Кошанова Ардак Дамировна
Сценарий проведения педсовета
Тема: Общение педагогов с родителями
Цель: Выработать навыки эффективного взаимодействия воспитателей с родителями.
Задачи:
· Закрепить теоретические знания и практические навыки педагогов по работе с родителями.
· Осознать проблемы современной семьи, воспитывающей ребенка-дошкольника.
· Познакомиться с новыми подходами к взаимодействию детского сада и семьи.
Продолжительность: 60 минут.
Оборудование: Цветные карточки, простые карандаши, текст опросника. Карточки с проблемными ситуациями, карточки с жестами, карточки с групповыми заданиями.
Форма проведения:
План педсовета:
1. Организационный момент.
2. Групповое приветствие.
3. Вступительное слово психолога. Результаты анкетирования педагогов.
4. Диагностика уровня коммуникабельности педагога с родителями.
5. Разминка «Внутренний луч».
6. Интонирование речи. Упражнение на умение интонировать.
7. Задание: « Какие фразы целесообразнее всего использовать для начала беседы с родителями?»
8. Работа в группах. Невербальное общение.
9. Упражнение «Мимика и жесты».
10. Упражнение «Пространство».
11. Работа в группах над проблемными ситуациями.
12. Рекомендации. Подведение итогов семинара. Рефлексия.
Ход педсовета:
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Столы расставлены таким образом, что образуют три группы, на каждом столе стоит табличка с названием команды. При входе в зал воспитатели вытягивают жребий и садятся за стол той команды, название написано на его жребии.
2. ГРУППОВОЕ ПРИВЕТСТВИЕ.
-Здравствуйте, уважаемые педагоги. Давайте начнем наш педсовет с приветствия. Давайте встанем в круг. Сейчас каждому нужно будет поприветствовать своего соседа и сказать ему комплимент.
Итак, посмотрите, как приятно начинать работу, когда вы получаете теплый и искренний комплимент.
Давайте сядем на свои места в соответствии с выбранным жребием.
САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.
Прежде чем начать нашу работу, мы просим вас оценить свое эмоциональное состояние.
Сейчас Вы получите бланки, на которых написаны четыре набора суждений. Вам нужно будет выбрать в каждом из предложенных наборов суждений то, которое наиболее точно отражает Ваше состояние сейчас, в данный момент. Напротив выбранного суждения поставьте отметку.
Теперь обсудите в своей группе результаты ваших ответов и один из группы обобщит и представит ваши ответы.
3. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПСИХОЛОГА. РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПЕДАГОГОВ.
Сегодняшняя наша встреча посвящена немаловажной теме, которая звучит следующим образом: «Общение педагогов с родителями».
Целью нашего педсовета является выработка навыков эффективного взаимодействия воспитателей с родителями. Мы познакомимся с тем, как нужно вести беседу с родителями, с чего можно начать беседу и что можно сделать для того, чтобы разговор с родителями был продуктивным.
Данный педсовет поможет вам в работе с родителями, в частности при организации родительских собраний или встреч. Также мы вместе разработаем рекомендации, которые помогут вам при работе с родителями.
Не для кого не секрет: взаимодействие воспитателя и родителей, детского сада и семьи необходимо. Работа с семьей ребенка - это одно из основных направлений деятельности педагога, так как именно при взаимодействии с родителями ребенка воспитательные воздействия наиболее эффективны.
Педагог должен помнить, что, воспитывая подопечного, он влияет, в первую очередь, на воспитательный потенциал семьи. Объектом профессионального внимания выступает не сама семья и не родители ребенка, а семейное воспитание. Именно в этих рамках рассматривается его взаимодействие с родителями.
Вообще главной задачей взаимодействия педагогов с родителями является установление партнерских отношений, создание атмосферы общности интересов и воспитательных усилий. Решение этой задачи требует от обеих сторон высокого уровня доверия и информированности.
Наиболее эффективной формой доведения до сведения родителей информации о жизни ребенка является беседа в конце дня. Но не всегда получается установить такой доверительный разговор. Почему?
На этот вопрос можно ответить, обратившись к результатам проведённого анкетирование среди педагогов нашего ясли-сада №7 «Ак бота».
Данное анкетирование показало, что причинами трудности организации общения с родителями является:
1. Излишняя застенчивость и робость самого воспитателя (20%). Действительно сами воспитатели плохо идут на контакт, часто не умеют и не хотят найти общий язык с родителями, обратить его внимание на ребенка, заинтересовать жизнью детского сада и тем, как его ребенок себя проявляет.
2. Непонимание родителями самоценности периода дошкольного детства (13%). Родители зачастую не считают дошкольное детство важным периодом становления личности, не придают ему такого же значения, как школе. Так же есть родители, которые не считают себя в полной мере ответственными за воспитание и развитие своих детей. Тем самым, перекладывая воспитательную функцию на воспитателей детского сада.
3. Недостаток знаний у педагога о том, как лучше организовать общение с родителями (6%). С чего следует начать разговор, как себя вести, как говорить и другие проблемы могут возникнуть у каждого педагога. Но их нужно обязательно преодолевать. Так как даже один неудавшийся контакт, неудачный разговор педагога с родителем может привести к тому, что доверительное общение будет потеряно или вообще просто никогда и не начнется.
Независимо от причин необходимо пытаться преодолеть создавшуюся ситуацию. И делать это ради детей.
Какие же существуют формы общения с родителями?
Обращаясь к проведенному анкетированию, можно выделить те формы общения, которые используете вы в своей работе с родителями:
1. Индивидуальное общение в конце дня (54%).
2. Родительское собрание (40 %).
3. Домашнее задание, чаепитие, анкетирование (6%).
Как показывает практика, родители не очень любят собрания. Анкеты, опросники тоже не пользуются популярностью. Наиболее продуктивным способом общения, в котором можно достичь взаимного уважения, доверия и побудить у родителя интерес к взаимодействию с педагогом является откровенная беседа в конце дня. Также доверительному общению с родителями могут способствовать различие мероприятия, праздники, которые носят более домашний, чем официальный характер.
Проведенное анкетирование показало, что несмотря на то, что трудности в общении с родителями испытывают только 23% воспитателей, 77 % педагогов считают, что необходима специальная подготовка воспитателя к работе с родителями.
Таким образом, наш сегодняшний спедсовет поможет преодолеть некоторые трудности, которые возникают при организации общения педагога с родителями.
1. ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ.
Итак, трудности в общении с родителями могут возникать по разным причинам.
Сейчас предлагаем провести мини-диагностику, с помощью которой вы сможете определить, есть ли у вас трудности в общении с родителями и из-за чего они возникают.
Сейчас каждый из вас получит ряд вопросов. Посмотрите и напротив каждого вопроса вы должны поставить отметку в том ряду, какой ответ вам подходит. На каждый вопрос вы можете ответить: «да», «нет», «иногда». Работайте быстро, так как на это задание вам дается 5 минут.
№ п/п |
Содержание вопроса |
Ответы |
||
1 |
Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? |
да |
иногда |
нет |
2 |
Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями? |
|
|
|
3 |
Не откладываете ли Вы приятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента? |
|
|
|
4 |
Считаете ли вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос? |
|
|
|
5 |
Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения? |
|
|
|
6 |
Любите ли вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством? |
|
|
|
7 |
Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми? |
|
|
|
8 |
Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает вам вопросы? |
|
|
|
9 |
Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»? |
|
|
|
10 |
Постесняетесь ли вы напомнить родителями об общении, которое они забыли выполнить? |
|
|
|
11 |
Вызывает ли у Вас досаду просьба кого–либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе? |
|
|
|
12 |
Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступить в спор? |
|
|
|
13 |
Боитесь ли вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями? |
|
|
|
14 |
У Вас есть собственные, сугубо индивидуальное критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете? |
|
|
|
15 |
Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей а не только детей? |
|
|
|
16 |
Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию. |
|
|
|
Сейчас давайте посчитаем, сколько у вас баллов. За ответы «да» вы получаете 2 балла: «иногда» - 1 балл, «нет» - 0 баллов. Полученные баллы необходимо сложить и получить одно общее число баллов.
Итак, теперь прочитаем характеристику различных категорий, а вы слушайте внимательно и определите сами для себя, к какой категорий относитесь вы.
Если у вас 32-30 баллов. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего Вы вообще не коммуникабельны. Это ваша беда, так как от этого страдаете больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
Если 29-25 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большой степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
Если 24-19 баллов. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с «трудными» родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику « присматривания». Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
Если 18-14 баллов. У вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти «Общий язык». Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллектвное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родтели также стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многоловия, излишней эмоциональности, стемитесь избегать ненужных конфликтов.
Если 13-9 баллов. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами7 при желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
Если 8-4 балла. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать «другом» каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь его высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнением. Вам следует задуматься над этими фактами.
Если 3 балла и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличает необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьёзное общение с родителями не для вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Мы только что с вами, посмотрели, какие у вас могут возникнуть проблемы в общении и с чем это может быть связанно.
Сегодня на семинаре мы сделаем первый шаг к тому, чтобы преодолеть имеющиеся у вас трудности в общении с родителями.
2. Разминка «ВНУТРЕННИЙ ЛУЧ»
Цель: снять утомление, обрести внутреннюю стабильность.
Для того чтобы настроиться на серьезную работу я вам предлагаю выполнить задание, которое называется «Внутренний луч».
Сядьте в удобную для вас позу. Расслабьтесь. Закройте глаза и представьте, что внутри вашей головы, верхней ее части, возникет светлый луч, который медленно и последовательно движется сверху вниз и медленно, постепенно освещает лицо, плечи, руки теплым, ровным и расслабляющим светом.
По мере движения луча разглаживаются морщины, изчезает напряжение в области затылка, ослабляется складка на лбу, опадают брови, «охлаждаются» глаза, ослабляются зажимы в углах губ, опускаются плечи, освобождаются шея и грудь. Внуновую внешность тренний луч как бы формирует новую внешность спокойно, освобожденного человека, удовлетворенного собой и своей жизнью, профессией и воспитанниками.
Скажите себе мысленно: «Я стал новым человеком! Я стал молодым и сильным, спокойным и стабильным! Я все буду делать хорошо!»
Теперь откройте глаза.
Вам было приятно?
Что вы чувствовали, когда внутренний луч действовал на вас?
Такое упражнение вы можете выполнять самостоятельно, чтобы расслабиться, снять утомление.
3. ИНТОНИРОВАНИЕ РЕЧИ. УПРАЖНЕНИЕ НА УМЕНИЕ ИНТОНИРОВАТЬ.
Интонировать речь, т.е. создавать интонационный рисунок – это, значит, уметь изменять скорость произнесения, уметь понижать и повышать тон голоса, верно расставлять паузы, окрашивать тембром звучащую мысль, создавая ее характер и подчеркивая свое отношение к высказываемому.
Как же важно владеть этим искусством! Ведь мы живем в стране интонации. Для нас главное не то, что говориться, а то, как говорится.
Самая неприятная информация может быть сглажена для собеседниказа счет мягких полутонов и, наоборот, сообщить радостную новость можно так, что у собеседника отпадает всякое желание поделиться этой «радостью» с кем-то еще.
Для эффективного взаимодействия с родителями мы должны с вами научиться интонированию.
Сейчас я каждой комнате раздам карточки, на которых дано задание произнести определенную фразу при помощи определенного оттенка интонации.
На выполнении этого задания у вас будет 1 минута, вам необходимо ознакомиться с карточкой и выбрать одного человека из группы, который представит нам фразу при помощи различных оттенков интонации.
Карточка №1: Фраза: «Мне не безразличны успехи вашего ребенка», произнесите с оттенками упреками, требовательности.
После выступления вопрос:
Как вы считаете, этот тон поможет вам достичь цели?
А какой тон поможет вам достичь цели?
Карточка №2. Фраза: «Мне хотелось бы больше откровенности в нашем разговоре», с оттенками иронии, вызова.
После выступления вопрос:
Как вы считаете, эта интонация поможет вам достич цели?
При помощи, какой интонации вы сможете добиться своей цели?
Карточка №3. Фраза: «Мне нужно кое-что вам рассказать», с оттенками безразличия, раздражительности.
После выступления вопрос:
Удастся ли вам при помощи таких интонаций, заставить родителя вас выслушать?
Как вы считатете, при помощи какого оттенка интонации лечше всего сообщить родителю, какую либо информацию о ребенке?
Да, действительно, все будет зависить от тго, какую именно информацию о ребенке мы хотим сообщить, от этого и будет зависеть наш тон и наша интонация в общении. Мы должны знать, что не всегда выбранный нами тон верен в общении с родителями, нужно уметь выбирать верную интонацию для сообщения родителям какой-то новости или информации.
Любое речевое взаимодействие – борьба, столкновеное интонаций. Мы убеждаем дру друга не только аргументами, но и музыкой слов. Интонационная борьба создает накал взоимодействия.
Стратегия работы с аудиторией основанане только на зрительном контакте или приемах «вовлечения» - она основана на поиске общего звучания.когда таковое найдено – изчезает волнующий элемент борьбы и начинается сотрудничество. При этом общее звучание не отрицает индивидуальности каждого. Точно так происходит и во время переговоров или беседы по телефону. Первые минуты – это поиск общей тональности. Если диолог направлен на конфликт, то это легко можно услышать. Потому что собеседником звучат на разных этажах и произносят фразу в разных рамках. Эта музыка речи о людях больге, чем они сами того, быть может, хотели бы.
4. ЗАДАНИЕ: «КАКИЕ ФРАЗЫ ЦЕЛОСООБРАЗНЕЕ ВСЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ ДЛЯ НАЧАЛА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ?»
Цель: развить умение «вчувствоваться» в смфсл словесного обращения к собеседнику.
Мы теперь знаем, что эффективное общение, разговор зависит о нашей интонации, но также мы должны цчитывать с какой фразы лучше всего начинать общение с родителями.
У меня для вас есть задание. На этих карточках написано 17 фраз, с которых можно начать разговор с родителями.
Ваша задача:
1. Найти в предложенном перечне пять « неудачных фраз, которые не следует употреблять, начиная разговор с родителями».
Т.е. вы должны их этих 17 фраз выбрать только 5, которые, по мнению вашей команды, неудачны для начала разговора с родителями. Обоснуйте почему.
Я сейчас раздам вам карточку с фразами и бланк для записи этих неудачных фраз.
На это задан,.ие у вас есть 3 мин.
Варианты фраз:
1. извините, если я помешала...
2. я бы хотела...
3. вероятно, вы об этом еще не слышала...
4. вам будет интересно узнатьб...
5. я бы хотела еще раз услышать...
6. мне представляется интересным то, что...\
7. я пришла к тому выводу, что...
8. вы ходите...
9. думается, ваша проблема заключается в том, что....
10. давайте в вами быстро обсудим...
11. как вы знаете...
12. хотя вам это и неизвестно....
13. пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать...
14. вы конечно еще об этом не знаете...
15. а у меня на этот счет другое мнение...
16. конечно, вам уже известно...
17. вы, наверное, об этом слышали...
итак, начнем обсуждение. Какая команда готова?
Сейчас вы будите произносить по одной фразе, мы все ее внимательно слушаем, если ваш выбор верен, то мы вывешиваем эту фразу на доску, если нет, значит, вы ошиблись, т.к. у меня есть правильные ответы, и мы можем точно знать с каких фраз нежелательно начинать оющение. Вы жолжны обязательно объяснить, почему вы считаете эту фразу не удачной.
Неудачные фразы:
1. «Извените, если я помешала», эта фраза неудачна потому, что вы сразу начинаете разговор с извинения, а потом еще и произносите «если я не помешала», т.е. здесь у вас позиция неуверенного человека. Родитель сразу же может почувствовать свое превосходство над нами, и вы не сможете донести ту информацию, которую хотели сообщить.
2. «Я бы хотела еще раз услышать», неудачна эта фраза потому, что вы начинаете разговор со своего интереса, очень часто родителей мало волнует то, чего бы вы хотели, чаще всего родители торопятся, и эта фраза может вызвать у них раздражение.
3. «Давайте с вами быстренько обсудим», эта фраза настраивает родителя на не серьезный разговор, т.к. произнесено слово «быстренько», родитель может не придать этому разговору значимости.
4. «Пожалуйста, если у вас есть время меня выслушать», также слова не уверенного в себе человека, фраза начинается с просьбы, родитель может интуитивно насторожиться, и в ответ вы услышите: «У меня нет времени, поговорим в другой раз»
5. А у менч на этот счет другое мнение», фраза не корректна по отношению к родителю, т.к. вы заявляете о своем мнении, а не говорите о том, что у каждого есть свое мнение и ваш взгляд на эту проблему или ситуацию иной, отличный от родителей.
А теперь второе задание.
Из этого же списка вам нужно найти «нежелательные» в общении с родителями фразы и смысловые пары к ним («желательные»). Т.е. те фразы, которые мы отобрали с вами как неудачные, вы уже не выбирите. Теперь вы выбираете фразы, которые желательно использовать в разговоре с родителями, как только вы нашли фразу, которая, по вашему мнению нежелательная, вам необходимо к этой фразе подобрать желательную фразу, т.е. смысл этой фразы будет один, но слова или обращение, будет другим.
Нежелательные фразы в паре с желательными:
«Я бы хотела» - Вы хотите»...
«вероятно, вы еще об этом не слышали» - «Вы наверное, уже об этом слышали»...
«Мне представляется интересным то, что» - «Вам будет иетересно узнать...»
«Я пришла к такому выводу, что» - «Думается ваша проблема, заключается в том, что...»
«Вы конечно еще об этом не знаете» - «Как вы знаете...»
Почему они нежелательные, как вы считаете?
С этих фраз нежелательно начинать разговор с родителями, т.к. говори «Я», «Мне» вы говорите о себе, и родитель не воспринимает эту информацию как касающуюся его ребенка. Говоря «Вы», «Вам», «Ваша» вы обращаетесь непосредственно к родителю, и указываете на его проблемы, на то, что ему нужно узнать, больше интересоваться ребенком, используя эти Мы с вами определи, какие фразы «неудачны» для разговора с родителями, а так же выделили те фразы, которые мы очень часто произносим, разговаривая с родителями, но они «нежелательны», и теперь мы знаем, что существуют «Желательные» фразы которые по смыслу доносят до родиелей ту же информацию.
5. РАБОТА В ГРУППАХ. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ
Помимо речевого общения есть и невербальное.
Невербальная коммуникация играет огромную роль в человеческом взаимодействии. Установлено, что в беседе словесное общение занимает менее 35% , а более 65% передается за счет неречевых средств.
Неречевые средства общения включают в себя жесты, мимику, пантомимику. Знаете языка жестов может также дать вам богатую информацию о собиседнике, например можно понять, как он относится к тому, что вы говорите, или к тому, что говорит он сам.
Сейчас мы хотим предложить упражнение, которые поможет вам повторить и углубить свои знания в области невербального языка общения.
Я раздам каждой группе описания жестов, вы посовищаетесь, затем покажете эти жесты и скажите, что они могут означать.
Первая группа мы вас слушаем.
Да действительно прикосновение к носу означает, что человек сомневается, находится в затруднительном положении. Еще этот жест значит, что человек склонен сказать «нет».
Жест – тесно сцепленные руки означает подозрение, недоверие.
На самом деле, когда человек прикрывает рот рукой, значит также, что человек не доверяет тому, что вы говорите. Если же человек говорящий прикрывает свой рот рукой, скорее всего он лжет.
Все эти жесты можно отнести к одной группе – группе недоверия, сомнения, несогласие.
- Как вы думаете, что будет означать эти жесты, если в разговоре с вами ими воспользуется родитель?
Увидев такой жест у родителя, нужно узнать его мнение по поводу решаемого вопроса, возможно, он не разделяет вашей точки зрения. При необходимости привести другие доводы в пользу вашей точки зрения. Спасибо.
- Обратимся ко второй группе, какие у вас жесты?
Жест – отставленный указательный палец вдоль щеки и подбородок в ладони свидетельствует о том, что человек оценивает. Если при этом человек отклонился в сторону от партнера, то тон оценки критический, циничный, негативный.
Правильно, наклоненная набок голова говорит о том, что человек заинтересован.
Нет не верно, жест – голова в руке означает, что человеку скучно.
Жест – потирание, потягивание мочки уха означает, что человек уже наслушался и хочет высказаться.
Эту группу жестов можно назвать – жесты оценки сказанного.
- О чем скажут вам эти жесты, если вы увидите их у родителей, например, на собрании?
- Эти жесты помогут понять, как относится родитель к тому, что вы говорите, возможно, он критикует. Или, например, вы увлеклись какой-либо темой и многие начаои скучать, а кому-то очень хочется высказаться.
- И, послушаем третью группу.
Да, жесты – скрещенные на груди руку означают, что человек не настроен к общению, либо негативно настроен.
Жесты, связанные со скрещением рук, когда люди берутся за часы, сумочку, браслет также значит, что человек не открыт, не готов к беседе, возможно, ощущает неуверенность, небезопасность.
Жест – сжатые кулаками означает нежелание вступать в контакт, этот жест усиливает защитную позицию.
Скрещенные руки с вертикально выставленными большими пальцами свидетельствует о негативном, оборонительном отношении, плюс чувствие превосходства, выраженного большими пальцами.
- О чем скажут вам жесты, если вы увидите их родителей?
- Эти жесты дают вам возможность понять, что родитель в данную минуту не настроен к беседе, и вам нужно расположить его к себе. Лучше всего не сообщать в этот момент плохую информацию, так как это может настроить родителя против вас.
Эту группу жестов можно отнести к жестам препятствующим общению.
Вообще, жесты бывают открытые и закрытые.
Открытые жесты – здесь руки естественны, движения расслабленны и гармоничны. Обычно такие жесты скованны, движения неуверенны, иногда так проявляется желание уйти от разговора.
6. УПРАЖНЕНИЕ «МИМИКА И ЖЕСТЫ»
Теперь предлагаю упражнение, которое называется «Мимика и жесты». Каждая команда получает по 1 сообщению, которое нужно предать родителю, используя только невербальные формы общения. Передать сообщение нужно тремя способами:
1) Только три помощи рук,
2) Только при помощи мимики,
3) При помощи мимики, жестов и позы.
От каждой команды должны выступать по 3 человека. Вы показываете нам сообщение тремя способами, и затем мы попробуем отгадать, какое сообщение вы хотели передать.
Пожалуйста, первая группа (выступают все группы).
- Когда вы смогли догодаться, какое сообщение вам хотели передать? По каким движениям вы смогли догадаться?
- Каким способом вам было легче передать сообщение?
- Как вы думаете, может ли ваша мимика и жесты оказать влияние на установление доброжелательных отношений с родителями?
- Каким образом?
Теперь вы видите, что, применяя только мимику сложно передать информацию. Для того чтобы нас правильно поняли лучше использовать все в комплексе, то есть должна быть соответствующая поза, жесты и мимика, подкрепленные выразительной речью.
Важно помнить, что каждый жесть подобен слову, жесты точно говорят о действительном состоянии, настроении и отношении человека.
Если вы будете учитывать эти жесты в общении с родителями, то это поможет вам улучшит взаимоотношения с нами.
7. УПРАЖНЕНИЕ «ПРОСТРАНСТВО».
Вокруг каждого из нас существует пространство, которое мы стремимся держать в неприкосновенности. И если кто-то нарушает его, то нас становится неприятно, повышается напряжение и беспокойство.
Дистанция, которую соблюдают партнеры при общении, влияет на наше самочувствие. Возникающие напряжение в процесе общения может быть индикатором нарушения пространства.
От ого, какое пространство вы соблюдаете при общении с родителями может зависеть успешность вашего разговора.
Сейчас я раздам вам карточки с заданием, а вы должны будете разыграть ситуации. (Даю время для того, чтобы педагоги познакомились с текстом и подготовили ситуацию. 3 мин.).
Задание для 1 стола:
Вам неоюходимо выбрать 2 учасника из группы: один родитель, а другой воспитатель. Воспитателю необходимо рассказать об успехах ребенка родителю. Вести диолог нужно на расстоянии 0,5метра.
Задание для 2 стола:
Вам неоюходимо выбрать 2 учасника из группы: один родитель, а другой воспитатель. Воспитателю необходимо рассказать об успехах ребенка родителю. Вести диолог нужно на расстоянии 1метра.
Задание для 3 стола:
Вам неоюходимо выбрать 2 учасника из группы: один родитель, а другой воспитатель. Воспитателю необходимо рассказать об успехах ребенка родителю. Вести диолог нужно на расстоянии 2метра.
Теперь я предлогаю выйти по 2 человека о каждого стола и разыграть ситуацию.
Вопросы:
Комфортно ли вы себя чувствовали при разговоре?
Какие ощущения вы испытывали при разговоре на растоянии
- 0,5
- 1 метра,
- 2 метра?
А как вы думаете, какое расстояние оптимально для общения с родителями?
Существуют допустимые пределы:
0-0,5м – интимное расстояние, при котором общаются только близкие люди.
0,5-1,2м – межличностное расстояние для разговора друзей и хороших знакомых.
1,2-3,7м – зона деловых отношений.
Действительно, то расстояние, которое мы выбираем для общения, во многом определяет успех нашего разговора.
При общении нужно учитывать и индивидуальные особенности родителей. Есть люди, которые чувствуют себя комфортно, когда находятся при разговоре на очень близком расстоянии или, наоборот, на очень далеком.
И если вы замечаете что родитель при общении «пятиться» назад, значит, необходимо держать более далекую дистанцию иначе это может привести к нервозности и напряжению.
8. РАБОТА В ГРУППАХ НАД ПРОБЛЕМНЫНМИ СИТУАЦИЯМИ.
Уважаемые пелагоги, в вашей практике случается множество ситуаций, из которых вы не всегда можете найти правильный выход или способ решения.
Сейчас я предлогаю вам по две проблемные ситуации. Вы должны подумать 3 мин. и по очереди рассказать нам, как вы бы поступили в той или иной ситуации.
Проблемные ситуации:
1) «Я давно хотела сказать вам о плохом поведении вашего сына», - говорит воспитатель матери одного из мальчиков, увидев ее дверях группы. Мать отвечает, что очень торопиться, и уходит.
Как поступит в этой ситуации? Какую ошибку допустил воспитатель?
(Во – первых, ошибка в том, что воспитатель неправильно начала разговор, во – вторых, нужно начать разговор с хорошего, например похвалить ребенка за какие-то успехи, потом сказать о существующей проблеме, и закончить разговор снова о хорошем).
2) Во время сборов на прогулку ребенка достает из кармана пальто записку, адресованную воспитателю, с просьбой матери не закаливать ее ребенка после дневного сна (причина не указывается).
Вы выполните просьбу матери? Какими будут ваши действия в дальнейшем? (Выполнить просьбу, узнать причину, если ребенок болен, то принести справку. Мама должна сказать об этом сама, а не передавать через ребенка записки)
3) На одной из встреч с родителями воспитатель объяснил нежелательность опоздания детей к утренней гимнастике и завтраку. Миша появился в дверях группы, когда завтрак уже заканчивался. «Покормите его, пожалуйста», - произнесла мать в категоричной фотме, поспешно изчезая за дверью.
(Сказать, что вы не можете покормить ребенка, потому что не подали заявку на завтрак)
Спрогнозируйте варианты вашей реакции на ситуацию.
4) Мать пришла за ребенка с большим опозданием.
Назовите варианты вашего поведения, учитывая следующие условия.
А) В семье уже давно существует несогласованность между взрослыми по поводу того, кто будет
забирать ребенка из детского сада
Б) Мать впервые пришла за ребенком так поздно
(Не предъявлять претензий, но предупредить, что ваш рабочий день такой же, как у всех)
5) Воспитатель, прочитав актуальную, с его точки зрения, книгу о семенной педагогике, предложил родителям ознакомится с отдельными главами.
Как вы будете обращаться к родителям с этим предложением?
(На родительском собрании сказать о книге, сказать о существующих в ней главах, об их пользе при воспитании детей).
6) Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего воспитанника о его поведении – драчоивочти.
Как вы начнете разговор с матерью?
(Вы знаете, у нас есть проблемы, ваш ребенок обижает детей в группе, причем обижает не словами, а физической силой. Я ему говорю о правильном проведении, но моих слов не достаточно. Прошу вас повлиять на него).
После каждой ситуации спрашиваю у педагогов согласны ли они с выбранным вариантом или могут ли они предлодить другой вариант выхода из проблемной ситуации.
Можно задать вопросы:
Случилось ли у вас подобные ситуации?
Таким образом, также чем начать разговор с родителями по каким то проблемам, следует хорошо разобраться с ситуацией, выяснить причины.
Мы не сомневались, что вы так легко справитесь с этими проблемными ситуациями. Наверняка в вашей практике были гораздо более серьезные случаи, какие то их них вы знали, как решить, с какими то возникли трудности. Мы надеемся, что знания которые вы получили сегодня на семинаре, помогут вам в различных трудных ситуациях, помогут улучшить отношения с родителями.
9. РЕКОМЕНДАЦИИ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ СЕМИНАРА. РЕФЛЕКСИЯ.
На протяжении семинара мы с вами выработали рекомендации, которые вы можете использовать в общении с родителями.
Надеемся, вы будите опираться на них при взаимодействии с родителями.
Рекомендации:
1) Разговор с родителями лучше начать с фраз
«Вы хотите»...
«Вы наверно об этом слышали...»
«Вам будет интересно узнать...»
«Думается ваша проблема, заключается в том, что...»
2) При общении с родителями обращайте внимание не только на слова, но и на жесты.
3) Никогда не начинайте разговор с родителями с указания на отрицательные моменты в поведении их ребенка. (Отметьте положительныефакты его жизни).
4) Замечания, жалобы родителей, их сомнения, возражения выслушывайте внимательно и терпеливо.
5) Если есть необходимость указать на ошибки родителей, делайте это тактично.
6) Желательно давать точные, конкретные ответы, обоснованные советы.
7) Надо вселять в родителей веру в своего ребенка.
8) Не принижайте авторитет родителей, как бы ни был мал опыт в воспитании детей.
9) Избегайте наукообразной терминологии при разговоре с родителями.
10) Как нужно вести себя с рассерженными родителями:
· Показать родителю свое уважение к нему, отметив в слух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы разгневаны»), и дать ему возможность высказаться.
· Избегать скоропалительных выводоы, типа «вечно у вас так», «се время вы так».
· Предложить родителю такие действия, которые помогли бы ему справиться с собственным состоянием (предложить сесть, выпить воды)
Рефлексия.
Анкета.
1) Что нового я узнала на семинаре
2) В своей работе я буду использовать
3) На семинаре мне больше понравилось, когда
САМООЦЕНКА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ.
В начале занятия мы с вами масооценку своего состояния. Сейчас давайте еще раз проведем такую оценку и посмотрим, изменилась ли она у Вас.
Итак, еще раз напоминаю, что Вас нужно сделать. Вам нужно будет выбрать в каждом из преджоленных наборов суждений то, которое наиболее точно отражает Ваше состояние сейчас, в данный момент. Напротив выбранного суждения поставьте отметку. Работайте в быстром темпе.
Теперь, обсудите в своей группе результаты ваших ответов, и кто-нибудь один из группы обобщит, и представит ваши ответы и сделает вывод, как именилось ваше состояние.
Итак, давайте посмотрим, изминилось ли Ваше эмоциональное состояние по сравнению с началом занятия? Если оно изменилось, значит, ваш семинар не прошел даром. Спасибо вам большое за активное участие и хорошую работу!
Итак, сегодня на семинаре, мы с вами узнали о том, с какой интонацией надо разговаривать с родителями, с какой фразы лучше начать разговор, поговорили о невербальных способов общения. Недеемся, полученные знания пригодятся вас при взаимодействии с родителями. Благодарим всех за присутствие. Всем спасибо.
Решение педсовета:
1. Укреплять и развивать тесную взаимосвязь с семьей.
2. Создавать условия для совместной деятельности педагогического
коллектива детского сада с родителями.
3. Обеспечить преемственность работы детского сада и воспитания детей в
семье.
4. Продолжать проводить родительские собрания.
5. Повышать компетентность родителей в вопросе семейного воспитания за
счет пропаганды педагогических знаний, включения родителей в сферу взаимодействия с ребенком.
6. Организовать выпуск еженедельной газеты для родителей по вопросам
семейного воспитания.
7. В целях совершенствования профессионального мастерства педагогов по
взаимодействию детского сада и семьи продолжать работу по оказанию методической помощи за счет проведения консультаций, открытых мероприятий, самообразования.
8. Привлекать родителей к различным видам совместной деятельности с
детьми: рисованию, изготовлению поделок из природного материала, пособий, элементарному экспериментированию.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.