Государственное бюджетное учреждение Калужской области
Центр содействия семейному воспитанию «БЕРЕГА»
Педагогический проект
«Творческая мастерская»
Разработала:
Полещук Н.Г.
Инструктор по труду
Кондрово 2020 г.
Пояснительная записка
Основная задача, стоящая перед государством и обществом в целом в отношении детей, оставшихся без попечения родителей – создание надлежащих условий и оказание помощи в их социальной реабилитации и адаптации, подготовке к полноценной жизни в обществе.
В связи с этим становится актуальной необходимость значительного повышения роли трудового обучения и воспитания в развитии детей, оставшихся без попечения родителей. Главное место воспитательной работе отводится занятиям продуктивной творческой деятельностью (художественным трудом), что способствует не только овладению элементарными трудовыми навыками, необходимыми для выполнения несложных творческих работ, но и развитию познавательной деятельности в целом. В процессе занятий художественным трудом формируются все психические процессы, развиваются художественно-творческие способности и положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.
Творческий подход к решению любой задачи возникает только тогда, когда педагог покажет, что существует множество вариантов решений и нетрадиционных подходов. Мало научить ребёнка ремесленным навыкам, способам работы с разными материалами, главное – вложить в их работы чувства. а так же умение применять полученные навыки в будущем.
Цель - активизация
познавательной и творческой деятельности;
подготовка к самостоятельной жизни в современном мире и дальнейшему
профессиональному самоопределению по средствам проектной деятельности.
Задачи программы.
- Учить детей осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля для работы с различными материалами и простейшими инструментами (ножницами, иголкой).
- Развивать мотивацию к творческому труду; творческое воображение; развивать мышцы кистей рук, поддерживать потребность в самоутверждении.
- Формировать интерес к декоративно–прикладным видам деятельности, воспитывать трудолюбие; настойчивость в преодолении трудностей в достижении поставленных целей.
Принципы:
1. От простого к сложному. Программа построена по принципу поэтапного усложнения и расширения объёма сведений, с учётом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять, закреплять и дополнять полученные знания и умения в течении первого года обучения.
2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
3. Индивидуального подхода. Принцип индивидуализации - обеспечивает развитие каждого ребенка.
4. Принцип успешности. Создание «ситуации успеха» для каждого обучающегося на каждом занятии, с целью поддержания интереса к работе.
Методы и приемы.
Центральное место на занятиях занимает практическая работа (непосредственное самостоятельное и совместное изготовление изделий, подготовка и проведение выставок детских работ). Кроме непосредственно практической работы, определённое время отводится на приобретение воспитанниками знаний познавательного характера, также дети изучают технику безопасности и санитарно–гигиенические требования к занятиям ручного труда, т.е. используются словесные методы (рассказ, беседа, объяснения), а также наглядные методы (показ педагога, иллюстрации, фотографии).
Формы работы.
Учитывая возрастные и психофизические особенности воспитанников, на занятиях сочетаются коллективная, групповая и индивидуальная формы работы.
Обучение ручному труду (продуктивной творческой деятельности) предусматривает проведение выставок детских работ, работа над творческими проектами, участие в выставках – ярмарках, что позволяет увеличивать мотивацию воспитанников к занятиям.
Программа рассчитана на 1 год обучения с детьми 4–16 лет.
В группе занимается 4-6 человек.
Расписание составляется из расчёта одного занятие в неделю.
Объём в год составляет 34 занятий по 30- 45 минут.
Но при реализации творческого замысла количество занятий для каждого ребенка может регулироваться индивидуально. Такая форма организации детского труда в досуговой деятельности позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, состояние здоровья, уровень овладения необходимыми умениями и навыками, нахождение на определенном этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребенок на занятии работает на своем уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил.
Программа «Творческая мастерская» состоит из 5 - ти модулей:
Все модули разработаны для определённой возрастной группы воспитанников, с учётом сформированности у детей трудовых навыков и знаний, а так же желания воспитанников овладеть той или иной техникой изготовления поделок.
Каждый модуль содержит свою программу реализации в течении 1 учебного года.
Для более эффективной реализации Проекта предусматривается разработка новых модулей на следующий учебный год, так как желание воспитанников овладеть новыми технологиями изготовления сувениров определяет содержание модулей.
Воспитанники могут создавать «творческие объединения», и заниматься одновременно по нескольким модулям, в зависимости от личной заинтересованности.
1 модуль «Азбука шитья»
Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.
Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа рассчитана на детей с 10 до 16 лет.
Является подготовительным этапом по формированию у воспитанников трудовых навыков, знаний о разных технологиях изготовления поделок, а так же начальных представлений об экономической грамотности.
Программой предусматривается годовая нагрузка 34 часа
Цель - создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребенка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
Задачи:
1. обучение умению планирования своей работы;
2. обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки проектов.
3. развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
4. развитие образного мышления и воображения;
5. создание условий к саморазвитию учащихся;
6. формирование чувства коллективизма;
Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе воспитанники:
– научатся различным приемам работы с тканью, природным материалом, ракушками, соленым тестом, цветными нитками, скорлупками;
– научатся следовать устным инструкциям;
– научаться создавать композиции с изделиями;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Учебно – тематический план
№ занятия |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ И ЗАНЯТИЯ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
|
Раздел 1«Художественно-прикладные технологии и дизайн» |
2ЧАС
|
1
2 |
Профессия дизайнер интерьера.
Дизайн интерьера с помощью ДП |
1
1 |
|
Раздел 2«Художественно-прикладные технологии и дизайн» |
27 час |
|
Модуль1 Изготовление прихватки в технике «Пэчворк» |
6час |
3 |
Назначение и виды прихваток. Практическая работа «Разработка лекал»
|
1 |
4 |
Практическая работа «Подборка ткани и выкраивание деталей»
|
1 |
5-6 |
Практическая работа «Выполнение прихватки в технике пэчворк».
|
2 |
7-8 |
Творческая лаборатория «Отделка и оформление готового изделия».
|
2 |
|
Модуль 2. Диванные подушки |
6час
|
9 |
Диванные подушки, как предмет декора интерьера.
|
1 |
10 |
Творческая мастерская «Выполнение эскиза изделия».
|
1 |
11 |
Практическая работа «Выкраивание деталей декоративных элементов»
|
1 |
12-13 |
Практическая работа «Последовательность работы по изготовлению подушки»
|
2 |
14
|
Практическая работа «Отделка и оформление диванных подушек»
|
1 |
|
Модуль 3. Вышивка в интерьере
|
9час |
15 |
Виды строчевой вышивки. История вышивки Вышивка в дизайне интерьера
|
1 |
16 |
Материалы и инструменты при выполнении вышивки. Правила техники безопасности. Подготовка к работе
|
1 |
17 |
Практикум - треннинг. Приемы выполнения строчевой вышивки
|
1 |
18 |
Практическая работа. «Перенос рисунка».
|
1 |
19-20 |
Практическая работа «Изготовление салфетки с вышивкой»
|
2 |
21-22 |
Творческая мастерская «Способы обработки края салфетки».
|
2 |
23 |
Стирка и утюжка вышитых изделий |
1 |
|
Модуль 4. Поделки для дома из вторичного сырья |
6час |
24-25 |
Изготовление поделок для дома из пластмассовых пробок
|
2 |
26 |
Практическая работа «Изготовление поделок для дома из пластмассовых бутылок».
|
1 |
27 |
Тренинг «Плетение из газет». |
1 |
28-29 |
Творческая мастерская « Поделки в технике плетения из газет» |
2 |
|
Раздел 3« Дизайн - проектирование» |
5час |
30 |
Выбор темы и модели проекта.
|
1 |
31 |
Выбор материала, инструментов и способов обработки вида проекта, вариантов представления. |
1 |
32 |
Технологическая часть проекта |
1 |
33 |
Оформление пояснительной записки. Оформление пояснительной записки. Экономический расчёт. Создание презентации.
|
1 |
34 |
Защита проект. Подготовка и проведение выставки ДПИ |
1 |
ИТОГО |
|
34 час |
Данная программа позволяет воспитанникам оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области. Её основой является интегративный подход к освоению различных технологий, связанных с художественной обработкой материалов, и использование метода проектов в качестве механизма реализации такого подхода.
В программе предложены три технологии, представляющие различные материалы и способы их обработки.
Структура программы представлена тремя разделами:
Раздел 1. «Художественно-прикладные технологии и дизайн» знакомит воспитанников с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями с деятельностью в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности, предусматривает знакомство каждого ребёнка со всеми видами художественно-прикладных технологий, представленных в программе. Воспитанники узнают, для каких профессий необходимы знания и умения в области ДПИ.
Раздел 2. «Художественная обработка вторичных материалов».Воспитанники получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру. Программа допускает использование и других видов художественно-прикладных технологий.
Раздел 3. « Дизайн - проектирование» включает в себя теорию и практику дизайн – проектирования. Итогом работы является защита проекта. Дизайн-проектирование осуществляется на основе ранее приобретенных знаний и умений в области дизайна и художественно-прикладных технологий.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель может изменять темы в зависимости от обстоятельств, от условий работы, возможностей детей и характера заготовленного материала.
Программа состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части воспитанники получают сведения из истории рукоделия, знакомятся с материалами и инструментами для работы, свойствами материалов, правилами техники безопасности при работе. Выполняя практические работы, ребята приобретают начальные навыки художественного рукоделия, изготавливают несложные изделия декоративно-прикладного назначения.
2 модуль «Технология изготовления открыток»
Пояснительная записка.
Данная программа является логическим продолжением программ трудового обучения для воспитанников, обучающихся в 7 - 9 классах. Данную программу можно реализовывать на занятияхс тематикой: «Аппликация из текстильных материалов и фурнитуры», «Технология изготовления искусственных цветов», «Технология вышивки шёлковыми лентами», «Технология нитяной графики», «Технология объёмной вышивки» и т.д.
Программа рассчитана на 34 часа.
Целью программы предусмотрено ознакомление учащихся с одним из древних видов декоративно-прикладного искусства – открытки, повышение профессионального мастерства обучающихся и уровня их профессиональной компетенции в различных техниках и технологиях декоративно – прикладного искусства, а также формирования основных составляющих познавательной компетентности учащихся.
Задачи:- приобщить к истокам культуры; углубить знания обучающихся по основным видам материалов и инструментов для изготовления открыток;
- обучить основам цветоведения; истории возникновения и выпуска открыток; основным техникам кардмейкинга;
- познакомить с основным стилям изготовления открыток; правилам безопасной работы с инструментами; приёмам декорирования изделий;
- формироватьинформационную культуру, умение осуществлять обработку информации.
Новизна программы заключается в:
-изготовлении открыток в различных техниках рукоделия, ранее и вновь изученных: вышивка нитками, лентами; искусственные цветы, макраме, вязание крючком, ниточная графика (изонить), аппликация, бисерное рукоделие, и тому подобное.
- при оформлении изделия возможно широкое применение природных материалов.
- освоение технологии изготовления открыток даёт возможность не только создавать разнообразные по назначению открытки, но и изготавливать открытки-приглашения, эксклюзивные открытки-визитки, открытки-закладки, открытки-валентинки и т. д.
Проверка усвоения программы производится в оформление творческих, экономических проектов, участием в конкурсах, выставках, ярмарках.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п |
Раздел и тема |
Кол-во часов |
1 |
Раздел 1 . Открытки – вид декоративно-прикладного искусства. Общие сведения о технологии изготовления открыток |
3 |
2 |
Раздел 2.Проектирование и изготовление открыток |
29 |
3 |
Раздел 3. Презентация и оценка результатов проектной деятельности |
2 |
|
Всего |
34 |
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
№ п/п |
Кол-во часов |
Содержание учебного материала |
1 |
3 |
Раздел 1. Открытки – вид декоративно-прикладного искусства. Общие сведения о технологии изготовления открыток. Общие сведения о технологии изготовления открыток. Краткие исторические сведения о возникновении и эволюции открыток. Открытки, их назначение. Виды открыток: а) по содержанию: информационные, поздравительные, открытки-приглашения, открытки-закладки, открытки -визитки, валентинки, ритуальные открытки (крещение, венчание, посвящение); б) по форме:плоские, объёмные, одинарные, двойные и т. д. в) по отделке: - открытка в технике холодный батик, - открытки с ручной или машинной вышивкой, -открытки в технике Квиллинг, - в технике оригами, - в технике Пергамано, - текстильная открытка, - открытка в технике Декупаж, - открытка необычной формы, - открытка на дизайнерской бумаге ручной работы, - открытки в технике скрапбукинг, - эксклюзивные сладкие открытки из сахарной мастики, - открытки в технике изонить, - открытки в технике макраме, - открытки с использованием природного материала, - с вязаными элементами, - светящиеся в темноте открытки и т. д. г) по стилям: Clean&Simple (Чисто и просто), American (Американский), Vintage (Ложностаринный стиль), Steampunk (Стимпанк), Freestyle (Свободный стиль), Shabbychic (Потёртый шик), Mixedmedia (Смешение стилей), Heritage (Наследие), Европейский стиль, Мини открытки, Гранж. Материалы: Основные: кардсток, бумага для украшения открыток, самоклеющаяся бумага, фотобумага, шаблоны, отделочная тесьма, текстовые заготовки, заготовки с иллюстрациями и т. д. Отделочные (по выбору в соответствии с выбранным изделия): клей; двусторонняя липкая лента; ткань для вышивания; мулине; упаковочные материалы (бумага, сетка, фольга, ткань); нетканые материалы; природные материалы; мех; отделочные элементы (стразы, пайетки, пуговицы, бусинки, бисер и т. д. ); обёртки от конфет; кружево; фото и т. д. Инструменты и приспособления: ножницы,фигурные ножницы, канцелярский нож, игла, линейка, карандаш, пистолет декоратора (при необходимости) для крепления мелких деталей, макетный нож, фигурный дырокол, клеевые материалы, объёмный контур, маркеры и фломастеры и т. д. Приёмы декорирования изделий; Технология изготовления открыток: изготовления основы открытки; изготовление отделочных элементов; закрепления отделочных элементов на основе. Правила безопасного труда при выполнении ручных работ, санитарно-гигиенические требования. Организация рабочего места |
2 |
29 |
Раздел 2.Проектирование и изготовление открыток Проектирование и изготовление открыток Постановка проблемы. Определение задания для выполнения проекта. Работа с информационными источниками. Поиск аналогов. Анализ и систематизация информации. Создание банка идей. Разработка эскизного рисунка изделия. Подбор отделочных техник (по выбору). Подбор крепления отделочных элементов. Подбор материалов и инструментов. Технологическая последовательность изготовления изделия: - раскрой основы открытки и деталей открытки; - подбор материалов и инструментов для изготовления и крепления отделочных элементов; - изготовление отделочных элементов; - крепления отделочных элементов к основанию; - окончательная обработка открытки. Контроль качества готового изделия. Экономическое обоснование изделия. Маркетинговые исследования. |
3 |
2 |
Раздел 3.Презентация и оценка результатов проектной деятельности. Компоновка портфолио проекта. Защита проекта (по плану с использованием презентации в электронном виде) |
3 модуль «Сувениры для дома»
Профессиональная проба в области дизайна
Цель курса: выявление у воспитанников склонности к дизайнерской деятельности; оказание помощи в осознанном и правильном выборе профиля дальнейшего обучения.
Основные задачи данного курса:
Пояснительная записка.
Данный прикладной курс позволяет воспитанникам оценить привлекательность такой сферы профессиональной деятельности, как художественно-прикладное и дизайнерское творчество, определить свои возможности и успешность в этой профессиональной области. Курс следует рассматривать как профессиональную пробу в системе «человек–художественный образ». Его основой является интегративный подход к освоению различных технологий, связанных с художественной обработкой материалов, и использование метода проектов в качестве механизма реализации такого подхода.
Раздел 1. «Художественно-прикладные технологии и дизайн» знакомит ребят с ключевыми понятиями и видами дизайна; особенностями с деятельностью в области дизайна, и необходимыми для этого качествами личности,предусматривает знакомство каждого обучающегося со всеми видами художественно-прикладных технологий, представленных в программе, узнают, для каких профессий необходимы знания и умения в области ДПИ.
Раздел 2. «Художественная обработка вторичных материалов». Воспитанники получают общее представление о прикладных возможностях различных технологий художественной обработки материалов и осваивают некоторые способы и приёмы работы с различными материалами. Данный раздел имеет модульную структуру. Логика курса допускает использование и других видов художественно-прикладных технологий.
Раздел 3. «« Дизайн - проектирование» включает в себя теорию и практику дизайн – проектирования. Итогом работы является защита проекта. Дизайн-проектирование осуществляется на основе ранее приобретенных знаний и умений в области дизайна и художественно-прикладных технологий.
Планируя выполнение заданий в течение учебного года, руководитель может изменять темы в зависимости от обстоятельств, от условий работы, возможностей детей и характера заготовленного материала.
Тематическое планирование
№ темы |
№ занятия |
НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМЫ И ЗАНЯТИЯ |
КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ |
1 |
|
Раздел 1 Художественно-прикладные технологии и дизайн |
2ЧАС |
|
1
2 |
Дизайн, как художественно-проектная деятельность. Профессии в области ДПИ. Тестирование на диагностику творческого потенциала и креативности |
1 1 |
2 |
|
Раздел 2. Художественная обработка вторичных материалов |
27 час |
|
|
Модуль 1. Флористика. |
6час |
|
3 |
Флористические декоративные композиции |
1 |
|
4 |
Экскурсия на природу и сбор материала |
1 |
|
5 |
Практическая работа «Засушка и хранение растений». |
1 |
|
6-7 |
Творческая мастерская «Поэтапное изготовления картин, художественных панно и других изделий из засушенных растений» |
2 |
|
8 |
Творческая лаборатория «Отделка и оформление готового изделия». |
1 |
|
|
Модуль 2. Художественная обработка кожи |
16час |
|
9 |
Декорирование кожи. Виды кожи. История кожевенного искусства. Лабораторная работа «Определение натуральной и искусственной кожи». |
1 |
|
10 -11 |
Материалы и инструменты при работе с кожей. Правила техники безопасности. Практическая работа «Подготовка кожи к работе». |
2 |
|
12 |
Мастер-класс « Приемы работы с кожей. Окрашивание, разметка и раскрой кожи». |
1 |
|
13 |
Практическая работа « Изготовление выкроек и шаблонов». |
1 |
|
14-15 |
Практикум-тренинг «Изготовление цветов и листьев из кожи. Термообработка кожи». |
2 |
|
16 |
Практическая работа «Изготовление мелких изделий из кожи».Тестирование |
1 |
|
17- 24 |
Творческая мастерская «Поэтапное изготовление панно из кожи» |
8 |
|
|
Модуль 4. Декорирование бутылок |
5час |
|
25 |
Знакомство с дизайном. История стекла. Мастер-класс «Декорирование бутылок газетами» |
1 |
|
26 |
Практическая работа «Использование в декоре бутылок трафаретов». |
1 |
|
27 |
Тренинг «Декорирование бутылок верёвкой, лентой, марлей, бечевой». |
1 |
|
28-29 |
Творческая мастерская « Декор бутылок в технике «Крейзи» |
2 |
3 |
|
Раздел 3 ДИЗАЙН - ПРОЕКТИРОВАНИЕ |
5час |
|
30 |
Примерный алгоритм дизайн - проекта. Выбор темы и выполнение эскиза. |
1 |
|
31 |
Средства и способы поиска технических и технологических решений в проектной деятельности. Выбор материала, вида проекта, вариантов представления. |
1 |
|
32 |
Технологическая часть проекта |
1 |
|
33 |
Подготовка презентации |
1 |
|
34 |
Защита проект. Подготовка и проведение выставки ДПИ |
1 |
|
ИТОГО |
|
34 час |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.