из значимых уголков в истории культуры марийской республики. В Помарах традиционно каждый год проходят «Вишневские чтения», проводятся вечера памяти Л.П. Грузова, поэта А. Селина, а на тихих улицах сохранилось много частных домов, хранящих память о мастерах деревянного зодчества. В селе и вокруг села красуются озера карстового происхождения со своими любопытными историями. Помары и её окрестности могут стать неиссякаемым источником познания истории нашей земли. Изучение своего края, его прошлого и настоящего есть тот краеугольный камень, на котором должен быть воздвигнут фундамент патриотизма – любовь к малой родине.
Как и все школы, включилась в апробацию Федеральных государственных стандартов нового поколения, в базисном плане которых были предусмотрены часы на внеурочную деятельность. На тот момент не было разработано ни принципиальных положений по организации внеурочной деятельности школьников, ни методики краеведения в начальной школе, ни основополагающих принципов воспитания патриотизма на основе краеведения, ни учебных программ по данной теме.
Цель проекта: создание модели для осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Участники проекта: обучающиеся моего класса, их родители.
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный внутренний, поскольку он ориентирован на интересы самих участников проекта, рассчитан на 4 года, посвящён только одной теме и реализуется в пределах образовательного пространства одной школы.
Новизна проекта заключается в том, что в связи с переходом на новые ФГОС и отсутствием методической литературы возникла необходимость в самостоятельном определении эффективных путей патриотического воспитания.
Объект исследования: краеведение как основа воспитания патриотизма в начальной школе.
Предмет исследования: изучение краеведения через исследовательскую и проектную деятельность учащихся и влияние полученных знаний на процесс воспитания патриотизма.
Гипотеза: предполагаю, что изучение учащимися своего края через исследовательскую и проектную деятельность позволит:
- повысить уровень образования и патриотического воспитания;
- развить учебные умения и навыки (анализ, синтез, постановка целей, поиск и решение проблем и т.д.);
- повысить коммуникативный потенциал обучающихся;
- развить навыки поиска информации;
- создать комфортные условия обучения и воспитания;
- активизировать мыслительную деятельность обучающихся.
Цель, предмет, гипотеза определили следующие задачи:
- изучить и проанализировать нормативные и методические документы, изучить имеющиеся пути решения проблемы в педагогической теории и практике;
- познакомиться с существующим опытом применения метода проектов, направленного на повышение познавательной активности учащихся при изучении родного края;
- адаптировать имеющийся опыт патриотического воспитания на основе краеведения к условиям начальной школы;
- разработать и реализовать собственные учебные проекты, предназначенные для патриотического воспитания младших школьников на основе краеведения;
- создать и применить на практике методику оценки результатов проектной деятельности младших школьников и определить их место в общей системе оценки достижения каждого ученика.
Продукт: модель осуществления патриотического воспитания младших школьников средствами краеведения на уроках и во внеурочное время через исследовательскую и проектную деятельность учащихся.
Методы исследования
Педагогический эксперимент – формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, педагогический мониторинг, планы, оформление результатов,
Теоретические: сравнение, обобщение, классификация, систематизация (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех частей), моделирование (целеполагание, планирование, проектирование процесса, поэтапная диагностика, возможность варьирования средствами для корректировки результата), выдвижение гипотезы, синтез, анализ.
Социологические: опросы, анкетирование, беседы, дискуссии.
Планируемые образовательные результаты
Обучающиеся:
- умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации;
- умеют аргументировать собственную точку зрения в дискуссии;
- умеют выполнять учебные и творческие задания;
- освоили интеллектуальную и практическую деятельность в данном направлении;
- умеют работать в команде, брать на себя различные роли;
- умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям;
- умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.
Практическая значимость ожидаемого результата: при работе с проектами, при исследовательской деятельности с использованием современных информационных технологий должно сформироваться новое мышление школьника. Оно будет отличаться четкостью, структурностью, стремлением к оптимизации деятельности и будет направленно на активизацию познавательного интереса к миру, его историческому развитию, формируя в конечном итоге высоконравственную, ответственную, творческую, инициативную, компетентную личность. Включение учителей и других участников проекта в единую систему организации проектной деятельности способствует профессиональному росту и повышению уровня готовности педагогов к инновационной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность при изучении детьми родного края даст возможность любому педагогу достичь планируемого результата.
Критерии оценки результативности проекта:
- степень самостоятельности, активности;
- инициатива, коммуникативность;
- точность, своевременность выполнения;
- композиция, полнота, убедительность;
- культура речи, аргументы, умение работать в группе;
- умение работать с разными источниками информации;
- рост интереса учащихся к изучению истории своего края;
- личные достижения учащихся («Портфолио» ученика).
Апробация проекта
Приступая к реализации проекта, я разработала анкеты для учащихся и их родителей с целью выяснить уровень знаний учеников 1 класса о своей стране, родном крае, а также степень участия родителей в формировании этих знаний, провела диагностику уровня воспитанности (патриотизма) младших школьников по минимальной диагностической программе (по М.И.Шиловой) и диагностику уровня школьной мотивации учащихся (по Н.Г.Лускановой).
Анкета для учащихся.
1. Как называется страна, где ты живёшь?
2. Назови столицу нашей Родины.
3. Кто такой «патриот»?
4. Что значит любить свою Родину?
5. Что такое «малая родина»?
6. Назови достопримечательности нашего села.
Анализ уровней проявления воспитанности (патриотизма) учащихся 1 класса по минимальной диагностической программе (автор М.И.Шилова), включающей позиции «Любовь к родной природе», «Гордость за свою страну», «Служение своему Отечеству», «Забота о своей школе» показал, что из максимально возможных трёх баллов класс набрал менее одного.
Диагностика уровня школьной мотивации (автор Н.Г.Лусканова) показала, что в классе преобладает положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Тогда я поставила себе промежуточную цель – повысить интерес учащихся к родному краю через повышение уровня школьной мотивации средствами исследовательской деятельности.
План – график реализации проекта
Подготовительный этап: с сентября 2018 г. по декабрь 2018 г.
1. Изучение теоретических основ проблемы.
2. Диагностика, анкетирование.
3. Поиск путей решения проблемы:
а) организация заочной экскурсионной деятельности;
б) проведение классных часов, которые способствуют:
-углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения
- более глубокому знакомству с историей своей семьи
- пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны
- воспитанию гражданского самосознания и причастности к истории родного края;
в) приобщение к системе культурных ценностей через библиотеки школьные и сельские;
г) знакомство со старинными обычаями и традициями, культурным наследием предков. (+ на уроках марийского языка)
4. Создание основ модели проекта.
На данном этапе возникла необходимость в разработке программы по краеведению и формированию нравственности, гражданского самосознания и патриотизма.
Основной этап: с января 2019 г. по декабрь 2020 г.
1. Апробирование модели.
2. Мониторинг процесса и промежуточных результатов.
3. Корректировка дальнейшей работы.
4. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.
5. Привлечение родителей к поисковой и исследовательской работе.
В период апробации проекта открылась такая форма обучения, как использование краеведения в межпредметных связях: включение краеведческих материалов в изучение окружающего мира, в уроки русского языка, литературного чтения, а также изобразительного искусства и технологии. Как выяснилось, эта форма обучения взаимно дополняет содержание уроков и прочнее закрепляет знания, полученные на них. Также стало ясно, что родительская помощь младшим школьникам в осуществлении проектов не только необходима, но и значительно улучшает взаимопонимание в семьях, создаёт общие интересы, является источником самообразования родителей и стимулирует их уважительный интерес любви и уважения к своей Родине, к истории нашего края. Также определились риски и благоприятные факторы, влияющие на реализацию проекта.
К рискам можно отнести:
-низкую мотивацию участников проекта;
-неуверенность перед неизведанным;
-отсутствие централизованных мест получения необходимой информации;
-проблемы, связанные с поездками детей в музеи, театры близлежащих городов;
-занятость родителей на работе и низкая их активность;
К благоприятным факторам я отношу:
-высокий культурный уровень родителей моего класса (среди них около 60 % с высшим образованием)
-наличие действующего православного храма и воскресной школы;
-частые культурные мероприятия, проводимые в селе;
Заключительный этап: с января 2021 г. по май 2021 г.
1. Анализ результатов
2. Оценка эффективности модели
3. Обобщение и распространение новаторского опыта:
- выступления на школьных и районных методических объединениях;
Практическая реализация проекта
На подготовительном этапе была разработана программа по краеведению «Моя малая родина» и определены темы краеведческого материала для включения в материалы уроков по русскому языку, литературному чтению, окружающего мира, изобразительного искусства и технологии по классам.
На протяжении всего периода обучения в урочное и неурочное время проводились заочные экскурсии по музеям и достопримечательностям города Йошкар-Ола, классные часы соответствующей тематики, сотрудничество с районной сельской и школьной библиотекой.
Были разработаны и реализованы индивидуальные, парные и коллективные проекты, проведены исследовательские работы. В рамках реализации проекта проводились конкурсы чтецов, рисунков, фотографий, литературные викторины.
В 1 классе основной формой изучения родного края стали экскурсии: по улицам родного города, в лес, на озеро Зеленое. На уроке ознакомления с окружающим миром составили индивидуальные проекты «Моя малая родина» с помощью родителей, после которого многие дети увлеклись изучением истории названия своих улиц.
Во 2 классе был реализован коллективный проект на школьной НПК «Помары, Памар…»
В 3 и 4 классе в связи с ограничительными мерами не смогли реализовать задуманные творческие проекты.
В конце 4 класса я снова провела ту же анкету, которую давала в 1 классе. Было опрошено 20 детей.
В результате обработки анкет получились следующие результаты:
1. Все дети смогли ответить, как называется наша страна.
2. Столицей нашей Родины назвали Москву все опрошенные.
3. Кто такой патриот знают 90 % опрошенных, 10% затруднились ответить.
4. На вопрос «Что значит любить свою Родину?» было много правильных и разнообразных ответов.
5. Что такое «малая родина», учащиеся знают чётко.
Результаты анкетирования показывают, что к 4 классу дети проявляют более высокий интерес к истории родного края. Дети в полной мере осознают себя гражданами России и собственную причастность к её истории.
Результаты диагностики уровня проявления воспитанности (патриотизма) учащихся по минимальной диагностической программе
за весь период обучения
(по М.И.Шиловой)
Результаты уровня школьной мотивации учащихся
за весь период обучения
(по Н.Г. Лускановой)
Анализ эффективности использования краеведческого материала позволяет сделать вывод, что у школьников заметно повышаются уровни воспитанности и мотивации.
Результаты учащихся в республиканских научно – практических конференциях.
Ф. И.учащегося |
Год, класс |
НПК |
Тема исследовательской работы |
результат |
Димитриев С. |
2018 г. 1 класс |
III Республиканская НПК «Учителями славится Россия» |
«И это всё о бабушке моей…» |
I место |
Степанова Н. |
2018 г. 9 класс |
Республиканские краеведческие чтения «Есть Родина у каждого из нас» |
«Наши земляки в истории отечественной науки» |
3 место |
Решетникова Ангелина |
2018 г. 2 класс |
VI республиканские «Ломоносовские чтения» |
«За что установили памятник лосю в Кичиере?» |
2 место |
Чернощеков С. Степанов Е. |
2019 г. 2 класс |
Республиканские экологические чтения «Земля, на которой я счастлив» |
«Как живешь ты, озеро моё, Зеленое оно?» |
2 место |
Тимофеев Т. |
2018г. 2 класс |
Республиканском фестивале презентационных работ «Ший талешке» |
«Живая память» (Мой дед – участник афганской войны» |
участник |
Кошкина П. |
2019 г. 3 класс |
V Межрайонная научно-практическая конференция «Мой род – мой народ» |
Символика Волжского района» |
2 место |
Тимофеев Т. |
2019 г. 3 класс |
V Межрайонная научно-практическая конференция «Мой род – мой народ» |
«Живая память» (Мой дед – участник афганской войны» |
2 место |
Иванов Р. |
2020 г. 4 класс |
Республиканская научно-исследовательская конференция школьников и педагогов «Мой род – мой народ» |
«Моя кормилица» |
2 место |
Кольцов В. Клинов Е. |
2021г. 1 класс |
Республиканская НПК «Федоровские чтения» |
«Деревенька моя Березники» |
|
Итоги проекта
Исследовательская технология и метод проектов в силу своей дидактической сущности позволяют успешно решать задачи, стоящие перед современной школой. Работа по краеведению несет в себе огромный образовательный потенциал для развития и патриотического воспитания школьников.
Во-первых, она способствует получению разносторонних знаний детьми, углублению и закреплению учащимися новых исторических сведений о родном крае, названии улиц, достопримечательностях, об известных людях, прославивших родной край.
Во-вторых, она развивает не только память, но и обогащает словарный запас ребенка, способствует его полноценному развитию через самовыражение и творчество.
В-третьих, учит детей более тонко замечать красоту окружающей природы, развивает способность ребенка делиться полученными впечатлениями и знаниями со сверстниками и взрослыми.
В-четвертых, обогащает духовный мир ребенка, развивает эстетические чувства и художественный вкус, формирует чувство патриотизма, гордости за родной край.
Таким образом, воспитание патриотизма через исследовательскую и проектную деятельность учащихся средствами краеведения позволяет школьникам в процессе реализации проекта пройти все этапы научного исследования:
-возникновение проблемной ситуации, ее первоначальный анализ и формулирование гипотезы;
- этап поиска пути решения проблемы в ходе дополнительного ее анализа на основе имеющихся знаний;
-этап претворения в жизнь найденного принципа решения проблемы и его проверка.
Перспективы развития проекта
Данный педагогический проект может применяться в общеобразовательных учреждениях России - как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене для решения комплекса актуальных проблем:
- падение уровня общей культуры и нравственности, неуважение к истории России и, как следствие, низкий уровень патриотизма обучающихся;
- падение мотивации и познавательной активности обучающихся;
- низкий уровень коммуникабельности детей;
- разобщённость детей и родителей.
Настоящий педагогический проект, решая обозначенную проблему на уровне одного образовательного учреждения, должен способствовать решению указанной проблемы на уровне всей системы образования и выполнению требований Федерального государственного образовательного стандарта.
Заключение
Прежде, чем стать гражданином страны, надо стать гражданином своей школы, своей деревни, своего села. Краеведение формирует у ребёнка понимание того, что он сам является звеном в цепи существования многих поколений людей, продолжателем истории своей семьи, своих земляков, своего народа. Зарождаясь из привязанности к родным местам и людям, чувство любви к малой родине вырастает до понимания своей связи со всей страной. Поэтому школьник должен понимать, что являясь непосредственным участником современной жизни своего народа, он несет моральную ответственность за будущее своей семьи и своих соотечественников. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России.
Литература:
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации / Под ред. А.Я.Данилюка. – М.: Просвещение, 2012.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд.- М.: Просвещение, 2010.
Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.
Развитие исследовательских умений младших школьников / Под ред. Н.Б.Шумаковой. – М.: Просвещение, 2011.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / М-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Анкеты и диагностики
Анкета для учащихся.
1. Как называется страна, где ты живёшь?
2. Назови столицу нашей Родины.
3. Кто такой «патриот»?
4. Что значит любить свою Родину?
5. Что такое «малая родина»?
6. Назови достопримечательности нашего города.
Ориентировочная минимальная диагностическая программа изучения уровней проявления воспитанности (патриотизма) младшего школьника по методике М.И.Шиловой
Основные отношения Показатели воспитанности |
Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня) |
Патриотизм |
|
1. Отношение к родной природе |
3 – любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других; 2 – любит и бережет природу; 1 – участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя; 0 – природу не ценит и не бережет. |
2. Гордость за свою страну |
3 – интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим; 2 – интересуется историческим прошлым; 1 – знакомится с историческим прошлым при побуждении старших; 0 – не интересуется историческим прошлым. |
3. Служение своими силами |
3 – находит дела на службу малому Отечеству и организует других; 2 – находит дела на службу малому Отечеств; 1 – участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей; 0 – не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству. |
4. Забота о своей школе |
3 – участвует в делах класса и привлекает к этому других; 2 – испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса; 1 – в делах класса участвует при побуждении; 0 – в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает. |
— ответ ребёнка, свидетельствующий о его положительном
отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций,
оценивается в три балла;
— нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т.п.)
оценивается в один балл;
— ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении
ребёнка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль
баллов.
Оценки
в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при
оценках в ноль, один, три балла возможно более надёжное разделение
детей на группы с высокой, средней и низкой мотивацией.
Установлено пять основных уровней школьной мотивации:
Первый уровень. 25—30 баллов — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т.п.
Второй уровень. 20—24 балла — хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов — положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов — низкая школьная мотивация.
Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5—6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребёнка.
ПРЕДЪЯВЛЕНИЕ АНКЕТЫ.
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребёнка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления. Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребёнка, а его повышение — положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
а) чаще хочется остаться дома б) бывает по-разному в) иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался дома?
а) не знаю б) остался бы дома в) пошёл бы в школу
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
а) не нравится б) бывает по-разному в) нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
а) хотел бы б) не хотел бы в) не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
а) не знаю б) не хотел бы б) хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
а) часто б) редко в) не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
а) точно не знаю б) хотел бы в) не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
а) мало б) много в) нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
а) нравятся б) не очень в) не нравятся
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.