Педагогический проект "Музыкальная гостиная"
Оценка 5

Педагогический проект "Музыкальная гостиная"

Оценка 5
Мероприятия
docx
музыка
13.01.2021
Педагогический проект "Музыкальная гостиная"
В проекте представлены : 1.Методические рекомендации по созданию сценариев к "Музыкальной гостиной" 2.Примерная тематика "Музыкальных гостиных" и варианты пригласительных билетов к ним.
Педагогический проект.docx

 

  

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ «ОВАЦИЯ» 

 

 

 

 

 

ПРОЕКТ

 «Музыкальная гостиная»

 

 

                                         

 

 

 

                                                                                   Автор проекта

                                                                                   Преподаватель ДШИ «Овация»              

                                                                              Пшипий С.К.

 

 

 

 

 

 

 

г. Краснодар

2019

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Проект «Музыкальная гостиная» - это инновационная педагогическая технология, реализуемая в ДШИ «Овация» уже в течение нескольких лет. Участвуют в проекте преподаватели и обучающиеся. В результате такого взаимодействия решается ПРОБЛЕМА отсутствия компетенций, которые позволят использовать в повседневной жизни полученные на уроках знания и практические навыки.

 Каждый учитель хочет сделать свою работу интересной, разнообразной, вызвать интерес к своему предмету. Для этого у каждого из нас, педагогов, есть много методов и форм проведение уроков, внеклассных мероприятий, которые мы используем в своей практике. Развитие творческих способностей ребенка музыкального искусства было и остается одной из актуальных задач музыкального воспитания. Наивысший результат в учебном процессе достигается, если педагог проявит изобретательность оригинальных форм деятельности в сочетании с хорошими знаниями и пониманием особенностей мышления и восприятия ребенка.  Именно поэтому возникает интерес к введению в практику работы с детьми проектной деятельности.

 

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Автор проекта: преподаватель фортепиано, учитель музыки   Пшипий С.К. Участники проекта – преподаватели ДШИ, обучающиеся отделения.

Целевая аудитория – обучающиеся 1-7 классов.

Заинтересованные стороны: родители (законные представители), учителя-предметники, сверстники, не являющиеся учащимися школы искусств

Результативность проекта, практическая значимость:

·         Использование новых форм и методов работы приведут к   развитию музыкально-эстетического вкуса у детей и родителей, повысится интерес к классической музыки, сформируется высокий уровень знаний о композиторах, произведениях классической музыки.

·         Созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике. 

·         Дети и родители принимают активное участие   в мероприятиях, что способствует закреплению полученных знаний, устойчивого интереса к произведениям классиков, а также укреплению семейных традиций и отношений.

Педагогическая технология: проектная деятельность.

Проект реализуется через лекцию - концерт, тематический вечер, внеклассное мероприятие – «Музыкальная гостиная», которая является эффективной формой музыкального воспитания учащихся в условиях детской школы искусств. Основной целью «Музыкальной гостиной», как формы воспитания учащихся, является формирование основ музыкальной культуры и приобщение к шедеврам мировой классики, с использованием новых форм и методов работы.

 Основные задачи «Музыкальной гостиной»:

 • Создать предпосылки для музыкального, личностного развития и приобщения учащихся к музыкальному искусству;

 • Формировать основы культуры слушания и осознанное отношение к музыке;

 • Накапливать опыт восприятия произведений мировой музыкальной культуры разных эпох, направлений, жанров и стилей;

 • Расширять эмоциональное отношение к музыке на основе восприятия;

 • Развивать музыкальное мышление, творческие способности и воображение учащихся. 

• Обучать учащихся элементарному анализу, сравнению и сопоставлению при разборе музыкальных форм и средств музыкальной выразительности.

  • Способствовать развитию интереса учащихся к познанию классической музыки и сопоставлению ее с окружающей жизнью; 

• Воспитывать желание слушать и исполнять музыку на музыкальных инструментах; 

• Поддерживать проявления оценочного отношения к музыке, ее исполнению, что является первоначальным проявлением музыкального вкуса.

  • Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности. 

Срок реализации проекта: 1год

Материальные и нематериальные затраты: для реализации проекта требуется помещение для подготовки, оборудованное мебелью, музыкальными инструментами, компьютером, доступом в интернет, свободное время для поиска, анализа и синтеза информации, создания сценария, текстов, репетиций.

 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Музыкальная гостиная как форма внеклассной работы в школе

Сценарии «Музыкальных гостиных» синтезируют в себе виды искусства – литературу, поэзию, музыку, театр. «Музыкальная гостиная» - это одна из форм работы, которая позволяет решить следующие проблемы:

- Укрепление связи между предметами в ДШИ («Музыкальная литература», «Сольфеджио», «Хор», «Фортепиано», «Слушание музыки»),

- Повышение статуса предмета «Музыкальная литература».

                                           О методах и приемах

       В гостиных принимают участие дети младших, средних и старших классов, независимо от года обучения. Это позволяет выпускникам, например, вспомнить материал, пройденный ранее, а для учащихся 4-го или 5-го класса гостиная, например, по теме «Музыка русских композиторов» будет своего рода «опережением» -  таким образом, реализуется педагогический метод опережающего обучения.

Для более эффективного достижения результата обучения на уроках музыкальной литературы, а также во внеклассной работе, преподавателю необходимо использовать активные методы обучения, то есть обучение деятельностью. Активные методы обучения предполагают использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаниями и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаний в процессе активной познавательной деятельности.

Так, например, Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что активное обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности [1]. Активные методы обучения направлены на привлечение учащихся к самостоятельной познавательной деятельности, способны вызвать личностный интерес к решению каких-либо познавательных задач, а также возможность применения учащимися полученных знаний.   

Особенностью активных методов является и то, что в усвоении знаний, умений, навыков участвуют все психические процессы (речь, память, воображение и т.д.). «Музыкальная гостиная» - это такая форма работы с детьми, которая позволяет в полной мере реализовать на практике активные методы обучения.

Еще один метод - метод оптимизации деятельности коллектива – в полной мере реализуется в совместной практической деятельности учащихся и преподавателей при работе с материалом «Музыкальных гостиных».

 

 Методические рекомендации

по созданию сценариев к «Музыкальной гостиной»

В сценариях может использоваться как материал уроков, так и дополнительный музыкально-литературный материал. Подготовка музыкальных номеров проходит на индивидуальных занятиях по учебному плану отделения и проводится преподавателями по предметам «Музыкальный инструмент», «Вокальный ансамбль», «Хор».

В начале каждого полугодия или года (если работа над материалом планируется на весь учебный год) выбирается тема «Музыкальной гостиной», намечаются музыкальные номера. Стихотворные и прозаические тексты (литературный материал) должны максимально органично связывать музыкальные номера в сценарии, быть легко воспринимаемыми на слух, доступными, понятными и интересными детям.

Желательно использовать в материалах гостиной любопытные факты из жизни композиторов и историй создания музыкальных произведений, а разговорный материал преподносить в виде сценок, диалогов, загадок, фрагментов сочинений детей и т.п. В работе над сценариями преподавателю необходимо учитывать наличие логичных переходов от литературных фрагментов к музыкальным, использовать высокохудожественные литературные и музыкальные произведения.

Автором - составителем сценария, главным организатором, постановщиком и ведущим вечеров традиционно является преподаватель.

 

Детская творческая группа, её роли и возможные задачи

На вечер из цикла «Музыкальная гостиная» традиционно приглашаются гости – родители, учащиеся школы. Поэтому можно попросить ребят сделать самостоятельно яркие пригласительные билеты, помочь в изготовлении элементов для костюмов для участников вечера.

Детей можно привлечь к решению некоторых режиссерских задач: например, придумать расположение на сцене, подготовить презентацию к конкретному номеру, слайды для заставки, найти фоновую музыку для открытия, для сопровождения стихотворений, для окончания.

 

Алгоритм работы для обучающихся:

1.      Разбиться на творческие группы по интересам.

2.      Выбор лидера-организатора; распределение обязанностей.        

3.      Получение задания. Поиск и сбор информации.

4.      Коллективная работа: сортировка информации.

5.      Консультация и редактирование информации с учителем.

6.      Выступление на мероприятии.

Алгоритм работы для преподавателя:

  1.Выбор темы мероприятия.

  2.Постановка целей и задач перед учащимися.

  3.Знакомство с источниками информации.

 4.Редактирование информации учащихся.

 5.Оценка творческого мероприятия.

 

Образ классической музыки очень красив, привлекателен для ребенка. Ребенок получает «дозу» особой культуры, культуры человеческих отношений, выраженных через музыку. Ребенок получает полноту эмоциональных ощущений через внутреннее достоинство, свой труд, доверие к себе и к окружающему миру, который оценил этот труд.

Как оценил? Оценкой на экзамене? Не только. Главное – тем, что начинающий пианист уже может что-то сыграть и быть интересным для других. Часто дети, придя на урок, рассказывают, что в общеобразовательной школе сверстники просят их исполнить что-нибудь на фортепиано. Так дети понимают, что музыка дает им возможность в чем-то отличиться от других и постепенно все – их характер, мировоззрение, способ контакта с людьми приходит в гармоническое соответствие.

          Творческие вечера «Музыкальной гостиной» - это сочетание прекрасной музыки, живого слова, уникальной атмосферы.     
Участники проекта воспитывают в слушателях любовь к искусству, расширяют их музыкальный кругозор, развивают эмоциональную отзывчивость.
 Детям и гостям гораздо интереснее слушать живое исполнение, а не аудиозапись. Видим перемену отношений и интереса, учащихся и родителей к музыке. Им хочется, чтобы подобные мероприятия проводились чаще.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Развитие проектных компетенций как у обучающихся, так и у преподавателей – это важная составляющая современного образовательного процесса. Реформы образования направлены на развитие творческой личности, способной к самостоятельному развитию. Поэтому необходимо с ребятами во время реализации группового проекта работать не с позиции «учитель-ученик», а в качестве сотрудников. Посильные задачи понравятся школьникам, стимулируют их фантазию и послужат мотивацией к самостоятельному поиску интересных фактов, наглядного материала. Преподаватели же, при подготовке к мероприятию, как правило, сталкиваются с неожиданными техническими задачами, постепенно повышая свой уровень компетентности.

Разумное использование современных технологий принесёт несомненную пользу участникам проекта. Продукт (сценарий «Музыкальной гостиной») должен быть интересным для неподготовленных зрителей (родителей, сверстников), поэтому удачным будет использование презентаций, звукотехнической аппаратуры. Знакомство с ней, а также навык использования технических средств и медиа-файлов во время мероприятия может помочь некоторым ребятам даже определиться с выбором будущей профессии.

 

 

Использованная литература

1.           Выготский Л. С. Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. М., Педагогика, 1985. – 368 с.

2.           Гуляева Т.А. Музыкальные гостиные. Сборник сценариев для детских музыкальных школ и детских школ искусств. – Новосибирск, 2010. – 64 с.

  3. Дмитриева Л.Д. Детское музыкальное творчество как метод воспитания. -  М., Музыкальное воспитание в школе №11, 1976 – 71-85с.

            4. Кабилова С.Ф. «О роли учителя музыки в становлении творческой личности / Музыка в школе №3,2005 г.,с.53-55

5.            Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. ред. Г. В. Келдыш. – М., 1993. – 672 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Примерная тематика «Музыкальных гостиных»

 и варианты пригласительных билетов к ним

Вот уже стало традицией в это зимнее время приглашать гостей   в нашу   музыкальную гостиную.  Постепенно   наша гостиная наполняется звуками прекрасных мелодий в исполнении юных пианистов, согревая наши сердца, разжигая угольки самых разных эмоций, вспыхивая огнем искренних чувств и настроений.

Уважаемые гости и родители!

Приглашаем вас в нашу музыкальную гостиную.

Совершить увлекательное и захватывающее

путешествие в мир музыки.

    

  Музыка позволила нам побывать в разных городах и странах, останавливаясь в каждом знаменитом городе мы слушали в исполнении юных пианистов музыку известных композиторов 18-20 веков, которые вошли в сокровищницу музыкальной культуры.  В программе этого вечера звучали произведения русских и зарубежных композиторов. 

 

 

 

 

 

                                                                      

 

 

                                     Музыкальная гостиная

«У камелька»

http://images.forwallpaper.com/files/images/2/23b8/23b84248/1133525/victorian-christmas.jpg

 

"И мирной неги уголок
Ночь сумраком одела.
В камине гаснет огонек,
И свечка нагорела."

А.С. Пушкин

 

17 декабря в 18.00каб. №10

Сценарий внеклассного мероприятия "У камелька с Чайковским" посвящается 175-летию со дня рождения П. И. Чайковского

     В процессе реализации «Музыкальной гостиной» были реализованы различные методы работы с учащимися – рассказ о великом русском композиторе Петре Ильиче Чайковском; о его произведениях, об истории создания каждого произведения. Рассказ был иллюстрирован исполнением музыкальных произведений, произведения исполнялись как отдельными исполнителями, так и ансамблями. В ходе концерта используются слайды к каждому произведению для более полного создания образов, представленных в звуках.

 

«Музыка - души для вас…»

 

Уважаемые родители!

Приглашаем Вас

 в нашу музыкальную гостиную

15 декабря в 18.00.

Прекрасная музыка в исполнении юных пианистов

коснется глубины вашей души

и подарит минуты истинного    наслаждения

 

 

     12 декабря состоялась очередная встреча в нашей зале. В ней принимали участие учащиеся класса фортепиано преподавателя Пшипий Саиды Кимовны, которые не только исполняли сольные произведения, а также продемонстрировали навыки игры аккомпанемента к вокальным произведениям в исполнении преподавателя Горобец Владиславы Юрьевны.

 

 

 

Ко Дню 8 марта мамы, бабушки, сестренки получили пригласительные на концерт «Самой любимой и нежной».

        Концертную программу составлял сам учащийся из своих самых лучших произведений, также ребята говорили много теплых и нежных слов своим родным.

 

 

 

  

 

 


 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проект «Музыкальная гостиная» - это инновационная педагогическая технология, реализуемая в

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Проект «Музыкальная гостиная» - это инновационная педагогическая технология, реализуемая в

Созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике

Созданы условия для практического применения детьми полученных знаний на практике

Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности

Развивать умение творческой интерпретации музыки разными средствами художественной выразительности

Так, например, Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что активное обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности [1]

Так, например, Л.С.Выготский сформулировал закон, который говорит, что активное обучение влечет за собой развитие, так как личность развивается в процессе деятельности [1]

В работе над сценариями преподавателю необходимо учитывать наличие логичных переходов от литературных фрагментов к музыкальным, использовать высокохудожественные литературные и музыкальные произведения

В работе над сценариями преподавателю необходимо учитывать наличие логичных переходов от литературных фрагментов к музыкальным, использовать высокохудожественные литературные и музыкальные произведения

Образ классической музыки очень красив, привлекателен для ребенка

Образ классической музыки очень красив, привлекателен для ребенка

Разумное использование современных технологий принесёт несомненную пользу участникам проекта

Разумное использование современных технологий принесёт несомненную пользу участникам проекта

Приложение Примерная тематика «Музыкальных гостиных» и варианты пригласительных билетов к ним

Приложение Примерная тематика «Музыкальных гостиных» и варианты пригласительных билетов к ним

Музыкальная гостиная «У камелька» "И мирной неги уголок

Музыкальная гостиная «У камелька» "И мирной неги уголок

Уважаемые родители! Приглашаем

Уважаемые родители! Приглашаем

Ко Дню 8 марта мамы, бабушки, сестренки получили пригласительные на концерт «Самой любимой и нежной»

Ко Дню 8 марта мамы, бабушки, сестренки получили пригласительные на концерт «Самой любимой и нежной»

Педагогический проект "Музыкальная гостиная"

Педагогический проект "Музыкальная гостиная"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.01.2021