Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Оценка 5

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
русский язык
Детсад
15.08.2019
Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Создавать благоприятные условия для развития интереса детей к фольклору, знакомить детей с разнообразными формами фольклора: колыбельные, потешки, загадки, пословицы, поговорки; расширять словарный запас, формировать связную речь, развивать звуковую культуру речи посредством фольклора; формировать у детей эмоциональное сопереживание, эмоциональный отклик на произведение устного народного творчества; приучать детей к интонационному строю родной речи; вызвать радость общения с образным языком произведений; повышать педагогическую компетентность родителей по вопросам развития речи детей посредством фольклора.
ПЕД ПРОЕКТ.docx
Калистратова Елена Валентиновна МБДОУ «Детский сад №142», г. Чебоксары Воспитатель ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» Содержание 1 2 3 4 5 6 Паспорт проекта. Актуальность (проблема). Анализ среды (внешней и внутренней). Цели и задачи проекта. Участники и их роль в реализации проекта. Ресурсы   технические). (материальные,   информационные,   кадровые, План реализации проекта. Ожидаемые результаты. Критерии оценки эффективности. 7 Механизм реализации проекта. 8 9 10 Перспективы дальнейшего развития проекта. 11 12 Приложение. Список литературы. 3 5 6 8 8 8 10 11 13 13 14 15 Название проекта Тема проекта 1. Паспорт проекта Таблица 1 «Ладушки, ладушки,  люблю потешки и сказочки!» Роль малых форм фольклора  в речевом развитии детей  младшего дошкольного возраста МБДОУ «Детский сад №142» Автор проекта Калистратова Елена Валентиновна Место реализации проекта Проблема, решение которой направлен проект вести диалог со сверстниками и взрослыми. Отсутствие  эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет,  упрощает речь, превращает её в маловыразительную,  скучную, однообразную и малоприятную. Без яркости и    на У детей низкий уровень развития речи.  Речь детей  невнятная, несвязная, отсутствует отчётливое  произношение звуков в словах. Не наблюдается умение  Цель проекта красочности речь блекнет, тускнеет. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста  средствами малых форм фольклора. Задачи проекта 1.Повысить  интерес у  детей младшей группы к русскому фольклору. 2.Развивать у детей младшего дошкольного возраста  память, внимание, мышление через заучивание  разнообразных форм фольклора. 3.Вызвать у детей эмоциональное сопереживание,  эмоциональный отклик на произведение устного народного  творчества. Участники проекта Сроки реализации проекта Ожидаемые результаты 4.Воспитание на основе устного народного творчества  положительного отношения к совместной деятельности в  режимных моментах. 5.Совершенствование системы взаимодействия с  родителями в процессе работы. Дети, воспитатели  группы, родители. с 01.09.2015 по 29.02.2016 (проект средней  продолжительности) Сформируется интерес к устному народному творчеству, художественной литературе.  Словарь   детей     обогатится   новыми   словами,   оборотами, выражениями.  Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками.   Сформируется   положительное   отношение   к   режимным моментам. У   родителей   сформируется   понимание   необходимости использования   малых   форм   фольклора   в   развитии   речи детей. У родителей повысится общий культурный уровень. 2. Актуальность проекта Фольклор является не только важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей, но и играет огромную роль в воспитании у дошкольников интереса к   родной   речи.   Оно   помогает   почувствовать   красоту   родного   языка,   развивает образность речи. Русское   народное   творчество   не   перестаёт   восхищать   и   удивлять   своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены   взоры   историков,   искусствоведов,   педагогов.   Родная   речь,   звучащая   в сказках, выразительные интонации русской песни, яркая народная игрушка являются незаменимым   средством   воспитания   любви   к   Родине,   к   окружающей   природе,   с которой встречается ребёнок с малых лет. Прекрасно   выявлена   роль   народного   творчества   в   становлении   детской деятельности, и прежде всего в игре, в действиях с игрушками. Трудно найти более ценный   материал   для   развития   художественного   восприятия,   чем   увлекательные русские сказки, выразительные песни, красочные предметы декоративно­прикладного творчества.   Впечатления,   полученные   от   их   восприятия.   Отражаются   в самостоятельном словесном, песенном, изобразительном творчестве ребёнка. Устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в   людях   доброе   начало.   Использование     в   работе   с   детьми   устного   народного творчества   создает   уникальные   условия   для   развития   речи,   мышления   детей, мотивации   поведения, межличностных отношениях.   накопления   положительного   морального   опыта   в Через   устное   народное   творчество   ребёнок   не   только   овладевает   родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа. Получает первое впечатление о ней. Многие   исследователи   отмечают   интерес   детей   к   произведениям   устного народного   творчества.   Определённо   влияние   произведений   словесного   творчества народа на образность и выразительность речи детей младшего дошкольного возраста. 3. Анализ внешней и внутренней среды Внешняя среда Таблица 2 Положительные факторы 1. Налаженная система работы ДОУ. 2.Наличие специалистов, у которых  Отрицательные факторы 1.Глобальное снижение уровня  речевой культуры в обществе. 2.Увлечение компьютерными  играми и просмотрами  телепередач без разбора, в  результате чего у детей не  формируются навыки  человеческого общения. можно поучиться. 3.Поддержка и внимание к этой  проблеме руководителя, старшего  воспитателя. 4.Пользование интернет – услугами. 5.Повышение квалификации педагогов. 6.Тесное сотрудничество с коллегами  своего дошкольного учреждения. 7.Участие в смотрах­конкурсах,  проводимых в детском саду, городе и  республике. 8. Большое разнообразие методической  и художественной литературы,  дидактических пособий. Внутренняя среда         Таблица 3 Отрицательные факторы 1.Потеря интереса к педагогической  деятельности родителями. 2.Недостаточное внимание родителей  к речевому развитию ребенка. 3.Отсутствие помещений затрудняет  проведение дополнительных услуг  в  ДОУ. Положительные факторы  1. Наличие в детском саду предметно­ развивающей среды: мини ­ музей  "Хлеб ­ всему голова", где собраны  интересные предметы искусства  русского народа, предметы быта. 2. Каждодневное использование  фольклора   в режимных моментах.  3. Изготовлены настольные театры:  «Маша и медведь», «Теремок»,  «Гуси­лебеди», «Колобок» и театры  на фланелеграфе: «Три медведя»,  «Гуси­лебеди», «Заюшкина избушка»,  «Репка», «Курочка Ряба». 5. Подобран материал и изготовлена  картотека загадок, пословиц,  поговорок, считалок, потешек,  пестушек. 4. Цели и задачи проекта Цели проекта: 1.Повысить уровень развития связной речи младших  дошкольников в результате  проведения работы по развитию речи средствами малых форм фольклора. 2.Приобщить детей к традициям и  культуре своего народа. Задачи проекта: 1.Определить основные методы, формы использования малых форм фольклора в  процессе речевого развития детей. 2.Развивать активную речь дошкольников. 3.Показать красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в  песнях, потешках, сказках, колядках, припевках, колыбельных; 4.Сформировать у детей интерес к устному народному творчеству. 5.Обогатить словарный запас детей. 5. Участники проекта Воспитанники младшей  группы в количестве 24 человек (из них ­10девочек , 14  мальчиков), родители воспитанников, воспитатели, специалисты. 6. Ресурсы Научно ­ методические: 1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М.,  1995. 3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 4. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки  // Сост. Г.Науменко. М., 1998. 5. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры:  Учеб.­метод. пособие 2­е изд., перераб. и доп. СПб., 2008. 6. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до  5 лет. М., 2005. 7. Русский фольклор // Сост. В. Аникин. М., 1985. Материально – технические 1.Мини – музей «Хлеб – всему голова». 2. Шапочки – маски различных персонажей для инсценировок сказок и проведения  народных подвижных игр. 3. Театры – кукольный, настольный, пальчиковый. 4. Музыкальный центр, телевизор, ноутбук. 5. Аудиодиски с русскими народными песнями, попевками. Дидактические 1.Дидактические игры по познавательно – речевому развитию. 2.   Картотеки   народных   подвижных   игр,   считалок,   потешек,   загадок,   пословиц   и поговорок. Информационные 1.Мультимедийные   презентации:   «В   гостях   у   деда   Краеведа»,   «Рождество»; "Масленица". Кадровые Старший воспитатель, специалисты. 7. Механизм реализации проекта          Таблица 4 Подготовительный этап 1. Выбор темы проекта,  подготовка целей и задач,  подбор методической  литературы и литературы  по устному народному  творчеству; оформление и оснащение проекта. Основной этап 1.Организация  диагностического  исследования речи детей. 2.Организация игрового  Заключительный этап 1.Обобщение  результатов работы, их  анализ, формулировка  выводов.  2.Презентация проекта  на педсовете и  родительском собрании. взаимодействия. 3.Выставка книг с  различными жанрами  фольклора. 4.Рассматривание  иллюстраций.  5.Инсценирование  произведений фольклора. 6.Организация режимных  моментов с  использованием  фольклорных  произведений. 7.Привлечение родителей  к созданию игровой среды  в группе. 8. Выставка рисунков,  аппликаций, мини –  книжек, созданных в  семье, на основе  фольклорных  произведений. 8. План реализации проекта Таблица 5 Эта пы Наименование мероприятия Сроки Место проведения Ответ ствен Сентя брь мероприятия МБДОУ ные Воспи «Детский сад №142» тател и. Октяб рь   – Январ ь МБДОУ «Детский сад Воспи тател №142» и, воспи танни ки. Под гот ови тел ьны й С детьми Организация и проведение  диагностических процедур.  Наблюдение. С родителями Анкетирование   родителей   «Малые формы фольклора». С педагогами Изучение опыта педагогов – практиков по   развитию   речи   с   помощью фольклора у дошкольников. С детьми 1.Чтение песенок, потешек, закличек. 2.Чтение сказок. Осн овн ой 3.Просмотр фильмов: мультипликационных   «Идет   коза   рогатая»,   «Сорока – ворона», «Два голубочка». 5.Инсценировка сказок. 6.Настольный театр. 7.Русские народные подвижные игры. 8.Русские народные игры­ хороводы. 9.Игры – драматизации. 10.Иллюстрирование сказок и потешек. 11.Пальчиковые игры. С родителями 1.Консультация  "Роль   фольклора   в развитии речи детей". 2.Семинар   –   практикум   «Детский игровой фольклор». 3.Памятка   «Фольклор   в   повседневной жизни малышей». 4.Консультация   "Воспитание   детей средствами фольклора». С педагогами 1.Разработка методических рекомендаций   для   воспитателей   по   развитию   речи   детей   через   устное народное творчество. 2.Консультация дошкольников     к   «Приобщение национальной культуре и традициям». С детьми Развлечение «В гости к бабушке» С родителями 1.Оформление   уголка   для   родителей "Фольклор в нашей семье". 2.Оформление  альбома  «Пословицы и поговорки русского народа». 3.   Презентация   проекта   на родительском собрании. С педагогами 1.Обобщение   результатов   проекта   и Зак люч ите льн ый Февра ль МБДОУ «Детский сад Воспи тател №142» и, воспи танни ки, родит ели. представление 2.Презентация проекта на педсовете. их     коллегам. 9.Ожидаемые результаты 1.   Будут   сформированы   первичные   навыки   восприятия   фонематической   и лексической стороны речи. 2.   Словарь   детей   к   концу   проекта   обогатится   новыми   словами,   оборотами, выражениями. 3.   Сформируется   интерес   к   устному   народному   творчеству,   художественной литературе. 4. Воспитанники овладеют навыками общения со взрослыми и сверстниками. 5. Сформируется положительное отношение к режимным моментам. 6.У родителей сформируется понимание необходимости использования малых форм фольклора в развитии речи детей. 7. У родителей повысится общий культурный уровень. 10.Перспективы дальнейшего развития проекта Дальнейшая работа по разрабатываемой теме предполагает: 1.Накопление дидактического материала: фотографий, иллюстраций, альбомов  и т.д. 2.Конкурс чтецов на лучшее исполнение малых форм фольклора. 3.Организация и проведение праздника «Весна ­ красна»  на основе изученных малых  форм фольклора. 4.Организовать в ДОУ уголок «Русская изба» с использованием малых форм  фольклора. Список литературы 1.Аникин В.П. Русский фольклор. М., 1986. 2. Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис­пресс, 2008. – 208 с. 3. Вераксы Н.Е., Вераксы А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для  педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика­синтез, 2008. – 112 с. 4. Галанова Т.В. «Развивающие игры с малышами до тех лет» ­ Я.; «Академия  развития», 2002г. 5. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких» ­ Москва; изд. «Просвещение», 1987г. 6. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: –  М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.  7. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до  5 лет. М., 2005. 8. Приоритетные направления развития и воспитания детей раннего возраста: науч­ метод. сборник/науч. Ред. Ю.А. Мичурина. – Магнитогорск: МаГУ, 2010. – вып. 1 –  197 с. 9. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками».  – СПб .: ООО «Издательство «Детство­пресс», 2011. – 80 с.   Интернет­ ресурсы: 1. http://*****/ 2. http://*****/user/136090 3. http://www. *****/obrazovanie/konspekty­zanyatij

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»

Педагогический проект «Роль малых форм фольклора в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2019