Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Оценка 4.9

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Детсад
04.03.2018
Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
В материале - долгосрочный проект по развитию словообразовательных навыков у старших дошкольников. Новизна проекта состоит в том, что в современном образовании необходимо варьировать традиционные формы обучения с инновационными: в данном проекте процесс усвоения навыков словообразования происходит непрерывно и последовательно: в режимных моментах, в специально организованной деятельности. В качестве инструментария к реализации данного проекта рекомендованы авторские разработки по тематическому планированию. Результатом данного проекта является успешная адаптация дошкольника в новым условиям - обучению в школе, так как благодаря проекту развиваются коммуникативные навыки, закрепляется словарный запас и дается возможность экспериментирования со словом родного языка.В материале - долгосрочный проект по развитию словообразовательных навыков у старших дошкольников. Новизна проекта состоит в том, что в современном образовании необходимо варьировать традиционные формы обучения с инновационными: в данном проекте процесс усвоения навыков словообразования происходит непрерывно и последовательно: в режимных моментах, в специально организованной деятельности. В качестве инструментария к реализации данного проекта рекомендованы авторские разработки по тематическому планированию. Результатом данного проекта является успешная адаптация дошкольника в новым условиям - обучению в школе, так как благодаря проекту развиваются коммуникативные навыки, закрепляется словарный запас и дается возможность экспериментирования со словом родного языка.
проект для конкурса словообразование.docx
Методический проект. Формирование словообразовательных навыков у детей старшего  дошкольного возраста. Актуальность: • трудности адаптации детей к обучению в школе, связанные с  коммуникативной функцией речи; • низкий показатель словообразовательной компетенции у дошкольников,  как с речевой патологией,  так и у детей с языковой нормой; • социальный заказ родителей –  «почему ребенок часто допускает  ошибки в образовании новых слов?» Гипотеза. Систематическое развитие словообразовательных навыков будет  способствовать формированию словообразовательной компетенции ребенка,  что в конечном итоге станет важнейшим условием его полноценного речевого  и общего психического развития, самоорганизации поведения и  формирования социальных связей. Новизна.  Поддержка разнообразия детства – вариативность использования форм  и способов развития словообразовательных навыков у старших  дошкольников.  Сохранение уникальности и самоценности детства – амплификация  развития старшего дошкольника через формирование  словообразовательных навыков.  Успешная адаптация ребенка к обучению в школе благодаря усвоению  различных способов словообразования и обогащению словаря  грамматическими категориями и конструкциями.  Полнота содержания и интеграция образовательных областей – речевое, коммуникативное и физическое (координация речи с движением)  посредством рекомендуемого игрового материала.  Формирование словообразовательных навыков в едином тематическом  планировании. 1  Сотрудничество с семьей в организационном (мастер­классы для  родителей по обучению способам и приемам формирования  словообразовательных навыков у старших дошкольников) и  содержательном плане (дидактический материал). Цель методического проекта. Для детей: создание оптимальных образовательных и коррекционно­ развивающих условий для формирования словообразовательных навыков у  старших дошкольников, способствующих успешной адаптации к обучению в  школе. Для педагогов:   старшего дошкольного возраста.   формирование словообразовательной компетенции  у детей  Для родителей: практическая помощь в воспитании грамматически  правильной речи у детей  5­7 лет. Задачи: охрана и укрепление эмоционального благополучия детей; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого  ребенка; создание условий для формирования умений владеть грамматическими  механизмами речи (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей); повышение компетентности родителей в вопросах развития грамматически  правильной речи у детей 5­7 лет; формирование полноценного речевого и общего психического развития  личности дошкольника. Теоретическая основа методического проекта: * учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных  детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев); * концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А.  Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.); 2 * Концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом  развитии ребенка (В.М. Солнцев); * Концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в  процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия); * Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.Е. Левина,  Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина  и др.). Коррекционно­педагогические и общедидактические принципы проекта. Системность (календарно­тематическое планирование); комплексность (включение всех  грамматических конструкций в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями  детей старшего  дошкольного возраста); принцип развития (общение взрослых и детей, детей в социуме, формирование словообразовательных навыков); принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии (игровая  мотивация, игровые приемы и способы коррекции); принцип учета зоны ближайшего развития (опережающий характер развития  через взаимодействие ребенка с взрослым); наглядность (подбор дидактического материала); доступность (от простого к сложному с учетом возрастных и индивидуальных  возможностей ребенка); дифференцированный и индивидуальный подход к личности ребенка. Методы: организационные (подготовка к организации проекта, редакция  дидактического и наглядного материала, создание условий для реализации  проекта)); эмпирические (наблюдение за формированием словообразовательных навыков у старших дошкольников); психолого­педагогический эксперимент (реализация проекта); 3 психодиагностические (тесты для участников  образовательных отношений по методике формирования словообразования у старших дошкольников, анкеты  для родителей, беседы с родителями; количественный и качественный анализ полученных данных (сравнительный  анализ состояния словообразования у детей, компетентности участников  образовательного процесса и заинтересованности родителей в процессе  формирования словообразования у своих детей). Адресная направленность. Материал предназначен для учителей­логопедов, воспитателей старших и  подготовительных групп (дети 5­7 лет) дошкольных учреждений, может быть  использован родителями детей старшего дошкольного возраста для развития  речевых навыков. Возможно использование дидактического материала, как в  комплексе, так и отдельно каждой из его частей. Практическое содержание проекта. Дидактический материал (речевые игры и упражнения), способствующий  формированию навыков словообразования у детей 5­7 лет. Дидактический материал представлен в игровой форме с указанием видов и  способов словообразования.  Упражнения понятны, доступны детям и  предполагают активную практическую и экспериментально­творческую  речевую деятельность. Календарно­тематическое перспективное планирование. Эффективность в реализации проекта. Результаты диагностики детей. Количество детей с низким показателем развития словообразовательной  компетенции за период 2013­2017 гг. сократилось в среднем на 25%, Количество детей со средним показателем развития словообразовательной  компетенции за период 2013­2017 гг. увеличилось на 30%. 4 Количество детей с высоким показателем развития словообразовательной  компетенции увеличилось на 20%.. Показатель эффективности – 25%. Эффективность в реализации проекта. Родители. Анкетирование родителей показало рост заинтересованности в процессе  формирования словообразования у старших дошкольников (с 20% в 2013 до  65% в 2017). Показатель эффективности – 45%. Эффективность в реализации проекта. Участники образовательного  процесса. Воспитатели. Коррекционно­образовательная компетентность по вопросам формирования  словообразовательных навыков у дошкольников. Результаты тестирования  2013 год – 20% ­ высокий уровень 2017 год – 60% ­ высокий уровень. Таким образом, показатель эффективности работы вырос на 40%. Наша гипотеза была доказана эмпирическим путем. Участники проекта показали положительную динамику, средний показатель эффективности методического проекта составляет 36,6%. Целенаправленная   и   систематическая   работа   по   формированию словообразовательных   навыков   у   старших   дошкольников     является важнейшим   условием   полноценного   речевого   и   общего   психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка,   самоорганизации   поведения,   в   формировании   социальных   связей. Благодаря   тесному   сотрудничеству   педагогов   и   родителей   повышается уровень   ответственности   родителей   за   речевое   развитие   своего   ребенка, повышается компетентность родителей в вопросах развития речи детей. 5 Совместная работа логопеда и воспитателей повышает авторитет психолого­ педагогической службы в дошкольном учреждении. Подробная инструкция. Методический   проект   с   авторским   дидактическим   материалом   является практическим   пособием   в   формировании   словообразовательных   навыков   у старших   дошкольников.   Дидактический   материал   использовался воспитателями   в   старших   и   подготовительных   группах   детского   сада «Огонек»   города   Надыма,   а   также   в   работе   учителя­логопеда   в   течение четырех лет. В пособии весь практический материал представлен в форме игровых заданий, которые способствуют развитию словообразования у детей. Упражнения проводятся последовательно в соответствии с тематикой недели перспективного   планирования.   Обогащение   словаря   осуществляется номинативно   и   конструктивно   –   лексический   запас   по   определенной   теме закрепляется   и   усложняется   с   помощью   введения   новых словообразовательных морфем, а значит, и новых значений слов.   Игровая подача   дидактического   материала   позволяет   воспитателям   и   родителям подходить  к процессу формирования словообразования у детей творчески, дает   возможность   фантазировать   и   экспериментировать   со   словом,   что способствует   развитию   когнитивных   процессов   у   дошкольников,   развивает языковое   чутье,   позволяет   формировать   основы   научного   познания   языка, формирует   общую   культуру   речи.   Кроме   того,   игротека   упражнений способствует повышению уровня мотивации детей и создает благоприятный эмоциональный   фон   при   обучении.   Дидактический   материал   можно использовать как в комплексе ежедневно по одной речевой игре в свободной деятельности, так и отдельно каждую из его частей для развития речи детей. Для   создания   благоприятной   эмоциональной   среды   обучения   можно использовать все современные технические средства – компьютер, телефон, микрофон, интерактивную доску. В игре дети сами часто придумывают, с чем можно закрепить ту или иную словообразовательную модель – пальчиковый театр,   куклы   бибабо,   муляжи   фруктов   и   овощей,   конструкторы,   игровые наборы предметов – все, что может подсказать фантазия взрослого и ребенка. Главное,   что   при   этом   решаются   дидактические   задачи   по   закреплению словообразовательных моделей. Использование дидактического материала предполагается в течение двух лет в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения. Приведем пример использования методики на одну неделю. 6 Планирование работы по формированию словообразовательных навыков у старших дошкольников осуществляется по календарно­тематическому плану с   учетом   способов   и   форм     усвоения   словообразовательных   моделей. Например, месяц – февраль. Первая неделя – «Зимующие птицы».  В   понедельник  рекомендуется   игра     ­     «Назови   –   чей?   чья?   чьё?»   (стая снегирей   –   снегириная   стая   и   т.д.),   которая   способствует   формированию навыков образования притяжательных прилагательных.  Во   вторник  можно   закрепить   образование   существительных   с   помощью суффиксов – игра «Назови птенцов»  (у вороны – воронята и т.д.).  В   среду  проводится   игра   «Назови,   что   сделали   птицы?»,   в   которой закрепляется   словообразование   глаголов   с   помощью   приставок   (клёст   из гнезда, что сделал? – вылетел, пролетел, улетел и т.д.).   В   четверг  закрепляется   образование   сложных   слов   –   игра   «Объясни словечко» (у сороки белые бока – белобокая, у снегиря красная грудка – красногрудый и т.д.).  В   пятницу  можно   закрепить   словообразование   существительных   с уменьшительно­ласкательными суффиксами – игра «Назови ласково» (голубь – голубок, синица­синичка и т.д.). Речевые   игры   организуются   в   одном   семантическом   поле,   таким   образом, закрепляется   не   только   словообразовательная   модель,   но   и   обогащается словарь.   Речь   дошкольника   развивается   в   тесном   взаимодействии     всех высших психических функций – речи, внимания, памяти и мышления. Такое сочетание дает возможность развития творческого и когнитивного сознания, воспитывает не только речевые навыки, но и психологическую организацию деятельности ребенка в целом. 7

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.

Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.03.2018