Педагогический проект волонтерской деятельности с детьми дошкольного возраста.
Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада, где происходит объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
«Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики
«Педагогический проект волонтерской деятельности детей
дошкольного возраста с ОВЗ»
«Мы вместе»
Антипина Елена Михайловна
Учитель – логопед МБДОУ
«Детский сад «Золотой ключик»
2018Введение
«Если ребёнка учат добру, в результате будет добро,
учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок
не рождается готовым человеком,
человеком его надо сделать!»
В.А. Сухомлинский.
Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка, когда формируются
ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности,
основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном
укладе и родной земле.
Стремительные политические, социальноэкономические изменения, происходящие
сегодня в обществе, создали условия для частичной подмены духовнонравственных
ценностей материальным благополучием. Именно поэтому в настоящее время крайне важно
создать правильную функционирующую систему духовнонравственного воспитания в
дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной
культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие
телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.
Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей
содержательной потенциальной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней
образования. Особенностями дошкольного детства, обладающего
самоценностью и
собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование
психики; сензитивность для становления всех базовых компонентов культуры,
обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе, и от того, в каких условиях
будет развиваться ребенок, насколько ему помогут взрослые, зависит его будущее.
Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно
нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного
наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение
национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития
образования духовнонравственное воспитание является одной из важнейших задач в
воспитании подрастающего поколения. Актуальность этой задачи в современной России
отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования. В методологическую основу разработки и реализации
Федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена
Концепция духовнонравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Проблема духовно – нравственного воспитания представлена в ФГОС дошкольного
образования в логике ценностного и социокультурного подходов.
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и
воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовнонравственных и
социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах
человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числеценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных,
самостоятельности и
ответственности ребёнка…»
физических качеств,
инициативности,
Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность добровольческих
объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы:
Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);
Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в
Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30
июля 2009 г. № 1054р; Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82ФЗ «Об общественных
объединениях»;
Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98ФЗ «О государственной поддержке молодежных
и детских общественных объединений»; Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135ФЗ»
О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Актуальность
Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных
условиях. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения
в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера
ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и
бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Волонтерство в дошкольном
учреждении способствует развитию у детей милосердия, как умения пожалеть слабого,
маленького, больного; бескорыстно помочь нуждающимся без напоминания и подсказки;
отказаться от чегото значимого, интересного для себя. Это нельзя потрогать, это можно
только прочувствовать, пропустить через свое сердце, душу. Правильно организованное
духовно нравственное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни,
имеют решающее значение в становлении основ личности.
Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения
предполагается в условиях детского сада, где происходит объединение активных, творческих
педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия
в добровольческих мероприятиях.
Актуальным остается вопрос о личности педагога, о его нравственнодуховной
культуре. Может – ли педагог (воспитатель ДОУ) быть примером для своих воспитанников в
отзывчивости и милосердии. Он олицетворяет для ребенка всё то новое и важное, что входит
в его жизнь в дошкольном детстве. Чем выше духовно – нравственный уровень педагога, тем
более эффективно педагогическое воздействие на детей.
Целеполагание
Согласно целевым ориентирам на этапе завершения дошкольного образования,
обозначенным в ФГОС ДО, «Ребенок овладевает основными культурными способами
деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,…
обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно
взаимодействует со взрослыми и сверстниками,…подчиняется правилам и социальным
нормам…»
С учетом того, что у воспитанников с ОВЗ (ОНР – 3 уровня) из – за речевого
недоразвития выявляется недостаточность произвольной сферы, снижен познавательный
процесс, низкий уровень саморегуляции, несоответствие словарного запаса возрастнымнормам и т.д. Следовательно, приоритетное направление педагогического воздействия – это
преодоление речевого недоразвития, приближение ребенка с ОНР к возрастным показателям.
Таким образом, мною определена основная цель проекта «Мы вместе»
удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и формирование духовно
– нравственного самосознания воспитанников и их родителей через участие в проекте.
Реализация проекта «Мы вместе» направлена на расширение определенных
задач:
представления о волонтерском движении у детей старшего
расширение
дошкольного возраста, педагогов детского сада, родителей воспитанников;
расширение и систематизация представлений детей о доброте и зле, милосердии и
сострадании;
построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников;
овладение практическими навыками волонтерского движения всех участников
образовательного процесса;
улучшение детско – родительских отношений, формирование у родителей более
чуткого отношения к ранимой детской душе;
формирование духовного и нравственного сознания детей и взрослых;
формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном
привлечение общественности к волонтерской деятельности;
движении,
обогащение активного и пассивного словарного запаса детей, диалогического
общения в процессе бесед, по итогам прочтения художественной литературы,
просмотров мультфильмов и фильмов.
создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного
образования, достижение целевых ориентиров дошкольного образования.
Срок реализации проекта – январь – май 2018 г.
Тип проекта: образовательнотворческий
I – этап подготовительный, январь
II – этап основной, февраль май
III – этап заключительный, май
Основные мероприятия проектаСовместная
деятельность
педагогов с детьми
Сбор материала для
поделок.
Подбор
художественной
литературы
музыкальных
произведений.
и
месяц
Этап работы Содержание работы
январь
Подготовите
льный
Подготовка методического обеспечения
проекта.
Изучение литературы, интернет –
ресурсов.
Анкетирование
воспитанников и
родителей «Что мы знаем о
волонтерах?»
Подбор детской художественной
литературы о добре,
милосердии,
отзывчивости,
Подбор мультфильмов и сказок о добре
и зле, отзывчивости и жестокости
Разработка Акций.
Сбор материала для поделок.
Разработка занятий и дидактических
игр.
Создание презентаций по темам
художественной литературы и бесед.
Промежуточные результаты: Проведение анкетирования; подбор художественной
литературы и мультфильмов про добро, милосердие, взаимопомощь, любовь ко всему
живому. Разработка Акций. Сбор материала для поделок. Разработка занятий и
дидактических игр. Разработка совместных операций с родителями.
февраль Основной
Проведение мероприятия торжественное
посвящение детей в волонтеры
«Лучики».
Беседа с родителями на тему
«Волонтер кто он?».
Просмотр видеороликов «Волонтерское
движение».
Просмотр мультфильмов:
«Умка»», «Чебурашка и Крокодил
Гена»,
Прослушивание песен: «Дорогою
добра», «Доброта».
Чтение художественной литературы: С.
Я. Маршак «Друзьятоварищи»; В.
Осеева «Добрые слова»; В. Маяковский
«Что такое хорошо, что такое плохо»;
В. Катаев «Цветик – семицветик», В.
Митт – «Шарик в окошке», сказка «Три
сына»».
Беседа на тему: «Что такое добро?»,
«Где живёт доброта?»
Акции: «Подари книгу», «Засветись»,
«Берегите братьев наших меньших»,
Операция: «Сбереги природу не бросай
батарейку», «Кормушка».
«Мы помощники» организация игр с
малышами, совместные игры.
Представление для детей с
хороводными играми и плясками
МБДОУ «Аленушка» г.Ядрин.
Работа над лексико
– грамматическим
строем речи в
упражнениях
«Назови ласково»,
«Хорошо плохо»,
«Составь
предложение
правильно»,
Подбери слово», «Я
начну,
ты
а
продолжи»,
«Наоборот»,
до
«Посчитай
«Оцени
пяти»,
«Что
поступок»,
доброго делают
люди
этой
профессии».
«Я не должен – я
должен», «Секрет»,
«Мост дружбы»
Согласование
числительных с
существительными
игры: «Доброе
слово», «Куклу
подарю»,
«Пожалуйста»,
« Что такоеРесурсное обеспечение
С целью реализации проекта «Мы вместе» было использовано следующее ресурсное
обеспечение:
мультимедийное оборудование,
книжный фонд,
посещение детской библиотеки г. Ядрина.
Ожидаемые результаты
Исходя из цели и задач проекта «Мы вместе», в ходе реализации комплекса
разработанных мероприятий я планирую получить:
долгосрочные ожидаемые результаты:
формирование активной гражданской позиции сотрудников ДОО, воспитанников и их
родителей,
повышение духовно – нравственного сознания дошкольников,
формирование у воспитанников духовно – нравственного сознания,
создание благоприятной эмоциональнокомфортной обстановки для взаимодействия
детей и взрослых,
развитие связной речи, грамматической стороны речи, расширение активного и
пассивного словаря.
краткосрочные ожидаемые результаты:
создание «Литературной копилки» произведения детской художественной
литературы о добре, милосердии, отзывчивости.
создание альбома « Кладец народной мудрости пословицы и поговорки о доброте,
зле и взаимопомощи»
проведение акций,
создание фото – выставки «Наши добрые дела»
создание книги «Добрые дела».
Участники проекта:
дети 57 летнего возраста с ОНР (3 уровень речевого развития);
воспитатели;
учительлогопед;
родители;
социальные партнеры МБУ «Централизованная библиотечная система» Ядринского
района г.Ядрина, МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин, МБДОУ «Детский сад
«Колосок» Ядринского района, БУ «Ядринский комплексный центр социального
обслуживания населения» МТ и социальной защиты Чувашской Республики.
Распространение результатов проекта
Презентация проекта на педагогическом совете дошкольной организации, на районном
методическом объединении;
Проведение акций с освещением на сайте МБДОУ http://www.edu21.cap.ru/?
t=eduid&eduid=4180
ЗаключениеВ.В. Путин сказал : «Предлагаю объявить 2018 – й Годом добровольца и волонтера.
Это станет призванием ваших заслуг перед людьми, перед самыми простыми нашими
гражданами, которым вы оказываете помощь и поддержку, оценкой вашего коллосального
вклада в развитие нашей страны. Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля,
энергия, великодушие и есть главная сила России».
Таким образом, организация деятельности волонтерского движения в детском саду
при активном участии педагогов, родителей и детей это уникальная возможность влиять на
формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
Одна из глубинных человеческих потребностей стремление к общению и
взаимодействию, потребность быть принятым и вовлеченным в личностно значимые
социальные отношения. Добровольческая деятельность дает педагогу, родителям
возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки,
необходимые в дальнейшей жизни, для ответственного лидерства и исполнительской
деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью.
Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе,
с одной стороны способствуют раскрепощению,
творческому
самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств
человека, как доброта, милосердие.
самораскрытию,
Особое значение в волонтерской деятельности для дошкольников с нарушениями речи
играет деятельностный подход, как например участие в акциях, совместной деятельности с
родителями и младшими воспитанниками.
Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного
объединения родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй
волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников
таких качеств как милосердие, ответственность, самостоятельность; оптимизации детско
родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми
участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья
– детский сад – социум».
Литература
Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. М.: Спарк. 2010. 189с.
Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика,
2011, №8.
Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. М.:
ДМК Пресс, 2012. 178с.
Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. М.: Перспектива. 2009. 298с.
Година Г.Н. Нравственность и воспитание. М.: Спарк. 2011. 289с.
Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. М,: Просвещение. 2010. 298с.
Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. М,: Владос. 2008.
289с
Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А.,
Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. М.: Просвещение,
2009. 209с.
Нравственнодуховное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. 209с.
4.
5.
6.
7.
8.
1.
2.
3.
9.10.
11.
Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А..
М., 2010. 199с.
Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовнонравственном воспитании
дошкольника. М.: Просвещение. 2010. 109с.
Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. 239с.
12.
Интернет – ресурсы
1. https://nsportal.ru/
2. http://www.maam.ru/login
3. https://infourok.ru/statyanravstvennoevospitaniedoshkolnika2667570.html