Педагогический проект на тему:
«Формирование ценностного отношения к культуре русского народа - как неотъемлемая часть духовно-нравственного воспитания школьников»
Участники:
обучающиеся 3 – б класса
Автор: Крысанова Ольга Петровна, учитель начальных классов, МОУ « Средняя общеобразовательная школа № 1 ( с углублённым изучением отдельных предметов)», город Моршанск
Учебные предметы: литературное чтение,
русский язык, окружающий мир, музыка
Срок реализации проекта: 2 года
Анализ педагогической ситуации
Сегодня, когда зачастую наблюдается равнодушие и потеря интереса поколения друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведёт к деградации общества в целом, необходимо обучать культуре, точно так же, как любой другой учебной дисциплине.
Противоречия
между складывающейся идеологией потребления, снижением престижа уровня знаний, образованности и обществом, которому нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности;
между усилением влияния средств массовой информации и приобщением младших школьников к чтению литературы;
между равнодушием, потерей интереса народа к своим традициям и необходимостью сохранения и передачи поколениям неповторимого наследия
Выявление проблемы
Не растерять, сохранить то богатство, каким испокон веков владел русский народ, приобщать детей к народному творчеству – одна из актуальных проблем современного обучения и воспитания.
Концептуализация
создание необходимых условий для приобщения детей к нашему русскому эпосу, воспитание у них любви к Родине – России, к её бессмертному поэту – русскому народу, любви к прекрасному, развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся;
активизация процесса обучения, мыслительной деятельности, формирование потребности к самосовершенствованию, самообретению, саморазвитию личности
Цель проекта
Укрепление ценностно-смысловой
сферы личности, формирование
способности обучающихся сознательно
выстраивать и оценивать отношение к себе,
другим людям, обществу, государству, миру в
целом на основе общепринятых моральных
норм и нравственных идеалов, ценностных
установок.
Задачи проекта
дать представление об устном народном творчестве как отражении жизни народа;
освоить понятия: фольклор, различные жанры устного народного творчества;
научить проводить учебное теоретическое исследование;
научить кратко излагать мысли;
формировать компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
формировать навыки самостоятельной работы с большим объёмом информации;
способствовать усвоению способов приобретения знаний из различных источников информации;
формировать навыки работы в группе
Гипотеза
Знакомство с культурой и традициями русского народа будет способствовать творческому развитию личности ребёнка и воспитанию у детей чувства патриотизма, интереса к предметам литературного чтения, окружающего мира.
Основные аспекты реализации проекта | ||
Креативный аспект: | Нравственный аспект: | Коммуникативный аспект: |
| |
Краткосрочные: | Долгосрочные: |
Стратегия и механизмы достижения поставленных целей
Темы самостоятельных исследований | Форма отчётности |
1. Роль пословиц и поговорок в моей жизни. | Сочинение |
2. Виды загадок. | Книжка – малышка, презентация |
3. Какие бывают считалки? | Сборник - считалок |
4. Русские народные игры. | Игровые часы с воспитанниками ДОУ |
5. Чему учат сказки? | Эссе |
6. О чём рассказывают былины? | Конкурс рисунков |
8. Русские народные песни. | Инсценировка песен |
Итоги работы над проектом
В ходе работы над проектом учащиеся подробно изучили разные жанры устного народного творчества, смогли оценить роль фольклора в жизни человека.
Выполнение данного вида работы способствует лучшему усвоению учебного материала, активизации познавательной деятельности учащихся и развитию интереса к культуре русского народа.
В результате участия в проекте учащиеся овладели навыками:
находить нужную информацию с использованием различных источников;
работать в группе над решением единой проблемы;
планировать и реализовывать проектную деятельность.
Учитель, выполняющий в данном случае роль арбитра, имел возможность оценить грамотность выполненного проекта, выявить насколько активно велась работа по созданию проекта каждой из групп.
Оценка рисков
Для того чтобы традиционная культура не
прошла мимо мировосприятия ребёнка,
необходимо участие родителей, так как в
формировании нравственных качеств личности
семья обладает несомненными
преимуществами перед общественными
институтами воспитания. Именно в семье дети
учатся разделять радости и горести других
людей, что представляет собой одну из
величайших ценностей жизни.
Дальнейшее развитие проекта
Я планирую разработать программу по дополнительному образованию духовно-нравственной направленности, на основе наработанного материала по итогам реализации данного проекта, которая должна обеспечивать:
углубленное усвоение обучающимися базовах национальных ценностей на материале этнических и региональных культур;
включение в систему базовых национальных ценностей непротиворечивых дополнительных ценностей через диалог и углубленное изучение культур народов России;
удовлетворение социокультурных потребностей обучающихся и их родителей.
Информационные ресурсы
Детский портал «Солнышко» http://www.solnet.ru
Соловьёв В. Русская культура. Москва, «Белый город», 2004.
Круглов Ю. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. Москва, Просвещение, 1990.
Кремнёв В. Ф. Загадки//Начальная школа. 2009.№7.
Черногрудова Е. П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках// Начальная школа. 2009. №1.
Афанасьева А. Б. Освоение детьми народной культуры в семье: история и современность// Начальная школа. 2009. №7.
Хуснетдинова М. К. Развитие проектных компетенций младших школьников// Начальная школа. 2009. №1.
Юсупова Х.Г. Семья как важнейший социальный институт// Начальная школа. 2009. №7.
Мультимедийное энциклопедическое издание «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2010»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.