Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Оценка 5
Педсоветы
docx
администрации
Взрослым
06.11.2019
Тема актуальна в условиях современного образования, так как работа с родителями требует поиска новых форм, методов работы. Данная разработка будет полезна заместителям по воспитательной работе при подготовке и анализе работы в данном направлении.
Представлен подробный анализ ВР с родителями, графики.
педсовет апрель 2018.docx
Педсовет
«Разнообразные формы работы с родителями
как условие эффективности современного образования»
«Чтобы хорошо узнать ребенка, надо хорошо знать его семью»
В.А. Сухомлинский
Цель: поиск и определение оптимальных и наиболее эффективных форм
сотрудничества лицея и семьи.
Задачи:
1. Проанализировать состояние связей лицея с семьёй на данном этапе.
2. Определить основные проблемы во взаимодействии семьи и лицея.
3. Выявить пути, формы и способы расширения и углубления взаимосвязей
лицея, семьи, учреждений и организаций, действующих в микрорайоне
учебного заведения.
4. Обобщить и систематизировать опыт работы с семьей в лицее в разные
возрастные периоды.
5. Разработать принципы эффективного взаимодействия семьи и лицея.
Участники: администрация, социальный педагог, педагогпсихолог и учителя
лицея.
Подготовительный этап.
1. Создание инициативной группы по подготовке педсовета.
2. Проведение анкетирования родителей. Обработка полученных результатов.
3. Собеседование с классными руководителями по проблемам их
взаимодействия с родителями.
4. Посещение родительских собраний, подготовка по итогам наблюдений
аналитической справки.
5. Формирование группы экспертов.
План проведения:
1. Вступительное слово (актуальность проблемы).
2. Организация работы с родителями в лицее. Итоги анкетирования родителей
по теме: «Удовлетворенность родителей организацией образовательно
воспитательного процесса».
3. Специфика работы с семьей в различные возрастные периоды:
Особенности работы с родителями в начальной школе.
Особенности работы с родителями в среднем звене.
Методы изучения семьи.
Особенности работы с различными категориями семей.
4.
«Аукцион идей». Формулировка и принятие решений педсовета.
1 1. Актуализация.
Ход педсовета
СЦЕНКА
1 Дорогие товарищи, родители. Мы пригласили вас сегодня затем, чтобы сообщить
вам о новых безобразиях, учиненных вашими детьми.
2 Дорогие товарищи учителя, наши дома стоят рядом со школой, и мы своими
глазами видим, что позволяют себе ваши ученики.
3. Ваши дети!
4 Ваши ученики!
1 Интересно, а кто это приносит из дома мобильные телефоны и устраивает
большой симфонический оркестр на уроках?
2 А кто заставляет детей пилить ножки стульев, якобы выполняя домашнее задание
по труду?
3. А вы видели, что ваши дети делали со стенами школы?
4. Правильно, а кто их писать научил?
1 Не мешало бы оказать помощь школе в благоустройстве территории.
2 Правильно, правильно, а то приезжаешь за ребенком – машину поставить негде,
что за дела? Давно пора стоянку организовать.
3. Вот и сделайте – ваши дети.
4. Нет уж. Ваши ученики…
1 Ваши дети!
2 Ваши ученики!
3. Ваши дети!
4. Ваши ученики!
Ведущий: Стоп, ничья!!!
Конфронтация семьи и школы достигла своего предела. Семья не всегда
прислушивается к проблемам школы, школа отвечает тем же, обвиняя
родителей в бездействии, полном отсутствии семейного воспитания. Попав в
ножницы между школой и семьей, дети вынуждены лавировать,
приспосабливаться, что приводит, в конечном счете, к безнравственности.
Школа и семья – два разных социальных института и по
О
происхождению, и по природе существования, и по назначению.
современных семьях много пишут и говорят.
2 Семья – первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего детства направляет сознание,
волю, чувства ребенка. Под руководством родителей дети обретают свой первый жизненный опыт, умения и
навыки жизни в обществе.
Макаренко подчеркивал: «Воспитание есть процесс социальный в широком смысле слова.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего – люди. Из них на первом месте – родители и
педагоги». Но школа не может ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся
личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить
положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в
допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Педагог в качестве профессионала, наделенного способностью «вводить ребенка в контекст
культуры и социальные отношения».
Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это
работа с их родителями». Семьи очень разные, у каждой семьи свои проблемы
и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ на вопрос о том, как
взаимодействовать с семьей.
Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс
различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с
родителями и ребенком в конкретной ситуации.
Работа с родителями и социумом должна быть поставлена на первый план для реализации задачи
создания условий «открытости» ОО, расширения и укрепления взаимодействия педагогического состава и
родителей.
Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие
педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком.
Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и
согласовано будут решать проблемы воспитания.
Ни для кого не секрет, что деятельность школы в разы превышает интенсивность деятельности
семьи. Но иначе и быть не может, так как именно педагоги являются специалистами в области образования, а
потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к
сотрудничеству.
Возникает необходимость в создании модели взаимодействия с семьёй на основе сотрудничества и
взаимопомощи. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени
активности и уровня психологопедагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать
родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть и качество образовательного процесса.
Ответственность здесь делится пополам, и стороны выступают не заказчиками и исполнителями,
а скорее членами одной команды с разными функциями и сферой приложения сил. В таком типе
взаимодействия обязательно присутствует двусторонняя обратная связь.
В условиях внедрения новых образовательных стандартов
возрастает значимость взаимодействия семьи и школы, что связано: с ростом
запросов родителей к качеству образования детей;
развитием
коммуникативных навыков, информационной культуры детей и взрослых;
педагогическим сопровождением семейного воспитания, в котором
нуждаются родители в связи с недостаточной компетентностью в вопросах
воспитания; социальной и педагогической поддержкой детей и семей,
3 находящихся в трудной жизненной ситуации; созданием условий для духовно
нравственного развития и воспитания.
Семья и семейное воспитание испытывают сегодня в России огромные
трудности: усиливаются расслоения семей по уровню доходов, растет число
разводов, разрушается традиционная структура семьи, увеличивается число
гражданских браков. Современная семья, к сожалению, бедна – не только
материально, но и духовно. Объясняется это просто: родителям, чтобы
обеспечить семью приходится работать в двухтрех местах, что сводит
общение с ребенком к минимуму и снижает воспитательный потенциал семьи.
Поэтому сегодня ЦЕЛЬ нашего Педсовета: поиск и определение
оптимальных и наиболее эффективных форм сотрудничества лицея и
семьи.
Вопрос 1. Организация работы с родителями в лицее. Итоги
анкетирования родителей по теме: «Удовлетворенность родителей
организацией образовательновоспитательного процесса».
С введением Федерального государственного стандарта большое
внимание уделяется работе с родителями.
Федеральный государственный образовательный стандарт представляет
собой трехсторонний общественный договор между семьёй, обществом,
государством.
Родители обучающихся становятся субъектами
образовательного процесса, непосредственно участвующими в ходе его
проектирования и реализации.
Согласно требованиям ФГОС НОО (пункт 22): «В целях обеспечения
реализации основной образовательной программы в образовательном
учреждении для участников образовательного процесса должны создаваться
условия, обеспечивающие возможность:… участия обучающихся, их
родителей (законных представителей), педагогических работников и
общественности в разработке основной образовательной программы,
проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, а также в
формировании и реализации индивидуальных образовательных маршрутов
обучающихся…».
Какова социальная ситуация в нашем лицее?
Социальный паспорт
№
п\п
Социальные категории
Колво
семей
Колво
учся
% учащихся
данной
категории от
общего колва
учащихся
4 1
2
3
4
5
6
7
8
с
родителями
291
88
5
11
2
257
46
5
10
2
Неполные семьи
Многодетные семьи
Семьи безработных
Семьи с учся –инвалидами
Семьи
инвалидами
Семьи СОП
Опекунские семьи
Малообеспеченные семьи
Эти данные свидетельствуют о том, что в лицее есть определенное
которые не могут оказывать положительное
35
10,5
0,6
1,3
0,2
2
17
330
4
17
392
0,5
2
47
количество семей,
воспитательное воздействие на ребёнка.
В каждой категории семей имеются свои характерные риски.
Но некоторые из них объединяют единые факторы риска, а именно:
отсутствие удовлетворительных материально – бытовых условий
проживания учащихся;
нарушение моральнопсихологической удовлетворённости ребёнка (из
за бытовых условий, дефицит общения с родителями);
асоциальный образ жизни родителей и т.д.;
недостаточный уровень взаимопонимания детей в приёмных семьях с
приёмными родителями, между опекунами и их подопечными.
Необходимость и важность взаимодействия ОО и семьи очевидны.
В свете перехода образования к деятельностному подходу, нам
необходимо пересмотреть свои взаимоотношения с родителями. Нужно,
чтобы они не были сторонними наблюдателями за образовательным и
воспитательным процессом, а непосредственными участниками (члены жюри,
координаторы в конкурсе,
сопровождающие на
соревнования…). Это уже имеет место в нашей практике.
экскурсоводы,
В лицее разработана и реализуется программа «Семья», которая
включает 3 основных направления:
психологопедагогическое просвещение родителей;
вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс;
участие родителей в управлении ОО.
Основными формами работы с родителями в лицее являются:
родительские собрания (общешкольные и классные собрания);
индивидуальные беседы с родителями;
общешкольные родительские лектории;
дистанционное информирование (сотовая связь, стенд для родителей,
памятки, буклеты);
вовлечение родителей в учебновоспитательный процесс (родительские
собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении
5 материальнотехнической базы, конкурсы рисунков, поделок из
природного материала, городской конкурс «Новогодний карнавал»,
Музыкальнолитературный конкурс «Дуэт доброты и нежности»).
помощь родителей в уборке и озеленении пришкольной территории и
другая спонсорская помощь.
Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по укреплению связи
с родителями обучающихся.
Так,
участниками городской конференции
«Государственно
общественное управление образованием: опыт, проблемы, перспективы
развития» стали родители: Бавыкина А.С. (2в класс), Попов С.В. (3б), Лойша
М.В. (7в класс), Шлей И.В. (7в класс).
В рамках конференции были рассмотрены вопросы:
1.Возможность социального партнёрства ОО.
2. Конфликтные ситуации между родителями и ОО. Пути решения.
3. Питание в школе и дошкольных образовательных организациях.
4.Организация платных образовательных услуг.
Конференция «Безопасная психологическая среда в образовательной
организации: профилактика агрессивного поведения» (22.03.2018).
Часто используемая форма работы с родителями – общешкольные
родительские собрания. В нашем лицее она используется для правового,
психологического и педагогического просвещения родителей учащихся
разного возраста. Для создания единого информационного пространства
семьи и ОО включение такой формы работы с родителями в план работы
лицея просто необходимо.
Значительное место в системе работы с родителями учащихся
отводится психологопедагогическому просвещению родителей.
В рамках общешкольных собраний были рассмотрены вопросы:
1. «Адаптация 1х, 5х, 10х классов».
2. Профилактика простудных, инфекционных заболеваний.
3. Организация горячего питания.
4. Комплексный подход в профилактике безнадзорности, беспризорности
и правонарушений среди несовершеннолетних.
5. Предупреждение ДТП с участием учащихся – инспектор ОГИБДД.
6. Интернетбезопасность – важное условие сохранения психологического
здоровья учащихся.
7. Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ, СПИД в городе Рубцовске.
8. Прохождение государственной итоговой аттестации.
Порядок
проведения ЕГЭ.
9. Собрание для родителей будущих первоклассников.
10.Порядок проведения государственной итоговой аттестации. Подготовка
к ОГЭ.
11.Собрания в рамках Марафона2018.
6 Вопросы вызвали заинтересованность среди родителей, однако, следует
отметить низкую посещаемость собраний родителями 3, 4 классов в ноябре, 5
7 классов в апреле. Общая явка составила 13,8% и 19,2% соответственно.
Очень важными и нужными являются собрания родителей выпускных
классов. На собраниях администрация ориентировала родителей учащихся 9,
11 классов на пути дальнейшего получения образования детей, выбор
экзаменов для итоговой аттестации. На этих собраниях родители могли
пообщаться с администрацией школы, учителями – предметниками, решить
волнующие их вопросы.
Родительские собрания в рамках Марафона – это рассказ о тех делах
и событиях, которыми живет детский коллектив лицея. К собраниям ребята
готовят небольшие выступления. Отрадно, что в этом году, явка 1, 2 классов
была практически 100%. Конечно, на такие собрания родители всегда идут с
удовольствием, потому что на них родители не просто получают полезную,
необходимую информацию, но и, самое главное, узнают об укладе жизни
школьного коллектива в целом. Таким образом, через полученную на
родительских собраниях информацию, формируется родительское доверие к
ОУ.
Регулярно проходят родительские собрания по классам. Это, прежде
всего, педагогические консультации, родительские собрания, индивидуальные
беседы об особенностях возраста и методах подхода к воспитанию ребенка,
по профилактике суицида, употребления ПАВ, безнадзорности и
правонарушений, сохранению и укреплению здоровья, т.е. педагогическое
просвещение родителей, помощь в решении конкретных проблем.
Классными руководителями в течение года проводились родительские
собрания в классах на темы:
«Режим дня младшего школьника»;
«Помощь родителей при выполнении домашних заданий детьми»;
«Проблемы в учебе пятиклассников. Адаптация пятиклассников»;
«Особенности подросткового возраста»;
«Детская агрессия. Причины и последствия детской агрессии»;
«Как противостоять стрессу?» и другие.
В течение всего года классные руководители проводили групповые и
индивидуальные беседы с родителями о питании, успеваемости, дисциплине,
форме одежды. Некоторые родители приглашались на индивидуальные
консультации с учителями и классными руководителями, чьи дети на данный
момент имели проблемы в поведении, в общении с одноклассниками,
учителями или пробелы в знаниях. Учителя знакомили родителей с планом
ликвидации пробелов, советовали, как организовать работу ребёнка дома по
преодолению пробелов и отставания.
7 Консультации проводились также и по инициативе родителей. Надо
отметить, что все классные руководители своевременно информировали
родителей учащихся по всем возникающим вопросам.
В некоторых классах были проведены родительские собрания вместе с
учащимися.
Слабым местом в деятельности классного руководителя по
взаимодействию с родителями является посещение семьи. В основном,
посещение семьи осуществляется после того, как ребенка и его родителей
приглашают на заседание КДН и ЗП по рассмотрению протокола о
совершении подростком правонарушения, либо невыполнением родителями
своих обязанностей по воспитанию и содержанию своих несовершеннолетних
детей. Только в том случае классный руководитель посещает ребенка на
дому, либо заполняет акт жилищнобытовых условий со слов родителей.
Работа педагогов лицея с родителями невозможна без сотрудничества и
активного вовлечения родителей в учебновоспитательный процесс. В 2017
2018 учебном году родители участвовали в разнообразных творческих делах
лицея: выставка рисунков по ПДД, пропаганде ЗОЖ, смотрконкурс поделок
из природного материала «Осенние фантазии», конкурс фотографии «Труд в
моей семье», новогодняя ярмаркапродажа, городской конкурс «Новогодний
карнавал», Музыкальнолитературный конкурс «Дуэт доброты и нежности»,
спортивные соревнования в рамках выборов, ярмарке мастеров в рамках КТД
«Марафон2018». Проект «Две звезды» одна из эффективных форм
взаимодействия педагогического коллектива, учащихся и родителей.
Неформальное позитивное общение располагает к сотрудничеству и участию
родителей в жизни лицея.
Система работы лицея с родителями предусматривает их вовлечение в
деятельность по самоуправлению ОУ. Необходимо отметить, что этот момент
в работе является слабо проработанным, а обязанности членов родительского
комитета сводятся к формальным обязанностям по сбору ден.срна нужды
класса, лицея. Поэтому видится необходимым более активное привлечение
родителей к планированию работы лицея, решению общих вопросов. Хотелось
бы чтоб эта работа носила системный характер.
Положительные тенденции в развитии сотрудничества все же есть – на
родительских собраниях члены родительских комитетов поднимают важные
вопросы по профилактике ДДТТ, организации питания учащихся,
обеспечению безопасности.
По итогам работы родительских комитетов в классах, участия
родителей в различных делах лицея, были выявлены те из них, кто является
активным участником образовательных отношений. Эти родители были
отмечены благодарностью за активное участие в жизни класса, помощь лицею
в рамках Марафона2018. Среди активных родителей можно выделить:
Шинкоренко И.В. (4а), Тарасову К.В. (2а), Бубнову С.А. (2а), Мерзликину
8 Т.В. (4а), Лойша М.В. (7в), Гончарук А.М., Бавыкину А.С. (2в класс), Попова
С.В. (3б), Шлей И.В. (7в) и других.
К числу удачных форм работы с родителями можно отнести
индивидуальные беседы с родителями.
В коллективе хорошо отработана система информирования родителей,
когда в трудных ситуациях классный руководитель, социальный педагог
отправляет по почте необходимые для родителей сообщения, не говоря уже о
мобильной связи. Мы освоили популярные приложения Вибер, Вацап,
посредством которых нам также удается поддерживать связь с родителями.
Распространено общение в социальных сетях наших педагогов,
учащихся и родителей. В социальной сети В контакте педагоги реализуют
важные задачи образовательновоспитательного процесса: имеют возможность
посредством интернетсообществ распространять дополнительный учебный
материал, делать важные объявления, решать текущие вопросы классного
коллектива и просто вести доверительное общение. Подобное взаимодействие
– это своеобразный образовательный блог. В связи с чем очевидны плюсы
использования подобного опыта в работе с родителями. Конечно, это не
заменяет личного контакта участников образовательного процесса, но
экономит время и является дополнительным каналом общения с детьми и
родителями.
Имеет смысл в перспективе в качестве эксперимента разработать
образовательный блог, который расширит возможности использования
единого информационного пространства для более эффективного
взаимодействия всех участников образовательновоспитательного процесса.
Что касается работы с родителями, то блог станет средством привлечения их
к участию в воспитании детей.
Образовательный блог сравнительно новое явление в среде педагогов. Сегодня образовательный блог
является рабочим инструментом учителя, он предоставляет уникальную возможность для общения и
взаимодействия всех участников образовательного процесса: учителей, учеников и их родителей.
Образовательный блог это
• средство обратной связи с родителями (календарь событий, виртуальная доска объявлений);
• средство «повышение квалификации» родителей (консультации для родителей: общение с
ребенком, возрастная психология, вопросы развития, проблемы здорового образа жизни консультации для
родителей плохо успевающих учеников и др.)
• средство обратной связи с учащимися (обсуждение экскурсий, дискуссии по определенной теме)
• средство публикации творческих работ учащихся (рисунки, статьи, фотографии)
• информационная поддержка учебного процесса (мультимедиаматериалы к урокам, материалы для
самостоятельного изучения);
• консультации для детей: межличностное общение, размышления, проблемы развития психических
функций и процессов, актуальных для обучения, вопросы здорового образа жизни;
Кроме того, работа в блоге позволяет всем участникам получать ссылки на полезные интернет –
ресурсы и приобретать навыки культуры общения и безопасного поведения в сети.
Возможности блога, которые открываются для организации воспитательной работы школы и семьи,
поистине широки. Блог является единым информационным пространством для учеников, классного
руководителя, учителяпредметника и родителей.
Возможности сетевого взаимодействия с применением блога:
1. информационная поддержка учебного процесса,
2. внеклассная работа,
3. публикация творческих работ,
9 4. обеспечение обратной связи с учащимися и родителями,
5. формирование культуры общения в сети,
6. своевременное информирование родителей о происходящих в классе событиях,
7. формирование ИКТкомпетенции учащихся и родителей,
8. размещение полезных ссылок для учащихся и родителей.
Он может состоять из следующих проектов, которые находят отражение в блоге:
1. «Позитив» формирование позитивного отношения родителей к школе. В рамках этого проекта и
создан блог, информирующий о школьной жизни.
2. «Родительский Университет» полезные ссылки для родителей, интересующихся проблемами
воспитания детей.
3. «Прямая связь» система оповещения родителей и учащихся.
4. «Семейный заказ» обсуждение проблем взаимодействия школы и семьи.
5. «Почитайка» полезные ссылки для учащихся в сети Интернет (электронные библиотеки,
энциклопедии и т.д.)
6. «Страна мастеров» объявления и ссылки на городские, региональные и всероссийские конкурсы,
привлечение к участию.
7. «Миничат» организация общения друг с другом, обмен информацией, анализ происходящего с
ребенком в школьной жизни, возможность поделиться своими эмоциями.
Выявление семей группы повышенного риска – одно из условий
профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений. Эта
немаловажная задача, решаемая педагогами лицея, к сожалению, не всегда
успешно по ряду причин.
В современных условиях, когда большинство родителей озабочены
решением проблем экономического, а порой и физического выживания,
усилилась социальная тенденция их самоустранения от решения вопросов
воспитания и личностного развития ребенка. Не владея в достаточной мере
знанием возрастных и индивидуальных особенностей детского развития, они
порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В таких семьях нет
прочных межличностных связей между взрослыми и детьми и, как следствие,
авторитетом становится внешнее, зачастую негативное окружение, что
приводит к «выходу» ребенка из семьи.
Проводимая в лицее работа по профилактике девиантного поведения
обучающихся порой является единственным сдерживающим фактором для
некоторых несовершеннолетних детей и подростков, поэтому организация
деятельности лицея в этом направлении – одна из важных задач, стоящих
перед коллективом нашего образовательного учреждения.
Вопросы профилактической работы с детьми и семьями, находящимися
в социальноопасном положении, стоят на постоянном контроле у
администрации лицея, рассматриваются на административных совещаниях,
заседаниях профилактического совета, где заслушиваются отчеты классных
руководителей, обсуждаются трудности, возникающие в этой работе,
намечаются пути их преодоления.
В 2017 учебном году проведено 9 заседаний Совета профилактики,
заслушаны 135 учащихся и 27 родителей, ненадлежащим образом
исполняющие свои обязанности.
В целях предупреждения и профилактики правонарушений
несовершеннолетних, пропаганды здорового образа жизни, в лицее
10 осуществляется контроль посещаемости и успеваемости учащихся лицея и
учащихся «группы риска»; обследование жилищнобытовых условий
учащихся, находящихся под опекой, «группы риска», неблагополучных семей.
Проследить динамику учащихся, состоящих на профилактическом
учете за последние два года можно в таблице.
Динамика учащихся, состоящих на профилактическом учете
за 2016, 2017 гг.
Количество обучающихся
Преступления
й
и
н
е
л
п
у
т
с
е
р
п
о
в
л
о
К
я
и
н
е
л
п
у
т
с
е
р
п
х
и
ш
в
и
ш
р
е
в
о
с
,
ц
и
л
о
в
л
о
К
ВУУ
КДНиЗП
ПДН
Год
сняты
с
учета
постав
лены
на учет
сняты
с
учета
постав
лены
на учет
сняты
с
учета
поста
влен
ы на
учет
Таблица
Правонаруше
ния
й
и
н
е
ш
у
р
а
н
о
в
а
р
п
о
в
л
о
К
я
и
н
е
ш
у
р
а
н
о
в
а
р
п
х
и
ш
в
и
ш
р
е
в
о
с
,
ц
и
л
о
в
л
о
К
2016
2017
10
6
4
1
2
1
0
1
10
10
4
4
1
0
2
0
10
3
10
3
Анализируя данные таблицы можно говорить о положительной
динамике в работе с несовершеннолетними.
Очевидно, что эффективность предупреждения правонарушений среди
несовершеннолетних, уменьшение случаев семейного неблагополучия может
быть достигнуто только на основе комплексного подхода, объединения
усилий субъектов профилактики на всех уровнях, сочетания мер
общественного и административного воздействия, вовлечения подростков,
склонных к противоправным действиям в работу кружков и спортивных
секций.
11 Информирование семей будущих первоклассников – это часть
работы в рамках формирования единого информационного пространства
семьи и лицея. Работа в микрорайоне лицея, проведение родительских
собраний для будущих первоклассников, сотрудничество с детскими садами
на микрорайоне – важные направления работы с родителями в едином
образовательном пространстве.
Акции: «Обратная связь с ОГИБДД», «Сообщи, где торгуют смертью»,
«Телефон доверия» широко используются в работе с родителями для
акцентирования их внимания в решении важных проблем воспитания
подрастающего поколения.
Значение школьного сайта в создании единого информационного
образовательного пространства лицея неоценимо.
От содержания,
организационной структуры и функционирования образовательного сайта
зависят не только успех взаимодействия ОО с внешним миром, но и
образовательные процессы, происходящие внутри учебного заведения. Наш
сайт, как и многие другие образовательные сайты, информационно
представительский, то есть позволяет представить лицей в сетевом
сообществе, сделать доступной информацию о лицее для коллег,
выпускников, родителей, органов управления образования.
Конструирование сайта предполагает адресность, интерактивность и
продуктивность в отношении предполагаемых посетителей. Прежде всего,
сайт осуществляет взаимодействие между всеми участниками
образовательного процесса. С этой целью на сайте размещена информация для
учителей, учащихся, родителей. Кроме того, функционирование сайта
способствует созданию имиджа лицея.
Внедрение программного комплекса «Сетевой город», создание и
открытие доступа всем заинтересованным лицам к сайту лицея предоставляет
следующие возможности:
Оперативный доступ к оценкам за весь период ведения журнала, по
всем предметам, в любое время.
Своевременное информирование родителей об успеваемости,
посещаемости детей, их домашних заданиях и прохождении
программ по различным предметам.
Возможность интерактивного общения между учителями,
администрацией, родителями и учащимися вне зависимости от их
местоположения (форум).
В последнее время широкое распространение получили современные
интернеттехнологии, используемые для изучения мнения родителей об
условиях обучения и воспитания в ОУ. Так, среди родительской
общественности лицея в апреле в текстовом режиме был проведен опрос
удовлетворенности родителей условиями обучения и воспитания в лицее.
12 среди родителей. Всего в опросе приняли участие родители 5в, 6а, 9а, 10а
классов – 98 человек.
Родителям было предложено отметить уровень удовлетворенности по
различным параметрам: удовлетворенность организацией быта в лицее,
организацией
организацией
воспитательного процесса и дополнительного образования, психологическим
климатом.
учебновоспитательного
процесса,
параметры:
Степень удовлетворенности оценивалась по 4х балльной шкале, где:
4 балла – да, полностью устраивает,
3 – не совсем,
2 – не знаю,
1 – нет.
По итогам проведенного опроса были получены следующие результаты.
1 показатель «Организация быта в лицее» (рис. 1) включил в себя
Санитарногигиеническое состояние абсолютно удовлетворены
52% опрошенных родителей, остальные 48% дали ответ – «не
совсем».
Материальнотехническое оснащение абсолютно удовлетворены
50% опрошенных родителей, 35% дали ответ – «не совсем»,
остальные 15% усомнились в ответе.
Оформление помещений лицея абсолютно удовлетворены 52%
опрошенных родителей, остальные 48% дали ответ – «не совсем».
Обеспечение безопасности – абсолютно удовлетворены 34%
опрошенных родителей, 61% дали ответ – «не совсем», остальные
5% дали ответ «не знаю».
Организация питания – абсолютно удовлетворены 56%
опрошенных родителей, 39% дали ответ – «не совсем», 5% не
знают.
13 0
0
15
0
0
0
5
0
5
0
Рис.1. Удовлетворенность родителей организацией быта в лицее
2 показатель «Организация учебновоспитательного процесса» (Рис.
2) включил в себя параметры:
Уровень преподавания – абсолютно удовлетворены 75%
опрошенных родителей, остальные 24% дали ответ – «не совсем»,
1% нет.
Индивидуальный подход – абсолютно удовлетворены 50%
опрошенных родителей, 35% дали ответ – «не совсем», остальные
15% усомнились в ответе.
14 Баланс нагрузок – абсолютно удовлетворены 43% опрошенных
родителей, 52% дали ответ – «не совсем», 5% нет.
Справедливость оценивания абсолютно удовлетворены 90%
опрошенных родителей, 5% дали ответ – «не совсем», 5% не
знают.
Создание условий для самореализации – абсолютно
удовлетворены 57% опрошенных родителей, 43% дали ответ – «не
совсем».
0
1
15
0
0
5
5
0
0
0
15 Рис.2. Удовлетворенность родителей организацией учебновоспитательного
процесса в лицее
3 показатель «Организация воспитательного процесса и
дополнительного образования» (Рис. 3) включил в себя параметры:
Организация внеурочной деятельности – абсолютно
удовлетворены 75% опрошенных родителей, остальные 20% дали
ответ – «не совсем», 5% не знают.
Содержание и качество мероприятий – абсолютно удовлетворены
55% опрошенных родителей, 40% дали ответ – «не совсем»,
остальные 5% усомнились в ответе.
Организация работы кружков и секций – абсолютно
удовлетворены 65% опрошенных родителей, 35% дали ответ – «не
совсем».
Забота о физическом здоровье – абсолютно удовлетворены 60%
опрошенных родителей, 25% дали ответ – «не совсем», 15% не
знают.
16 5
0
5
0
0
0
15
0
Рис.3. Удовлетворенность родителей организацией воспитательного процесса и
дополнительного образования в лицее
4 показатель «психологический климат в лицее» (Рис. 4) включил в
себя параметры:
17 Психологический климат в классе – абсолютно удовлетворены
75% опрошенных родителей, остальные 20% дали ответ – «не
совсем», 5% не знают.
Степень комфорта в среде сверстников – абсолютно
удовлетворены 70% опрошенных родителей, 25% дали ответ – «не
совсем», остальные 5% усомнились в ответе.
Отношение педагогов к ребенку – абсолютно удовлетворены 80%
опрошенных родителей, 15% дали ответ – «не совсем», 5% не
знают.
Ваши отношения с педагогами и администрацией – абсолютно
удовлетворены 80% опрошенных родителей, 15% дали ответ – «не
совсем», 5% не знают.
5
0
5
0
5
0
5
0
18 Рис.4. Удовлетворенность родителей психологическим климатом в лицее
Среди вопросов, которые родителям хотелось бы рассмотреть на
собраниях:
Пятидневка;
Форма для учителей;
Охрана;
Конфликты между детьми;
Особенности подросткового возраста.
50% опрошенных родителей на вопрос «Готовы ли Вы к
сотрудничеству с администрацией, педагогическим коллективом?» дали
положительный ответ. Остальные 50% ответили отрицательно (нет или
ставили прочерк).
19 Анкетирование среди педагогов
Что Вы ожидаете от родителей?
любви и уважения
17
участия в воспитании своего ребенка
14
участие в жизни класса, лицея
взаимопонимания и уважения
4
2
1
18
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Рис. 5
30
25
20
15
10
5
0
Рис. 6
Готовы ли Вы оказать помощь родителям?
28
да
иногда
нет
1
1
0
20 Эффективны ли родительские собрания как форма работы
с родителями?
20
да
нет
иногда
7
2
1
25
20
15
10
5
0
21 Среди форм, используемых классными руководителями в работе с
родителями: беседы, лекции, презентация, тренинг, игра, круглый стол,
консультации.
Надо отметить, что классные руководители установили со многими
семьями доверительные и доброжелательные отношения, что способствует
быстрому решению возникающих проблем и развитию плодотворного
сотрудничества с этими семьями.
Но со всеми родителями пока этого не получается. Некоторые родители
очень неохотно идут на контакт с классным руководителем. Мало
интересуются проблемами своего ребёнка, редко посещают родительские
собрания, классные и общешкольные мероприятия.
Поэтому несмотря на определенные успехи во взаимодействии с
родителями, остается ряд вопросов, требующих решения.
Обобщая результаты деятельности школы для развития взаимодействия
семьи и школы нам необходимо:
1. Выстраивать систему взаимодействия семьи и школы на основе
целевых комплексных программ в соответствии со спецификой деятельности
образовательного учреждения, особенностями семей учащихся, запросами и
потребностями субъектов образовательного процесса.
2. Использовать диагностические методики для выявления проблем
семейного и школьного воспитания, запросов родителей и учащихся, для
определения тематики и содержания родительских собраний, конференций и
других совместных мероприятий педагогов, учащихся и родителей
(анкетирование, интервьюирование, диагностическая беседа, минисочинения,
рисуночные методики для детей, методики незаконченного предложения и т.
д.).
3. Расширять круг интерактивных форм взаимодействия, позволяющих
осуществлять активное включение родителей и учащихся в обсуждение
социальных, педагогических, правовых проблем в системе семейного и
школьного воспитания (использование блоков школьного сайта, создание
образовательного блога).
22 4. Использовать практические формы образовательной поддержки
семьи, повышения родительской компетентности (педагогические и
психологические практикумы, вечера вопросов и ответов, консультации
специалистов по запросам родителей и т. д.).
5.
комплексно использовать информационные ресурсы по
формированию информационного пространства семьи и школы,
информировать родителей по актуальным вопросам современного
образования: изменения в системе образования, новые документы, новые
подходы в воспитании и т. д.
7. Создавать условия для активного включения родителей в
деятельность органов общественного управления, развития общественно
государственного договора между семьей и школой.
8. Осуществлять дифференцированный подход в сотрудничестве с
семьями учащихся с учетом структуры семьи, особенностей семейного
воспитания, социальных проблем ребенка и семьи и т. д.
9. Регулярное обновление информации на сайте школы, его развитие.
23
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Педагогический совет "Формы работы с родителями в условиях ФГОС"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.