Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Оценка 4.9
Мероприятия
docx
воспитательная работа +1
Детсад
04.03.2018
В материале - долгосрочный проект по развитию словообразовательных навыков у старших дошкольников. Новизна проекта состоит в том, что в современном образовании необходимо варьировать традиционные формы обучения с инновационными: в данном проекте процесс усвоения навыков словообразования происходит непрерывно и последовательно: в режимных моментах, в специально организованной деятельности. В качестве инструментария к реализации данного проекта рекомендованы авторские разработки по тематическому планированию. Результатом данного проекта является успешная адаптация дошкольника в новым условиям - обучению в школе, так как благодаря проекту развиваются коммуникативные навыки, закрепляется словарный запас и дается возможность экспериментирования со словом родного языка.В материале - долгосрочный проект по развитию словообразовательных навыков у старших дошкольников. Новизна проекта состоит в том, что в современном образовании необходимо варьировать традиционные формы обучения с инновационными: в данном проекте процесс усвоения навыков словообразования происходит непрерывно и последовательно: в режимных моментах, в специально организованной деятельности. В качестве инструментария к реализации данного проекта рекомендованы авторские разработки по тематическому планированию. Результатом данного проекта является успешная адаптация дошкольника в новым условиям - обучению в школе, так как благодаря проекту развиваются коммуникативные навыки, закрепляется словарный запас и дается возможность экспериментирования со словом родного языка.
проект для конкурса словообразование.docx
Методический проект.
Формирование словообразовательных навыков у детей старшего
дошкольного возраста.
Актуальность:
•
трудности адаптации детей к обучению в школе, связанные с
коммуникативной функцией речи;
• низкий показатель словообразовательной компетенции у дошкольников,
как с речевой патологией, так и у детей с языковой нормой;
•
социальный заказ родителей – «почему ребенок часто допускает
ошибки в образовании новых слов?»
Гипотеза.
Систематическое развитие словообразовательных навыков будет
способствовать формированию словообразовательной компетенции ребенка,
что в конечном итоге станет важнейшим условием его полноценного речевого
и общего психического развития, самоорганизации поведения и
формирования социальных связей.
Новизна.
Поддержка разнообразия детства – вариативность использования форм
и способов развития словообразовательных навыков у старших
дошкольников.
Сохранение уникальности и самоценности детства – амплификация
развития старшего дошкольника через формирование
словообразовательных навыков.
Успешная адаптация ребенка к обучению в школе благодаря усвоению
различных способов словообразования и обогащению словаря
грамматическими категориями и конструкциями.
Полнота содержания и интеграция образовательных областей – речевое,
коммуникативное и физическое (координация речи с движением)
посредством рекомендуемого игрового материала.
Формирование словообразовательных навыков в едином тематическом
планировании.
1 Сотрудничество с семьей в организационном (мастерклассы для
родителей по обучению способам и приемам формирования
словообразовательных навыков у старших дошкольников) и
содержательном плане (дидактический материал).
Цель методического проекта.
Для детей: создание оптимальных образовательных и коррекционно
развивающих условий для формирования словообразовательных навыков у
старших дошкольников, способствующих успешной адаптации к обучению в
школе.
Для педагогов:
старшего дошкольного возраста.
формирование словообразовательной компетенции у детей
Для родителей: практическая помощь в воспитании грамматически
правильной речи у детей 57 лет.
Задачи:
охрана и укрепление эмоционального благополучия детей;
обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого
ребенка;
создание условий для формирования умений владеть грамматическими
механизмами речи (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей);
повышение компетентности родителей в вопросах развития грамматически
правильной речи у детей 57 лет;
формирование полноценного речевого и общего психического развития
личности дошкольника.
Теоретическая основа методического проекта:
* учение об общих и специфических закономерностях развития аномальных
детей (Л.С. Выготский, Н.Н. Малофеев);
* концепция о соотношении мышления и речи (Л.С. Выготский, А.А.
Леонтьев, А.Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.);
2 * Концепция о целостности языка как системы и роли речи в психическом
развитии ребенка (В.М. Солнцев);
* Концепция о соотношении элементарных и высших психических функций в
процессе развития ребенка (Л.С. Выготский, А. Р. Лурия);
* Современные представления о структуре речевого дефекта (Р.Е. Левина,
Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
и др.).
Коррекционнопедагогические и общедидактические принципы проекта.
Системность (календарнотематическое планирование);
комплексность (включение всех грамматических конструкций в соответствии
с возрастными и индивидуальными особенностями детей старшего
дошкольного возраста);
принцип развития (общение взрослых и детей, детей в социуме, формирование
словообразовательных навыков);
принцип обходного пути коррекции недостатков в речевом развитии (игровая
мотивация, игровые приемы и способы коррекции);
принцип учета зоны ближайшего развития (опережающий характер развития
через взаимодействие ребенка с взрослым);
наглядность (подбор дидактического материала);
доступность (от простого к сложному с учетом возрастных и индивидуальных
возможностей ребенка);
дифференцированный и индивидуальный подход к личности ребенка.
Методы:
организационные (подготовка к организации проекта, редакция
дидактического и наглядного материала, создание условий для реализации
проекта));
эмпирические (наблюдение за формированием словообразовательных навыков
у старших дошкольников);
психологопедагогический эксперимент (реализация проекта);
3 психодиагностические (тесты для участников образовательных отношений по
методике формирования словообразования у старших дошкольников, анкеты
для родителей, беседы с родителями;
количественный и качественный анализ полученных данных (сравнительный
анализ состояния словообразования у детей, компетентности участников
образовательного процесса и заинтересованности родителей в процессе
формирования словообразования у своих детей).
Адресная направленность.
Материал предназначен для учителейлогопедов, воспитателей старших и
подготовительных групп (дети 57 лет) дошкольных учреждений, может быть
использован родителями детей старшего дошкольного возраста для развития
речевых навыков. Возможно использование дидактического материала, как в
комплексе, так и отдельно каждой из его частей.
Практическое содержание проекта.
Дидактический материал (речевые игры и упражнения), способствующий
формированию навыков словообразования у детей 57 лет.
Дидактический материал представлен в игровой форме с указанием видов и
способов словообразования. Упражнения понятны, доступны детям и
предполагают активную практическую и экспериментальнотворческую
речевую деятельность.
Календарнотематическое перспективное планирование.
Эффективность в реализации проекта.
Результаты диагностики детей.
Количество детей с низким показателем развития словообразовательной
компетенции за период 20132017 гг.
сократилось в среднем на 25%,
Количество детей со средним показателем развития словообразовательной
компетенции за период 20132017 гг.
увеличилось на 30%.
4 Количество детей с высоким показателем развития словообразовательной
компетенции
увеличилось на 20%..
Показатель эффективности – 25%.
Эффективность в реализации проекта. Родители.
Анкетирование родителей показало рост заинтересованности в процессе
формирования словообразования у старших дошкольников (с 20% в 2013 до
65% в 2017).
Показатель эффективности – 45%.
Эффективность в реализации проекта. Участники образовательного
процесса. Воспитатели.
Коррекционнообразовательная компетентность по вопросам формирования
словообразовательных навыков у дошкольников.
Результаты тестирования
2013 год – 20% высокий уровень
2017 год – 60% высокий уровень.
Таким образом, показатель эффективности работы вырос на 40%.
Наша гипотеза была доказана эмпирическим путем.
Участники проекта показали положительную динамику, средний показатель
эффективности методического проекта составляет 36,6%.
Целенаправленная и систематическая работа по формированию
словообразовательных навыков у старших дошкольников
является
важнейшим условием полноценного речевого и общего психического
развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии
мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности
ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей.
Благодаря тесному сотрудничеству педагогов и родителей повышается
уровень ответственности родителей за речевое развитие своего ребенка,
повышается компетентность родителей в вопросах развития речи детей.
5 Совместная работа логопеда и воспитателей повышает авторитет психолого
педагогической службы в дошкольном учреждении.
Подробная инструкция.
Методический проект с авторским дидактическим материалом является
практическим пособием в формировании словообразовательных навыков у
старших дошкольников.
Дидактический материал использовался
воспитателями в старших и подготовительных группах детского сада
«Огонек» города Надыма, а также в работе учителялогопеда в течение
четырех лет. В пособии весь практический материал представлен в форме
игровых заданий, которые способствуют развитию словообразования у детей.
Упражнения проводятся последовательно в соответствии с тематикой недели
перспективного планирования.
Обогащение словаря осуществляется
номинативно и конструктивно – лексический запас по определенной теме
закрепляется и усложняется с помощью введения новых
словообразовательных морфем, а значит, и новых значений слов. Игровая
подача дидактического материала позволяет воспитателям и родителям
подходить к процессу формирования словообразования у детей творчески,
дает возможность фантазировать и экспериментировать со словом, что
способствует развитию когнитивных процессов у дошкольников, развивает
языковое чутье, позволяет формировать основы научного познания языка,
формирует общую культуру речи. Кроме того, игротека упражнений
способствует повышению уровня мотивации детей и создает благоприятный
эмоциональный фон при обучении. Дидактический материал можно
использовать как в комплексе ежедневно по одной речевой игре в свободной
деятельности, так и отдельно каждую из его частей для развития речи детей.
Для создания благоприятной эмоциональной среды обучения можно
использовать все современные технические средства – компьютер, телефон,
микрофон, интерактивную доску. В игре дети сами часто придумывают, с чем
можно закрепить ту или иную словообразовательную модель – пальчиковый
театр, куклы бибабо, муляжи фруктов и овощей, конструкторы, игровые
наборы предметов – все, что может подсказать фантазия взрослого и ребенка.
Главное, что при этом решаются дидактические задачи по закреплению
словообразовательных моделей.
Использование дидактического материала предполагается в течение двух лет
в старшей и подготовительной группах дошкольного учреждения.
Приведем пример использования методики на одну неделю.
6 Планирование работы по формированию словообразовательных навыков у
старших дошкольников осуществляется по календарнотематическому плану
с учетом способов и форм
усвоения словообразовательных моделей.
Например, месяц – февраль. Первая неделя – «Зимующие птицы».
В понедельник рекомендуется игра «Назови – чей? чья? чьё?» (стая
снегирей – снегириная стая и т.д.), которая способствует формированию
навыков образования притяжательных прилагательных.
Во вторник можно закрепить образование существительных с помощью
суффиксов – игра «Назови птенцов» (у вороны – воронята и т.д.).
В среду проводится игра «Назови, что сделали птицы?», в которой
закрепляется словообразование глаголов с помощью приставок (клёст из
гнезда, что сделал? – вылетел, пролетел, улетел и т.д.).
В четверг закрепляется образование сложных слов – игра «Объясни
словечко» (у сороки белые бока – белобокая, у снегиря красная грудка –
красногрудый и т.д.).
В пятницу можно закрепить словообразование существительных с
уменьшительноласкательными суффиксами – игра «Назови ласково» (голубь
– голубок, синицасиничка и т.д.).
Речевые игры организуются в одном семантическом поле, таким образом,
закрепляется не только словообразовательная модель, но и обогащается
словарь. Речь дошкольника развивается в тесном взаимодействии всех
высших психических функций – речи, внимания, памяти и мышления. Такое
сочетание дает возможность развития творческого и когнитивного сознания,
воспитывает не только речевые навыки, но и психологическую организацию
деятельности ребенка в целом.
7
Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Педагогический проект. Формирование словообразовательных навыков у старших дошкольников.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.