Педагогический проект в рамках всероссийской акции «Моя нация»
Авилова Наталья Петровна,
учитель химии ФКОУ СОШ УФСИН России
по Томской области
В соответствие с Законом «Об образовании в РФ» основной целью педагогики является воспитание человека, обладающего общечеловеческими ценностями, знакомого с культурным наследием своего народа и народов других стран, стремящегося к взаимопониманию с ними, способного и готового осуществлять межличностное бесконфликтное общение.
Особенностью нашей школы является то, что обучающиеся прибывают сюда из 32 регионов нашей страны, от Урала до Дальнего Востока. Их отличают не только особенности местности, где они проживают, но и национальные особенности. Конституция нашей страны начинается со слов: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенный общей судьбой на своей земле…». А мы можем сказать, «мы, многонациональный народ, соединенный общей судьбой в нашей школе».
Понятия «патриотизм», «гражданственность», «толерантность» имеют особый смысл и огромное значение. Потому что уважение к сверстнику другой национальности, полноценное общение на примерах равноправия, оказание необходимой помощи, внимательное отношение к его нуждам в решении возникающих проблем – вот одна их главных ценностей человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.
Перед нами встали следующие вопросы:
· Как сделать, чтобы традиции других национальностей стали понятны ученицам?
· Можно ли расширить кругозор школьниц знаниями о других нациях посредствам игр, литературы, творчества?
· Как познакомить учениц с национальным разнообразием?
· Как помочь освоить правила толерантного отношения с людьми других национальностей?
В поиске ответов на вопросы, возникла идея педагогического проекта «Моя нация». Расширение знаний о быте, искусстве и культуре другого народа, непосредственное систематическое общение с представителями разных национальных культур, способствует формированию доброжелательного отношения друг к другу. Это, в свою очередь, дает возможность практически выразить свою симпатию к представителям другой национальности – сверстникам и взрослым.
Целью проекта является формирование нравственных основ личности и основы национального самосознания через привитие любви к родному краю, развитие толерантности, уважения и дружбе между людьми разных национальностей, изучение этнических особенностей народов Российской Федерации.
Задачи проекта:
· закрепить нормы нравственного поведения, т. е. такие качества личности как доброжелательность, отзывчивость, справедливость, честность, щедрость и др.
· познакомить учениц с различными национальностями, а также с национальностями обучающихся нашей школы;
· формировать представление о семье, как о возможном союзе людей разных национальностей;
· рассмотреть нравственные поступки в народных литературных произведениях (сказках, легендах, стихах);
· воспитывать уважение к людям разных национальностей;
· познакомиться с традициями, обычаями и культурой разных народов.
Проект «Моя нация» осуществляется в три этапа:
Подготовительный этап: в этот период разработана анкета и проведено анкетирование обучающихся, собран необходимый информационный материал, составлен рабочий план.
По результатам анкетирования оказалось, что в нашей школе обучаются девушки 13 национальностей. Среди них: русские –52%, цыгане – 15%, татары – 12%, буряты –9%, украинцы –7%, башкиры – 11%, не знают своих корней–3%. Кроме того, встречаются чеченцы, азербайджанцы, корейцы, удмурты, белорусы, алтайцы, чуваши. Одни из них знают о своем народе достаточно много, другие ничего. Одни поддерживают национальные традиции, другие нет. Но особенно нас интересовало, влияет ли национальность на выбор круга общения. И оказалась, что для 93% опрашиваемых девушек национальность значения не имеет. Остальные 7% не смогли однозначно ответить на этот вопрос и именно они требуют особого внимания к себе. Исходя из результатов анкетирования разработаны мероприятия основного этапа проекта «Моя нация».
Основной этап педагогического проекта направлен на формирование культуры межнациональных отношений среди обучающихся. С этой целью в школе оформляются сменные стенды с материалами о происхождении различных народов, об особенностях национальных костюмов, традициях и обычаях. В связи с 75 – летием Победы особое внимание уделялось участию людей разных национальностей в ВОВ. И как были удивлены некоторые из воспитанниц, узнав, что, например, цыгане принимали активное участие в боевых действиях. Весь представленный материал оказался очень актуальным и интересным для обучающихся. У них появляются вопросы, касающиеся как какой – то конкретной нации, так и всех национальностей в целом. Девушки сами предлагают тематику следующего стенда, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Самые любознательные готовят национальные костюмы, подбирают сказки, былины, мифы, пословицы, загадки, готовят викторины, разрабатывают сценарии по имеющемуся материалу, готовят национальные игры, разучивают песни, танцы. В ходе подготовки к завершающему этапу проекта неожиданно для себя обучающиеся приходят к выводу, что серьезных отличий между людьми разных национальностей нет, что каждая нация значима, уважаема и ценна. И неважно, какая у тебя национальность, главное, какой ты человек!
На завершающем этапе будет проведено мероприятие «Фестиваль наций» с приглашением представителей различных диаспор города Томска. Мы считаем, что после завершения педагогического проекта «Моя нация» обучающиеся нашей школы изменят свое отношение к людям других национальностей, научатся быть толерантными и станут настоящими гражданами нашей великой державы, будут любить свою родину и свою страну.
Список литературы:
1. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям.- Киев, 1994.
2. Тайчинов М. Г. Народные традиции и религиозная культура в воспитании учащихся — М., 2006.
3. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М., 2005.
4. Шнекендорф З. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека //Педагогика. - 2002. - № 2.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.