Педагогический проект волонтерской деятельности детей дошкольного возраста

  • Мероприятия
  • docx
  • 16.04.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Педагогический проект волонтерской деятельности с детьми дошкольного возраста. Новизна данной темы состоит в том, что организация волонтерского движения предполагается в условиях детского сада, где происходит объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях.
Иконка файла материала проект Мы вместе.docx
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Золотой ключик» г. Ядрин Чувашской Республики «Педагогический проект волонтерской деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ» «Мы вместе»   Антипина Елена Михайловна   Учитель – логопед МБДОУ    «Детский сад «Золотой ключик» 2018Введение «Если ребёнка учат добру, в результате будет добро,  учат злу – в результате будет зло – ибо ребёнок  не рождается готовым человеком,  человеком его надо сделать!»   В.А. Сухомлинский.  Дошкольное   детство   ­   это   важный   период   в   жизни   ребенка,   когда   формируются ощущения   собственных   возможностей,   потребность   в   самостоятельной   деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле.  Стремительные   политические,   социально­экономические   изменения,   происходящие сегодня   в   обществе,   создали   условия   для   частичной   подмены   духовно­нравственных ценностей материальным благополучием. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать   правильную   функционирующую   систему   духовно­нравственного   воспитания   в дошкольных   учреждениях;   систему,   построенную   на   ценностях   традиционной   духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека. Дошкольное детство является одним из главных образовательных ресурсов, по своей содержательной потенциальной ёмкости, не уступающей ни одной из последующих ступеней образования.   Особенностями   дошкольного   детства,   обладающего     самоценностью   и собственной логикой развития, являются: интенсивное созревание организма и формирование психики;   сензитивность   для   становления   всех   базовых   компонентов   культуры, обусловливающих дальнейшее личностное развитие в онтогенезе, и от того, в каких условиях будет развиваться ребенок, насколько ему помогут взрослые, зависит его будущее.  Настоящее   и   будущее   нашего   общества   и   государства   определяются   духовно­ нравственным   здоровьем   народа,   бережным   сохранением   и   развитием   его   культурного наследия,   исторических   и   культурных   традиций,   норм   общественной   жизни,   сохранение национального   достояния   всех   народов   России.   Поэтому  на   современном   этапе   развития образования  духовно­нравственное   воспитание   является   одной   из   важнейших   задач   в воспитании   подрастающего   поколения.   Актуальность   этой   задачи   в   современной   России отражена   и   в   Федеральном   государственном   образовательном   стандарте     дошкольного образования.   В   методологическую   основу   разработки   и   реализации     Федерального государственного   образовательного   стандарта   дошкольного   образования   была   заложена Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина   России. Проблема   духовно   –   нравственного   воспитания   представлена   в   ФГОС   дошкольного образования в логике ценностного и социокультурного подходов. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание   в   целостный   образовательный   процесс   на   основе   духовно­нравственных   и социокультурных   ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числеценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных,   самостоятельности   и ответственности ребёнка…»   физических   качеств,   инициативности, Нормативной   правовой   базой,   на   которой   основана   деятельность   добровольческих объединений и организаций в Российской Федерации, являются следующие документы: ­ Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30); ­ Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117); ­   Концепция   содействия   развитию   благотворительной   деятельности   и   добровольчества   в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054­р; ­ Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82­ФЗ «Об общественных объединениях»; ­ Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98­ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»; ­ Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135­ФЗ» О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Актуальность Современные  дети  живут   и   развиваются   в   совершенно   новых   социокультурных условиях. Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании волонтерского движения в детском саду как социальном институте, который должен готовить к жизни. Для волонтера ценны такие качества как трудолюбие, доброжелательность к окружающим людям, забота и бережное отношение к природе, отзывчивость и милосердие. Волонтерство в дошкольном учреждении     способствует   развитию   у   детей   милосердия,   как   умения   пожалеть   слабого, маленького,   больного;   бескорыстно   помочь   нуждающимся   без   напоминания   и   подсказки; отказаться от чего­то значимого, интересного для себя. Это нельзя потрогать, это можно только   прочувствовать,   пропустить   через   свое   сердце,   душу.   Правильно   организованное духовно ­  нравственное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, имеют решающее значение в становлении основ личности. Новизна   данной   темы     состоит   в   том,   что   организация   волонтерского   движения предполагается в условиях детского сада, где происходит объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста для участия в добровольческих мероприятиях. Актуальным   остается   вопрос   о   личности   педагога,   о   его   нравственно­духовной культуре. Может – ли педагог (воспитатель ДОУ) быть примером для своих воспитанников в отзывчивости и милосердии. Он олицетворяет для ребенка всё то новое и важное, что входит в его жизнь в дошкольном детстве. Чем выше духовно – нравственный уровень педагога, тем более эффективно педагогическое воздействие на детей. Целеполагание Согласно   целевым   ориентирам   на   этапе   завершения   дошкольного   образования, обозначенным   в   ФГОС   ДО,   «Ребенок   овладевает   основными   культурными   способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности,… обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям и к себе, активно взаимодействует   со   взрослыми   и   сверстниками,…подчиняется   правилам   и   социальным нормам…» С   учетом   того,   что   у   воспитанников   с   ОВЗ   (ОНР   –   3   уровня)   из   –   за   речевого недоразвития   выявляется   недостаточность   произвольной   сферы,   снижен   познавательный процесс,   низкий   уровень   саморегуляции,   несоответствие   словарного   запаса   возрастнымнормам и т.д. Следовательно, приоритетное направление педагогического воздействия – это преодоление речевого недоразвития, приближение ребенка с ОНР к возрастным показателям. Таким   образом,   мною   определена   основная   цель   проекта   «Мы   вместе»   ­ удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и  формирование духовно – нравственного самосознания воспитанников и их родителей через участие в проекте. Реализация   проекта   «Мы   вместе»   направлена   на   расширение   определенных задач:        представления   о   волонтерском   движении   у   детей   старшего расширение   дошкольного возраста, педагогов детского сада, родителей воспитанников; расширение и систематизация представлений детей о доброте и зле, милосердии и сострадании; построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников; овладение   практическими   навыками     волонтерского   движения   всех   участников образовательного процесса; улучшение детско – родительских отношений, формирование у родителей более чуткого отношения к ранимой детской душе;  формирование духовного и нравственного сознания детей и взрослых;   формирование инициативной группы педагогов и родителей, участвующих в данном привлечение общественности к волонтерской деятельности;   движении, обогащение   активного   и   пассивного   словарного   запаса   детей,   диалогического общения   в   процессе   бесед,   по   итогам   прочтения   художественной   литературы, просмотров мультфильмов и фильмов. создание   условий   для   реализации   основных   направлений   ФГОС   дошкольного образования, достижение целевых ориентиров дошкольного образования. Срок реализации проекта – январь – май 2018 г. Тип проекта: образовательно­творческий I – этап  подготовительный,  январь II – этап основной, февраль ­ май III – этап заключительный, май Основные мероприятия проектаСовместная  деятельность  педагогов с детьми  Сбор материала для поделок. Подбор художественной литературы   музыкальных произведений. и месяц Этап работы Содержание работы январь Подготовите льный Подготовка методического обеспечения  проекта. Изучение литературы, интернет –  ресурсов. Анкетирование   воспитанников   и родителей   «Что   мы   знаем   о волонтерах?» Подбор   детской   художественной литературы   о   добре,   милосердии, отзывчивости, Подбор мультфильмов и сказок о добре и зле, отзывчивости и жестокости Разработка Акций. Сбор материала для поделок. Разработка занятий и дидактических  игр. Создание презентаций по темам  художественной литературы и бесед. Промежуточные результаты:  Проведение анкетирования; подбор художественной  литературы и мультфильмов про добро, милосердие, взаимопомощь, любовь ко всему  живому. Разработка Акций. Сбор материала для поделок. Разработка занятий и  дидактических игр. Разработка совместных операций с родителями. февраль Основной Проведение мероприятия торжественное посвящение детей в волонтеры  «Лучики». Беседа  с родителями на тему  «Волонтер ­ кто он?». Просмотр видеороликов «Волонтерское  движение». Просмотр мультфильмов: «Умка»», «Чебурашка и Крокодил  Гена»,  Прослушивание песен: «Дорогою  добра», «Доброта». Чтение художественной литературы: С.  Я. Маршак «Друзья­товарищи»; В.  Осеева «Добрые слова»; В. Маяковский  «Что такое хорошо, что такое плохо»;   В. Катаев   «Цветик – семицветик», В.  Митт – «Шарик в окошке», сказка «Три  сына»».  Беседа на тему: «Что такое добро?»,  «Где живёт доброта?» Акции: «Подари книгу», «Засветись»,  «Берегите братьев наших меньших»,  Операция: «Сбереги природу ­ не бросай батарейку», «Кормушка». «Мы помощники» ­ организация игр с  малышами, совместные игры. Представление для детей с  хороводными играми и плясками  МБДОУ «Аленушка»  г.Ядрин. Работа над лексико –   грамматическим строем   речи   в упражнениях «Назови   ласково», «Хорошо   плохо», «Составь предложение правильно», Подбери слово», «Я начну, ты а продолжи», «Наоборот», до «Посчитай  «Оцени пяти»,   «Что поступок», доброго   делают люди этой профессии». «Я   не   должен   –   я должен», «Секрет», «Мост дружбы» Согласование числительных с  существительными  игры:  «Доброе  слово», «Куклу  подарю»,  «Пожалуйста»,  « Что такоеРесурсное обеспечение С целью реализации проекта «Мы вместе» было использовано следующее ресурсное  обеспечение: ­ мультимедийное оборудование, ­ книжный фонд,  ­ посещение детской библиотеки г. Ядрина. Ожидаемые результаты Исходя   из   цели   и   задач   проекта   «Мы   вместе»,   в   ходе   реализации   комплекса разработанных мероприятий я планирую получить: ­ долгосрочные ожидаемые результаты: ­ формирование активной гражданской позиции сотрудников ДОО, воспитанников и их родителей, ­ повышение духовно – нравственного сознания дошкольников, ­ формирование у воспитанников духовно – нравственного сознания, ­ создание благоприятной эмоционально­комфортной обстановки для взаимодействия детей и взрослых, ­   развитие   связной   речи,   грамматической   стороны   речи,   расширение   активного   и пассивного словаря. ­ краткосрочные ожидаемые результаты: ­   создание   «Литературной   копилки»   ­   произведения   детской   художественной литературы о добре, милосердии, отзывчивости. ­  создание альбома « Кладец народной мудрости ­ пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи»  ­ проведение акций, ­ создание фото – выставки «Наши добрые дела» ­ создание книги «Добрые дела». Участники проекта: ­ дети 5­7 летнего возраста  с ОНР (3 уровень речевого развития); ­  воспитатели;  ­ учитель­логопед; ­ родители;  ­ социальные партнеры МБУ «Централизованная библиотечная система» Ядринского района  г.Ядрина,  МБДОУ «Детский сад «Аленушка» г.Ядрин, МБДОУ «Детский сад «Колосок»   Ядринского   района,   БУ   «Ядринский   комплексный   центр   социального обслуживания населения» МТ и социальной защиты Чувашской Республики. Распространение результатов проекта Презентация проекта на педагогическом совете дошкольной организации, на районном методическом объединении; Проведение   акций   с   освещением   на   сайте   МБДОУ  http://www.edu21.cap.ru/? t=eduid&eduid=4180  ЗаключениеВ.В. Путин сказал : «Предлагаю объявить 2018 – й Годом добровольца и волонтера. Это   станет   призванием   ваших   заслуг   перед   людьми,   перед   самыми   простыми   нашими гражданами, которым вы оказываете помощь и поддержку, оценкой вашего коллосального вклада в развитие нашей страны. Это будет ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России». Таким образом, организация деятельности волонтерского движения в детском саду при активном участии педагогов, родителей и детей ­ это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.  Одна   из   глубинных   человеческих   потребностей   ­   стремление   к   общению   и взаимодействию,   потребность   быть   принятым   и   вовлеченным   в   личностно   значимые социальные   отношения.   Добровольческая   деятельность   дает   педагогу,   родителям возможность   проявить   себя   в   различных   моделях   взаимодействия,   приобрести   навыки, необходимые   в   дальнейшей   жизни,   для   ответственного   лидерства   и   исполнительской деятельности, которая является осознанной и естественной социальной потребностью. Прогрессивные процессы всех сторон жизни, протекающие сегодня в нашем обществе, с   одной   стороны   способствуют   раскрепощению,   творческому самовыражению личности, а с другой стороны – высветили дефицит таких духовных качеств человека, как доброта, милосердие.   самораскрытию, Особое значение в волонтерской деятельности для дошкольников с нарушениями речи играет деятельностный подход, как например участие в акциях, совместной деятельности с родителями и младшими воспитанниками. Внедрение волонтерского движения в дошкольном учреждении на основе свободного объединения   родителей,   педагогов   и   детей,   деятельность   которых   продиктована   доброй волей, а не принуждением приведет к более эффективному формированию у дошкольников таких   качеств   как   милосердие,   ответственность,   самостоятельность;   оптимизации   детско­ родительских отношений; повышению рейтинга образовательного учреждения так как всеми участниками проекта будет осознанно принято единое образовательное пространство «Семья – детский сад – социум». Литература Ананьев Б.Г. Воспитание дошкольников. ­ М.: Спарк. ­ 2010. ­ 189с. Асташова Н.А. Концептуальные основы педагогической аксиологии// Педагогика,  2011, №8. Арчибальд Р.С. Управление высокотехнологичными программами и проектами. ­ М.:  ДМК Пресс, 2012. ­ 178с. Буре Р.С. Основы нравственного воспитания детей. ­ М.: Перспектива. ­ 2009. ­ 298с. Година Г.Н. Нравственность и воспитание. ­ М.: Спарк. ­ 2011. ­ 289с. Запорожец А.В. Воспитание детей в раннем возрасте. ­ М,: Просвещение. ­ 2010. ­ 298с. Козлова С.А. Сущность нравственного воспитания дошкольников. ­ М,: Владос. ­ 2008. ­ 289с Нравственно эстетическое воспитание ребенка в детском саду./ Ветлугина Н.А.,  Казакова Т.Г., Пантелеева Г.Н. и др.; Под ред. Ветлугиной Н.А.. ­ М.: Просвещение,  2009. ­ 209с. Нравственно­духовное воспитание в детском саду./Под ред. Буре Р..С. М.,2010. ­ 209с. 4. 5. 6. 7. 8. 1. 2. 3. 9.10. 11. Нравственное воспитание в детском саду./ Под ред. Нечаевой В.Г., Марковой П.А.. ­  М., 2010. ­199с. Островская Л.Ф. Беседы с родителями о духовно­нравственном воспитании  дошкольника. М.: Просвещение. ­ 2010. ­ 109с. Учимся общаться с ребенком./ Петровский В.А. и др. М.,2010. ­ 239с. 12. Интернет – ресурсы 1. https://nsportal.ru/  2. http://www.maam.ru/login  3. https://infourok.ru/statya­nravstvennoe­vospitanie­doshkolnika­2667570.html