Педагогический проект «Технологические аспекты выявления одаренности учащихся»
Оценка 4.9

Педагогический проект «Технологические аспекты выявления одаренности учащихся»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
психологическая работа +1
Взрослым
24.01.2017
Педагогический проект «Технологические аспекты выявления одаренности учащихся»
педагогический проектТехнологические аспекты выявления одаренности у учащихся.docx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1» станицы Гиагинской

Гиагинского района Республики Адыгея

385600, Республика Адыгея, Гиагинский район, станица Гиагинская,

улица  Ленина, 152.

 

Педагогический проект

«Технологические аспекты

выявления одаренности

учащихся»

                        

                       

                            Авторский коллектив

                                                   Руководитель:  учитель  биологии

                                                          высшей категории

                                                             Пахомова Ольга Ивановна

                                               Ученики: Шека  Назарий 10б класс

                                                    Кушу Зарина   8б класс

 

 

 

 

 

Станица Гиагинская

2013 год

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1.Краткая аннотация проекта________________    3

2. Обоснование необходимости проекта _________4-5

3. Цели и задачи проекта_______________________ 6

4. Основное содержание проекта ________________ 6-19

5. Ресурсы _____________________________________20                                                                

6. Партнеры____________________________________20                                                              

7. Целевая аудитория____________________________20                                              

8. План реализации______________________________20                                                  

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект____20

10. Перспективы дальнейшего развития проекта____ 20

11. Литература__________________________________  21                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

2

1.Краткая аннотация проекта

Проект ««Технологические аспекты выявления одаренности учащихся»

затрагивает проблемы  диагностики и развития  одаренных детей. В проекте представлены результаты исследований по апробации различных методик выявления одаренности, описание методов работы,  анализ научной  литературы, результаты исследования. 

Цель исследования - подобрать  достаточно информативные  и сравнительно не сложные  в применении  методики по изучению одаренности.

 Разработать методическое пособие для учителей, позволяющее  наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников.

В результате проведенных исследований установлено, что одаренность не статичная личностная характеристика, а динамический ресурс. В связи с этим «центр тяжести» в работе по выявлению и развитию одаренности учащихся смещается в сторону разностороннего развития личности каждого ребёнка через повышение качества школьного образования и создание социально-педагогических условий для реализации личностного потенциала учащихся. В настоящее время нет реально-применимой в условиях школьного образования методики измерения одаренности как целостной характеристики личности, мы не можем оценить одаренность ребёнка, но «увидеть» её признаки и развивать их  вполне реально. Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо  одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения.  Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности  ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования.

Практическая значимость проекта: разрабатываемый нами проект позволит педагогическим коллективам, учителям получить методики, которые помогут им в работе по выявлению и педагогическому сопровождению одаренных детей.

 

3

 

 

 

2. Обоснование необходимости проекта

Среди самых интересных и загадочных явлений природы детская одаренность  традиционно занимает одно из ведущих мест. Проблемы ее диагностики и развития волнуют педагогов на  протяжении  многих столетий. Интерес к ней в настоящее время очень высок, что легко может быть объяснено общественными потребностями. В нормативных документах, концепциях и программах различного уровня, научной и научно-популярной литературе, в различных периодических печатных изданиях, ресурсах сети Интернет понятие «одаренность» часто подменяют терминами «одарённый ребёнок», «способности», «талант», «гениальность». Широкое использование данных терминов в повседневной жизни создаёт иллюзию их одинакового понимания всеми, кто интересуется проблемами выявления и развития одаренности детей. Невозможность определить понятие «одаренность» одним или несколькими признаками. В мировой истории достаточно примеров, подтверждающих мысль о трудностях идентификации признаков одаренности у детей. В книге «Педагогическая генетика. Родословная альтруизма» В.П. Эфроимсон указывает на целый ряд выдающихся личностей, которых в подростковом возрасте записали в безнадёжные ученики, таких, например, как Ю. Либих, У. Черчилль, А. Швейцер, Т. Эдисон, А. Эйнштейн. «Неужели кто-либо может сказать, что эти люди были действительно неспособны?» – риторически замечает автор идеи «бесчисленности человеческих пирамид», и продолжает: «Без сомнения можно утверждать, что они были неспособны учиться в неподходящих для них школах у непонимающих их учителей. Они были неспособны учиться так же, как все остальные ...»

Ключом к решению проблемы выявления и развития одаренности детей является понятие «одаренность». Наиболее «экологично»   это понятие сформулировано в «Рабочей концепции одаренности»: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. В данном определении одаренность оценивается через успешность овладения деятельностью и ее развитие. При таком понимании основной характеристикой одаренности является творческая инициатива, направленная на позитивное преобразование деятельности (создание творческого продукта) и являющаяся одновременно фактором целостного развития и проявления творческой природы психики личности.

 

4

В целом понятие одаренность является социально-рискованным, подверженным эффекту инверсии, и, как отдалённый перспективный результат,  характеризующий достижение личностью вершины развития, не подлежит измерению ввиду отсутствия целостного подхода, по крайней мере, в школьных условиях. В настоящее время нет ни шкалы измерения, ни единицы измерения (анализа) одаренности как целостной характеристики личности.

Действительно, процесс идентификации признаков одаренности у детей нельзя считать конгруэнтным выражению «выявление одарённых детей», так как ни один специалист после проведения процедуры диагностики не может со стопроцентной уверенностью заявить: «Да, этот ребёнок – одарённый!» (или, что совсем не приемлемо, констатировать отсутствие какой-либо одаренности у ребёнка). Отсюда следует, что сегодня в условиях отсутствия общепризнанного в научном мире определения, раскрывающего целостное содержание и «формулу» измерения одаренности, особое значение приобретают применение экологически валидных методов диагностики признаков одаренности каждого ребёнка на протяжении всего образовательного процесса в школе.

Выступление премьер-министра  Российской Федерации Дмитрия Медведева “Наша новая школа – возможные альтернативы” обозначило направления новых образовательных стандартов и необходимость обеспечения поддержки талантливых детей.

Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает проблема его диагностики и развития. Чтобы иметь возможность наиболее качественно и эффективно отслеживать развитие внутреннего потенциала своих воспитанников, педагог должен овладеть специально разработанными методиками, достаточно информативными и сравнительно не сложными в применении. Поэтому  мы и поставили перед собой задачу подбора и  апробации, наиболее приемлемых для использования методик, которые могут использовать учителя, для диагностики развития личности ребенка.

 

 

5

 

3. Цели и задачи

Цель работы:

Подобрать  достаточно информативные  и сравнительно не сложные  в применении  методики по изучению одаренности.

Для достижения  поставленных целей исследования были поставлены следующие задачи:

1.Изучить теоритический материал по проблеме детской одаренности

и её диагностике.

2.Оторбрать и провести апробацию материалов: тестов, опросников по определению задатков одаренности у детей

3.На основе результатов исследования разработать мультимедийное  методическое пособие для учителей «Методические рекомендации по изучению внутреннего потенциала школьников».

III. Методы исследования

1.Изучение и анализ теоритического материала

2.Тестирование учащихся, учителей и родителей и обработка материала

3.Наблюдение, сопоставление  и анализ  полученных результатов.

4. Основное содержание проекта

4.1.Анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме и  выводы.  

1. Одаренность зависит более всего от методов воспитания.

Когда у одних педагогов ученики, едва ли не целыми классами, становятся отличниками, а у других половина учится «посредственно», это говорит о том, что будущее вашего ребенка зависит от того, какие методы и технологии обучения применяет учитель. Поэтому выбирать следует таких учителей, которые владеют специальными методами повышения общей умственной одаренности детей.

2. Одаренность не зависит от материального благополучия

Это хорошо известно и эти факты постоянно раздражают психогенетиков - радикалов. Очевидно, что если бы дело хотя бы немного было в генах, то дети вырастали бы клонами, точными или смешанными копиями своих родителей, как физически, так и интеллектуально.

6

 

Но, по разным причинам, этого не наблюдается, или бывает, случается, подчиняясь законам близким к форме случайного распределения.  Каждый человек знает, что даже в преуспевающих в бизнесе и творчестве семьях могут возникнуть трудности в воспитании и образовании детей. Напротив, в малообеспеченных семьях при определенных условиях появлялись гении.

3. Одаренность не зависит от генов

Вывод о том, что гениальность, вопреки традиционному заблуждению, по большому счету, не зависит от генов, доказывают и те многочисленные факты, что в семьях гениев, не знающих специальных, или каких-то особых методов воспитания, вырастают обычные дети. К этим же выводам приводят современные и наблюдения в начавшуюся эпоху искусственного оплодотворения за детьми, зачатыми от спермы нобелевских лауреатов и звезд эстрады и кино. Сегодня таких детей в мире насчитываются десятки тысяч и многие уже стали взрослыми. И, наоборот, там, где в обычных семьях нашли и смогли применить специальные приемы раскрытия человеческого потенциала, вырастали таланты, выдающиеся люди и гении. Сотни случаев воспитания животными в течение многих столетий наблюдений показали абсолютную утрату человеческого интеллекта и способностей у детенышей любых родителей, независимо от генов. Это также наглядно демонстрирует преобладание фенотипа, то есть, окружающей среды и условий воспитания над генотипом, различиями генов у человека. Тем не менее, устаревшие взгляды будут еще долго влиять на мышление всех воспитателей и ученых - всех, кто получил традиционное педагогическое образование. Поэтому они никогда не смогут воспитывать детей одаренными: это противоречит их мировоззрению. Только когда родители поймут эту главную истину, они сумеют освободить способности своего ребенка, защитить его одаренность.

Выводы:

Из всего изложенного следует, что выражения «одаренный ребенок», «одаренные дети» - весьма условны: они фактически обозначают умственные преимущества на данном возрастном этапе. Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как реальная предпосылка стать со временем одаренным взрослым. Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего, чрезвычайно трудно. Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявления их интеллекта и более частных умственных способностей являются как бы предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал. Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки их необычных способностей.

 

7

Важно, чтобы ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями прожил ее, не задерживаемый в своем развитии, не лишаемый условий для полноты и своевременности приложения своих сил. Задачу изучения ранних признаков одаренности можно определить так: сквозь возрастные достоинства интеллекта выявить, в той мере, в какой это возможно, уже собственно индивидуальные его черты, в их развитии.

4.2. Методика и техника исследования

4.2.1Методика оценки общей одаренности

Общая характеристика.

Инструкция
Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей.
Внимательно изучите их и дайте оценку вашему ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).

Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведения людей, животных и др.).

Сверхчувствительность к проблемам. "Познание начинается с удивления тому, что обыденно". (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека.
Проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.


8

Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.

Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.

Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.

Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.

Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.

Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.

Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.


9

Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.

?п/п

Качество

Отметка

1

Любознательность

2

Сверхчувствительность к проблемам

3

Способность к прогнозированию

4

Словарный запас

5

Способность к оценке

6

Изобретательность

7

Способность рассуждать и мыслить логически

8

Настойчивость

9

Перфекционизм

Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, вычисленные по результатам оценок нескольких взрослых) отложим на графике. Идеальный результат - правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается "звездочка" сложной конфигурации.
Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу.

4.2.2 Диагностика интеллекта

В распоряжении современного психолога существует большое количество тестов, предназначенных для оценки интеллекта. Они различаются между собой способом проведения (групповой, индивидуальный, компьютерный), а также количеством и характеристиками шкал. Наиболее простым в применении и обработке я считаю  АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ.

Тест интеллекта. Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 6 до 61 года (но преимущественно до 35-40 лет, поскольку выполняется в ограниченных интервалах времени). Предложен Р. Амтхауэром в 1953 г. (последняя редакция осуществлена в 1973 г.).

IST состоит из девяти субтестов, каждый из которых направлен на измерение различных функций интеллекта (во всех группах заданий, за исключением IV-VI субтестов, используются задачи закрытого типа).

 

 

10

 

4.2.3 Диагностика  креативности. Тест креативности Торренса

Краткий тест. Фигурная форма.

Сокращенный вариант изобразительной (фигурной) батареи теста креативности П. Торренса представляет собой задание «Закончи рисунок».

Задание «Закончи рисунок» представляет собой второй субтест фигурной батареи тестов творческого мышления П. Торренса.

Тест может быть использован для исследования творческой одаренности детей, начиная с дошкольного возраста (5–6 лет) и до выпускных классов школы (17–18 лет). Ответы на задания этих тестов испытуемые должны дать в виде рисунков и подписей к ним. Если дети не умеют писать или пишут очень медленно, экспериментатор или его ассистенты должны помочь им подписать рисунки. При этом необходимо в точности следовать замыслу ребенка.

Для младших детей размер групп следует уменьшить до 5–10 человек, а для дошкольников предпочтительней проводить индивидуальное тестирование. При тестировании ребенок должен сидеть за столом один или с ассистентом экспериментатора.

Время выполнения теста–10 минут. Вместе с подготовкой, чтением инструкций, раздачей листов и т. д. для тестирования необходимо отвести 15–20 минут.

При тестировании дошкольников и младших школьников экспериментаторы должны иметь достаточное количество ассистентов для помощи в оформлении подписей к рисункам.

Инструкции к тестовым заданиям. После предварительной инструкции следует раздать листы с заданиями и проследить, чтобы каждый испытуемый указал фамилию, имя и дату в соответствующей графе. Дошкольникам и младшим школьникам нужно помочь в указании этих сведений. В этом случае будет лучше, если вы внесете данные заранее и раздадите детям листы с уже заполненными графами.

Задание теста формулируется следующим образом:

«На этих двух страницах нарисованы незаконченные фигуры. Если вы добавите к ним дополнительные линии, у вас получатся интересные предметы или сюжетные картинки. На выполнение этого задания отводится 10 минут.

Постарайтесь придумать такую картинку или историю, которую никто другой не сможет придумать. Сделайте ее полной и интересной, добавляйте к ней новые идеи. Придумайте интересное название для каждой картинки и напишите его внизу под картинкой» (Эту инструкцию необходимо предъявлять строго по тексту, не допуская никаких изменений. Даже небольшие модификации инструкции требуют повторной стандартизации и валидизации текста .

Если учащиеся волнуются, что они не успевают закончить задание вовремя, успокойте их, сказав им следующее:

 

 

11

 

«Вы все работаете по-разному. Некоторые успевают нарисовать все рисунки очень быстро, а затем возвращаются к ним и добавляют какие-то детали. Другие успевают нарисовать лишь несколько, но из каждого рисунка создают очень сложные рассказы. Продолжайте работать так, как вам больше нравится, как вам удобнее».

Интерпретация результатов тестирования.

 

1. Беглость, или продуктивность. Этот показатель не является специфическим для творческого мышления и полезен прежде всего тем, что позволяет понять другие показатели КТТМ. Данные показывают, что большинство детей выполняют от 7 до 10 заданий.

3.  Оригинальность. Этот показатель характеризует способность выдвигать идеи, отличающиеся от очевидных, общеизвестных, общепринятых, банальных или твердо установленных. Тот, кто получает высокие значения этого показателя, обычно характеризуются высокой интеллектуальной активностью и не комфортностью. Оригинальность решений предполагает способность избегать легких, очевидных и неинтересных ответов. Как и гибкость, оригинальность можно анализировать в соотношении с беглостью с помощью индекса, вычисляемого описанным выше способом.

4.  Разработанность. Высокие значения этого показателя характерны для учащихся с высокой успеваемостью, способных к изобретательской и конструктивной деятельности. Низкие – для отстающих, недисциплинированных и нерадивых учащихся. Показатель разработанности ответов отражает как бы другой тип беглости мышления и в определенных ситуациях может быть как преимуществом, так и ограничением, в зависимости от того, как это качество проявляется.

 

4.2.4 Опросник  «КАК Я ВИЖУ СЕБЯ»

Предполагаемые одаренные дети могут предоставить нужную информацию о себе. Ниже приводится образец одного  опросника  для учащихся начальной школы, который мы использовали  в своей работе.

КАК Я ВИЖУ СЕБЯ

Пожалуйста, отметь свое согласие или несогласие с каждым утверждением.

(Да) (Нет)

1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы.

2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.

3. Я люблю работать над особыми проектами.

4. Мне нравится обсуждать разные идеи.

 

12

5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя частью хорошего рассказа или книги при их чтении и от придумывания новых событий.

6. У меня хорошее чувство юмора.

7. Моя работа всегда особенная.

8. У меня появляется много идей при решении проблемы.

9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.

10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.

11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий или то, что трудно.

12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре,  чтобы показать свои чувства.

13. Мне не нравится соглашаться с кем-либо без того, чтобы обдумать это.

14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.

15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.

16. Я занимаюсь спортом и разными играми.

17. Я хорошо занимаюсь в школе.

18. В школе меня любят другие дети.

19. Я понимаю и люблю других людей.

20. Я дружелюбен/дружелюбна и умею ладить с людьми.

21. Другие люди знают, что я умница/умник.

22. Я  хороший и понимающий друг/подруга.

23. Со мной легко ладить.

Напиши ниже о своих увлечениях, интересах, коллекциях.

___________________________________________________

Напиши ниже то, о чем бы ты хотел/а бы узнать побольше

___________________________________________________

 

13

Здесь напиши что-нибудь еще о себе.

___________________________________________________

Фамилия __________ Класс __________ Дата ____________

 Результаты исследования

Апробация методик определения одаренности проводилась на учащихся 2В класса. Выбор класса вязан  тем, что учитель уже достаточно хорошо знает своих учеников,  их потенциальные возможности. Также учитывался тот аспект, что чем раньше будут определены способности и задатки ребенка тем больше времени будет у его педагогов и родителей для их развития.

5.1Результаты изучения общей одаренности

Для изучения общей одаренности было проведено тестирование в котором приняли участие родители учащихся 2 В класса и классный руководитель .

Цель исследования -  оценка общей одаренности ребенка оценка адекватного восприятия уровня  сформированности  девяти характеристик, обычно  наблюдаемых у одаренных детей. Поставленные оценки откладываем на графике. Идеальный вариант – правильный девятиугольник. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую работу. Также мы сравнили результаты оценки качеств, поставленные учителем и родителями. Результат получился следующим:

70% оценок родителей и учителя практически совпадают

20% оценки родителей выше, чем у учителя

10% оценки учителя выше, чем оценки родителей.

5.2  Для изучения уровня развития интеллекта был проведен СТРУКТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТА АМТХАУЭРА адаптированный к детям младшего школьного возраста. Он включал в себя 5 типов заданий, каждое из которых проверяло способность к определенным видам интеллектуальной деятельности. Результаты были обобщены и внесены в таблицу.

 

 

 

 

 

14

Фамилия имя

№1

Способность

формировать

суждения

№2

Проверка

 чувства

языка,

понимание

 значения слов

№3

Комбинаторные

способности,

подвижность,

переключаемость

мышления,

№4

Способность

к форми-

рованию

понятий

№5

Теори-

тическое

матема-

тическое

мышление

всего

Уровень развития мышления

1.Абалонская

Алла

10

9

5

9

5

38

достаточный

2.Аблезов

Александр

9

10

2

9

4

34

средний

3.Агирова

Суанда

9

8

2

10

5

34

средний

4.Варшанидзе

Диана

9

5

9

9

8

40

достаточный

5.Дураченко

Дарья

8

4

5

10

7

34

средний

6.Дьякова

Дарья

6

7

5

9

5

32

средний

7.Жданова

Руслана

6

6

2

7

5

26

средний

8.Жумарева

Варвара

8

5

3

8

5

29

средний

9.Иващенко

Арина

9

6

5

9

7

36

средний

10.Колесников

Александр

10

9

6

9

5

39

достаточный

11.Колчин

Андрей

9

6

5

9

7

36

средний

12.Колчина

Екатерина

7

6

3

10

6

32

средний

13.Курилов

Егор

6

7

0

8

8

30

средний

14.Поджарова

Диана

9

9

2

9

7

36

средний

15.Порецкая

Кристина

9

6

3

7

4

29

средний

16.Саприна

Полина

8

9

6

9

6

39

достаточный

17.Унтевский

Эмиль

8

6

4

10

5

33

средний

18.Хамирзова

Белла

8

6

2

9

9

34

средний

 

Высокий уровень мышления не показал не один респондент

Достаточный уровень -4 человека- 22,2%

15

 

Средний -14 человек   77,8%

Необходимо отметить, что в классе нет учащихся удовлетворительным и низким  уровнем развития интеллекта, а наиболее слабо развиты комбинаторные способности, подвижность, переключаемость мышления и средний уровень развития теоретического математического мышления.

Учителю необходимо обратить  внимание  на  развитие  этих способностей у учащихся.

5.3. Результаты изучения креативности (сокращенный вариант фигурной батареи теста  П.Торренса)

На основе проведенного теста составлены оценочные листы

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия ,имя         Колчин Андрей

 пол                        муж

Возраст                8 лет

Школа № 1

Класс

Дата проведения теста  19.09.2013

 

 

№ категории

Оригинальность

Разработанность

1

31

2

5

2

28

2

3

3

38

2

5

4

58

2

5

5

10

1

2

6

37

2

5

7

18

2

5

8

 

2

3

9

4

1

6

10

64

1

4

 

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

 

10

17

43

По Т-шкале

 

70

75

 

 

16

Заключение: Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей –высокая  Разработанность – средняя  граница нормы.              

                                 ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

Фамилия ,имя         Варшанидзе Диана

 пол                        жен

Возраст                8 лет

Школа № 1

Класс 2В

Дата проведения теста  19.09.2013

 

 

№ категории

Оригинальность

Разработанность

1

38

2

7

2

64

2

6

3

66

2

5

4

33

2

4

5

9

2

7

6

64

2

3

7

62

2

2

8

4

2

8

9

58

2

6

10

60

2

2

 

Беглость

Гибкость

Оригинальность

Разработанность

 

9

20

50

По Т-шкале

 

85

80

Заключение: Беглость и гибкость соответствует возрасту. Оригинальность идей – высокая.  Разработанность – верхняя граница нормы.

Анализ  оценочных листов  показывает, что 90% детей обладают способностями выдвигать  оригинальные идеи, гибкостью и беглостью мышления, что характеризует развитие их творческих интеллектуальных, изобретательских и конструктивных способностей.

17

 

5.4Анализ информации, полученной на основе  данных опросника

«Как я вижу себя»

В опросе участвовали 16 учащихся

Вопрос

Да

Нет

1. Я люблю собирать и разбирать разные предметы

11

5

2. Мне нравится обдумывать что-то в уме, решать арифметические задачи.

14

2

3. Я люблю работать над особыми проектами.

12

4

4. Мне нравится обсуждать разные идеи.

15

1

5. Я испытываю удовольствие от того, что представляю себя частью хорошего рассказа или книги при их чтении и от придумывания новых событий.

14

2

6. У меня хорошее чувство юмора.

15

1

7. Моя работа всегда особенная.

11

5

8. У меня появляется много идей при решении проблемы.

8

8

9. Я умею планировать то, что я хочу сделать, и придерживаюсь своего плана.

16

0

10. Я не против того, чтобы отличаться от других людей.

9

7

11. Мне нравится учить то, что отличается от обычных заданий или то, что трудно.

10

6

12. Я часто прибегаю к музыке, рисованию или игре,  чтобы показать свои чувства.

12

4

13. Мне не нравится соглашаться с кем-либо без того, чтобы обдумать это.

9

7

14. Я часто высказываю свое отношение к чему-то, даже если считаю, что другим это не понравится.

7

7

15. Я трачу больше времени, чем мне надо, на домашние задания, потому что мне нравится учиться.

8

8

16. Я занимаюсь спортом и разными играми.

14

2

17. Я хорошо занимаюсь в школе.

13

3

18. В школе меня любят другие дети.

7

9

19. Я понимаю и люблю других людей.

11

5

20. Я дружелюбен/дружелюбна и умею ладить с людьми.

15

1

21. Другие люди знают, что я умница/умник.

8

8

22. Я  хороший и понимающий друг/подруга.

16

0

23. Со мной легко ладить

12

4

 

18

Анализ ответов свидетельствует о позитивном отношении учащихся к учебе  и друг - другу и окружающим людям.

Из увлечений на первом месте компьютер, затем коллекционирование камешков, раковин, спорт.

Выводы и рекомендации

1Анализ современных теорий, концепций и моделей одаренности позволяет утверждать, что одаренность не статичная личностная характеристика, а динамический ресурс. В связи с этим «центр тяжести» в работе по выявлению и развитию одаренности учащихся смещается в сторону разностороннего развития личности каждого ребёнка через повышение качества школьного образования и создание социально-педагогических условий для реализации личностного потенциала учащихся.

2.Так как в настоящее время нет реально-применимой в условиях школьного образования методики измерения одаренности как целостной характеристики личности, мы не можем оценить одаренность ребёнка, но «увидеть» её признаки и развивать их  вполне реально.

3.Выявление одаренных детей – продолжительный процесс, связанный с анализом развития конкретного ребенка. Эффективная идентификация одаренности посредством какой-либо одноразовой процедуры тестирования невозможна. Поэтому вместо  одномоментного отбора одаренных детей необходимо направлять усилия на постепенный, поэтапный поиск одаренных детей в процессе их обучения .

 

4.Необходимо снизить вероятность ошибки, которую можно допустить в оценке одаренности  ребенка как по положительному критерию, так и по отрицательному критерию: высокие значения того или иного показателя не всегда являются свидетельством одаренности, низкие значения того или иного показателя еще не являются доказательством ее отсутствия. Данное обстоятельство особенно важно при интерпретации результатов тестирования.

 

5.Рекомендуем использовать в работе   достаточно информативные  и сравнительно не сложные  в применении  методики по изучению одаренности.    

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОБЩЕЙ ОДАРЕННОСТИ

 

АМТХАУЭРА ИНТЕЛЛЕКТА СТРУКТУРЫ ТЕСТ

ТЕСТ КРЕАТИВНОСТИ ТОРРЕНСА

А также  разработанное нами мультимедийное пособие

 

19

 

5. Ресурсы  

Мультимедийное пособие

6. Партнеры

Психолог школы Стрельба Е.Б, администрация и педагогический коллектив МБОУ СОШ №1

7. Целевая аудитория

Педагогические работники общеобразовательных учреждений

8. План реализации

Создание целевой программы «Одаренные дети» и Банка данных одаренных детей МБОУ СОШ №12013-2014 год

9. Ожидаемые результаты и социальный эффект

В результате реализации программы «Одаренные дети» каждый ребенок будет иметь возможность развивать свой потенциал, учителя получат возможность выявлять и развивать способности ребенка. В результате больше обучающихся школы будут принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, добиваясь высоких результатов. Это повысит репутацию школы и привлечет в нее еще больше учеников.

10. Перспективы дальнейшего развития проекта

Проект будет интересен также работникам дошкольного образования, поэтому целесообразно привлечь к участию в его реализации психологов и воспитателей ДОУ. Также в рамках Всероссийского  конкурса «Грани науки» наш проект получил диплом лауреата конкурса и получил диплом I степени 25 республиканской научно- практической конференции в области биологии экологии и охраны природы, что позволит использовать материалы учителям РА и РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

Список  использованной литературы.

1. С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии. - СПб.: 1998.

2. Холодная, Психология интеллекта: парадоксы исследования: Томск,1997.

3. Аверин, Психология личности: Учебное пособие.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

4. Т.И. Артемьева, Методический аспект проблемы способностей, М.: «Наука»,1977

5. В.Н. Дружинин, Психология и психодиагностика общих способностей, РАН

6. Л.С. Выготский. К вопросу о динамике детского характера, Собр. соч. в 6 т. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.

7. Я.Л. Коломинский, А.А. Панько. Психологическая готовность к школе Популярная психология для родителей. М., 1998.

8. А.Г.Маклаков, Общая психология, учебник для вузов, СПб.: Питер, 2004

9. Ю.Б. Гиппенрейтер, Введение в общую психологию, Курс лекций.- М. «Черо», при участии издательства «Юрайт», 2003.

10. Н.С. Лейптес, Возрастная одаренность и индивидуальные различия. Избранные труды: МПСИ, 2003.

11. Журнал «Одаранный ребенок»:№3, 2002.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

21

 

 


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» станицы

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» станицы

Содержание 1.Краткая аннотация проекта________________ 3 2

Содержание 1.Краткая аннотация проекта________________ 3 2

Краткая аннотация проекта Проект ««Технологические аспекты выявления одаренности учащихся» затрагивает проблемы диагностики и развития одаренных детей

Краткая аннотация проекта Проект ««Технологические аспекты выявления одаренности учащихся» затрагивает проблемы диагностики и развития одаренных детей

Обоснование необходимости проекта

Обоснование необходимости проекта

Действительно, процесс идентификации признаков одаренности у детей нельзя считать конгруэнтным выражению «выявление одарённых детей», так как ни один специалист после проведения процедуры диагностики не может…

Действительно, процесс идентификации признаков одаренности у детей нельзя считать конгруэнтным выражению «выявление одарённых детей», так как ни один специалист после проведения процедуры диагностики не может…

Для достижения поставленных целей исследования были поставлены следующие задачи: 1

Для достижения поставленных целей исследования были поставлены следующие задачи: 1

Вывод о том, что гениальность, вопреки традиционному заблуждению, по большому счету, не зависит от генов, доказывают и те многочисленные факты, что в семьях гениев, не…

Вывод о том, что гениальность, вопреки традиционному заблуждению, по большому счету, не зависит от генов, доказывают и те многочисленные факты, что в семьях гениев, не…

Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей

Инструкция Вам предлагается оценить уровень сформированности девяти характеристик, обычно наблюдаемых у одаренных детей

Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей

Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу

Этот график дает наглядное представление о том, в каком направлении следует вести дальнейшую воспитательную работу

Инструкции к тестовым заданиям

Инструкции к тестовым заданиям

Предполагаемые одаренные дети могут предоставить нужную информацию о себе

Предполагаемые одаренные дети могут предоставить нужную информацию о себе

Другие люди знают, что я умница/умник

Другие люди знают, что я умница/умник

Результаты были обобщены и внесены в таблицу

Результаты были обобщены и внесены в таблицу

Саприна Полина 8 9 6 9 6 39 достаточный 17

Саприна Полина 8 9 6 9 6 39 достаточный 17

Беглость Гибкость Оригинальность

Беглость Гибкость Оригинальность

Анализ оценочных листов показывает, что 90% детей обладают способностями выдвигать оригинальные идеи, гибкостью и беглостью мышления, что характеризует развитие их творческих интеллектуальных, изобретательских и конструктивных…

Анализ оценочных листов показывает, что 90% детей обладают способностями выдвигать оригинальные идеи, гибкостью и беглостью мышления, что характеризует развитие их творческих интеллектуальных, изобретательских и конструктивных…

Анализ ответов свидетельствует о позитивном отношении учащихся к учебе и друг - другу и окружающим людям

Анализ ответов свидетельствует о позитивном отношении учащихся к учебе и друг - другу и окружающим людям

Ресурсы Мультимедийное пособие 6

Ресурсы Мультимедийное пособие 6

С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии

С. Л. Рубинштейн, Основы общей психологии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2017