Презентация "Басни Эзопа, И.Крылова, Ж.Лафонтена" рассчитана на учащихся 3 класса по программе ПНШ. В ней дан их сравнительный анализ, который поможет учащимся научится различать басню от других произведений, а также закрепить материал с помощью теста "Басни Эзопа и Жана де Лафонтена".
Художественные
приемы
Аллегория
Ирония
Метафора
БАСНЯ КАК ЖАНР
БАСНЯ КАК ЖАНР
Басня состоит из вступления, описания событий и
морали.
Аллегория (греч.) –
иносказательное изображение понятия или
явления действительности при помощи
конкретного образа.
Аллегория часто применяется в баснях, где
хитрость иносказательно изображают в образе
лисы, жадность в обличии волка, коварство в
виде змеи и т. д.
Эзопов язык –
речь, которая изобилует
иносказаниями,
недомолвками и
другими приемами для
сокрытия прямого
смысла.
логический, поучительный вывод
Мораль (лат.) –
из чегонибудь.
Автор презентации Самсонова Т.Н.
3
ЭЗОП (VI в. до н.э.) –
основоположник басни
Музейный дом
Музейный дом
Продемонстрировал в своих произведениях
разнообразие человеческих характеров и жизненных
ситуаций, избегая при этом прямого нравоучения.
ОТЛИЧИЕ ОТ
ОТЛИЧИЕ ОТ
АНТИЧНЫХ АВТОРОВ:
АНТИЧНЫХ АВТОРОВ:
пишет развёрнутые,
полные жизни, действий,
диалогов остроумные
стихотворные
повествования;
опирается на народную
мудрость.
более 200 басен
некоторые сюжеты заимствованы
у Эзопа и Лафонтена
представил всю русскую
жизнь в самых ее острых
противоречиях
многие выражения из его
басен вошли в русский язык
как крылатые фразы
РУССКАЯ БАСНЯ
В творчестве С.Михалкова
бичевались отклонения от
моральных норм, затрагивались
международные вопросы;
автор следовал традициям
русской классической басни.
С.В.МИХАЛКОВ
Автор презентации Самсонова Т.Н.
10
Действующее
Действующее
лицо
лицо
ЭзопЭзоп
ворон; ест
мясо
Стиль
Стиль
повествования
повествования
текст сух и краток
Лафонтен
Лафонтен
ворона; ест сыр
Крылов
Крылов
ворона; ест сыр
«добыла себе»
завтрак сама
послал Бог
более красочный;
обращение,
восклицательные
предложения, эпитеты
(«нежный голосок»)
эпитеты и
уменьшительно
ласкательные
суффиксы
(«глазки», «перушки»,
«ангельский голосок»)
Просьба спеть
Просьба спеть
лисица не просит
ворона спеть, он
сам решил показать,
что «есть у него
голос»
«Дай же услышать
твой нежный
голосок!»
Более развёрнуто:
«Спой, светик, не
стыдись! Что, ежели,
сестрица, при красоте
такой и петь ты
мастерица….»
Эзоп
«Уместна басня
против человека
неразумного»
(высмеивает глупость
ворона)
Мораль
басни
Лафонтен
«Льстец всегда
умеет добиться
того, что ему
нужно»
Крылов
критика гнусной
и вредной лести
Сравнительный анализ басен
ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА и
ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА и
И.А.КРЫЛОВА
И.А.КРЫЛОВА
ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА и И.А.КРЫЛОВА
Сравнительный анализ басен ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА и И.А.КРЫЛОВА
ОБЩИЕ ОСОБЕННОСТИ:
1. Общая тема, общий герой – Лисица.
2. Басня кратко изображает событие, которое имеет
поучительный смысл, а поступки животных
напоминают поступки людей.
3. В басне высмеиваются людские пороки.
4. Басня имеет поучение – мораль.
15
Автор презентации Самсонова Т.Н.
ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА и И.А.КРЫЛОВА
Сравнительный анализ басен ЭЗОПА, ЛАФОНТЕНА и И.А.КРЫЛОВА
РАЗЛИЧИЯ:
Басня написана в виде небольшого поучительного
рассказа. Содержит мораль.
Басня Лафонтена более развернутая: действие переносится во Францию;
желание Лиса достать виноград усилено тем, что он умирал с голоду;
виноград описан заманчивым, притягательным для Лиса.
Лафонтен расширяет объяснение отказа Лиса дотянуться до винограда:
«Пусть им кормится всякий сброд».
Мораль у французского баснописца другая: он оправдывает слова Лиса.
Басня Крылова еще более развернута. Басня напоминает русскую
сказку, в ней действует «кума Лиса», употреблены простонародные и
устаревшие слова. Действия Лисы даны подробно.
Прямой морали не выведено, она содержится в русской пословице
«Хоть видит око, да зуб неймет», которую Крылов иллюстрирует
своей басней.
16
Автор презентации Самсонова Т.Н.
• Жанр басни не устаревает, так как
баснописцы критикуют вечные людские
пороки (жадность, лень, недальновидность,
неумение работать сообща).
люди никогда не смогут полностью
избавиться ото всех недостатков
басня имеет небольшой объём и интересный
сюжет
И.А.Крылов придал этому жанру
стихотворную форму
Тест
«Басни Эзопа и
Жана де Лафонтена»
1. Краткий стихотворный
или прозаический рассказ
нравоучительного
характера.
• А. Частушка
• Б. Пословица
• В. Басня
2. Основная часть басни
называется………, а вывод из басни
……… .
• А. Мораль, повествование
• Б. Тема, построение
• В. Повествованием, моралью
3. Когда появились
первые басни?
• А. 2.500 лет назад
• Б. 4.000 лет назад
• В. Ещё раньше
4. Чаще всего героями басен
бывают …………, а вывод
(мораль) касается………….. .
• А. Друзья; подружек
• Б. Животные; людей
• В. Люди; животных
5. В какой стране жил Эзоп?
• А. Франция
• Б. Италия
• В. Греция
6. О ком идёт речь?
«Этот баснописец жил во
Франции более 350 лет
назад. Он написал басни
«Ворона в павлиньих перьях»,
«Волк и журавль» и другие.»
• А. Жан де Лафонтен
• Б. Иван Крылов
• В. Эзоп
7. Какая пословица
выражает мораль басен
Эзопа «Отец и сыновья»,
«Быки и лев»?
• А. Кто всегда бережётся, тот не
ожжётся.
• Б. Лучше синица в руках, чем
журавль в небе.
• В. Один в поле не воин.
Домашнее задание:
с. 3538
Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций,
но в своей презентации вы должны указать
источник шаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Интернет – ресурсы:
http://www.look.com.ua/pic/201209/1024x768/look.com.ua13886.jpg