Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»
Оценка 4.7

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Оценка 4.7
Разработки курсов
docx
химия
10 кл—11 кл
21.09.2018
Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»
Реализация компетентностного подхода требует специальной организации учебного процесса, особой целенаправленной деятельности учителя в работе с детьми. Данный проект позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся и эффективно подготовит их к сдаче экзамена по химии, даст возможность ученику реализовать познавательный интерес к предмету, а также диагностировать готовность и способность осваивать выбранный предмет на повышенном уровне. Актуальность проекта. Средствами программы специального (профильного) курса по химии будет реализована возможность организации образовательного пространства «выбора и пробы» будущей профессии. Улучшение результатов ЕГЭ по химии так же во многом определяется особой технологией подготовки учащихся к итоговой аттестации. Новизна проекта заключается в применении практико-ориентированных технологий работы учебных групп, приёмов проектного метода при подготовке к ЕГЭ по химии. Средствами данного метода происходит: • повторение и углубление знаний по химии, которое построено на отработке основных типовых заданий КИМ ЕГЭ базового и углубленного уровня. • формирование навыков работы в лабораторных условиях, освоение технологий химического анализа, моделирование процессов химического производства, Обучение через опыт и сотрудничество (работа в малых группах), семинары, дискуссии, разработка проектов позволят развить метапредметные компетенции старших школьников: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности, самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Целевая группа проекта – обучающиеся 10-11 классов (16-18 лет), которым предстоит сделать осознанный выбор выпускного экзамена и профессии.текстовый документ
пед.ПРОЕКТ ДЗЮДЗЕ Д.А..docx
Межрегиональная выставка­конкурс методических разработок  в рамках сетевого инновационного проекта «Школа эффективной самореализации», при поддержке Управления образования Администрации городского округа Стрежевой. Педагогический проект  программы специального (профильного) курса для учащихся старшей школы «Химия без проблем» Автор: Дзюдзе Дарья Андреевна,  учитель химии МОУ «СОШ № 5» Руководитель: Кабак Валентина Захаровна,  педагог­наставник,  учитель биологии МОУ «СОШ № 5» Стрежевой ­ 2017 4 6 6 3 Введение  ……………………………………………………………………. Раздел 1. Постановка проблемы, рабочая гипотеза  …………………....... Раздел 2. Цель, задачи проекта  ………………………………………........ Раздел 3.  Общие критерии оценки реализации проекта  ……………….. Раздел 4.  Содержательные критерии эффективности реализации  проектного  «продукта»…………………………………………………….. Раздел 5. Перспективный/поэтапный план работы по  проекту…………. Раздел 6. Смета проекта (перечень расходов) …………………………….. Список использованной научно­методической литературы ……………. 12 Приложение. Промежуточные результаты проектной деятельности  (программа специального курса)  …………………………………………. 11 13 7 9   Содержание 2 Введение Реализация   компетентностного   подхода   требует   специальной организации   учебного   процесса,   особой   целенаправленной   деятельности учителя в работе с детьми.   Данный проект позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся и эффективно подготовит их к сдаче экзамена по химии, даст возможность ученику реализовать познавательный интерес к предмету, а также   диагностировать   готовность   и   способность   осваивать   выбранный предмет на повышенном уровне.  Актуальность   проекта.  Средствами   программы   специального (профильного) курса по химии будет реализована возможность организации образовательного   пространства   «выбора   и   пробы»   будущей   профессии. Улучшение результатов ЕГЭ по химии так же во многом определяется особой технологией подготовки учащихся к итоговой аттестации. Новизна   проекта   заключается   в   применении   практико­ ориентированных   технологий   работы   учебных   групп,   приёмов   проектного метода   при   подготовке   к   ЕГЭ   по   химии.  Средствами   данного   метода происходит:  повторение   и   углубление   знаний   по   химии,   которое   построено   на отработке   основных   типовых   заданий   КИМ   ЕГЭ   базового   и углубленного уровня.  формирование   навыков   работы   в   лабораторных   условиях,   освоение   моделирование   процессов технологий   химического   анализа, химического производства,   Обучение через опыт и сотрудничество (работа в малых группах), семинары, дискуссии,   разработка   проектов   позволят   развить  метапредметные компетенции старших школьников: умение самостоятельно определять цели своего  обучения, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности,   самостоятельно   планировать   пути   достижения   целей,   в   том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач, умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Целевая группа  проекта  –   обучающиеся  10­11  классов  (16­18   лет), которым   предстоит   сделать   осознанный   выбор   выпускного   экзамена   и профессии.  3 4 1. Постановка проблемы, рабочая гипотеза В 2014 году произошло сокращение учебных часов на изучение химии в базовом учебном плане  старшей  школы.    Исходя  из  анализа противоречий образовательной   ситуации,   изученной   педагогом,   усвоение   теоретического курса осуществляется   на «удовлетворительно», типы заданий практической направленности выполняются некачественно.  Стандартной   рабочей   программы   недостаточно   для   осознанного   выбора профиля   и   сдачи   ЕГЭ,   не   хватает   времени   для   формирования метапредметных   компетенций,   необходимых   для   решения   заданий повышенной   сложности.     При   этом   анализ   востребованности   профилей   в старшей   школе   показывает   высокий   интерес   учащихся   к   изучению   химии (Диаграмма 1). Диаграмма 1. Востребованные профили для реализации предпрофильной подготовки в школе  (10­11 классы) 25 20 15 10 5 0 20 9 2 13 13 14 14 9 10 9 10 3 «Проблемное   поле»:   несовершенство   базисного   учебного   плана, недостаточное количество часов на изучение предметов, недемократичность (отсутствие   выбора),   недостаточное   владение   учителями   тестовыми технологиями, психологические особенности (трудности) как ученика, так и учителя­ предметника. Проблема  ­ противоречие между уровнем востребованности в изучении химии   и   биологии   старшими   школьниками   и  недостаточными   ресурсами образовательной среды для качественного удовлетворения этой потребности 5 (Диаграмма 2).  Очевидна необходимость разработать специальный учебный курс,    вооружить   учащихся   современным   инструментарием   для   успешного освоения   предмета,   формирования   ключевых   компетенций.   Необходимо подобрать   оптимальные   дидактические   средства,   методические   приёмы изучения   программного   материала,   видов   контроля   и   коррекции, необходимых для подготовки к ЕГЭ.  Диаграмма 2. Какие из изучаемых предметов вы хотели бы изучать дополнительно на элективных курсах?  (10­11 классы)   14 12 10 8 6 4 2 0 12 10 11 5 3 2 3 2 1 1 Рабочая   гипотеза.  Мы   предполагаем,   что   программа   специального (профильного)   курса   средствами   практико­ориентированных   технологий позволит: 1) повысить средний тестовый балл ЕГЭ  по химии; 2) зафиксировать положительную динамику уровня мотивации старших школьников к изучению химии и выбора профильной профессии; 3) зафиксировать   положительную   динамику   метапредметных программного собственного (средствами компетенций инструментария);       6 2. Цель, задачи проекта Цель   проекта  ­   разработка   и   реализация   программы   специального (профильного)  курса, профориентационной направленности, позволяющей качественно подготовиться к итоговой аттестации по химии.  Задачи:   1. Провести   анализ   научно­методической   литературы   по   программам специальных курсов; 2. Провести анализ аналоговых проектов в городе, регионе, РФ. 3. Организовать   проектную   группу   по   созданию   проекта   спецкурса   в составе:   учителя­наставника   Кабак   В.З.  и  молодого   педагога   Дзюдзе Д.А., распределить функции участия в проектной деятельности; 4. Проанализировать   нормативно­правовую   и   нормативно­методическую базу проекта, ресурсы его реализации на базе школы; 5. Создать «продукт проекта» – программу спецкурса;  6. Создать комплекс контрольно­измерительных материалов для изучения образовательного эффекта программы спецкурса.  7. Проанализировать результаты реализации проекта, провести коррекцию. 3. Общие критерии  оценки реализации проекта  Наличие материально­технической  базы реализации проекта: кабинет   химии,   химическое   оборудование   и   реактивы,   периодическая система,   таблицы,   раздаточный   материал,  канцелярские   товары   (бумага, ручки   карандаши,   линейки   и   т.д.),  коллекции,   контрольно­измерительный материал; кабинет информатики,   компьютеры,   мульти­медиа   проектор,   экран,   принтер, программное обеспечение.  Наличие   нормативно­правовой   и   нормативно­методической базы реализации проекта: 1. 273­ФЗ об образовании (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273­ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).  2.  Соответствие   программы   нормативным   требованиям   к   дополнительным общеобразовательным   программам   (Приказ   Министерства   образования   и науки Российской Федерации от 29.08. 2015, N 1008) 3. Положение о Методической совете МОУ «СОШ №5». Устойчивое участие учащихся  в работе курса:  7 Сохранность контингента учащихся –участников курса  Мониторинг деятельности в рамках реализации программы курса Наличие   комплекта   контрольно­измерительных   материалов   оценки реализации программы курса (Приложение)   Кадровое обеспечение:  учитель химии, классный руководитель, психолог, администрация школы.  Социализация опыта Программа   спецкурса   по   химии   была   представлена   на   конкурсе открытых естественнонаучной направленности (сертификат участника);   Опубликована   в   сборнике   методических   материалов,   от   проекта «Инфоурок» (дата публикации: сентябрь­октябрь 2017 г.). образовательных     программ   4. Содержательные критерии эффективности реализации проектного «продукта» ­ программы специального (профильного) курса 1.       В области предметного содержания: 100% состава группы учащихся, осваивающих программу курса, должны  ­   справляться   с   типовыми   заданиями   на  вывод   формул   химических соединений   различными   способами,   решать   расчётные   задачи   на   смеси веществ,   в   том   числе   с   необходимостью   использования   систем   линейных уравнений. ­     планировать   и   проводить   эксперимент   по   получению   и   распознаванию важнейших   неорганических   и   органических   соединений,   с   учетом приобретенных   знаний   о   правилах   безопасной   работы   с   веществами   в лаборатории и в быту. Диагностический   инструментарий  –   КИМы   контрольных   срезов   по каждому разделу программы 2.       В области метапредметного содержания: 8 ­   положительная   динамика   сформированности   у   учащихся,   осваивающих программу курса,   регулятивных УУД, а именно, умений самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (ФГОС ООО п. 10); ­   положительная   динамика   сформированности   у   учащихся,   осваивающих программу   курса,  познавательных   УУД,   а   именно,   умений   определять понятия,  создавать   обобщения,  устанавливать   аналогии,  классифицировать, самостоятельно   выбирать   основания   и   критерии   для   классификации, устанавливать   причинно­следственные   связи,   строить   логическое рассуждение,   умозаключение   (индуктивное,   дедуктивное   и   по   аналогии)   и делать выводы (ФГОС ООО п. 10); ­   положительная   динамика   сформированности   у   учащихся,   осваивающих умений программу   курса,   организовывать   учебное   сотрудничество   и   совместную   деятельность   с учителем   и   сверстниками;   работать   индивидуально   и   в   группе:   находить общее  решение и разрешать  конфликты  на  основе  согласования  позиций  и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение (ФГОС ООО п. 10). Диагностический инструментарий – задания КИМов контрольных срезов  (метапредметного содержания) по каждому разделу программы.  коммуникативных   УУД,   а   именно, 3.       В области уровня мотивации к изучению предмета химии Положительная   динамика   общего   уровня   мотивационной   ориентации   на данный предмет, осознанный характер мотивации. Диагностический инструментарий  ­ методика мотивационной ориентации Сняцкого А.А., Лучанкина А.И. // Предметно­мотивационный диагностикум учебно­развивающего процесса, ­ М, 2000, ­ с.234 Данная   методика   позволяет   определить   динамику,   как   общего   уровня мотивации, так и выявить приоритетные причины посещения курса, такие как: 1) «Интерес к предмету, отдельным темам», 2) «Иная оценочная система», 3) «Возможность самостоятельного решения предметных задач», 4) «Развиваю способности, познаю себя», 5) «Возможность самовыражения, творчества, неординарных решений» 9 5. Перспективный/поэтапный план работы по проекту № Задачи Исполнител и Оформление результатов Сроки   Подготовительный этап – проектирование сентябрь – декабрь 2016 г. Дзюдзе Д.А. Список  источников и  научно­ методической  литературы Сентябрь­октябрь 2016 г. Дзюдзе Д.А. Обзор  Октябрь 2016 г. источников  (интернет­ сайтов) и  литературы с  аналоговыми  проектами Ноябрь­декабрь  2016 г. Дзюдзе Д.А. Анализ  анкетирования:  выявленный  уровень  востребованност и курса и  основные  проблемы в  изучении химии 1. 2. 3. Провести  анализ научно­ методической  литературы  Найти  информацию и  проанализиров ать  аналогичный  опыт  педагогическог о  проектировани я в городе,  регионе, РФ. Провести  анкетирование  школьников,  выявить  уровень  востребованно сти курса,  подготовить  справку о  целевой группе обучающихся,  желающих  посещать  спецкурс 10 4. 5. 6. 7. Организовать  проектную  группу  Дзюдзе Д.А., Кабак В.З. Декабрь 2016 г. Укомплектованн ый состав  проектной  группы  (протокол  заседания  Методического  совета) Основной этап ­ учебно­методическая деятельность  Сформировать  нормативно­ правовую и  нормативно­ методическую   базу  функциониров ания  программы  спецкурса Создать комплекс контрольно­ измерительных материалов (КИМов)   для изучения образовательно го   эффекта программы спецкурса Обеспечить  материально­ техническую  базу  реализации  курса январь – май 2017 г. Рангаева  Г.Ю, Дзюдзе Д.А., Протокол ШМО, Методического  совета, Январь 2017 г. Кабак В.З. Дзюдзе Д.А., Кабак В.З. Разработанная  рабочая учебная  программа  специального  курса «Химия  без проблем»,  методические  разработки  уроков Комплекс  контрольно­ измерительных  материалов  мониторинга Январь – май  2017 г. Январь – май  2017 г. Дзюдзе Д.А.  –  заведующая  кабинетом Кабинет химии,  укомплектованн ый необходимым оборудованием,  техническими  средствами 11 Дзюдзе Д.А., Кабак В.З. Состав группы, расписание  занятий Сентябрь 2017 г. Дзюдзе Д.А. Проведение  учебных занятий Сентябрь 2017 г.  – май 2018 г. Дзюдзе Д.А., Кабак В.З. Аналитическая  справка по  материалам  мониторинга Май – июнь 2018  г. 8. 9. Комплектован ие целевой  группы  обучающихся Реализация  программы  спецкурса Комплексная  диагностика  образовательн ых эффектов  реализации  программы  спецкурса по  КИМам Заключительный этап –  изучение, обобщения и распространения результатов реализации программы Август – ноябрь 2018 г. Дзюдзе Д.А., Кабак В.З. Аналитическая  справка Август 2018 г. Дзюдзе Д.А., Публикации на  образовательных сайтах Ноябрь 2018 г. 10. 11. Анализ  результатов  реализации  программы,  коррекция Подготовка  программы или её отдельных  разделов,  КИМов к  публикации 6.  Смета проекта (перечень расходов): Список Бумага (формат А4) Краска для принтера Канцелярские товары Количество Сумма расходов 3 1 12 700р 1000р 600р (ручки, карандаши и т.д.) Итого: 2300р Список использованной литературы 1. Аранская,   О.С.   Проектная   деятельность   школьников   в   процессе обучения химии: 8­11 классы: Методическое пособие./ О.С. Аранская, И.В.Бурая. ­М.: Вентана­Граф, 2005.­288с. 2. Воронина,   Г.А.   Элективные   курсы:   алгоритмы   создания,   примеры программ: практическое руководство для учителя / Г.А.Воронина. – М.: Айрис аресс, 2006. – 128с. – (Профильное обучение). 3. Волович П. М., Бровко М.И. Готовимся к экзамену по химии: Школа и вуз.­5­е изд. – М.: Айрис­пресс,2004. – 368 с., (Домашний репетитор). 4. Короленко   М.В.   Задачи   по   органической   химии   с   методическими рекомендациями и примерами решений. ­ М.: ИМА­Принт, 1993, 48 с.  5. Костромина Н.А., Кумок В.Н., Скорик Н.А. Химия координационных соединении. ­ М.: Высшая школа, ­ 1990, 431 с.  6. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2400 задач по химии для школьников и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 1999, 560 с.  7. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Начала химии. Современный курс   для   поступающих   в   вузы.   В   2   т.   ­   М:   1­я   Федеральная книготорговая компания, 1997, т. ­ 448 с.; т. ­ 384 с.  8. Кузьменко Н.Е., Магдесиева Н.Н., Еремин В.В. Задачи по химии для абитуриентов:   курс   повышенной   сложности   с   компьютерным приложением. ­ М.: Просвещение, 1992, 191 с.  9. Корощенко   А.С.,   Химия:   400   учебно­тренировочных   заданий   для подготовки к ЕГЭ: 11­й кл. / А.С. Корощенко, А.В. Яшукова. – М.: АСТ : Астрель, 2010. – 78 [2]с. 10.Маршанова  Г.Л. Сборник авторских задач по химии. 8­11 классы.­М.: ВАКО,2015.­160с.  11.Нейланд О.Я. Органическая химия. ­ М.: Высшая школа, 1990, 750 с.  13 12.Робертс   Дж.,   Кассерио   М.   Основы   органической   химии.   Часть   ­   М: Мир, 1968, 592 с.  13.Робертс   Дж.,   Кассерио   М.   Основы   органической   химии.   Часть   ­   М: Мир, 1968, 550 с.  14.Степин   Б.Д.,   Цветков   А.А.   ­   Неорганическая   химия.   ­   М.:   Высшая школа, 1994, 606с.  15.Эткинс П. Физическая химия. Часть ­ М: Мир, 1980, 580 с. 16.ЕГЭ. Химия: типовые экзаменационные варианты: 30 вариантов / под ред. Д.Ю. Добронина.­М.: Издательство «Национальное образование», 2017.­192с. – ( ЕГЭ.ФИПИ­школе). 17.ЕГЭ   2017.   Химия.   Типовые   тестовые   задания.   /   Ю.Н.   Медведев.­М: Издательство   «Экзамен»,   2017,   с.   ­118,   Серия   «ЕГЭ.ОФЦ.   Типовые тестовые задания». 14

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»

Педагогический проект программы специального (профильного) курса «Химия без проблем»

Педагогический проект  программы специального (профильного) курса  «Химия без проблем»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.09.2018