Педагогический совет «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Цель: Повышение профессиональной компетентности педагогов в области профилактики жестокого обращения с детьми дошкольного возраста.
Задачи:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме жестокого обращения с детьми.
2. Активизировать педагогическое мышление педагогов как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной теме.
Форма проведения: педагогический совет на основе доклада, с использованием разнообразных методов и приемов (моделирование проблемных ситуаций, дискуссия, мозговой штурм и др.)
Ресурсное обеспечение: компьютер, проектор для демонстрации презентации, ватман, маркеры.
План проведения педсовета:
1. Введение в тему, упражнение «Психологическая зарядка»
2. Информационно-теоретическая часть «Профилактика жестокого обращения с детьми»:
3. Практическая часть (тренинг).
4. Рефлексия деятельности участников и организаторов педсовета.
5. Заключение
1. Введение в тему, упражнение «Психологическая зарядка»
Ведущий семинара: Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы остановимся на рассмотрении важной проблемы насилия и жестокости по отношению к детям. Для выяснения степени ее актуальности, предлагаю вам ознакомиться со следующими данными: как показывает статистика, ежегодно в России более 100 тысяч детей подвергаются насилию, около 30 тысяч погибают. 85% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 8 из 10% из них считают их эффективным методом воспитания, а 65% предпочли бы воспитывать детей как-то иначе, но не знают как. Таким образом, физические наказания и насилие в семье являются наиболее доступным средством воспитания в семье и в обществе. Как же осуществить воспитание без наказания? Сегодня мы попробуем это сделать.
Упражнение «Психологическая зарядка».
Ведущий семинара: Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями.
Выполните определенные движения, если вы согласны с данными высказываниями:
Если в вашей семье время от времени возникают “приступы непослушания” - похлопайте в ладоши.
Если вы ребенка чаще хвалите, чем ругаете и наказываете - дотроньтесь до кончика носа.
Если вы считаете себя хорошим родителем - постучите кулачком в грудь.
Если у вас возникают какие-либо сложности или непонимание со своим ребенком - моргните правым глазом.
Бывает ли в вашей семье так: вы наказываете ребенка, а другие члены семьи тут же начинают упрекать вас в излишней строгости и утешать ребенка – то топните ногой
Если вы считаете, что в воспитании детей главное - пример взрослых - улыбнитесь.
Если вы делаете все возможное, чтобы вашему ребенку было комфортно в семье - погладьте себя по голове.
2. Информационно-теоретическая часть «Профилактика жестокого обращения с детьми»
Жестокое обращение с детьми: что это такое?
Сегодня о жестоком обращении с детьми сказано и написано очень много статей, книг, проведено исследований, но проблема в нашей стране не исчезла, а приобрела еще большую актуальность.
Жестокое обращение с детьми - это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат ребенка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Задача педагогического коллектива детского сада состоит в том, чтобы из года в год совершенствовать свои подходы, искать более эффективные формы правового образования родителей. Но прежде всего самим педагогам необходимо ориентироваться в проблеме.
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями, опекунами, попечителями, педагогами, воспитателями, представителями органов правопорядка.
Четыре основные формы жестокого обращения с детьми.
1. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений.
2. Сексуальное насилие (или извращение) - вовлечение ребенка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.
3. Психическое (эмоциональное) насилие - периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребенка,
- угрозы в адрес ребенка в словесной форме,
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинства ребенка,
- преднамеренная физическая или социальная изоляция ребенка,
- ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний,
- однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.
4. Пренебрежение нуждами ребенка - это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребенка относятся:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи,
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.
Мы, педагоги, должны знать факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение с детьми в семье. Вот основные из них:
- неполные или многодетные семьи, семьи с приемными детьми, наличие отчимов или мачех;
- наличие в семье больного алкоголизмом, наркоманией или лица, вернувшегося из мест лишения свободы;
- супружеские конфликты;
- низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- нежеланный ребенок;
- умственные или физические недостатки ребенка;
- трудный ребенок.
В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите. Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком? Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдать за его поведением, замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, выразить свою озабоченность поведением ребенка в детском саду. Особого внимания требуют семьи, в которых существует установка на агрессию.
«Социально-правовые основы защиты детей от жесткого обращения».
Российская Федерация ратифицировала целый ряд международных соглашений, предусматривающих борьбу с жестоким обращением по отношению к детям в различных его формах и проявлениях. К их числу относятся подписанная в 1989 году «Конвенция о правах ребенка» и другие международно-правовые акты.
Ряд статей указанной выше Конвенции о правах ребёнка прямо указывает на недопустимость всех форм жестокого обращения с детьми, так в статье 19.1 говорится: «Государства – участники принимают все необходимые законодательные, административные, социальные и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психологического насилия, оскорбления или злоупотребления, отсутствия заботы или небрежного обращения, грубого обращения или эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей, законных опекунов или любого другого лица, заботящегося о ребёнке».
Согласно статье 34 государства-участники обязуются защищать ребёнка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения.
Защитить ребенка от насилия, в том числе от повторного, предупредить жестокое обращение, наказать насильника помогают существующие законодательные нормы. Правовые нормы, направленные на защиту детей от насилия и пренебрежения, включены в следующие законодательные акты:
— Уголовный кодекс РФ (УК от 13.06.96, №63-ФЗ),
— Уголовно-процессуальный кодекс (УПК от 18.12.01 №174-ФЗ),
— Семейный кодекс РФ (СК от 29.12.95 «223-ФЗ),
— Законы РФ о социальных гарантиях прав граждан, включая несовершеннолетних;
— Закон РФ об образовании (от 10.07.92 №3266-1).
В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за причинение ущерба здоровью; нанесение телесных повреждений различной степени тяжести (ст.108,109,112); истязание (ст.113); вовлечение несовершеннолетнего в немедицинское потребление лекарственных и иных средств, не являющихся наркотическими, влекущих одурманивание (ст.210); склонение к употреблению наркотических средств (ст.224) и т.д.
Таким образом, действующий Уголовный кодекс РФ позволяет наказывать виновных в жестоком обращении с детьми и в пренебрежении их интересами, если эти действия или бездействие представляли опасность для жизни ребёнка.
В Семейном кодексе определены основы правовой защиты от насилия в семье. В этой связи установлено, что способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей (ст. 65).
Кодекс подробно регламентирует права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей, защите их прав и законных интересов.
С целью обеспечения прав и интересов детей в семье в Кодексе последовательно проводится идея равенства прав обоих родителей, независимо от того, проживают ли они с ребёнком или нет (ст.61, 63-66, 69 и др.).
Обеспечить достижение защитных и профилактических целей во многом призвана существующая законодательная база социальной работы, а именно, принятые на федеральном уровне законы «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», ряд постановлений Правительства РФ и нормативных актов, гарантирующих их выполнение.
Итак, в РФ, как и в других странах, для защиты прав и законных интересов детей используются два механизма: гражданско-правовой и уголовно-правовой. Нормы семейного права применяются в тех случаях, когда в действиях родителей не содержится признаков состава какого-либо преступления.
Однако ориентация только на перечисленные меры приводит к тому, что помощь жертвам оказывается лишь тогда, когда насилие уже повлекло тяжелые последствия и сохранить семью невозможно. Ни законодательство, ни общественное мнение не обеспечивают в полной мере защиты детей от физического и, особенно, психологического вреда со стороны взрослых. При этом родители нередко осознают, а иногда и не осознают то, что они жестоко обращаются с ребёнком. Все это делает императивные воздействия малоэффективными, а прямую агитацию – безадресной и ставит на первое место задачу осознания указанной проблемы как лицами, вовлечёнными в насилие, так и общественностью.
3. Практическая часть (тренинг).
Уважаемые педагоги, многие из вас являются родителями. Бывают такие темы, на которые трудно говорить. Вроде бы все понятно, но как донести до самой глубокой мысли, не знаешь. Сегодня попробуем через игровые ситуации и упражнения понять, что чувствует ребенок при жестоком обращении и составить план профилактических мероприятий по данной теме.
Ролевая игра «Обрати внимание».
Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка. Они получают задание проиграть ситуацию: «Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка». Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли. Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям». Своими впечатлениями делятся наблюдатели.
Вывод: обратите внимание на внутренний мир ребенка, «недоразумение» родителей всегда сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Игровая ситуация «Поощрения».
Педагоги делятся на две группы, и поочередно пишут слова-поощрения. Команда, которая назовет больше всего слов - поощрений, побеждает.
Вывод: чтобы ребенок чувствовал в своей семье спокойно, чтобы у него не возникали чувства ненависти, злости, раздражения к родителям надо ребенка не только ругать, наказывать и ставить рамки ограничения, но и уметь поощрять и хвалить.
Игровая ситуация «Отпечаток детства».
Педагогам предлагается нарисовать себя в первом зеркале маленьким и испуганным, во втором – большим и сердитым, в третьем - счастливым.
Ответьте, пожалуйста, на вопросы:
- В какое зеркало хочется чаще смотреться?
- В каком зеркале человек проявляет жестокость? На кого он более всего похож?
- Что можно сказать глядя на эти зеркала?
Вывод. Жестокое обращение с детьми как социальное явление обладает способностью к воспроизводству: дети, перенесшие насилие, став взрослыми, жестоко обращаются с собственными детьми.
4. Рефлексия деятельности участников педсовета.
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»
Педагог- психолог предлагает участникам записать свои впечатления от мероприятия:
на красном яблоке - то, о чем участник узнал во время семинара-практикума и обязательно использует в своей деятельности (красное яблоко участники приклеивают к рисунку с изображением чемодана);
на зеленом яблоке - информацию, которая показалась интересной для участника, но ее следует осмыслить, чтобы впоследствии использовать в своей работе (зеленое яблоко приклеивают к рисунку с изображением мясорубки);
на оранжевом листочке - отмечают неинтересные и ненужные сведения, которые участники не будут использовать в работе или мешали проведению семинара (оранжевый листок приклеивают к рисунку с изображением корзины для мусора).
5. Заключение
На педагогическом совете мы затронули очень важную проблему, над которой нам еще предстоит работать и в дальнейшем. Профилактика жестокого обращения с детьми связана с тем, что жестокое обращение в отношении детей или пренебрежение их основными потребностями оказывают негативное влияние на психическое развитие ребенка, нарушают его социализацию, порождают безнадзорность и правонарушения несовершеннолетних. Ребёнок должен быть защищён от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации (Принцип 9 Декларации прав ребёнка. 20 ноября 1959 г.)
Мы, педагоги, должны видеть и уважать в каждом ребенке личность; верить в возможности каждого ребенка, в то доброе, что заложено в нем, в перспективы его развития; сделать родителей ребенка своими союзниками в деле воспитания.
Уважаемые коллеги! Наш семинар завершен. Надеюсь, полученные знания, которые вы сегодня получили, были для вас интересны и найдут применение в дальнейшей работе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.