Педагогический проект
по экспериментированию
во 2 младшей группе
«Бабочки»
Руководители проекта:
Воспитатели:
Кадочникова Н.А.
Стефанская М.Л.
Водичка, водичка
Умой мое личико
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб кусался зубок
Улыбался роток.
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Дидактическая цель проекта: формирование наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста через игры с водой путем создания благоприятной обстановки.
Методические задачи проекта:
· Познакомить детей младшего дошкольного возраста с водой, ее значением и свойствами.
· Развивать наблюдательность с помощью игр с водой.
· Проанализировать нынешнее состояние проблемы влияния игр с водой на эмоциональное состояние детей младшего дошкольного возраста.
Участники проекта:
- дети 2 младшей группы
- воспитатель младшей группы Кадочникова Н.А., Стефанская М.Л.
Ресурсное обеспечение: вода, лед, снег, цветы, рыбки.
Материал: развивающая среда, центр вода-песок, игры, необходимая посуда (стаканчики, мисочки…), краски, губки, трубочки, марля, деревянные брусочки, кусочки пенопласта.
Масштаб: 2016-2017 учебный год.
Основание значимости проекта и его актуальность.
Сегодня все больше людей становятся сторонниками здорового образа жизни. Очень радует, что среди них много молодых людей, которые хотят оставаться здоровыми и красивыми всю жизнь, растить здоровых детей. Вопрос здоровья – это, в первую очередь, вопрос качества жизни. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Но такие игры проводятся далеко не каждый день. После них приходится долго наводить порядок. Но ребенок получает от них массу полезных впечатлений. По соображениям безопасности играть с водой ребенок должен только в присутствии взрослых. Во время игр обязательно нужно все комментировать словами, что делает и видит ребенок. Обращайте внимание детей на то, как «ведут себя» в воде предметы из разных материалов, разного размера и веса, с отверстиями и без них. Помните, что для детей вода – это полезное лекарство.
Формы проведения: наблюдения, эксперименты, беседы с детьми и родителями.
Пояснительная записка
В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы, с помощью которого процесс познания у ребенка проходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такой вид деятельности как наблюдение наиболее близкий и естественный для ребенка – дошкольника. Видный отечественный психолог С. Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержания наблюдения что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема стала перед нами. Игры с водой благодатно действуют на детей. Поэтому не случайно в теории и практике дошкольного воспитания этим играм уделяется большое внимание. Первое вещество, с которым с удовольствием знакомиться ребенок, это вода. Она дает ребенку приятные ощущения, развивает различные рецепторы и предоставляет практически неограниченные возможности познавать мир и себя в нем. Игры с водой один из самых приятных способов обучения. Проблема нашего проекта состоит в формировании реализации методов и форм наблюдения с помощью игр с водой у детей младшего дошкольного возраста. Мы предполагаем, что влияние этих игр с водой можно объяснить именно стремлением к познанию их свойств. Все это делает игру особенно интересной и волнующей для детей младшего дошкольного возраста.
Этапы реализации проекта:
1 этап – Подготовительный
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по развитию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Подобрать дидактический материал для проведения экспериментальной работы.
- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по наблюдательности детей младшего дошкольного возраста.
2 этап - Основной
- Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов ОУ воспитательного процесса по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
3 этап - Заключительный
- Осуществить психолого-педагогическую диагностику по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
- Проанализировать и оценить результаты работы по формированию наблюдательности у детей младшего дошкольного возраста.
СЕНТЯБРЬ
- Целевая прогулка на огород. Беседа о том, что нужно делать чтобы росли в огороде овощи.
- Игра: «Про маленькую капельку». Познакомить детей со свойствами воды.
ОКТЯБРЬ
- НОД: «Купание куклы Кати». Дать представление о том, что необходимо купаться, умываться и для этого необходима вода.
- Наблюдение за дождем, лужами. Наблюдение за тем, что вода имеет свойство впитываться.
- Эксперимент с водой (впитывание воды в губку).
НОЯБРЬ
- Беседы о том, что вода необходима для животных, птиц, рыб, растений и людей, без нее нельзя выжить. Дома вместе с родителями понаблюдать, как пьют домашние животные.
- Наблюдение за тем, как при поливе цветов и луковиц вода впитывается в грунт. Дать детям понять, что вода – это источник жизни, и все живое на земле пьют водичку.
ДЕКАБРЬ
- Игра-эксперимент: «Какая разная вода» (вода – лед – вода). Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла , вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
- Чтение сказки «Заюшкина избушка».
- - Эксперимент «Окрашивание воды». Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться.
ЯНВАРЬ
- Наблюдение за испарением воды. Познакомить детей со свойством воды: испарение.
- Эксперимент «В воде не тонет». Познакомить детей с тем, что дерево и пенопласт не тонет в воде.
- Игра «Пускаем кораблики»
ФЕВРАЛЬ
- Эксперимент превращения снега в воду
- Беседы «Что пьют животные и птицы зимой». Продолжать развивать знания детей о свойствах воды и об окружающем их мире.
МАРТ
- Наблюдение за рябью на воде. Познакомить детей с явлением «рябь», что она возникает при ветре на воде.
- Занятия «Постираем кукле платье». Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода. А так же о том, что вода имеет свойство впитываться.
- Уход за комнатными растениями. Расширить и уточнить знания детей о том, для чего необходима вода
АПРЕЛЬ
- Наблюдение за тем, куда исчезает весь снег на улице.
- Беседы об обитателях воды. Познакомить детей с обитателями воды о том, что человек под водой дышать не может.
- Эксперимент «Воздух под водой». Понаблюдать за тем, что происходит с водой, когда в нее поступает воздух (эксперимент с трубочками).
МАЙ
- Обобщенные беседы о свойствах воды, о ее назначении и значении в жизни всего живого
- Экологическая сказка «Про маленькую капельку».
Закрепить и обобщить знания детей о воде.
Ожидаемые результаты: От нашего проекта, мы ожидаем того, что дети больше узнают о воде, ее свойствах, значении и назначении. И это будет более интересно узнавать, потому что все происходит во время игры с водой. Ребенок будет воспринимать информацию с удовольствием.
Наименование материала для игр-экспериментов:
Марля
Краски (гуашь)
Стаканчики
Трубочки
Мисочки
Губки
Деревянные брусочки
Кусочки пенопласта.
Список литературы:
1. В. Сотникова. Самые маленькие в детском саду (Из опыта работы московских педагогов). М., ЛИНКА – ПРЕСС. 2005.- 136с.
2. В. Сотникова. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста) – М., ЛИНКА- ПРЕСС , 2002.-216 с.
3.С.Н.Николаева. Методика экологического воспитания дошкольников. М. 2001.
4. С.Н.Теплюк. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста. М.2002.
5. Р.Ягъфаров . Татар балалар фольклоры. К.1999
Уголок экспериментирования во второй младшей группе
Центр воды и песка
Уголок экспериментирования в нашей группе для того, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы.
Наш уголок постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами.
В содержание уголка входит: зона "песка и воды", разнообразные сосуды, природный и бросовый материал, разные виды бумаги, увеличительные стекла, магниты, пипетки, колбы, мерные ложки и стаканчики и т.д. различные крупы, соль, сахар, свечи, совочки, мерные стаканчики. Не все материалы находятся там одновременно.
Для развития творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования, я постоянно пополняю наш уголок. Предоставляемые в распоряжение детей новые предметы (например, сетки, полоски резины, куски гофрированного картона и т.д.) толкают их на экспериментирование с использованием этих материалов. Тем самым сохраняется интерес детей к данной деятельности и развивается любознательность
Уголок экспериментирования во второй младшей группе
В рамках кружковой работы проводятся познавательные беседы и наблюдения с детьми. Дети узнают, что вода необходима не только для жизни людей но и для животных и растений
Экспериментирование со снегом (снег липкий- из него можно лепить разные предметы и игрушки и закрашивать их или нарисовать разные узоры)
Мы на прогулке «Рисуем разные узоры на сердечках»
- Игра-эксперимент: «Какая разная вода» (вода – лед – вода). Дать представление о том, что вода может быть не только жидкой, но и твердой. И что под воздействием тепла , вода превращается из твердого состояния в жидкое, и наоборот.
- Эксперимент «Окрашивание воды». Познакомить еще с таким свойством воды как способность окрашиваться.
Конспект совместной деятельности педагога с детьми второй младшей группы по экспериментированию
на тему «Вода и ее свойства»
Интеграция образовательных областей:
Познание
Коммуникация
Социализация
Физическая культура
Музыка
Задачи:
Познание:
Ознакомить детей со свойствами воды: вода течет, вода тяжелая, прозрачная; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха;
Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Коммуникация:
Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия;
Развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы
стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Социализация:
Совершенствовать игровые умения детей, развивать интерес к играм
формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, умения работать в группе;
Воспитание любви к природе и бережного отношения к воде;
Учить эмоционально воспринимать окружающее в процессе общения детей друг с другом.
Физическая культура:
Совершенствовать физические качества детей;
Формировать правильную осанку;
Учить осознанно выполнять движения.
Музыка:
Формировать эмоциональный отклик при восприятии музыки;
Умение соотносить звуки с природными явлениями.
Оборудование:
Игрушка Мишка, ведерко, карточки в виде капелек воды с загадками,
прозрачные пластиковые стаканчики, сок яблочный, трубочки для коктейля
молоко, ложечки, обручи для физкультминутки, слайды с изображением состояний воды, магнитофон, аудиозапись «Звуки воды».
Предварительная работа:
Беседа на тему «Вода в жизни человека».
Рассматривание иллюстраций «Вода и ее состояния»
ХОД ЗАНЯТИЯ
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель (с игрушкой): Ребята, посмотрите, сегодня я пригласила к нам в гости моего друга - Мишутку. Мишутка очень любит играть с водой и купаться. И сегодня он принес нам подарок – Волшебное ведерко. Интересно, что же там внутри? Давайте посмотрим!
Дети заглядывают в ведерко и видят там карточки в виде капелек воды.
Воспитатель: «Ребята, что там?».
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята, давайте прочитаем что же там написано:
Дети по очереди достают карточки-капельки из ведерка.
Воспитатель читает вслух загадки о воде.
Меня пьют, меня льют.
Всем нужна я,
Кто я такая?
(Вода)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
(Капля)
В тихую погоду
Нет нас нигде,
Как ветер подует -
Бежим по воде.
(Волны)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинки).
Воспитатель: молодцы, ребята! Все загадки отгадали! Что объединяет наши отгадки? Вы наверно догадались о чём мы с вами сегодня будем говорить?
Дети: о воде!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете для чего же нам нужна вода? (Ответы детей).
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на земле. Ребята, мы сегодня вместе с Мишуткой уже многое узнали о воде, а сейчас давайте познакомимся с некоторыми ее свойствами. Для этого сядем за столики.
Опыт №1. Свойства 1 и 2 (вода течет, вода тяжелая).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете можно ли налить воду во что-нибудь: стакан, вазу, ведро.
Дети: можно.
Воспитатель: Правильно, ее можно перелить из одной посуды в другую. Вода течет. Девочки и мальчики, хотите попробовать перелить воду из одного стакана в другой?
Дети: Да!
Воспитатель :Ты Мишутка, наблюдай и все запоминай!!! Ребята, возьмите стаканчик с водой и перелейте ее в пустой стакан.
Дети пробуют аккуратно перелить воду из одного стакана в другой
Воспитатель: Получилось? Вот мы с вами выяснили, что воду можно переливать.
А сейчас возьмите в одну руку пустой стакан, а в другую стакан с водой.
Дети подымают два стакана одновременно
Что можно сказать о стакане с водой?
Дети: Стакан с водой тяжелый.
Воспитатель: Правильно он тяжелый, а пустой легкий. Вода имеет вес, она тяжелая.
Опыт №2. Свойства 3 и 4 (вода безвкусная, вода не имеет запаха).
Предложить детям взять стаканчик с чистой водой и понюхать ее.
Дети нюхают воду.
Воспитатель: Чем она пахнет?
Дети: Совсем не пахнет.
Воспитатель: правильно, ребята! Вода не имеет запаха.
Далее воспитатель предлагает детям попробовать (кипяченую) воду через соломинку.
Дети пробуют воду.
Воспитатель: ребята если у неё вкус?
Дети: нет.
Воспитатель: теперь возьмите стаканчики с соком и попробуйте его.
Дети пробуют сок.
Воспитатель: Какой вкус у сока?
Дети: Сладкий.
Воспитатель: правильно, ребята. Вода в отличие от сока не имеет вкуса, она безвкусная.
Мы узнали много нового и интересного. А теперь наш Мишутка предлагает вам поиграть. Хотите? Выбегайте на коврик!
Физкультминутка «Капельки и тучки»
На полу разложены обручи (на один меньше, чем детей). Это тучки. Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Воспитатель: Здорово у нас получилось! Ребята, давайте теперь пройдем за столики и проделаем еще один опыт с водичкой.
Опыт № 3. Свойство 5 (вода прозрачная).
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком. Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
Дети опускают ложечки в оба стаканчика.
Воспитатель: Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает.
Воспитатель: абсолютно верно! Теперь мы узнали еще одно свойство воды: чистая вода прозрачна.
Часть III. Подведение итогов.
Ребята, давайте еще раз скажем кому и для чего нужна вода?
После ответов детей, воспитатель обращает внимание на экран, где появляются слайды с изображениями воды в природе. Звучит музыка «Звуки воды» Во время просмотра звучит стихотворение:
Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране
Как сосулька замерзает,
В лес туманом заползает,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда
На плите у вас кипит
Паром чайника шипит,
Без неё вам не умыться
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!
Воспитатель: А вы знаете ребята, что воду нужно беречь, и когда моешь руки, нужно сразу закрыть кран. Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь, плотно закрывать кран.
Воспитатель: А кто мне скажет, какими же свойствами обладает вода?
Дети отвечают.
Воспитатель: какие вы молодцы, ребята! Все запомнили! Смотрите, а наш Мишутка повеселел и хлопает своими лапками от восторга. Он теперь все знает о воде и говорит вам Спасибо!!!
Ребята, давайте, и мы похлопаем сами себе!!! Вы, молодцы!!!
Компоненты центров науки (уголки природы, экспериментирования)
I - II младшая группа
Лабораторный материал для экспериментирования
Резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой
Сосуды для воды Песок разного цвета
Сосуды для воды (разных по форме и размеру)
Материал для изготовления цветного льда
Материал для «рисования» цветным песком (по типу песочных часов)
Бумага разного цвета и плотности
Материал для игр с мыльной пеной
Поролон цветной
Пенопласт
Резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой
Фольга разного цвета
Предметы для игр с тенью
Зеркальце для игр с солнечным зайчиком
Простейшие приборы и приспособления
Сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой
Лупы
«Волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы)
Сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой
«Снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»»)
«Душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами – мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки)
Дидактические игры
«Найди пару»
«Шумящие коробочки» (коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки; задача ребенка – подобрать похожие по звучанию)
«Теплые сосуды» (для упражнений с водой разной температуры)
«Найди одинаковые»
«Звонкие бутылочки» (емкости, заполненные разным количеством воды и подвешенные к опоре; если по ним стучать, издают разные по тональности звуки).
Различные игры-вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.
Календарь природы
Картина с изображением времени года
Простейший календарь природы из 2-4 страниц
1. картина с изображением времени года,
2. Кармашек, где помещаются символы, обозначающие погоду (солнце, дождь, снег, радуга, ветер (наклоненное дерево), облака);
3. кармашек для картинок животных, за которыми наблюдали на прогулке (кошка, собака, птицы)
Макеты
Плоскостные и объемные ; «Кто живет в лесу» ; «Во дворе у бабушки» (домашние животные)
«Что растет на лугу»
Музейные и коллекционные материалы
Разнообразные причудливые семена; Камешки; Раковины ;Коллекции осенних листьев
Корзинка «времени года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.