Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
химия
10 кл—11 кл
21.01.2018
Задачи урока:
1. Убедить учащихся в том, что химические знания не схоластичны, а имеют прикладную направленность.
2. Углубить и расширить знания о конкретных органических веществах, наиболее широко применяемым в быту.
Метод: эвристический, проблемный эксперимент.
Используемые технологии: технология «французских мастерских», инновационные ИКТ.
Форма урока: групповая
Тема нашего с вами урока «Химия в нашем доме».
Кому ж как не нам с вами знать насколько был прав М.В. Ломоносов, произнеся
«Широко распростирает химия руки свои руки свои в дела человеческие».
К сожалению, в последнее время слово «химия» всё чаще и чаще звучит негативно. Это, на мой взгляд, несправедливо. Химические вещества сопровождают нас всюду и каждый день, будь то продукты химической промышленности или часть, например, пищи или необходимых человеку вещей. Другое дело, что люди неправильно и не по назначению их часто используют. Это и стало, по моему мнению, причиной того, что слово «химия» приобрело устрашающий смысл.
Поэтому, уважаемые присутствующие, мы с вами попытаемся сегодня опровергнуть расхожее мнение обывателя о том, что во многих бедах человека виновата эта замечательная и интересная наука, так много давшая человечеству.
Итог урока
Лекарства позволяют вылечить нас, если мы больны.
Средства гигиены и косметики помогают ухаживать и следить за нашей внешностью.
Моющие средства позволяют нам ощущать себя комфортно.
А, как известно, в здоровом теле – здоровый дух, который порождает здоровые мысли.
И тогда мы ощущаем гармонию тела, духа и окружающего нас мира.
И как сейчас кстати вспомнить слова А.П.Чехова
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо,и одежда, и душа, и мысли.»
Вот такая химия!
Рефлексивный тест
1. На уроке было над чем подумать.
2. Урок был творческим.
3. Я узнал(а) и открыл(а) для себя много нового.
4. Мне это пригодится в жизни.
5. На уроке была благоприятная эмоциональная обстановка и дух сотрудничестваоткрытый урок по химии 10-11 кл. Мастер-класс "Химия в нашем доме".
МАСТЕР КЛАСС химия .docx
Мастеркласс "Химия в нашем доме".
Цель урока (для учителей):
продемонстрировать применение проблемного, эвристического подхода на уроках химии
при изучении нового материала и обобщении ранее изученного с использованием
педагогической технологии «французских мастерских» построения знаий, инновационных
ИКТ, осуществляя внедрение заявленной методики через групповые формы, реализуя
деятельностный подход к обучению, основанный на принципах личностно
ориентированного образования .
Цель урока (для учащихся):
формирование опыта творческой работы, развития личности, открытой для общения и
сотрудничества, способной найти выход в проблемной ситуации (решать проблемные
задачи); формирование устойчивой потребности в знаниях, труде, здоровом образе жизни;
развитие способности к анализу и синтезу, наблюдательности и внимания, памяти, умений
обобщать, делать выводы, объяснять взаимосвязь между строением и свойствами веществ,
проводить лабораторные опыты с соблюдением правил безопасности, оформлять отчёт,
способности к само и взаимоконтролю, самоорганизации.
Задачи урока:
1. Убедить учащихся в том, что химические знания не схоластичны, а имеют
прикладную направленность.
2. Углубить и расширить знания о конкретных органических веществах, наиболее
широко применяемым в быту.
Метод: эвристический, проблемный эксперимент.
Используемые технологии: технология «французских мастерских», инновационные ИКТ.
Форма урока: групповая
Добрый день уважаемые ребята и коллеги!
Химия – это предмет, который даёт огромные возможности
для разнообразных исследований: от небольших
краткосрочных (в пределах одного урока) до длительных и
глубоких, которые оформляются в научно-исследовательские
работы.
В каждом ученике живёт страсть к открытиям и
исследованиям. Даже плохо успевающий ученик
обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-
нибудь „открыть".
Мой опыт, по работе над решением обозначенной выше проблемы, показал,
что когда мы пытаемся связать учебный материал с тем, что детям знакомо в
реальной жизни, с чем они уже сталкивались, то степень запоминания учебной информации увеличивается. Поэтому изучив теоретическую часть –сегодня
мы хотим показать практическую.
Тема нашего с вами урока «Химия в нашем доме».
Кому ж как не нам с вами знать насколько был прав М.В. Ломоносов, произнеся
«Широко распростирает химия руки свои руки свои в дела человеческие».
К сожалению, в последнее время слово «химия» всё чаще и чаще звучит негативно. Это, на
мой взгляд, несправедливо. Химические вещества сопровождают нас всюду и каждый день,
будь то продукты химической промышленности или часть, например, пищи или
необходимых человеку вещей. Другое дело, что люди неправильно и не по назначению их
часто используют. Это и стало, по моему мнению, причиной того, что слово «химия»
приобрело устрашающий смысл.
Поэтому, уважаемые присутствующие, мы с вами попытаемся сегодня опровергнуть
расхожее мнение обывателя о том, что во многих бедах человека виновата эта
замечательная и интересная наука, так много давшая человечеству.
Итак, перед нами очень широкая главная дорога «Химия в нашем доме», она ветвится на
более узкие : «Лекарства», «Моющие и чистящие средства», «Химические средства
гигиены и косметики» и т. д.
Задачи урока:
1. Убедить учащихся в том, что в том, что химические знания не схоластичны, а
имеют прикладную направленность.
2. Углубить и расширить знания о конкретных органических веществах, наиболее
широко применяемым в быту.
3. Опираясь на вышесказанное, ответить на вопрос :
а) Правомерно и безопасно ли для здоровья использование аспирина как
консервирующего средства?
Обучающиеся снабжаются инструкциями. В работу включены
элементы исследования, проведение мысленного
эксперимента или выполнение эксперимента - которое будет
не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным,
обязательно проверенным и оценённым.
Сегодня мы с вами проведем исследование некоторых веществ,
имеющихся в каждом доме:
1) Первым делом посетим домашнюю лабораторию под названием – ванная –
моющие средства. ( 1 ряд) 2) чистящие средства. ( 2 ряд)
2) Изучим содержимое домашней аптечки. ( 3 ряд)
Сейчас участники мастер – класса получат инструктивные карты и
выполнят определенные задания.
Каждая из групп участников мастеркласса должна доказать свою точку
зрения.
1 2. Моющие и чистящие средства.
Моем руки, заодно не теряя время, включаем стиральную машину. Какое
мыло выбрать? Какой порошок? Мы проверим щелочные свойства
средств по уходу за телом, порошков и жидких средств бытовой химии .
2.Домашняя аптечка.
Участники должны исследовать состав аптечки , а также изучить аспирин.
Лекарства позволяют вылечить нас, если мы больны.
Итог урока
Средства гигиены и косметики помогают ухаживать и следить за нашей внешностью.
Моющие средства позволяют нам ощущать себя комфортно.
А, как известно, в здоровом теле – здоровый дух, который порождает здоровые мысли.
И тогда мы ощущаем гармонию тела, духа и окружающего нас мира.
И как сейчас кстати вспомнить слова А.П.Чехова
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо,и одежда, и душа, и мысли.»
Вот такая химия!
Рефлексивный тест
1. На уроке было над чем подумать.
2. Урок был творческим.
3. Я узнал(а) и открыл(а) для себя много нового.
4. Мне это пригодится в жизни.
На уроке была благоприятная эмоциональная обстановка и дух сотрудничества
Всем большое спасибо! Было очень приятно работать с вами. Тема: Моющие средства.
Инструктивная карточка № 1
Цель: изучить рН моющих средств, определить их безопасность для здоровья человека,
разработать рекомендации по их использованию.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: образцы моющих средств, природный индикатор из красной капусты (аналог
универсального , приготовлен при нагревании измельченных листьев в воде).
Задание:
В стаканы с детским мылом, гелем для душа, шампунем для волос, гелем после бритья
добавить одинаковый объем воды и размешать. Испытать их природным индикатором.
Свои наблюдения и результаты оформить в таблицу.
Моющее средство
Изменение окраски индикатора
рН
Гипотеза. Раствор мыла изменяет окраску индикатора – им пользуемся для мытья
грязных рук и тела. А вот жидкими средствами можно пользоваться часто, так как их
нейтральная.
растворы
индикатора,
изменяют
среда
не
цвет
Сделайте выводы о безопасности этих средств:
1.Какое моющее средство безопасно для кожи ?
2.Какие средства опасны для кожи и глаз?
3.Почему людям с повышенной жирностью кожи лица и головы врачи
дерматологи рекомендуют умываться и мыть голову жидким мылом?
4.Какими народными средствами можно заменить шампунь для волос? Тема: Моющие средства.
Инструктивная карточка № 2
Цель: изучить рН моющих средств, определить их безопасность для здоровья человека,
разработать рекомендации по их использованию.
Оборудование: штатив с пробирками.
Реактивы: образцы моющих средств, индикатор из сока красной капусты ( аналог
универсального, приготовлен при нагревании измельченных листьев в воде).
Задание:
Приготовить растворы жидкости для мытья посуды, геля для стирки, чистящего геля
« Санокс», чистящего порошка « Пемолюкс», добавив в стаканы одинаковый объем воды .
Испытать их индикатором.
Свои наблюдения и результаты оформить в таблицу.
Моющее средство
Изменение окраски индикатора
рН
Наиболее щелочная среда в растворе………………….. , кислая в
Гипотеза.
растворе……………………, следовательно, этим видами моющих средств нужно мыть и
стирать изделия, выдерживающие агрессивную среду.
При плохом полоскании часть моющего средства остается на предмете и может нанести
вред здоровью человека.
Сделайте выводы о безопасности этих средств:
1.Какие моющие средства безопасны для кожи ?
2.Какие средства опасны для кожи и слизистых оболочек?
3.Рекомендации по их использованию:
1. 2.
Тема: Домашняя аптечка.
Инструктивная карта №1.
Цель: научить участников анализировать строение молекул лекарственных препаратов и
предсказывать на основе этого анализа химические свойства их.
Задача: Изучите свойства аспирина и превращения, происходящие в процессе консервирования.
Оборудование: химические стаканы, штатив с пробирками, спиртовка, держатель.
Реактивы: аспирин , вода, смесь железного купороса и поваренной соли (в воде) .
Опыты:
Растертая таблетка аспирина растворена в воде ( при непродолжительном нагревании). Раствор
разделен на 2 стакана:
1) В первый добавьте немного индикатора из красной капусты ( аналог универсального).
Почему изменилась окраска? Что получается при гидролизе аспирина?
2) Во второй добавить немного раствора хлорида железа (III), который образовался в растворе
двух солей, если изменений нет , то подогреть .
Записать наблюдения.
Сделать вывод о реакции продуктов гидролиза аспирина с хлоридом железа(III). Изменяется ли
окраска раствора при действии на них раствора хлорида железа(III) ? Почему?
Какие должны быть условия хранения аспирина. Почему?
Гипотеза; В повседневной жизни человек применяет огромное количество веществ, и многие из них
не по назначению. Примером может служить использование аспирина в качестве консервирующей
добавки. В процессе консервирования, аспирин долгое время нагревается в присутствии воды,
подвергаясь гидролизу. Образуемые продукты могут придавать рассолу кислотный характер. Так
ли это?
Аспирин – сложный эфир, образованный уксусной и салициловой кислотами в процессе
консервирования он нагревается, используемые продукты придают кислый вкус.
Планируемый результат работы
недопустимо.
Использование аспирина людьми с заболеваниями желудка опасно.
: Использование аспирина в качестве консервирующей добавки
ВЫВОДЫ:
1.
2 .
3. Тема: Домашняя аптечка.
Инструктивная карта № 2
Цель: изучить состав домашней аптечки , сформулировать правила использования лекарственных
препаратов.
Задача: Проанализируйте состав аптечки. Рассмотрите образцы лекарственных препаратов:
Ибупрофен, нитроглицерин, валидол, корвалол, активированный уголь, перекись водорода,
нашатырный спирт, йодная настойка. Составьте таблицу этих веществ, определите их назначение.
Наименование лекарственного средства
Инструкция по применению
Как средство при ушибах, головных болях, переломах
по 12 таблетки, запивая водой.
Как обеззараживающее средство при ссадинах и
царапинах. Смазывают края ран.
При острых болях в области сердца по 12 таблетки под
язык.
Как раздражающее и отвлекающее средство для
вдыхания при обмороке
Для дезинтоксикации при отравлениях пищей и т.д.
При стрессовых реакциях или болях в области сердца
2530 капель, разбавленных водой
Планируемый результат работы
свойства, правильно их использовать.
: умение классифицировать вещества, определять их
При покупке лекарственных препаратов обязательно обращайте внимание соответствует ли
данный препарат требованиям оптической изомерии, ибо только l – форма у многих
лекарственных препаратов обладает лечебным действием. Если оптическая изомерия не
пройдена, то мы можем не получить ни какого лечебного эффекта, либо отрицательный
результат.
Помните: неверное применение, высокая доза могут превратить лекарство в яд! Как тут не
воскликнуть вслед за древними греками: “Пусть будет мера во всем!”
Главные правила использования лекарственных препаратов:
1.
2. 3.
АСПИРИН.
АЦЕТИЛСАЛИЦИЛОВАЯ (2(АЦЕТИЛОКСИ)БЕНЗОЙНАЯ) КИСЛОТА – белое
кристаллическое вещество, малорастворимое в воде, хорошо растворимо в спирте, в
растворах щелочей.
Ацетилсалициловая кислота уже более 100 лет широко применяется как лекарственное
средство – жаропонижающее, обезболивающее и противовоспалительное. Существует
более 50 названий – торговых марок препаратов, основным действующим началом которых
является это вещество. Это необычное лекарственное средство можно назвать
рекордсменом среди лекарств. Ацетилсалициловая кислота – долгожитель в мире
лекарств, в 1999 официально отметила свой столетний юбилей, и до сих пор это самое
популярное лекарство в мире. Ежегодное потребление лекарственных препаратов
содержащих ацетилсалициловую кислоту превышает 40 млрд. таблеток.
Еще одна особенность ацетилсалициловой кислоты – это первое синтетическое
лекарственное вещество. Человек испокон веков использовал лечебные растения, затем
научился выделять из экстрактов растений лекарственные вещества в чистом виде, но
первым лекарством, полного аналога которому не существует в природе, стала
ацетилсалициловая кислота.
В природе есть похожее вещество – салициловая кислота. Это соединение содержится в
коре ивы, и его целебные свойства были известны с древности. Отвар коры ивы как
жаропонижающее, обезболивающее и противовоспалительное средство рекомендовал
применять еще Гиппократ
Однако эти свойства аспирина могут вызвать и неприятные последствия в случае приема
его в больших дозах. Способность сдерживать свертывание крови может привести к
кровотечениям, вот почему не рекомендуется применять аспирин для понижения
темтературы при гриппе. А так же аспирин – это кислота, то его избыток может
способствовать раздражению слизистой оболочки желудка и появляются язвы.
Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Открытый урок по химии Мастер-класс "Химия в нашем доме".
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.