ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ПУСТЬ НИКОГДА НЕ ОБОРВЕТСЯ ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»

  • Мероприятия
  • docx
  • 17.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
Иконка файла материала Проект Нить веков.docx
«ПУСТЬ НИКОГДА НЕ ОБОРВЕТСЯ ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Одной мы связаны судьбою,  Одной семьей, одною кровью. Когда­то   было   стыдно   не   знать   истории   своего   рода.   Это   считалось невежеством,   расценивалось   как   непочтительность   к   своему   роду,   своим предкам, родным и близким людям. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности», – писал великий русский поэт А. С. Пушкин. Не кажется   ли   нам,   что   многие   сегодняшние   дикости   и   безнравственность   иных наших   современников   уходят   корнями   в   беспамятность.   Говоря   словами писателя И. С. Аксакова, «...у нас большей частью о предках ничего не знают, преданий рода не уважают…». А значит, нет у нас того нравственного стержня, который когда­то поддерживал и цементировал семьи наших предков. Ответ   на  извечный   вопрос  «Что   делать?»  кроется   в   призыве   русского философа   о.   Павла   Флоренского   активно   познавать   историю   своего   рода. «История рода должна давать нравственные уроки и задачи, – говорил он и далее указывал: – Жизненная задача всякого – познать содержание и форму своего рода, его задачу, закон своего роста, критические точки, соотношение отдельных ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого – познать собственное место в роде и собственную задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою –   как   члена   рода,   как   органа   высшего   целого.   Только   при   этом   родовом самопознании   возможно   сознательное   отношение   к   жизни   своего   народа   и   к истории человечества…». Основные идеи проекта. Педагогический проект  «Пусть никогда не оборвется веков связующая нить» призван помочь взрослым и детям: – заглянуть в зеркало истории семьи своего народа; –   отыскать   свои   корни,   узнать,   какова   была   судьба   собственной   семьи   в истории страны; –   осмыслить   связь   времен,   попытавшись   не   только   найти,   но   и   закрепить живую   нить   памяти   семьи   с   ее   старшим   поколением,   с   предками,   со   своим родом; – осознать, что мы не безродные, не Иваны, родства своего не помнящие;–   понять   свою   ответственность   за   настоящее   и   будущее   сегодняшней (родительской)   и   будущей   своей   семьи,   за   старшее   поколение   в   семье (прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей). Цели и задачи проекта: – воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается с любви к  семье, родным и близким людям; – формирование интереса к изучению истории своей семьи, истории рода; – оказание помощи в гармонизации семейных отношений   и гармонизация в сфере взаимоотношений и взаимодействия «школа – семья». Главная цель: изучить историю своей семьи, свою родословную. П р и м е р н о е   с о д е р ж а н и е   тематических периодов проекта в системе ключевых и сопутствующих дел. I. «Сами себе аналитики». «Откуда мы, кто наши предки?»: –   Разбираемся   ли   мы   в   таких   понятиях,   как   «род»,   «родословная», «генеалогия», «генеалогическая роспись»? – Что мы знаем и не знаем об истории своей семьи? – Знаю ли я, откуда есть пошла моя фамилия? – Что я знаю и не знаю о своих родных и близких людях? – Как моя семья хранит семейную память? II. «Сами себе историки». 1. «У очага наших предков»: – в зеркале истории семьи; – семья по воззрениям разных народов; – ценности семейной жизни наших предков; – минуты и часы чтения книг древней мудрости о семье, красоте любви и брака,   родительства   и   детства:   Библия,   Коран,   сказки,   былины,   предания   и сказания   народа,   «Повесть   о   Петре   и   Февронии»,   «Домострой»,   «Юности честное зерцало» и других первоисточников; – у источника народной мудрости – обращение к пословицам и поговоркам народа); –  слушаем   голоса   наших   предков   и   размышляем   о   временах   и   семейных нравах. 2. Экспедиция в прошлое и настоящее своего рода с целью:Увидеть первожизни завязь И заглянуть во времена,  Когда из хаоса рождались Фамилии и имена… а)   «Откуда   я,   где   мои   корни?»   (или   «Маршрутами   памяти     моей семьи»): – работа в семейном архиве; – путешествие по страницам семейных альбомов «И фотографии в альбоме твердят о времени ином»; – сочинение «О чем рассказал нам семейный альбом?»; – оформление семейных уголков «Святая память поколений». б) «К истокам рождения наших фамилий». Узнаем: – что фамилии, имена и отчества – это знак привязанности каждого из нас с глубочайшей незапамятной древностью; – что фамилия – это семья, семейство, общесемейное имя; – как образуются наши фамилии (схема образования фамилий); – о многозначности наших фамилий; – о том, как имена передаются по наследству. Составляем: – свод наших фамилий «Земные древние фамилии» как пособие по истории языка, ремесел, народной мудрости; – хронику «Моя фамилия в истории страны». Пишем сочинение: – «Я горжусь своей фамилией»; – «Моя фамилия в истории рода» (в истории страны). Собираем материалы и проводим встречи: – «Звездные фамилии моего рода, моей семьи»; – «У фамильного древа»; – «Фамильные династии». 3. «Целый мир в конвертах этих». Письма развеют глухие печали. Письма расскажут, как жизнь наша мчится И сквозь конверт теплым светом лучится. Пусть говорят: в век компьютерной связиПисьма друг другу писать нужно разве? Евгения Луговская – «Письма любви, нежности и заботы»; – «Письма радостей и тревог»; – «Письма памяти и скорби»; – «Полевая почта семьи». 4. Ищем свои корни: – в литературе;  – архивах;  – музеях;  – церковных приходах. 5.   Закрепляем   живую   нить   памяти   семьи   с   предками,   со   своим родом: – составляем хронику «От родителей до прапрадедов»; – чудо­дерево растим (древо жизни семьи); – размышления у фамильных деревьев «Мы корни древа одного»; –   пишем     летопись     семьи     (возможные     страницы     летописи:     «Нашей первожизни завязь», «История моей фамилии», «Кем были предки на Руси?», «Отечества достойные сыны», «Профессии в моей родословной» и др.). 6. Проводим Праздник духовного родства поколений. 7. Открываем музей семьи.