Предлагаемый методический материал может быть использован при реализации патриотического воспитания в общеобразовательных учреждениях с детьми разных ступеней обучения. Применим для организации и проведения различных тематических мероприятий по данному направлению воспитательной работы. Может быть использован классными руководителями при составлении планов воспитательной работы, учителями – предметниками.
«ПУСТЬ НИКОГДА НЕ ОБОРВЕТСЯ ВЕКОВ СВЯЗУЮЩАЯ НИТЬ»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Одной мы связаны судьбою,
Одной семьей, одною кровью.
Когдато было стыдно не знать истории своего рода. Это считалось
невежеством, расценивалось как непочтительность к своему роду, своим
предкам, родным и близким людям. «Неуважение к предкам есть первый признак
дикости и безнравственности», – писал великий русский поэт А. С. Пушкин. Не
кажется ли нам, что многие сегодняшние дикости и безнравственность иных
наших современников уходят корнями в беспамятность. Говоря словами
писателя И. С. Аксакова, «...у нас большей частью о предках ничего не знают,
преданий рода не уважают…». А значит, нет у нас того нравственного стержня,
который когдато поддерживал и цементировал семьи наших предков.
Ответ на извечный вопрос «Что делать?» кроется в призыве русского
философа о. Павла Флоренского активно познавать историю своего рода.
«История рода должна давать нравственные уроки и задачи, – говорил он и далее
указывал: – Жизненная задача всякого – познать содержание и форму своего
рода, его задачу, закон своего роста, критические точки, соотношение отдельных
ветвей и их частные задачи, а на фоне всего этого – познать собственное место в
роде и собственную задачу, не индивидуальную свою, поставленную себе, а свою
– как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом
самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к
истории человечества…».
Основные идеи проекта.
Педагогический проект «Пусть никогда не оборвется веков связующая
нить» призван помочь взрослым и детям:
– заглянуть в зеркало истории семьи своего народа;
– отыскать свои корни, узнать, какова была судьба собственной семьи в
истории страны;
– осмыслить связь времен, попытавшись не только найти, но и закрепить
живую нить памяти семьи с ее старшим поколением, с предками, со своим
родом;
– осознать, что мы не безродные, не Иваны, родства своего не помнящие;– понять свою ответственность за настоящее и будущее сегодняшней
(родительской) и будущей своей семьи, за старшее поколение в семье
(прабабушек и прадедушек, бабушек и дедушек, отцов и матерей).
Цели и задачи проекта:
– воспитание патриотов и граждан Отечества, любовь к которому начинается
с любви к семье, родным и близким людям;
– формирование интереса к изучению истории своей семьи, истории рода;
– оказание помощи в гармонизации семейных отношений и гармонизация в
сфере взаимоотношений и взаимодействия «школа – семья».
Главная цель: изучить историю своей семьи, свою родословную.
П р и м е р н о е с о д е р ж а н и е тематических периодов проекта в системе
ключевых и сопутствующих дел.
I. «Сами себе аналитики».
«Откуда мы, кто наши предки?»:
– Разбираемся ли мы в таких понятиях, как «род», «родословная»,
«генеалогия», «генеалогическая роспись»?
– Что мы знаем и не знаем об истории своей семьи?
– Знаю ли я, откуда есть пошла моя фамилия?
– Что я знаю и не знаю о своих родных и близких людях?
– Как моя семья хранит семейную память?
II. «Сами себе историки».
1. «У очага наших предков»:
– в зеркале истории семьи;
– семья по воззрениям разных народов;
– ценности семейной жизни наших предков;
– минуты и часы чтения книг древней мудрости о семье, красоте любви и
брака, родительства и детства: Библия, Коран, сказки, былины, предания и
сказания народа, «Повесть о Петре и Февронии», «Домострой», «Юности
честное зерцало» и других первоисточников;
– у источника народной мудрости – обращение к пословицам и поговоркам
народа);
– слушаем голоса наших предков и размышляем о временах и семейных
нравах.
2. Экспедиция в прошлое и настоящее своего рода с целью:Увидеть первожизни завязь
И заглянуть во времена,
Когда из хаоса рождались
Фамилии и имена…
а) «Откуда я, где мои корни?» (или «Маршрутами памяти моей
семьи»):
– работа в семейном архиве;
– путешествие по страницам семейных альбомов «И фотографии в альбоме
твердят о времени ином»;
– сочинение «О чем рассказал нам семейный альбом?»;
– оформление семейных уголков «Святая память поколений».
б) «К истокам рождения наших фамилий».
Узнаем:
– что фамилии, имена и отчества – это знак привязанности каждого из нас с
глубочайшей незапамятной древностью;
– что фамилия – это семья, семейство, общесемейное имя;
– как образуются наши фамилии (схема образования фамилий);
– о многозначности наших фамилий;
– о том, как имена передаются по наследству.
Составляем:
– свод наших фамилий «Земные древние фамилии» как пособие по истории
языка, ремесел, народной мудрости;
– хронику «Моя фамилия в истории страны».
Пишем сочинение:
– «Я горжусь своей фамилией»;
– «Моя фамилия в истории рода» (в истории страны).
Собираем материалы и проводим встречи:
– «Звездные фамилии моего рода, моей семьи»;
– «У фамильного древа»;
– «Фамильные династии».
3. «Целый мир в конвертах этих».
Письма развеют глухие печали.
Письма расскажут, как жизнь наша мчится
И сквозь конверт теплым светом лучится.
Пусть говорят: в век компьютерной связиПисьма друг другу писать нужно разве?
Евгения Луговская
– «Письма любви, нежности и заботы»;
– «Письма радостей и тревог»;
– «Письма памяти и скорби»;
– «Полевая почта семьи».
4. Ищем свои корни:
– в литературе;
– архивах;
– музеях;
– церковных приходах.
5. Закрепляем живую нить памяти семьи с предками, со своим
родом:
– составляем хронику «От родителей до прапрадедов»;
– чудодерево растим (древо жизни семьи);
– размышления у фамильных деревьев «Мы корни древа одного»;
– пишем летопись семьи (возможные страницы летописи: «Нашей
первожизни завязь», «История моей фамилии», «Кем были предки на Руси?»,
«Отечества достойные сыны», «Профессии в моей родословной» и др.).
6. Проводим Праздник духовного родства поколений.
7. Открываем музей семьи.