1. Анализ исходной ситуации
2. Цель и задачи проекта
3. Гипотеза
4. Организация проектной деятельности
В условиях реализации ФГОС НОО для достижения качества планируемых результатов, безусловно, необходима оценка результатов образования, как предметных, так и метапредметных и личностных.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные) ,способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность
планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
Метапредметные результаты можно отнести к сквозным образовательным результатам, связанным с формированием у школьников универсальных способов действий/средств, которыми должен обладать человек для включения в современные процессы деятельности, кооперации и коммуникации, специфические формы мышления, определяющие лицо современного мира и современной экономики. Сквозные образовательные результаты, выступающие как базовые и прослеживающиеся через все образовательные области и ступени образования, должны стать интегральной характеристикой образовательной
результативности школьника и могут быть описаны через:
• образовательную самостоятельность, подразумевающую умение школьника находить средства для собственного продвижения, развития;
• образовательную инициативу – умение выстраивать свою образовательную траекторию, создавать необходимые для собственного развития ситуации и адекватно их реализовать;
• образовательную ответственность – умение принимать для себя решение о готовности действовать в нестандартных ситуациях.
В начальной школе младшие школьники в рамках метапредметных результатов в условиях ФГОС должны будут овладеть следующими базовыми умениями :
– способность к инициативному поиску средств выполнения предлагаемых учителем заданий и к пробе их применения; – сформированность адекватной и автономной самооценки учебных достижений;
– освоенность самоконтроля выполнения отдельных действий: соотнесение средств, условий и результатов выполнения задания;
– способность содержательного и бесконфликтного участия в совместной учебной работе с одноклассниками как под руководством учителя (общеклассная дискуссия), так и в относительной независимости от учителя (групповая работа); – желание и умение учиться как способность человека обнаруживать, каких именно знаний и умений ему недостает для решения поставленной задачи, находить недостающие знания и осваивать недостающие умения.
В 2015 году впервые в рамках краевого мониторинга обучающихся 4-х классов, проводимого 12-14 мая Министерством
образования и науки Пермского края совместно с ООО «Центр Социнком» в 47 муниципалитетах Пермского края были представлены тесты для определения метапредметных результатов освоения основной образовательной программы начальной школы.
Для оценки предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся использовались только апробированные, стандартизированные материалы, соответствующие ФГОС.
Выводы Министерства образования Пермского края:
• владеют поиском и выделением необходимой информации из различных источников (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема) (69,2%),
• извлекают информацию из иллюстраций
(84,2%);
• осуществляют операции анализа, сравнения, классификации, устанавливают причинноследственные связи, делают обобщения, выводы, определяют причины явлений и
событий (65,8%);
Показали высокий уровень коммуникативных универсальных учебных действий:
• понимают главную мысль, смысл текста (85,9%);
• вычитывают информацию, данную в явном виде (85,2%).
• истолковывают текст (через творческий пересказ) 71.1%.
Интересные факты:
• результативность у мальчиков практически по всем показателям хуже, чем у девочек;
• мальчики лучше могут вычитывать информацию в неявном виде, лучше, чем девочки, могут выстраивать рассуждения;
• твердые «троечники» лучше владеют начальными знаниями о природных, социальных, культурных и технических явлениях, связывая их с содержанием конкретного учебного процесса, лучше освоили начальные формы познавательной и личной рефлексии (61,4%); лучше могут действовать по плану (72,2%), являются более успешными коммуникаторами (62,7%).
«Проблемные зоны»
• Скорость чтения и осмысленность прочитанного; примерно 15% обучающихся не справились с пониженными нормами чтения (80–100 слов в минуту вместо 120).
• Низкий уровень учебной мотивации и познавательной инициативы обучающихся, способности обучающихся регулировать учебную и познавательную деятельность. Необходима выстроенная система преподавания по формированию УУД.
Результаты мониторинга метапредметных УУД в нашем учреждении:
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
48% 52%
Цель: повышение уровня метапредметных результатов обучающихся по основной образовательной программе начального общего образования.
Задачи:
• Проанализировать метапредметные результаты мониторинговых обследований обучающихся 4 класса в 2015году;
• Сравнить результаты обучающихся нашего учреждения с результатами по Пермскому краю;
• Разработать серию диагностических работ для оценки уровня сформированности метапредметных умений и навыков обучающихся 1-3классов;
• Провести диагностические работы;
• Оценить степень продвижения обучающегося к метапредметному образовательному результату;
• Спланировать работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, коррекции темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации образовательной деятельности обучающихся.
На основе данных мониторинга педагог сможет проводить целенаправленную работу по реализации индивидуального подхода к обучению каждого ребенка, коррекции темпа прохождения учебной программы, методов и форм организации учебной деятельности обучающихся, что в итоге приведет к повышению метапредметных результатов.
Предполагаемые риски и страхование
№ п/п |
Риски |
Страхование |
1 |
Большая подготовительная работа со стороны учителя |
Планирование деятельности |
2 |
Невозможность тиражирования диагностических материалов |
Индивидуальная работа с родителями |
3 |
Нехватка времени для проведения мониторинга в полном объеме |
Привлечение специалистов, студентов 3-4 курса педпрофессий |
Возможные формы презентации
1. Публичное выступление.
2. Сообщение с использованием раздаточного материала.
4. Организация проектной деятельности
План внедрения проекта:
1 этап - подготовительный
Мероприятие |
Сроки |
1. Стартовая диагностика обучающихся 1-х классов. |
2-я неделя сентября |
2. Информирование родителей обучающихся 1-х классов о диагностических процедурах в рамках реализации основной образовательной программы НОО. |
3-я неделя сентября |
3. Изучение методической литературы по заданной проблеме. |
сентябрьоктябрь |
2 этап – основной
Мероприятие |
Сроки |
1. Составление диагностических материалов для 1-3 классов на 1 полугодие. |
ноябрь |
2. Проведение диагностической работы №1 для 1-3 классов за 1 полугодие. |
декабрь |
3. Составление диагностических материалов для 1-3 классов на 2 полугодие. |
март |
4.Проведение диагностической работы №2 для 1-3 классов за 2 полугодие. |
апрель |
3 этап – заключительный
Мероприятие
|
Сроки |
1. Анализ результатов диагностических
работ. |
декабрь, май |
2. Обобщение результатов. Выводы. |
май |
3. Презентация опыта. Внедрение проекта в образовательный процесс. |
1-я неделя июня |
Развитие проекта
1. Планирование индивидуальной коррекционной работы |
июнь-август |
2. Реализация плана коррекционной работы |
сентябрь-март |
3. Диагностика уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся 4-х классов (внешняя оценка) |
апрель-май |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.